Консультирование на программе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На программе существует несколько типов диалогов, которые мы можем проводить с ребенком. Один из вариантов — беседа. Это важная составляющая нашего пребывания, когда мы в свободное время разговариваем с ребенком и узнаем, а что он думает, во что верит, какие у него увлечения. Именно через такой диалог на равных с ребенком происходит огромная часть нашей работы, коррекция самоощущения ребенка. Когда он видит, что взрослый — уважаемый им человек, личность, которой хотелось бы подражать, относится к нему с уважением, понятием, принятием и любовью, а именно это проявляется в диалоге с ребенком, автоматически такой ребенок начинает так о себе думать.

Ребенок понимает, что он достоин любви и принятия, становится более гармоничной, счастливой и уверенной личностью. Люди к такому участнику начинают больше тянуться. Поэтому именно через такое отношение, которое проявляется в обычном диалоге с ребенком, происходит большая часть работы.

Помимо простых разговоров у нас могут быть внесюжетные, неигровые, внепрограмнные разговоры с ребенком, которые мы могли бы назвать мини-консультации.В чем отличие такого разговора от обычной беседы?

Задача мини-консультации — это определенная коррекция поведения. Мы своей консультацией должны воздействовать на одну из трех составляющих: мысли, чувства или поведение.

1. Мысли. В результате консультационной беседы у человека формируются новые интеллектуальные концепции о мире, то есть он начинает по-другому относиться к миру. Согласитесь, часто люди несчастны только потому что определенным образом воспринимают мир. Часто достаточно поменять какую-то одну концепцию в своей голове, чтобы стать счастливым.

2. Чувства. Второе — у ребенка может измениться уровень эмоциональных реакций на определенные события в мире. Это некий маленький эмоциональный тренинг для ребенка. Вы его учите сдерживать злобу, быть более спокойным, вдыхать-выдыхать или используете другие способы эмоциональной коррекции. В результате вашей мини-консультации ребенок учиться, принимает для себя решение или встает на путь того, что он будет по-другому эмоционально реагировать на жизненные ситуации.

3. Поведение. Третье, что может произойти на консультации — ребенок принимает решение по-другому себя вести. То есть выбирает на поведенческом уровне какой-то новый путь.

Итак, ум, эмоции или поведение. Если за время консультации, вы достигли изменений хотя бы по одному из этих пунктов, то можно остановиться и сказать себе: «Это получилось, это здорово». Если что-то получилось, то одно всегда цепляет за собой другое на всех трех уровнях. Если поработать с умом, то он меняет эмоции и меняются поведенческие реакции. Произойти это может не сразу на консультации, человек может не сразу решить, что он по-другому будет думать, чувствовать и жить. Это может произойти в последствии. Выбирайте подход к ребенку, исходя из того какой это ребенок. Ставьте для себя понятные результаты, чтобы вы сами понимали, когда вам стоит закончить. Иначе консультационная беседа может продолжаться целый день. Останавливайте и себя, и участника на каком-то понятном хорошем результате.

Когда вы собираетесь поговорить с ребенком, помните, что это разговор с конечным результатом. В этом еще одно отличие от простой беседы, она может начаться и закончиться в любой момент. А консультация — это ограниченная по времени беседа с определенными целями, которая прекращается, когда одна из целей достигнута, у участника есть результат.

Когда проводить такую консультацию и алгоритм консультационной беседы.

1. Актуализация. Первое, что должно произойти - это какое-то событие, которое актуализирует определенную тему. Здесь мы сразу же расходимся на 2 варианта событий.

➔ С одной стороны, это может быть спонтанное какое-то событие, какой-то бытовой момент на программе, который привел ребенка к актуализации какой-то болезненной темы, приведя его к сильной эмоциональной реакции.

Например, ребенок поссорился с кем-то в комнате или на мастер-классе у него что-то не получилось. Мы не ждали, что произойдет именно так, это получилось спонтанно. Это может быть и просмотр незапланированного фильма, который привел к какой-то неожиданной реакции. И тут у нас может произойти, если есть время и инструктор, хорошая консультационная беседа от 30 минут до часу.

➔ С другой стороны, актуализация темы может быть и часто бывает контролируемым процессом: игровым, сюжетным.

Например, мы провели определенную ролевую игры, целью которой была актуализация темы для разбора с участниками. Скажем, была тема «я и обман. Что такое честно и можно ли врать? Что считается обманом? Почему люди какого-то обманывают, а какого-то нет?». Вы перед ролевой игрой поставили задачу сделать актуальной тему обмана для того, чтобы дети порассуждали и сделали для себя какие-то выводы. Естественно, игра строится таким образом, чтобы эмоционально задеть детей. Тогда уже консультационная беседа идет в рамках большой группы, мы обсуждаем игру все вместе.

2. Эмоциональный запрос. Второе — это эмоциональный запрос. У кого-то из участников он может быть, а у кого-то нет.

➔ Возьмем ситуацию со спонтанной актуализацией.

Например, два ребенка поругались из-за подушки. Один сидит в слезах, другому все равно, у него в принципе в жизни все в порядке. У второго ребенка сейчас нет какой-то темы, которую можно было бы с ним обсудить, чтобы он сделал какие-то выводы и поменялся в жизни.

Невозможно насильно помочь такому ребенку. Даже, если вы видите, что второму участнику хорошо, его никак это не задело, но он был не прав, не так поступил, с ним работать бесполезно. Пока его не заденет такая ситуация, шансов, что он изменится, очень мало. Конечно, вы как педагоги можете поговорить с ним, сказать ему что-то педагогически верное. Но не из серии «жизнь тебя накажет». А из серии, когда вы помогаете другому человеку увидеть, осознать, что он причастен к этой ситуации. Проведите такую беседу, но именно консультацию проводить бессмысленно.

Есть смысл проводить консультационную беседу с тем ребенком, который находится в эмоциональном запросе, реакции. Что такое эмоция? Это огромный ресурс, который дает нам силы для того, чтобы действовать, жить, переосмысливать что-то. Возможно, ребенок сейчас и разозлился только потому, что только такая сильная эмоция как злость может дать ему силы по-другому посмотреть на мир.

➔ В ситуации с запланированной актуализацией (контролируемой).

После проведения игры или мероприятия, на проговоре после больше мы будем работать с теми участниками, кого эта тема сильнее зацепила, у кого максимально актуализирована тема. С такими детьми мы будем разговаривать чуть дольше. Шансов, что именно эти участники сделают глубокие выводы, которые помогут им переосмыслить то, что их привело в такое негармоничное состояние, больше. Это не значит, что остальные дети не будут работать. Внутренняя работа будет происходить у каждого ребенка. Но у кого-то она будет проходить вовне (разговор, а у кого-то немного внутри (внутренний диалог). Поэтому в рамках такой беседы в общем круге будут действовать свои законы. А в формате индивидуальной консультации — свои законы. И в том, и в другом случае алгоритм работы примерно одинаковый.

3. Выявление запроса. Следующий пункт довольно сложный — это выявление запроса. Сложность в том, что нам может казаться все что угодно. Но задача следующего пункта — это понять и помочь сформулировать ребенку то, чего он сам хочет. Как он хочет измениться, что понять, каким стать, в чем его запрос.

➔ Возьмем ситуацию со спонтанной актуализацией.

Сидит ребенок, плачет, можно спросить «Что произошло, кто виноват и что с этим делать?». А можно вести диалог по-другому: «А что ты хочешь, чтобы было дальше. И как ты хочешь, чтобы развивалась жизнь, что должно произойти?». Обратите внимание, чем младше дети, тем больше формулировка будет связана с деятельностью. Например, я хочу, чтобы он не садился на мою кровать или чтобы он не брал мои вещи без спроса. Чем старше становится человек, тем чаще появляются запросы из серии: «я хочу, чтобы со мной дружили», «я хочу, чтобы меня слушали», «я хочу, чтобы ко мне относились с уважением».

Важно, чтобы эта формулировка было без частицы -не. То есть сформулирована в позитиве. Одно дело, когда человек говорит: «Я хочу, чтобы меня не перебивали», а другое: «Я хочу, чтобы меня слушали». Это немножко разные ощущения от таких формулировок на уровне подсознания.

«Я хочу перестать злиться», «Я хочу понять, что же мне делать», «Я хочу понять куда мне идти, каким мне стать». Чем старше становится ребенок, тем выше поднимаются его запросы по уровню соотношения тело-ум-социальная реализация.

➔ В ситуации с запланированной актуализацией (контролируемой).

На обсуждении игры и мероприятия наша задача не только обсудить, как играли участники, но и помочь им сформулировать - Что они хотят из игры привнести в жизнь и как они это могут сделать?

Например: Среди круга участников есть один, который очень недоволен. Он говорит, что он недоволен игрой. Потому что его все обманывали и не давали ему выиграть. С одной стороны, можно разбираться - почему его это так задело, но с точки зрения формулирования запроса, важно будет помочь участнику сформулировать - как он хочет, чтобы было в следующей игре и в жизни. И что он для этого может сделать. Это уже про конструктив и про ресурс, а не про самокопание.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 232.