Лирическое отступление: Как провести мероприятие
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На программах мы всегда сталкиваемся с тем, что отдельным инструкторам или команде целиком нужно провести какое-то мероприятие. Иногда это маленькое мероприятие, короткое, например, игра на знакомство. Иногда, более длинные мероприятия, например, ролевая игра. Есть полный алгоритм, как провести любое от самого маленького до самого большого таким образом, чтобы оно 100% получилось успешным, полезным и интересным для участников.

В этом алгоритме достаточно много пунктов и в какие-то моменты, проводя мероприятие, один пункт будет занимать буквально одну фразу, а иногда это может быть целый блок. Поэтому вам нужно творчески подходить к осознанию и использованию этого алгоритма для того, чтобы он работал, приносил пользу и эффект, который вы задумали.

С чего же стоит начать. У нас всегда есть подневка, некоторый план, программа мероприятия, в котором указано, что сейчас должно происходить. Мы составляем эту подневку, исходя из наших представлений о групповой динамике, исходя из того, что именно необходимо участникам в этот момент. И перед тем как проводить какое-то мероприятие, вам нужно задать себе один короткий вопрос «Какие сейчас потребности у группы? Действительно ли то, что мы запланировали, сейчас необходимо этим участникам?». То есть осознать какая же потребность есть у группы.

Если сейчас у вас по плану проведение игры на знакомство, а участники 3 часа сидели в автобусе и им скорее хочется посетить, например, туалет или они очень голодны и хотят кушать, вряд ли игра на знакомство будет именно тем, что им сейчас нужно. То есть вам нужно еще раз посмотреть на людей, на свой план и еще раз состыковать их между собой. Если все сходится — отлично.

Переходим ко второму пункту - это сбор группы и привлечение внимания участников. На разных программах это может быть по-разному, например, может быть удар в колокол, крик «общий сбор», включение какой-то мелодии, которая указывает всем, что нужно собраться. А может быть вы просто говорите «ребята, сейчас начинается мастер-класс, все внимание на меня». То есть нужно как-то привлечь внимание всех детей.

Дальше вам необходимо поприветствовать ребят, представиться и познакомиться с ними, если вы видите их в первый раз. Это уместно в первый или второй день программы, либо если вы приехали на один мастер-класс. Ребята может быть еще не запомнили ваше имя или запомнили ваше обычное имя, но не запомнили ваше игровое имя. Поэтому в этом случае вам необходимо представиться. Конечно, если идет уже 10-ый день программы, а вы на мастер-классе снова и снова говорите: «Здравствуйте, меня зовут Ваня», это будет выглядеть нелепо. Поэтому это тот пункт, который когда-то присутствует, а когда-то нет.

Четвертый пункт — мотивация участников на участие, ответ на вопрос «зачем участникам сейчас это делать». Это очень важный пункт, который чаще всего пропускают. А от него на 80% зависит успех мероприятия. Если мы не объяснили детям, не поговорили с ними о том, зачем нам это нужно, они не понимают, в чем смысл для них участия в мероприятии, то шансы, что они в итоге получать те цели, которые мы запланировали, становятся меньше.

Как мы можем замотивировать ребят? С одной стороны, это может быть одна короткая фраза «ребята, мы сейчас проведем эту игру, потому что нам всем нужно выучить имена друг друга. Ведь так удобно общаться, когда ты знаешь имя людей, с которыми тебе предстоит жить 14 дней». А иногда мотивация участников может быть более долгим процессом. Так, например бывает, когда мы предлагаем ребятам более комплексное мероприятие.

Например, на мастер-классе вы говорите «сегодня мы с вами будем изучать, как делать вулкан из химических элементов». С одной стороны, вулкан и химические элементы уже мотивируют детей. Но если вы добавите хороший мотивационный блок, зачем им это нужно, успех и включенность участников будет еще больше.

Мотивация бывает игровой и не игровой. Например, игровая мотивация заключается в том, что вечером вам нужно будет сделать вулкан для того, чтобы по сюжету продвинуться. Когда вы этот опыт сделаете, участники получат необходимую квестовую информацию. То есть само действие или результат действия как-то завязан с сюжетом и с игрой программы.

А не игровая мотивация — это то, зачем это ребенку пригодится в жизни. Зачем ему нужно это изучить, как это ему поможет стать более счастливым человеком, в чем смысл для него в данном мероприятии. Используйте и ту и другую мотивацию, это приведет вас к успеху.

Чем сложнее мероприятие, тем больше должен быть мотивационный блок. Когда мы говорим о 3-4-х часовой или двухдневной ролевой игре, то блок с мотивацией участников должен быть еще больше. Если мы говорим о каком-то сложном мероприятие, например, поход 30 км под дождем с элементами подъема на гору и сплава, тут нужно очень хорошо поработать с мотивацией. Иначе через 15 минут дождя детям будет непонятно, а в чем прикол этого мероприятия, и как это изменит их жизнь в лучшую сторону, если конкретно сейчас им катастрофически мокро и плохо.

Не пропускайте этот этап, всегда, когда вы планируйте мероприятие, сами ответьте на вопрос «зачем участникам это делать». Обязательно проговорите это с участниками или спросите у них, дайте им готовый ответ, если нужно. Но каким-то образом мотивацию участников нужно поднимать.

Следующий пункт — сбор ожиданий, чего сами дети хотят от процесса. Когда-то мы его опускаем, когда-то он снова носит небольшой формат, а когда-то это может быть достаточно развернутым этапом. Когда участники приходят на мастер-класс, ничего не мешает вам спросить у них, а что им самим хочется узнать в рамках той темы, которую вы им предложили. Когда вы проводите какую-то ролевую игру или готовили большой квест, вы тоже можете у участников спросить, а чего они ждут. Может быть какие роли они хотят, какую тематику, спрашивайте у участников, а чего они ждут от процесса.

И логичный, после того как вы спросили об их ожиданиях, следующий пункт — разделение ответственности. Ребенок говорит, что пришел на мастер-класс, чтобы узнать что-то новое и от него будет зависеть узнает он это новое или нет. Вы можете быть каким угодно прекрасным педагогом, лектором, но если ребенок лишь на словах хочет что-то узнать, а на действиях этого не происходит, ничего не получиться. Может быть, он не понимает, что ответственность за то, узнает он или нет, лежит на нем. Или например ребенок говорит «Я хочу поиграть в ролевую игру, чтобы повеселиться». И то, насколько он будет веселиться зависит от него. У нас тут не цирк и не какое-то шоу, направленное на то, чтобы вызвать смех участников. Его веселье в его руках. И важно проговорить этот момент с ними.

Опять же этап разделение ответственности может быть каким-то коротким элементом. А может наоборот, это будет целый процесс, как в начале программы, когда идет разделение ответственности за результаты самой программы.

Для проведения комплексных мероприятий мы используем следующий подготовительный этап — это разминка. Она с одной стороны, она разогревает участников, с другой — вводит в тему того, что будет происходить. Так, например, если вы собираетесь провести мастер-класс, во время которого участникам будет необходимо много орудовать ножницами, вы можете в начале мастер-класса провести небольшую игровую разминку, дать им маленькие квадратики, где линиями начерчено, что им нужно вырезать. Или сделать какую-то пальчиковую игру, для того, чтобы размять ручки. Нужно сделать что-то, что будет немножко азартно, будет включать их в тему мастер-класса и в то же время с психологической, физической, эмоциональной точки зрения потренирует их на то, что им необходимо будет выполнять в дальнейшем.

Другой пример. Скажем у вас игра на командообразование, вы задумали провести эсдеишку на программе. Помните, что первые упражнения должны быть легкими, разминочными. Тогда участники точно получат успех, который замотивирует их участвовать дальше. Не надо с первого же упражнения идти на какие-то сложные квестовые задачи и требовать от них решения сразу же комплексных командных сложностей.

Часто у нас на программах берут командное упражнение лабиринт, как отдельное тренинговое задание для всех участников. Перед тем, как проводить лабиринт, важно тоже провести разминку. Может быть это будет какое-то маленькое упражнение в парах, когда один человек с закрытыми глазами, а второй говорит, что делать. Необходимо как-то подготовить участников к тому, что их ждет дальше. Иногда лабиринт остаётся не пройденным не потому что участники не могут, а потому что инструктора не подготовили и такому сложному заданию, не размяли и “командный ду”.

Участники размялись, дальше идет основная часть мероприятия. Необходимо сделать общее описание, прописать инструкции, что необходимо сделать, создать правила и ответить на вопросы. Понятно, что на мастер-классе один формат, в рамках игры уже другое описание, правила, другие ответы на вопросы.

Следующий пункт — это организация деятельности. Организуя деятельность на мероприятии, ваша роль как инструктора многогранна. С одной стороны, вы следите за соблюдением правил и ваших же инструкций. С другой стороны, вы мотивируете участников на то, чтобы у них получилось сделать все самостоятельно. С третьей стороны, вы их консультируете прямо в процессе, давая им какие-то рекомендации. Еще одна роль, которую выполняет инструктор — это контроль за отношениями между участниками. То есть любой мастер-класс можно воспринимать как маленький тренинг командообразования. Когда необходимо не только успешно каждому выполнить свое задание, но и поделить между собой клей, ножницы, пространство, которое всегда находится в некотором ограниченном количестве. То же самое на любой другой игре, могут возникнуть какие-то разногласия между участниками. Вы как взрослый, как педагог не должны решать проблему за детей, но должны организовать взаимодействие таким образом, чтобы участники пришли к успеху и вышли победителями из сложившейся ситуации.

После того, как мероприятие проведено, необходимо завершить его и подвести итоги. Если это была игра на знакомство, фраза «вот и замечательно, а теперь мы выучили имена друг друга». Или «супер, теперь я знаю как минимум 5 имен из 20». Какая-то завершающая фраза, подводящая итог, даже самого маленького упражнения. Может быть даже фраза «очень здорово, вот мы и размялись». В любом случае вам нужно подвести итог того, что произошло. Начиная от одной маленькой фразы, заканчивая 2-х часовым проговором после ролевой игры. Завершение и подведение итогов очень важно.

Стоит организовать обратную связь, спросить у ребят понравилось ли им, что они узнали, спросить, что поменять в следующий раз. Их впечатления и рекомендации. Поблагодарить за активное участие.

И обязательно за собой вместе с участниками все прибрать. И учить их этому, что какое бы мероприятие мы не закончили, оно всегда финиширует только в тот момент, когда ручки оказались на своих местах, костюмы сложены в коробки. Некоторые команды утверждают, что у них не хватает времени на приборку и поэтому у них все валяется. Тут дело не во времени, а в организации процесса... У вас не 2 руки, у вас 2 руки умноженное на количество участников и инструкторов. Используйте ресурс всей команды, которая представлена на программе. Используйте ресурс участников, им всегда приятно нам помогать. И это педагогически правильно учить их завершать процесс приборкой. Гогда в вашей голове будет сидеть мысль, что мероприятие закончено только в тот момент, когда прибрано пространство после него, только тогда у вас будет настоящий порядок на программе. Тот, который: “Чисто не там, где прибирают, чисто там, где не сорят.”

Вот так кратко о том, какая схема у наших мероприятий на программах.

 

 



Вечерний сбор команды.

Командные сборы на программе. Помимо того, что вы 5 раз собираетесь до программы, на программе вам предстоит собираться на такой сбор каждый вечер. Когда дети уложены спать или когда наступает тихое время у старших детей, вы собираетесь инструкторами и иногда за 15 минут, иногда за 2 часа обсуждаете прошедший день и строите планы на следующий.

О чем стоит поговорить в такие вечерние сборы. Для начала важно сказать друг другу спасибо за прожитый день, отметить что в нем было хорошего, поделиться своими эмоциями, переживаниями, рассказать, чем вообще каждый из вас живет. Потому что бывает такое, что каждый на программе так занят, бегает по своим делам и накапливает, как и ребёнок, свои эмоции. И если эти эмоции не высказать, не поблагодарить друг друга или не поругать, то это будет мешать дальнейшей продуктивной работе. Поэтому сначала поговорите про прошедший день.

Дальше, важно построить планы на следующий день. Каждый инструктор должен знать, что в какой момент времени на следующий день запланировано, и что он в это время должен делать. Очень комфортно, когда ты, как инструктор знаешь, что с утра ты проводишь 4 мастер-класса, потом во время прогулки ты играешь с детьми в футбол, с полдника до ужина, когда Маша ведет ролевую игру, ты сначала всем помогаешь переодеться и сделать грим, а во время игры отыгрываешь роль веселой ведьмы. А после ужина твоя задача помыть своих детей, а потом играть на гитаре песни детям. Все, следующий день понятен, ты знаешь, что и во сколько будет происходить, это очень здорово.

Проговор следующего дня, если у вас готова программа заранее, может занимать не очень много времени, 10-15 минут. Если это сложная игровая программа, такая как крепость, и вам необходимо состыковать информацию по сюжетным линиям, которые изменились во время дейдженов, конечно же это потребует большего времени, здесь нужно запастись терпением.

Когда вы обсудили прошедший день, построили планы на следующий день, важно поговорить о детях. Если детей немного и речь идет о первых двух-трех днях программы, можно обсудить буквально каждого ребенка. И если есть какие-то сложные дети, прямо проговорить совместную политику, траекторию, что мы будем делать с такими детьми. Выяснить у кого какой мотив плохого поведения, понять какую тактику нам нужно выбрать, чтобы этих детей включить, адаптировать, социализировать.

Когда у нас появляется такая концептуальная общность, тогда у нас есть шансы доработать с ребенком на 100%. Если, допустим, к какому-то моменту времени вы поняли, что с детьми все в порядке, вы можете в принципе детально не обсуждать каждого ребенка каждый вечер. Но нужно выбрать ключевые точки. Например, в середине программы и ближе к концу обсудить, все ли прошло по плану, добились ли вы по каждому ребенку тех целей, которые вы выбрали.

Когда возникают вопросы с очень сложными детьми, например, они супер не социализированные, для каждой команды психологически безопасно задать себе цель, что вы хотите за эти 14 дней, чтобы произошло с ребенком. Вы не можете сделать так, чтобы за 14 дней он вдруг стал идеальным счастливым ребенком, если его там 14-10-12-даже 7 лет учили тому, что он не хороший, он плохой, что он какой-то не такой. Ему тяжело будет поверить за 14 дней, что он классный, замечательный, хороший и вести себя соответствующим образом. Но какие-то шаги в этом направлении вы сделать сможете, потому что вас много инструментов.

У вас целый арсенал ресурсов: это и атмосфера, и игра, и другие дети, которые могут стать хорошим примером для данного ребенка. То есть выберете какую-то достижимую цель за эти 7 или 14 дней, которые впереди. И в конце программы для себя подведите какой-то итог, насколько хорошо вы поработали по этим детям, добились ли вы результатов, что можно сказать родителям.

Если это какой-то супер сложный ребенок, совсем неадекватный, который нарушает правила, бьет других детей, ваша задача понять, должны ли мы его снова брать на программы. Необходимо поставить в известность методиста и руководство компании, что вот есть такой ребенок, с которым требуется в следующий раз провести индивидуальное собеседование, прежде чем мы его возьмем на программу, потому что он не соблюдает наши правила. Важно какие-то итоги по детям подвести. Или вот у этого ребенка все здорово, вот это работает, поэтому в дальнейшем тактика работы с ним такая и это будет написано в отчете о каждом ребенке.

Поговорили о прошедшем дне, поговорили о следующем, о детях и последнее, что нужно сделать, это как следует повеселиться. Одну минуту, 5 минут, 15 минут, но сколько-то времени нужно повеселиться, потому что это снимает напряжение. Заведите себе шутника в команду, книгу с анекдотами или смешинку, которая будет всем попадать, расслабьтесь, повеселитесь, погуляйте, важны какие-то общие эмоции.

Не зацикливайтесь на том, что у вас только работа. Если вы как люди будете в плохом настроении, вы не сможете потом детей научить тому, как жить счастливой жизнью. Поэтому повеселитесь и вовремя ложитесь спать. Людям нужно время, чтобы выспаться.

Если у вас есть азарт и вдохновение и вам хочется какую-то штуку всем вместе сделать, чтобы на следующий день она произвела фурор у детей, да вы можете один или два, три дня за программу задержаться и лечь спать в 3 часа и проснуться в 7. Но если вы это будете делать системно, скорее всего на всю программу ресурса вам не хватит. Поэтому берегите себя, ваша улыбка, ваша бодрость важна детям. Мы их учим, что нужно вовремя ложиться спать, а когда сами этого не делаем, получается концептуально не целостно. Такие вот вечерние сборы.

 



Дата: 2019-02-02, просмотров: 273.