Что мы делаем, когда нарушаются правила?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мы останавливаемся и находим время для педагогической беседы. Задача этой беседы в том, чтобы выяснить почему ребенок эти правила нарушил и сделать так, чтобы мотивация соблюдать правила преобладала над любой другой.

1. Осознание. Мы останавливаем ребенка, когда он нарушает правила и спрашиваем: «Что сейчас происходит?» Наша задача понять, а действительно ли ребенок понимает, что он нарушает правила или он его забыл.

Например, ребенок сидит на качелях без инструктора и качается.

Инструктор спрашивает: «Петя, что ты сейчас делаешь?».

Ребенок отвечает: «Я качаюсь на качели».

- Все нормально, так можно делать?

- Да, да, да.

Вы тогда ему напоминаете, что может быть, есть правило, касающееся качелей? Может быть, это маленький ребенок и он правда его забыл, вы просто еще раз это правило ему напоминаете. И еще раз просите его же проговорить, зачем оно ему нужно.

- Петя, зачем тебе это правило нужно, как ты думаешь? Чем оно полезно.

И ребенок рассказывает, как ему полезно, безопасно качаться на качелях.

2. Прояснение причины. Если ребенок знает, что он нарушает правило. Например, вы смотрите в окошко, а там Маша одна на улице ягодки собирает. Вы выходите и спрашиваете: «Маша, а что происходит?». «Я гуляю». Вы говорите: «Это нормально? Вот ты гуляешь, ничего плохого не происходит, может быть правило какое-нибудь?» А она говорит: «Ой, да-да, правило нарушила». Вы спрашиваете: «А почему ты правило нарушила? И вышла на улицу без инструктора?». «Я очень хотела ягодки пособирать, а инструктора все заняты».

3. Поиск приемлемого варианта. Ваша задача научить Машу желания вплетать в социально приемлемое русло. То есть то, что она захотела пособирать ягодки и вышла на улицу — не плохо. Плохо то, что она не придумала в рамках правил тот способ, который бы помог ей это сделать. Возможно, ей было страшно подходить к инструкторам, может быть, она правда подходила к каждому инструктору, но все отмахнулись, может, у нее подружек нет вовсе и ей ничего не оставалось, кроме как самой выйти на улицу. Ребенок себя так ведет не обязательно для того, чтобы нам было плохо. А он себя ведет так, потому что не умеет вести себя по-другому. Наша задача найти с ним приемлемые варианты.

 

 

Естественно, в любом случае осознанного нарушения правила, вы обращаете внимание на свои чувства. Если речь идет о мотивах плохого поведения, то какой мотив руководит этим ребенком, что ребенку не достает. Или он правда делает это специально, чтобы спровоцировать вас на определенные эмоции. И тоже действуйте, исходя из мотивов плохого поведения, чтобы ребенок начал вести себя социально приемлемо. Чтобы и нам было комфортно и он был счастлив.

Мы не оставляем без внимания нарушения правил. Если нарушение правил массовое, например, весь дом девочек ночью пошел в гости к мальчикам, нас ждет общий сбор. Во-первых, нужно порадоваться, что у нас такое событие, которое мы можем обсудить с участниками, провести с ними глубокую педагогическую беседу. И спокойно с ними обсуждать их поведение. Что они чаще говорят? Что вот договорились, мы захотели.

Но почему-то дети не видят возможности передоговориться. Было правило, они 5 дней с ним пожили, поняли, что оно не подходит, нужно прийти и передоговориться.

Все 3 пункта: знает ли ребенок правила, если знает, знает ли он зачем эти правила; есть ли возможность социально приемлемого действия в рамках этого правила получения желаемого; мотив плохого поведения — все эти пункты вы должны держать в голове. Вести свой диалог с ребенком, исходя из этих пунктов.

Не жалейте времени. Если первые 2-3 дня вы по каждому нарушению так долго разговариваете с ребенком, он сам не захочет тратить на это времени. Ему проще будет соблюдать правило, чем его нарушать. Конечно, инструктора тоже должны соблюдать эти правила. Во время тихого времени, вы можете сказать участникам, что вам нужно подготовиться к завтрашнему дню, поэтому вы будете нарушать это правило всей командой.

В заключение хотелось бы сказать, что на наших программах введен журнал техники безопасности. Это очень подробный список того, что можно, а что нельзя делать. Этот журнал создан для того, чтобы с юридической точки зрения обезопасить нас. Он не отменяет всех тех мер, которые мы делаем помимо него. Да, журнал, есть. Да, в нем прописаны правила. Да, нам нужно их зачитать и подписать с участниками. Но основной наш метод работы — это не формальный журнал, а такая глубокая и качественная работа с правилами. Когда сначала мы создаем договоренности, потом по каждому нарушению подробно проговариваем с ребенком. И именно это дает положительный результат. Когда вы зачитали все правила вместе и они их подписали, это здорово с юридической точки зрения. Но на самом деле полезно, когда мы подходим к определенному объекту, рассказываем про него правило, то есть все ситуативно. Есть общие правила, вы их проговариваете в общие моменты. А частные правила: автобус, огонь, качели, вода, баня, вы рассказываете в тот момент, когда с детьми актуализировали эту тему, начали этим заниматься.


Один день из жизни программы: Бытовые вопросы.

Одна из сфер ответственности инструктора и стажёра, приезжающего на программу — это комната. Каждый инструктор отвечает за 1-2 комнаты. В них живет от 2 до 5 человек. То есть с бытовой точки зрения каждый инструктор и стажёр несет ответственность за 5-6 человек. Что же входит в сферу ответственности за бытовые моменты. Давайте рассмотрим все с самого начала.

Дети приезжают на программы и расселяются по комнатам. Как правило, расселение по комнатам носить свободный характер, то есть дети сами выбирают с кем они хотят жить. Так инструктор получает в свое распоряжение несколько человек, отводит их в комнату, в которой они будут жить. Что происходит ежедневно на программе с точки зрения ваших обязанностей по ответственности за свою комнату. Давайте рассмотрим весь день, начиная с утра и до отбоя.

Утром ваша задача разбудить детей. При этом в зависимости от того, какой у вас возраст на программе, необходимо выбрать тот способ, который будет максимально приемлемым. Если это малыши, ваша задача разбудить их так, как будто их будит любящая мама или любящий папа, погладить по голове, спросить как спал, пожелать хорошего дня, пошутить и так далее. Если ребята постарше и вы договорились, что у вас другой способ, например, есть дежурные, которые всех будят, это тоже приемлемо. Но в сфере вашей ответственности все равно с утра поприветствовать своих ребят, спросить как они выспались/не выспались, чтобы понимать в каком ресурсном состоянии они находятся.

Если это маленькие дети (от 7 и до 9 лет) ваша задача буквально проконтролировать, чтобы они почистили зубы, умылись, заправили постель и оделись в соответствии с погодой. Если не получается у ребенка самому то, берем его за руку и вместе придумываем игры. Ваша задача сделать так, чтобы маленький ребенок 100% почистил зубы, 100% правильно оделся и заправил свою постель. Соответственно, чем старше становятся дети, тем меньше мы его контролируем. 16-летнего ребенка мы уже за руку не водим чистить зубы, они могут это сделать сами. Средний школьный возраст, это 10-12 лет, возможно, еще нуждаются в таком пристальном контроле. Вы можете следить за детьми сами. Если вы видите, что дети от 9 до 12 лет в принципе в вашей комнате сами чистят зубы и они достаточно ответственны с этой точки зрения, тогда можно оставить их в покое, не дергать и просто контролировать этот процесс. Если вы видите, что требуется более пристальное участие — пожалуйста, участвуйте в этом процессе.

Почистили зубы, оделись, и дальше мы идем на завтрак. Что касается всех приемов пищи, то есть завтрака, обеда, ужина, полдника.

Перед каждым приемом пищи необходимо у младшего и среднего школьного возраста проконтролировать помыли ли они руки. На самом первом приеме пищи важно огласить детям, что мы не носим еду из столовой и кухни в комнаты и другие помещения. Почему мы этого не делаем? Пусть дети сами ответят вам на этот вопрос. Включают логику и скажут: «Ага, еда привлекает зверей, тараканов, мышей, а мы находимся в лесу, поэтому это противоречит санитарным правилам.»

Мы не можем носить еду в комнату и хранить ее там. По этой же причине мы не разрешаем нашим родителям давать детям с собой какую-либо еду. Это не соответствует правилам проживания в доме в лесу. Еда привлекает насекомых, мышей и прочих грызунов, которые в качестве соседей нам не очень нужны в комнатах. Пусть детки сами отвечают на вопрос «Почему нельзя носить еду» и это поможет вам потом каждый раз их не дергать со словами «ага, ты хлеб взял, помидорку несешь, куда несешь». Если мы говорим о яблоке, например, то есть ребенок вышел и ест яблоко по пути от кухни до дома, это приемлемо. А вот хлеб носить в комнату точно не надо.

Вы контролируете, что ваши дети были на приеме пищи и вы должны знать, что кушал ребенок и кушал ли он вообще. Для чего это нужно. Для того, чтобы мы понимали, как ребенок питается. У нас бывают дети, которые по 3 дня едят один хлеб, бывает, что им не подходит питание, у них какие-то сложности с этим. В любом случае отказ от приема пищи — это тревожный знак. Поэтому ваша задача, как инструктора, отвечающего за этого ребенка быть в курсе , а кушает или нет ребенок. Если ребенок не кушает, давайте разберемся, какие могут быть причины у этого.

● Причины психологического плана. Он расстроен, может быть у подросткового возраста девочек, с кем-то поругался, грустит, не адаптировался и соответственно отказывается от пищи. Психологические причины бывают реже, но они возможны. Если вам кажется, что дело именно в грусти ребенка, необходимо пообщаться с ним, выяснить, можем ли мы чем-то помочь, произвести педагогическую беседу. О педагогических беседах на программе я расскажу в другой главе.

● Причины физического плана. И они самые распространенные. Первая, банальная — ребенку не нравится то, что дают. Если ребенку не нравится первые пару дней к третьему дню он забывает, что ему не нравится и начинает есть все подряд. Тем не менее, если это носит категорический характер и ребенок патологически голоден, необходимо решить эту проблему. Возможно, индивидуально что-то приготовить, если ребенок вегетарианец, например, он не ест мясное, а еда только мясная. Нужно как-то контролировать эту ситуацию, быть в курсе, что ребенок не ест, потому что ему не нравится еда, а не почему-то там еще.

● Болит живот. Если это младший школьный возраст, чаще всего это может быть связано с тем, что они испытывают сложность в адаптации к новой сфере, у них могут быть даже быть запоры. Поэтому на 3-4-ый день, мы обязательно проверяем, аккуратненько уточняем у своих детей, ходили ли они в туалет. Если ребенок жалуется, что у него болит живот и поэтому он не ест — естественно ваша задача отвести ребенка к врачу. Прямо проконтролировать, что он сходил к врачу, и врач принял какие-то меры. Потому что больной живот не в вашей сфере компетенции.

● Слабость. Ребенок может отказываться от еды по причине плохого самочувствия, не болит живот, а просто плохо себя чувствует, у него что-то болит, дискомфортно. Опять же мы ведем его к врачу.

Вы проконтролировали кушает ли ребенок во время приема пищи. И если нет, то поговорили с ребенком о том, почему это не так и постарались максимально их решить.

Приемы пищи закончились. Дальше в течение дня происходят какие-то мероприятия. 

Днём. В течении дня, где-то между обедом и ужином или в другое время, смотря как координатор согласовывает это с базой, есть замечательное событие, как влажная уборка в комнатах. Очень важно, чтобы каждый день в комнатах прибирались. Но сделать это не так-то просто. Когда уборщица заходит в комнату к нашим детям, которые живут по 3-4 в комнате, они смотрят, что пол комнаты равномерно уложен вещами, думают как тут пройти с влажной уборкой? Никак. Поэтому в этой комнате они прибираться не будут.

Ваша задача перед этим временем, зайти в свою комнату и проверить, что дети собрали мусор, заправили кровати, убрали лишние вещи в чемоданы, а чемоданы подняли на кровати. Это должно быть буквально на уровне привычки у детей. Пол должен быть чистым. Только при таком условии уборщица сможет прибрать в комнате!

Если бы вы сами хотя бы один раз попробовали прибраться в доме, где живут наши дети, вы бы поняли, что это адский труд. И мы должны холить, лелеять и беречь наших уборщиц, которые помогают нам сохранять здоровье детей. А как мы знаем из советского мультика, чистота — залог здоровья. Поэтому не воспринимайте это как какую-то сложность. Если вам кажется, что это нудное, скучное занятие, которое никак не вписывается в рамки наших веселых программ, сделайте это событие игровым.

Придумайте как вписать этот момент в игровой сюжет или вместе с командой придумайте какую-то музыку, которая будет оповещать о том, что вот сейчас у нас есть ровно 5 минут, на то чтобы прибраться в комнатах. И за эти 5 минут делайте музыку громкой, пусть она будет веселой, все вместе радостно прибираете вещи в чемоданы, а их убираете на кровати и выходите на улицу.

Как правило, час-полтора требуется уборщицам на то, чтобы прибрать дом и, желательно, чтобы в это время все дети были на улице, были заняты либо общей игрой или организованным свободным временем. Этот момент тоже относится к ответственности инструктора за комнату.

 

 

Вечером вас снова ждет бытовая ответственность за комнату. Ваша задача проконтролировать, чтобы дети помылись, на разных базах по-разному. Конечно, все просто, если речь идет о бане. В баню вы вместе с ребенком заходите, вы видите что он там помыл, хорошо ли он там помыл, поменял ли он трусы. А если у нас на базе душевая кабина, то контроль усложняется. Вне зависимости от того о какой базе идет речь, обсудим, что должно точно быть.

 

Младший и средний школьный возраст, т.е. дети до 12 лет. Ваша зона ответственности:

1. Ребенок подмывается каждый день.

2. Ребенок моет голову так часто как это требуется. Что под этой фразой подразумевается. Если у нас жаркое лето и мы каждый день купаемся в озере, у парней, например, короткая стрижка, то пусть они моют голову каждый день. А если мы говорим о девочке, у которой волосы до попы, и она моет волосы раз в неделю, то, соответственно, мы моем голову раз в неделю, максимум 2 раза в неделю.

Если ребенок говорит вам: «Да я раз в две недели дома голову мою», то вы звоните родителям или координатор звонит им и уточняет, а правда, что ребенок один раз в две недели моет голову. Скорее это чепуха, чем истина. За 14 лет практики не разу не встретила ребенка, которому родители моют голову раз в 2 недели.

Помыли голову, дальше надели чистое белье. Камень преткновения между нами и родителями. Мы за хороший отдых, а родители за чистые трусы. Поэтому ваша задача проконтролировать, чтобы ребенок с собой в баню или душ взял чистые трусы и потом их надел. Грязные трусы, как и остальную грязную одежду, например, носки, футболки нужно складывать в отдельный пакетик с грязным бельем. Вы с утра когда контролируете, что надел ребенок, смотрите, сколько осталось чистого, а сколько грязного. Мы в информационном листе пишем, что нужно взять с собой 10 футболок. А если ребенок домой привозит 9 чистых футболок и 12 чистых трусов, то у родителей возникает большой вопрос в том, а стоит ли отправлять с нами детей еще. Это важно. Поэтому контролируем чистую одежду, которую дети надевают в бане и которую надевают с утра, а грязную складываем в отдельный пакетик. Если у ребенка закончились чистые трусы, футболки, одежда, ваша задача помочь ребенку организовать процесс создания чистой одежды. На многих базах у нас есть стиральная машина, которой вы можете воспользоваться. Или вы можете обучить ребенка методам стирки при помощи мыла и тазика, что тоже возможно. Так вы можете помочь ему справиться с этой нелегкой задачей, стиркой вещей. Это полезный педагогический прием. Проконтролировали, что дети вечером помылись, почистили зубы, сделали все гигиенические процедуры.

Дальше самое сложное, веселое и милое занятие — уложить детей спать. Те, кто едет на программы младшего школьного возраста, я рекомендую сразу же запастись какими-то книгами, которые вы будете детям читать. До 12 лет дети с радостью засыпают под ваше чтение. Запастись каким-то багажом терпения и любви к детям, которое поможет вам усыпить их.

Как правило тихое время в нашем понимании — это не время, когда все спят. Но ваша задача в эти 30-40 минут, которые вы проводите с детьми перед сном, сделать их эмоциональное состояние настолько ровным и спокойным, чтобы они, когда вы уйдете, с легкостью и достаточно быстро заснут. Или заснули прямо при вас ,и вы уже спокойно идете с командой общаться.

Если речь идет о старшем школьном возрасте, они спокойно в это время могут быть в общих комнатах, а не в своих. Соответственно, ваша задача, когда тихое время уже переходит в сон проконтролировать, что ваши дети находятся в своей комнате, желаете им спокойной ночи и только после этого лечь спать. Или договориться с другим инструктором, который это сделает.

Чем можно заниматься с детьми в эти 30-40 минут, и как решается задача сделать ребенка эмоционально спокойным, готовым ко сну. Что будоражит детей: громкие игры, скопившиеся эмоции. Соответственно, ваша задача дать этим эмоциям возможность выхода. Вы можете поговорить с детьми о том, как они провели день, рассказать о себе что-то, особенно малыши любят перед сном задавать какие-то вопросы, где вы учитесь, а чем вы занимаетесь, какие-то внепрограммные может быть моменты. Или наоборот обсудить что-то связанное с игрой, поговорить о планах на следующий день. Ребенок маленький как думает, чем быстрее я засну, тем быстрее начнется завтрашний день, которого я так жду. Поэтому можно смело подводить итоги прошедшего дня и строить планы на день грядущий. И это поможет вам быстрее усыпить ваших ребят.

Если вы умеете играть на гитаре или просто хорошо поете, можете смело петь колыбельные детям, чтобы они успокоились. До 12 лет все это работает.

С подростками все иначе, им хочется обсудить сплетни, последние нюансы в отношениях, кто там с кем за ручку ходил, кто кому какие глазки строил. Поэтому на их волне можно поговорить, узнать, что их волнует, чтобы им тоже было проще засыпать.

Все, усыпили детей, проконтролировали, что они спят в своих комнатах, в своих кроватях, можно смело сказать, что ваша работа, с точки зрения ответственности за быт с детьми, на день закончилась.

Давайте подведём итог, вот фокусы внимания инструктора, ответственного за комнату, с бытовой точки зрения:

❖ подъём

❖ гигиенические утренние и вечерние моменты

❖ одежда

❖ еда

❖ чистота в комнате

❖ сон




Дата: 2019-02-02, просмотров: 246.