Как мы повышаем мотивацию детей участвовать в процессах.
1. Сбор ожиданий. Первый этап — сбор ожиданий. Важно узнать у ребят, а чего они ждут. Важно, чтобы они сами проговорили те цели, которые они ставят перед собой на время программы. Чем более творчески вы подойдете к этому процессу, тем лучше.
В классике жанра может быть использована обычная свечка вечером, когда все садятся и рассказывают, кто зачем приехал. Но если вы хотите сделать программу целостной, вы можете придумать тот способ сбора ожиданий, который будет соответствовать тематике, особенностям и идее вашей программы. Это будет очень здорово.
Есть масса игровых форматов, которые помогут эти ожидания собрать. Инструктор ищущий всегда найдет или придумает тот формат, который подойдет под эту программу, этот возраст, этих детей. Как сделать интересным сбор ожиданий, а не формальным, чтобы действительно каждый для себя сформулировал цель? Это необходимо не только для нас, мы хотим узнать зачем приехали дети. Для них это тоже важно, они формулируют цель, к которой они будут идти на протяжении дней и это их мотивирует. Они понимают, что приехал на программу не просто так, есть цель и это здорово.
2. Разделение ответственности. Чтобы еще больше укрепить мотивацию у детей, когда они озвучили цель, мы с ними разделяем ответственность за результат отдыха. Чаще всего это короткий разговор или фраза, «ну что, кто отвечает за этот результат» или «что нужно сделать, чтобы случилось то, что вы ждете?». И даже самые маленькие участники, конечно же, отвечают «я, я, я».
Я ответственный за то, чтобы получить то, что я хочу, от меня зависит появятся ли у меня новые друзья, от меня зависит, как я отдохну. Диагностическим для вас будет, если кто-то будет говорить «нет, вы». С такими детьми нужно индивидуально беседовать, проводить работу. Это не должно быть формально «Кто отвечает за результат?», «конечно, мы» - говорят участники. Нет, это должен быть ответственный процесс, когда участники с полной ответственностью скажут: «Да, я готов выкладываться на 100% для того, чтобы достичь того, зачем я приехал».
3. Согласие на игру. Следующий этап — заключение игрового контракта. “Собирайся народ, кто в прятки идет…” И дети приходят и встают в круг, тем самым выражают свое согласие поиграть. Чем отличается игра от не игры? Если я беру подушку и начинаю по голове дубасить своего друга, ничего не говоря ему, скорее всего это драка. А если я беру подушку, даю ему в руки другую подушку и говорю «давай сыграем в битву на подушках», он говорит «да, давай» и мы начинаем друг друга метелить этими подушкам точно также по голове, это уже не драка, это уже игра.
Поэтому заключение игрового контракта — принципиально важный момент. Потому что если вы вводите детей в игру, начинаете играть с ними в чародеев, не спросив у них разрешения, это скорее похоже на вашу психологическую агрессию по отношению к ребенку. Поэтому обязательно нужно получить их согласие на участие в процессах.
Если у вас игра или сюжетная программа, во время или перед тем как вы получаете это согласие, вы можете ввести один замечательный элемент, вернее два — сыграть, обыграть с детьми тему игры. Тем самым вы опять же упрочите мотивацию ребят к дальнейшему участию в программе и сюжетных моментах.
Что подразумевается под этим. У нас есть несколько составляющих у игры: игровая цель, игроки, правила игры, игровой антураж или реквизит и, конечно же, воображение. Вот 5 пунктов, без которых не будет ни одной игры.
Для того, чтобы дети с уважением относились к каждому из этих пунктов, вы можете с ними это как-то обыграть, придумать какой-то групповой процесс. Например, когда участники делятся на 5 групп и каждая группа пантомимой показывают свою составляющую игры, которую они вытягивают, а остальные отгадывают. Или каждая группа рисует, остальные отгадывают. То есть какой-то игровой процесс, который детям еще раз напомнит, а из чего же состоит игра и напомнит им, что игра — это здорово, азартно, весело, это пространство в котором можно дружить, меняться и получать удовольствие.
Пункт с воображением, он очень значимый, потому что в наших программах, мы не можем в действительности превратить дом в замок. Но мы можем сделать это в своем воображении и в воображении ребенка. И игра и для нас, и для ребенка станет намного красочней и запоминающейся, чем без подключенного воображения.
Когда вы проговорили составляющие игры, вы можете ввести правила игры. Например, что у вас игра идет с утра до вечера, какие-то общие простые правила. Или что в костюме персонаж и отыгрывать его с детьми. Поставить рамки, когда вы персонаж, а когда просто инструктор. Все эти действия, повышают вовлеченность и желание участников играть.
4. Общая вводная.погружение. Мы собрали ожидания, разделили ответственность за результаты и заключили игровой контракт. Наконец-то после всех этих пунктов, мы можем переходить к общей вводной в игру или сюжет, который запланирован у вас на программе.
Важно обозначить детям время, когда начнется сюжет. Например, если речь идет о сюжетной программе, то вы говорите: «Ребята, после полдника у нас начинается программа.» И после полдника вы уже выходите в костюмах, начинаете обращаться друг к другу по игровым именам и появляется какой-то антураж, некая вводная в игру и дети вам начинают подыгрывать.
Не должно быть так, вот сейчас вы поговорили и сказали, что сейчас игра начнется и она начинается. Должен быть какой-то промежуток времени, какой-то яркий вход в игру, чтобы дети видели, чем не игровое время отличается от игрового. Что вот тут вы обычный инструктор, общаетесь с ними о житье бытие, о правилах, а вот ИГРА. Вы в костюмах, вы ведете себя по-другому, вы обращаетесь друг к другу по-другому и все это вдохновляет.
Ваша образность, ваше поведение вдохновляет и, конечно, в идеале, чтобы в начале игры вы обозначили детям, какую-то игровую цель, завязку сюжета, которое бы тоже их вдохновляла. То есть ту педагогическую идею, которую вы придумали, тот сюжет, который вы придумали, нужно не просто сделать вкусным, но еще и красиво подать. Замотивировать сразу же детей, что та цель, которую вы перед ними ставите, она мощная, классная, она возможная для них и она всех объединит.
Это то, что касается первого этапа, когда они противопоставляют себя «я-они». Напоминаю: у нас стоит 2 задачи: снять тревожность и поднять мотивацию.
Дальнейшие этапы, действия и составляющие ведут так, чтобы участников от состояния «я-они» переместить к состоянию «мы-они». Это адаптация участников и погружение в игру.
Вторая часть первого этапа - мы делим участников на группы, проводим вводную игру, готовим антураж, проводим игры на сплочение. В этот период дети объединяются в некоторое «мы». Это «мы» объединяется целью, которую мы создаем.
Если цель, которую мы задали участникам мотивирующая, то участники, объединяясь вокруг это цели, решают свои личные задачи. Если, допустим, игровая цель или сюжет не достаточно увлекательны, не достаточно мотивируют. Дети начинают тусоваться. Они начинают объединяться в группы и балбесничать, то есть выполнять свои цели знакомыми им методами. Начинают ночами ходить друг другу, тусовками закатывать игры, потому что им кажется, что то, что они придумывают интереснее чем то, что предлагаем мы.
И если у вас начинается такаядвижуха на программе, подумайте о целях, о сюжете и доработайте их таким образом, чтобы они замотивировали участников, заинтересовали, стали более значимыми и объединили вокруг себя всех тех, кто приехал.
Переход от первого этапа ко второму — это то, что мы называем первым кризисом. Вообще в принципе всегда переход от одного этапа ко второму - это некоторые изменения внутри людей, которые ведут к тому, что мы получаем резкий выплеск энергии. Буквально физический процесс какой-то, ребята оказываются в замкнутом пространстве и понимают, что им нужно 14 дней жить с этими людьми. И этот первый процесс притирки приводит к тому, что им нужно объединиться. А для того, чтобы объединиться, нужно затратить некоторую энергию. Это простая физическая реакция, которая проходит в человеческих отношениях.два атома, объединяясь, затрачивают энергию, и люди, объединяясь, тоже самое делают.
И мы получаем кризис 3-4 дня или раньше, когда участники плачут, когда они не знают куда девать себя, когда начинаются конфликты, слезы, травмы. Все это сигнализирует: здорово, групповая динамика идет в нужном русле. Дети наконец-то переходят в «мы», которое они начинают противопоставлять какому-то «они». Чаще всего «они» - это либо внешний мир, либо игровой враг, которого вы включаете в сюжет или игру.
Что мы делаем, когда дети чувствуют себя единым целым, стадия «мы». В идеале такой период должен продолжаться около 4-х дней, когда участники чувствуют себя единым целым и вы реализуете цели и концепции программы, исходя из этого группового этапа. Проводите те мастер-классы, игры, концерты, праздники, которые помогают детям подружиться, вместе делать что-то, чувствовать себя единым целым, одной командой. Поэтому все командные игры и проекты, должны быть запланированы в этот период времени.
Это этап максимальной сплоченности группы, когда они делают важный акцент для себя: мы группа с единой целью. Логическим развитием этого этапа будет переход группы к противопоставлению «я-мы», то есть к выделению себя из общего мы. Если групповая работа не безразлична участникам, если цель, которая стоит, их трогает, вовлекает и они хотят действительно ее добиться, тогда у них появится желание свое «я» проявить в этом «мы». Показать себя как личность, внести личный вклад в командный успех. Не всегда, к сожалению, наши программы доходят до этого этапа. Иногда, координаторы или участники считают, что уехать с программы на 14-ый день, чувствуя себя единым целым, любящими друг друга, думать, что мы все такие классные, замечательные, что это феерия и это наивысший результат. Это не так. Это не феерия, это педагогический провал.
Потому что когда ребенок и инструктор приезжает домой, а его «мы» осталось где-то в другом месте, более того разъединено, растерзано, разбросано по всему городу, ничего кроме уныния, апатии и грусти, сожаления о том, что сейчас не так как там, не происходит у ребенка. Он думает, вот там было хорошо, там настоящая жизнь, там настоящие отношения. А здесь в городе этого всего нет, это тускло, уныло и тухло. Это абсолютно не ресурсное состояние. Не надо, чтобы дети и инструктора вернулись домой в таком состоянии. Очень важно замотивировать их таким образом, чтобы они в этом «мы» проявили свое «я». Да, добрые отношения, семейная атмосфера, уют, тепло и обнимашки — это все важно на наших программах. Но психологическая безопасность ребенка — это когда мы с этапа групповой динамики, когда все дети чувствуют себя единым «мы», все же переходим дальше.
Что можно сделать, чтобы участники проявили свое «я» в общем «мы». Как вообще понять, что мы движемся к этому этапу групповой динамики?
У нас опять начинаются некоторые конфликты и это хорошо, потому что детям есть что делить, им важна цель, они борются за нее, им есть что показывать. Очень здорово, так начинает проявляться «я». Когда это «я» проявляется, это огромный ресурс для участников, потому что вот здесь и есть тот момент, когда они могут создать личные отношения между собой. Поэтому наша задача на этом этапе создать условия для реализации потенциала каждого участника в рамках группы.
Какие у нас есть для этого мероприятия, которые мы можем провести? Это, конечно, индивидуальные ролевки, какая-то работа над проектами, в которых видна роль каждого, командные игры, в которых подчеркивается индивидуальная включенность каждого участника. Если вы чувствуете, что у ребят возникает какое-то сопротивление или сложность в создании или реализации проекта, вы можете провести (примерно начало 2-ой части программы) свечку на тему «моя роль в программе, игре» или «что я еще могу сделать, чтобы достичь тех целей, которые поставил перед собой в начале программы», «что я еще хочу привнести в команду, программу, и что я еще могу успеть сделать за оставшиеся дни».
Как правило, такая свечка является заходом на второе дыхание на мотивацию участников. Как только вы дали возможность каждому ярко проявиться и у них начались отношения между собой, мы получаем хороший результат. Тогда в группе «мы» мы видим личностные отношения «ты-ты». То есть участник выстраивает отношения между собой и каждым другим участником в группе. Это может произойти, только если каждый проявился.
И когда мы дошли до этого этапа групповой динамики, в идеале, чтобы он был примерно в последние дни программы, мы переходим к последнему этапу, когда подводим итоги и возвращаем участника в состояние «я-они».Но это не тоже самое состояние, которое было в начале программы. Это состояние «я-они», но у меня прибавилось и много «ты-ты», «ты-ты». Участник снова начинает противопоставлять себя всей остальной группе, он отдельно от них, ему ехать в свою семью, с свою квартиру. Но он едет не с пустым багажом. Он едет с новыми друзьями, новым опытом, знаниями, с другим измененным «я», которое будет более счастливым.
В этот момент нам нужно помочь участникам подвести итоги и осознать этот самый багаж, с которым они едут домой. Что мы делаем? Мы завершаем игру, сюжет, подводим итоги по игре и по сюжету, делаем выводы с участниками, ставим итоговую точку в программе. В идеале, если у нас остается время, проводим игру или мероприятие, которое не связано с сюжетом или тематикой программы. Это нужно для того, чтобы вывести детей из того мира, того сюжета, в котором они варились на протяжении смены. Мы вручаем итоговые сувениры, проводим благодарилки, финальную свечку, все то, что помогает нам в этот момент завершить игру и адекватизировать отношения участников между собой и между внешним миром. Ребенок должен захотеть поехать домой!
В последний день программы должна появиться некая усталость и понимание того, что все, что он мог получить, он получил и пора ехать домой. Дома его ждет не менее интересный увлекательный мир, в котором он с обновленным «я» сможет проявить и реализовать все то, что он получил за дни программы. Вот это хороший результат, это результат, который говорит, что цели программы выполнены, ребенок стал более счастливым. Не нужно бояться этого спада. Нужно радоваться ему. Начали немного скучать в последний день, значит вы справились на отлично и групповая динамика там, где и должна быть. Это самое экологичное и безопасное состояние для возвращения домой. И для участников, и для команды.
Второй вариант групповой динамики, который мы учитываем на наших программах, это эмоциональная групповая динамика, которую вы можете увидеть на рисунке.
Она представляет из себя кривую. Эмоциональная динамика отражает уровень радости, счастья, желания участвовать в процессах и некоторый эмоциональный подъем, который есть у детей.
Логично, что мы не можем все время идти по эмоциональной динамике вверх. Поэтому наша программа выстроена таким образом, что ребенок поднимается на кочки, потом чуть-чуть опускается, потом снова поднимается и опускается. Таких подъемов может быть несколько. В идеале, у нас первые 3-4 дня резкий подъем, потом некоторое спокойствие пару дней или может быть даже спад групповой динамики. Но потом мы снова идем наверх и какое-то финальное событие, пик эмоциональной динамики, сюжета, игры, программы приходится на 12-13 день программы. Для того, чтобы 14 и 15 день были бы немножечко на спаде, чтобы они помогли нам участников плавно вывести из игры.
Как мы можем управлять групповой динамикой? Нужно логически продумать, какой процесс и игры будут яркими, и именно в нужные дни эти процессы планировать. Например, если вы знаете, что у вас есть такое событие, которое явно станет бомбой, не делайте его на 7-ой день программы. Иначе потом непонятно сможете ли вы сделать еще большую бомбу на 11-12 день, хватит ли у вас для этого ресурса, а у детей эмоциональных сил. Рассчитывайте события таким образом, чтобы самые яркие из них были примерно на 3-4 день и потом на 11-12 день. Это поможет и вам, и участникам оставаться в эмоциональном ресурсе. Не пытайтесь все время карабкаться вверх по шкале счастья, радости и вовлеченности.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 263.