Недостатки поздней античной культуры (Проблемы, не разре-шенные Античностью) | Намерения и обещания ранней христианской культуры (Возможные синтезы) | Позднее христианство, результаты |
Вульгарный потреби-тельский материализм, абсолютизация земно-го, только «горизон-тальные созерцания», отрицание метафизики бытия. «Горизонтальная культура стыда» | «Открытие» «духовно-го измерения бытия», ценность «вертикаль-ных созерцаний». Попытки введения в быт метафизики бытия. | Абсолютизация «верти-кали», отказ от земных ценностей, аскетизм. Персонификация мета-физики в фигуре Бога. Мистификация мета-физики, мистическое удвоение мира «Вертикальная культура греха» |
Индивидуализм, конку-рентность, насилие. «Любите себя» | Гуманизм, любовь к ближнему. «Любите друг друга» | Самоуничижение, отрицание ценности индивидуальности. «Любите врагов своих» |
Социальная поляриза-ция, рабы и рабовла-дельцы | Идеал социального равенства, первые хри-стианские коммунисти-ческие общины. | Социальная поляриза-ция. Равенство – лишь «во Христе». Протестантизм: «Бог любит богатых». |
Плюрализм, социаль-ная дифференциация, даже атомизация общества | Значение целого, единство целого и частей, общества и человека | Тоталитаризм, подавление человека системой общества |
Объективизм, боги правят миром, магиче-ские религии, люди не решают сами своей судьбы | Христианство как нравственная религия, субъективная причаст-ность человека к судь-бам мира, свобода выбора между добром и злом | Невмешательство в бытие, «Не судите», уход от мира, от задачи навести в нем порядок |
Гедонизм, бесстыдство, сексуальное потреби-тельство, эрос (Платон). Преобладание чувственности в искусстве, доводимое до порнографии | Постыдность позиции наслажденчества, ду-ховность в отношениях полов, идеал Прекрас-ной дамы. Против безыдейности в искусстве, искусство должно облагоражи-вать человека | Аскетизм, экзальтация духовности, абсолютизация «агапе», «В Средневековье секса нет» Красота не в природе, а в ее идеале, Боге. Сведение искусства к символизму иконописи |
Наука, оторванная от культуры (морали, политики, искусства) | Долой эту позитивист-скую науку! | Долой всякую науку (потому что от нее – всякое зло) |
Динамизм, прогресс, погоня за новизной, зуд изменений. Хаос поиска социального идеала: стоики, киники, скептики, мистики, неоплатоники… | Претензия на уравно-вешенность жизни. В обществе должны быть оптимизм и уверен-ность в выбранном пути | Отказ от изменений, от прогресса, покой и застой. Уход от поиска социальной истины. Она уже найдена – это учение Иисуса Христа. |
Вырождение античной демократии в хаос многопартийности | Жажда порядка в обществе | Монархия, тоталитаризм |
Софистика | За единую истину! | Схоластика |
Перечень подобных парадоксов средневековой культуры можно продолжать долго. Ясен, однако, принцип: христианская религия, вооружившись лишь формальной логикой («Да – да, нет – нет, а что сверх того, то от лукавого»), просто зеркально противопоставляет античным «мерзостям» свои «достижения» и возводит их в ранг непогрешимых принципов, по существу, религиозных догматов. Справедливо отмечая необходимость метафизики человеческого бытия, интуитивно чувствуя субъектность целостных систем в организации индивидуальной человеческой жизни, религия, не умея применить диалектику целого и частей, гипостазирует это целое, придает ему статус и ранг личности, персонифицирует целое в фигуре личного Бога. Причем, последнее объявляется важнейшим, исходным, непререкаемым догматом. («Непослушание» Л. Н. Толстого именно этому догмату стало причиной его анафематствования – отлучения от церкви).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 227.