Германия в XVII – XVIII веках пребывала в феодальной раздробленности, была в экономическом и политическом отношениях европейской провинцией. Германия как бы по фазе отставала от Франции в отношении развития революционных идей и преобразований. Немецкие философы наблюдали французские революционные преобразования и делали свои выводы. Во Франции утвердился материализм, представивший человека природным существом, имеющим право на удовлетворение своих потребностей любыми способами, включая уничтожение людей, препятствующих этому удовлетворению. И это привело к колоссальным насилиям и смертям. И немцы приходили к выводу, что, наверное, французы неправильно поняли сущность человека. Ее нельзя сводить к материальной стороне его существа. В человеке параллельно с телом, которое у всех разное (отсюда и различия в телесных, материальных потребностях), имеется духовность, которая у всех одинакова. И люди должны бы в первую очередь заботиться не об утолении нужд своего тела, а о проникновении в существо своей духовности, и тогда исчезнут распри между людьми, все придут к духовно-нравственному единству. В этом, по сути, и заключалось учение И. Канта (1724 – 1804) о человеке, его духовности и его нравственности – так называемая концепция категорического императива: пробуждай в себе всеобщую, общечеловеческую духовность и веди себя так, чтобы принципы твоего поведения могли стать основой всеобщего нравственного законодательства.
Эта позиция основана на принципиальном философском дуализме Канта. Всё в мире двойственно. Человек – существо и материальное, и духовное; природа представляется и непознаваемо-неведомой вешью-в-себе, и, в то же время, открываемой, структурируемой, организуемой нами вешью-для-нас; наше познание представляет собой и результат контакта с внешними предметами, и одновременно – это результат организации наших ощущений нашими внутренними, доопытными познавательными инструментами – априорными категориями рассудка; рассудок как самостоятельная система познавательных понятий-категорий, в свою очередь, проистекает из идей чистого, или теоретического, разума, а именно идей о боге, о человеке и мире (природе); причем оказывается, что сами эти идеи двойственны, внутренне антиномичны: каждая из них может быть понята противоречиво: бог есть и бога нет, человек смертен и человек бессмертен, мир конечен и мир бесконечен. И тогда вся человеческая жизнь повисает в неопределенности. Можно успешно жить, исходя из идеи существования бога, но столь же успешно можно прожить, положив в основу своего бытия принцип его отсутствия. И вот тогда, наконец, в дело включается высшая инстанция мышления – его величество практический разум. А это не что иное, как старая добрая вера в христианского (или другого) бога, и даже в волю и руководящие указания выдающихся людей – социальных авторитетов. Тут нужно, говорил Кант, некое особое человеческое качество – способность суждения, «отсутствие которого есть, собственно, то, что называется глупостью, и против этого недостатка нет лекарства». И не без язвительной иронии продолжал: «Но чаще всего вопрос решается вмешавшимся в дело начальством». То есть, если народу скажут, что бога нет – все становятся атеистами, строят новое общество, побеждают в войнах; но стоит начальству сказать, что бог есть – как сразу все становятся верующими, и тоже неплохо живут, устремившись в манящие прелести европейской интеграции.
В результате жизнь, всё творчество Канта можно считать проигранными, ведь он пришел к полной мировоззренческой неопределенности. Его дуализм и априоризм, при всей внешней их проницательности, оказали его учению плохую услугу. Никакой ясности, всё расползается, всё качается на коромыслах антиномий: хвост вытащишь – нос увязнет. То же и в учении об эстетике, то же и в трактовке политической организации общества – учении о вечном мире.
Но в кантовской философии есть и величие, которое состоит не в априоризме и дуализме, а в его диалектике. Точнее, в его запросе на диалектику. Своими антиномиями чистого разума он показал, что всё человеческое мышление, то есть, вся жизнь, порождающая это мышление, постоянно и ежесекундно взрывается противоречиями, из которых человек вынужден столь же ежесекундно находить те или иные выходы. Кант не построил логику таких выходов, но он поставил вопрос о ее необходимости, о потребности ее открыть и сформулировать. И эту (по существу, всемирно-историческую) задачу он, как эстафету, передал следующим поколениям философов.
Философия Канта
Д у а л и з м | ||||
Феноменальное (посюстороннее, эмпирически данное) | Ноуменальное, (сверхприродное, сверэмпирическое, умопостигаемое) | |||
Мир в целом | Феномены мира (явления). Вещи-для-нас | Ноумены.
Вещи-в-себе | ||
Человек | Феноменальное (посюсто-роннее) бытие человека. Телесность. Погружен-ность в мир необходи-мости. Обыденное индивидуалистическое поведение. | Трансцендентальное бытие. Трансцендентальный субъект. Независимость поступков от телесных запросов. Духовность, свобода. Универсальность человеческого бытия. Объективная и осознанная вовлечённость человека в бытие общества, Природы. | ||
Познание в целом | Чувственный опыт | Априорная (доопытная) рациональность. Априорные категории познания. Трансцендентальное единство апперцепции. | ||
Процедура познания («Критика чистого разума». Рига, 1781) |
Чувственность. Ощущения и представления.
| Рассудок
Наложе-ние на опыт априорных категорий | Разум | |
Чистый (теоре-тический). Выработка категорий на основе идей: 1. О мире 2. О человеке 3. О боге Антиномичность идей чистого разума | Практический. (Вера как основание для выбора одного из полюсов антиномий чистого разума) | |||
Мораль («Критика практического Разума». Рига, 1781)
| Эмпирическая жизнь в сферах природы и общества. | Внутренняя духовная жизнь, не зависящая от з законов природы и общества. | ||
Несвобода, подчинение природным и общест-венным необходимостям. | Свобода. | |||
Частичность, эгоцентризм и эгоизм. | Универсальность, гуманизм. | |||
Чувственные влечения, потребности тела. | Нравственный долг. | |||
Однозначность мышления. Рассудок. | Антиномичность мышления и необходимость веры. Разум. | |||
Внешние основания поведения (польза, приказ извне, требования религии). | Только внутренние основания. Цель морали – только внутри её самой. | |||
Максимы повседневной морали (прагматизм). | Императивы долга (бескорыстие, категорический императив). |
Социология («Идея всеобщей истории», 1784; «О вечном мире», 1795) | Практическое своекорыстие. | Бескорыстная духовность. |
Индивидуалистичность человека. | Универсальность, личностность. | |
Ролевое исполнительство. | Личностное творчество. | |
Суверенитет индивида. | Суверенитет народа. | |
Сопротивление властям | Единство народа, социальное согласие | |
Насилие государства над человеком. | Забота общества о человеке. | |
Противоречия, конфликты, войны. | Вечный мир | |
Эстетика («Критика способности суждения». Берлин, 1790)
| Чувственная сторона искусства, эстезия (преобладающая в маршах, танцевальной музыке, прикладном искусстве). | Духовная сторона искусства и духовное ее восприятие, эстетика. Неприкладные искусства. |
Утилитарное потребление, промышленная и медицинская эстетика. | Бескорыстное, утилитарно не заинтересованное созерцание (любование). | |
Приятное. | Прекрасное. | |
Субъективный (индивидуальный) вкус. | Общечеловеческое эстетическое чувство. |
Дата: 2019-02-02, просмотров: 304.