А. Критическая философия И. Канта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Германия в XVII – XVIII веках пребывала в феодальной раздробленно­сти, была в экономическом и политическом отношениях европейской про­винцией. Германия как бы по фазе отставала от Франции в отношении разви­тия революционных идей и преобразований. Немецкие философы  наблю­дали французские революционные преобразования и делали свои выводы. Во Франции утвердился материализм, представивший человека  природным су­ществом, имеющим право на удовлетворение своих потребностей любыми способами, включая уничтожение людей, препятствующих этому удовлетво­рению. И это привело к колоссальным насилиям и смертям.  И немцы приходили к выводу, что, наверное, французы неправильно поняли сущность человека. Ее нельзя сводить к материальной стороне его существа. В человеке параллельно с телом, которое у всех разное (отсюда и различия в телесных, материальных потребностях), имеется духовность, которая у всех одинакова. И люди должны бы в первую очередь заботиться не об утолении нужд своего тела, а о проникновении в существо своей духовности, и тогда исчезнут распри между людьми, все придут к духовно-нравственному единству. В этом, по сути, и заключалось учение И. Канта (1724 – 1804) о человеке, его духовности и его нравственности – так называемая концепция категорического императива: пробуждай в себе всеобщую, общечеловеческую духовность и веди себя так, чтобы принципы твоего поведения могли стать основой всеобщего нравственного законодательства.

Эта позиция основана на принципиальном философском дуализме Канта. Всё в мире двойственно. Человек – существо и материальное, и духовное; природа представляется и непознаваемо-неведомой вешью-в-себе, и, в то же время, открываемой, структурируемой, организуемой нами вешью-для-нас; наше познание представляет собой и результат контакта с внешними предметами, и одновременно – это результат организации наших ощущений нашими внутренними, доопытными  познавательными инструментами – априорными категориями рассудка; рассудок как самостоятельная система познавательных понятий-категорий, в свою очередь, проистекает из идей чистого, или теоретического, разума, а именно идей о боге, о человеке и мире (природе); причем оказывается, что сами эти идеи двойственны, внутренне антиномичны: каждая из них может быть понята противоречиво: бог есть и бога нет, человек смертен и человек бессмертен, мир конечен и мир бесконечен. И тогда вся человеческая жизнь повисает в неопределенности. Можно успешно жить, исходя из идеи существования бога, но столь же успешно можно прожить, положив в основу своего бытия принцип его отсутствия. И вот тогда, наконец,  в дело включается высшая инстанция мышления – его величество практический разум. А это не что иное, как старая добрая вера в христианского (или другого) бога, и даже в волю и руководящие указания выдающихся людей – социальных авторитетов. Тут нужно, говорил Кант, некое особое человеческое качество – способность суждения, «отсутствие которого есть, собственно, то, что называется глупостью, и против этого недостатка нет лекарства». И не без язвительной иронии продолжал: «Но чаще всего вопрос решается вмешавшимся в дело начальством». То есть, если народу скажут, что бога нет – все становятся атеистами, строят новое общество, побеждают в войнах; но стоит начальству сказать, что бог есть – как сразу все становятся верующими, и тоже неплохо живут, устремившись в манящие прелести европейской интеграции.

В результате жизнь, всё творчество Канта можно считать проигранными, ведь он пришел к полной мировоззренческой неопределенности. Его дуализм и априоризм, при всей внешней их проницательности, оказали его учению плохую услугу. Никакой ясности, всё расползается, всё качается на коромыслах антиномий: хвост вытащишь – нос увязнет. То же и в учении об эстетике, то же и в трактовке политической организации общества – учении о вечном мире.

Но в кантовской философии есть и величие, которое состоит не в априоризме и дуализме, а в его диалектике. Точнее, в его запросе на диалектику. Своими антиномиями чистого разума он показал, что всё человеческое мышление, то есть, вся жизнь, порождающая это мышление, постоянно и ежесекундно взрывается противоречиями, из которых человек вынужден  столь же ежесекундно находить те или иные выходы. Кант не построил логику таких выходов, но он поставил вопрос о ее необходимости,  о потребности ее открыть и сформулировать. И эту (по существу, всемирно-историческую) задачу он, как эстафету, передал следующим поколениям философов.

 

Философия Канта

 

                                  Д у а л и з м

  Феноменальное (посюстороннее, эмпирически данное)

Ноуменальное,

(сверхприродное, сверэмпирическое, умопостигаемое)

Мир в целом Феномены мира (явления). Вещи-для-нас

Ноумены.

 

Вещи-в-себе

Человек Феноменальное (посюсто-роннее) бытие человека. Телесность. Погружен-ность в мир необходи-мости. Обыденное индивидуалистическое поведение.

Трансцендентальное бытие. Трансцендентальный субъект. Независимость поступков от телесных запросов. Духовность, свобода.

Универсальность человеческого бытия.

Объективная и осознанная вовлечённость человека в бытие общества, Природы.

Познание в целом Чувственный опыт

Априорная (доопытная) рациональность.

Априорные категории познания.

Трансцендентальное единство апперцепции.

 

 

Процедура

 познания

(«Критика чистого разума». Рига,

1781)

 

Чувственность.

Ощущения и представления.

 

Рассудок

 

Наложе-ние на опыт априорных категорий

Разум

Чистый (теоре-тический). Выработка категорий на основе идей: 1. О мире 2. О человеке 3. О боге Антиномичность идей чистого разума Практический. (Вера как основание для выбора одного из полюсов антиномий чистого разума)

 

 

Мораль

(«Критика практического

Разума». Рига, 1781)

 

Эмпирическая жизнь в сферах природы и общества.

Внутренняя духовная жизнь, не зависящая от          з законов природы и общества.

Несвобода, подчинение природным и общест-венным необходимостям.

Свобода.

Частичность, эгоцентризм и эгоизм.

Универсальность,

гуманизм.

Чувственные влечения, потребности тела.

Нравственный долг.

Однозначность мышления. Рассудок.

Антиномичность мышления и

необходимость веры.

Разум.

Внешние основания поведения (польза, приказ извне, требования религии).

Только внутренние основания.

Цель морали – только внутри её самой.

Максимы повседневной морали (прагматизм).

Императивы долга (бескорыстие, категорический императив).

 

 

 

Социология

(«Идея всеобщей истории», 1784;

«О вечном мире», 1795)

Практическое своекорыстие. Бескорыстная духовность.
Индивидуалистичность человека. Универсальность, личностность.
Ролевое исполнительство. Личностное творчество.  
Суверенитет индивида. Суверенитет народа.  
Сопротивление властям Единство народа, социальное согласие  
Насилие государства над человеком. Забота общества о человеке.
Противоречия, конфликты, войны. Вечный мир

 

Эстетика

(«Критика способности суждения». Берлин, 1790)

 

Чувственная сторона искусства, эстезия (преобладающая в маршах, танцевальной музыке, прикладном искусстве). Духовная сторона искусства и духовное ее восприятие, эстетика. Неприкладные искусства.
Утилитарное потребление, промышленная и медицинская эстетика. Бескорыстное, утилитарно не заинтересованное созерцание (любование).
Приятное.   Прекрасное.
Субъективный (индивидуальный) вкус. Общечеловеческое эстетическое чувство.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 304.