РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФСКИЕ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ДИСКУССИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тема 2. 1. Возникновение философии.

Философия Древнего мира

А. Возникновение философии

Сущность и социальный смысл философии красноречиво иллюстрируются процессом ее возникновения. Первоначально человечество довольствовалось нерасчлененным, «дологическим», мифологическим мышлением. Такое мышление было чрезвычайно «нерентабельным», малопроизводительным. Кроме обеспечения реальной практики, это мышление заставляло «общаться» с олицетворенными в богах и духах силами природы, приносить им жертвы, строить для них «жилища» (капища, храмы) и т. п.

 Эпоха неолита – отцовский род, начало производства, первичное социальное расслоение, территориальное обособление племен, первые великие переселения народов – это эпоха разрушения первоначального мифологического мышления. К началу I тысячелетия до н. э. в развитых регионах мира (Китай, Индия, Греция) в мышлении людей стала преобладать логика: объективность, последовательность, непротиворечивость, доказательность, безэмоциональность, беспристрастность мыщления. Мир стал противопоставляться человеку как внешняя и чуждая среда;  любовная валентность к нему заменилась духом преобразования и даже насилия. Человек этой эпохи отрывается от природного и общественного целого, его мышление начинает служить преимущественно задачам его собственного выживания и индивидуального жизненного успеха. Такое мышление и, шире, такая форма духовной жизни и есть рассудочное мышление, рассудочно организованная духовность.

Господство рассудка содействовало взлету цивилизации. За исторически кратчайшие сроки происходит расцвет городов, искусств, наук, мореходства, военного искусства, систем образования и воспитания. В общество хлынуло неведомое дотоле изобилие. Однако всё это имело и оборотную, отрицательную сторону. Господство рассудка это еще и индивидуализм, социальный атомизм, разобщенность людей. Это их отношение друг к другу как к средству, а не как к цели. Это отношение к миру как мертвому объекту – предмету корыстных преобразований и завоеваний. Рассудок – это мышление человека частичного, забывшего о своей универсальности (или еще не доросшего до нее), по существу раба своих индивидуальных страстей, хотя внешне он и господин. Рассудок – это недоверие и войны, страдания всех, это тупик в движении цивилизации. Господство рассудка это всеобщий, тотальный кризис человечества, который, однако, заметен далеко не для всех. Только самые чуткие души способны улавливать перепады «атмосферного давления» в обществе и предупреждать людей о предстоящих бурях в, казалось бы, самую безоблачную погоду. Этими «барометрами общества» и были философы, их идеи и боли  и есть возникающая философия. Философия начинается с критики рассудка и той цивилизации, которая им опосредствована.

Кризис общества, вызываемый господством рассудочной духовности, замечала не только философия. Против него восставали и зарождающиеся в эту эпоху религии: зороастризм, иудаизм, буддизм,  христианство. Однако правильный диагноз далеко еще не означает правильного лечения. Справедливо видя зло в господстве рассудка, возникающие религии стали отрицать его полностью, предлагали человечеству вовсе отказаться от «скверны» логики, науки, познания и объективного беспристрастного мышления. Религия предлагала движение назад, к дологическому мышлению и любовно-благоговейному, созерцательно-недеятельному  отношению людей к природе, равно как и отношениям между самими людьми. Никакого рассудка, никакой логики и науки!  «Наука – похоть очей» – заявлял один из основоположников христианства Августин Аврелий  (V в. н. э.) Этот антирационалистический дух остается в любой религии до наших дней.

Вопреки религии философия не отбрасывает рассудок стопроцентно. С  момента своего возникновения она предлагала соединить рассудок с противоположным ему любовно-гуманистическим началом. И не только соединить, но подчинить рассудок добру и красоте – морали и эстетике в единстве духовной жизни. Духовность должна быть не однобокой и разорванной, а цельной и гармоничной. Она должна быть единством истины, добра и красоты – то есть разумом, или мудростью, которые единственно достойны человека. Возникновение, становление и развитие разума, мудрости, логики, превышающей рассудочную формальную – то есть возникновение материалистической диалектики и есть возникновение философии.

Философия и религия это два полюса решения одной и той же проблемы, два рецепта, предлагаемые  больному человечеству. Как показывает история культуры, это последнее с самого начала и до сегодняшнего дня в массе своей не прислушивается к рекомендациям философии. Воспользуется ли оно ими в ближайшем будущем или будет, как и прежде, искать «спасение» в  новейших («нью эйдж» и т. п.) религиях? Слово за человечеством.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 227.