Б. Абсолютный идеализм Г.В.Ф. Гегеля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для понимания философии Гегеля необходимо, хотя бы кратко, представить философские достижения И. Фихте и Ф. Шеллинга.

Иоганн Фихте (1762 – 1814) в тридцатилетнем возрасте написал работу, получившую положительный отзыв Канта, и сразу стал знаменитым немецким философом. Тем не менее, впоследствии Фихте критиковал своего учителя за остатки материализма в виде категории «вещи-в-себе». Эта категория мешала свободному полету философской мысли, представившей человеческое сознание абсолютно свободным и самодостаточным в своем движении. Весь мир, по Фихте, представляется порождением чистого Я, которое творит мир не-Я. Далее человек постигает им самим созданный мир не-Я и тем самым обогащает, утверждает и порождает собственный мир Я. С этого уровня начинается новый цикл творения человеком самого себя через порождение своей противоположности – мира не-Я. При всей внешней субъективно-идеалистической тарабарщине в этой круговерти заключен великий и правдивый смысл. Мы, действительно, можем утвердить (породить) себя только посредством отчуждения себя в создаваемый нами предмет (мир не-Я). На этот счет существует анекдот: «Вы играете на скрипке? – Не знаю, не пробовал». А вы попробуйте, и только тогда поймете, музыкант ли вы, и какой. Одновременно подобное порождение себя есть развитие самого себя. Жизнь предмета – это не статика, а постоянное его самоутверждение через саморазвитие, достигаемое только порождением собственной противоположности. Простое повторение самотождественности есть смерть предмета. Вся природа существует как великое самоутверждение посредством самоотрицания, порождения своей противоположности как средства поддержания собственной жизни. В этом суть биологической, геологической, космической эволюции. Это фихтевское коловращение противоположностей в качестве истинной жизни предмета принял Гегель и положил в основу своего понимания диалектики мира. С этого начинается преодоление, разрешение кантовских антиномий. Необходим не выбор одной из сторон антиномии, не предпочтение одной из противоположностей, а их взаимное превращение друг в друга, их отождествление в синтезе и снятии (извлечении) положительного из каждой из них. Без гения Фихте не было бы Гегеля.

Ф. Шеллинг (1775 – 1854) учился в Берлинском университете вместе с Гегелем. Вместе они с энтузиазмом молодости встречали Великую Французскую революцию, вместе сажали во дворе университета «дерево свободы» – как символ этой революции – и плясали вокруг него. Шеллинг начал с критики Фихте по вопросу о сознании. Фихтевское сознание не имело никакой внешней причинной обусловленности. В просвещенный XIX век это было анахронизмом. Шеллинг нашел причинное основание человеческому сознанию – внешнее, общеприродное, универсальное, бессубъектное, абсолютное сознание, творящее мир и индивидуальное человеческое сознание. Этот духовный абсолют представляет Логику природы, систему ее законов и открывается он человеку двумя способами: «снизу» – посредством интеллектуальной интуиции человека и «сверху» – посредством откровения человеку самого Абсолюта. Позже философию Шеллинга так и называли – философия откровения.

Иоганн Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) принял идеи своего друга, но пошел дальше. В XIX веке – веке широкого фронта научного познания мира – говорить о, по существу мистической, интеллектуальной интуиции и, тем более, о свыше данном откровении было уже просто неприлично.  Гегель показал, что универсальные закономерности природы, ее Логика, ее идеальное первоначало раскрываются не единичному человеку в результате шеллинговских мистических процедур, а коллективному субъекту познания, которым является всё человечество на протяжении всей его истории. Тем самым Гегель преодолел кантовский, фихтевский и шеллинговский робинзонадный подход к пониманию человека и его познания. Человек – не антропологическое (природой данное) единичное существо, а существо, прежде всего, общественное, историческое и практическое. И весь ход этой общечеловечески-общеисторической практики познания протекает по законам особой логики – диалектики противоположностей, зарождающейся в самом Абсолютном разуме и осваиваемой человеком в результате познания природы. Саморазвитие Абсолютного разума порождает природу, которая порождает человека, который устремляет свои познавательные усилия на изучение законов природы и тем самым восходит к универсальной Логике мира, творящей этот мир (фихтевская триада!). В результате человек становится соучастником творения природы, помогающим Абсолюту достраивать природу до уровней, недоступных для него самого без помощи человека. Человек становится созданным природой средством ее самовозвышения, средством порождения природой самой себя через порождение своей противоположности – человека (опять гений Фихте).

Не увлечься этой грандиозной картиной мира было невозможно, и вся Европа съезжалась на лекции Гегеля. И только Шеллинг был в негодовании: «Гегель украл у меня философию» – говорил он. Но это было не воровство, это была историческая преемственность мысли. Нужно обладать поистине гениальностью, чтобы соединить  уже имеющееся в культуре: шеллинговский идеализм с кантовско-фихтеанской диалектикой, а для этого надо сначала развить эту последнюю до максимально возможных пределов.

И всё же само это соединение диалектики и идеализма было непродуктивным, потому что было противуестественным, неадекватным самой природе. Диалектика требует понимания мира как никогда не останавливающегося в своем движении, как развивающегося бесконечно; идеалистическая же система диктует иллюзию об остановке этого процесса, о круговороте идей и остановке мирового развития: Абсолютное сознание, пререлившись в человеческое, рано или поздно  переливается в него полностью, исчерпывает свой творящий потенциал. Мир останавливается, полностью удовлетворенный самим собой. Всё разумное (весь потенциал Мирового разума) становится действительным, потому что всё действительное стало разумным. И более того, сам Гегель считал, что с разработкой его философии этот «конец истории» (в который раз!) уже наступил в его эпохе – эпохе Прусской конституционной монархии. В результате на эти «достижения» последовала критика. И эту работу выполнила марксистская диалектико-материалистическая философия

 

Философия Г. Гегеля

Логика

Философия природы

Философия духа

Уче-ние о бы-тии Уче-ние о сущ-ности Учение о понятии Механика (меха-низм) Физика (хи-мизм) Органика  (орга-низм) Субъек-тивный дух (Инди-видуаль-ное соз- нание, человек)   Объек-тивный дух (Обще- ствен-ное соз нание, общест-во)

Абсо-

лют-ный дух

(Мета-

физика общественно-го со-зн.)

1. Бы-тие .  2. Нич-то 3. Ста нов- ле-ние 1.Сущ-ность 2.Яв-ление 3.Дей-стви- тель-  ность 1. Понятие 2. Сужде-ние       3. Умозак- лючение 1. Простран-ство и время      2.Мате-рия и движение  3.Абсо-лютная механика. 1.Еди- ничное 2.Осо- бенное 3.Все- общее 1.Геоло-гия 2.Расти-тельный мир    3.Живот-ный мир 1.Сознание 2.Само- Созна-ние 3. Разум 1.Пра-во 2.Мо-раль 3.Нрав- ствен- ность Искусство Рели гия Философия

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 269.