Г. Философия Сократа, Платона, Аристотеля
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

V век до нашей эры – эпоха расцвета греческого общества. Выйдя по­бедителем из угрожавших самой жизни народа греко-персидских войн, гре­ческие государства-полисы не только укрепились экономически, но вслед за расцветом благосостояния в них стала бурно развиваться вся культура. Дос­тижения искусств – архитектуры, поэзии, скульптуры являются предме­тами восхищения до наших дней, развитие политической организации обще­ства – демократии, «открытого общества» являются в некотором роде образ­цом для последующих эпох. Высокого уровня достигла в эту эпоху и куль­тура фило­софского мышления. В эту эпоху зародились и получили интен­сивное разви­тие все философские системы, которые затем существовали во все после­дующие эпохи. От построения первоначальных «физических» (фи­зис – при­рода) картин мира философия переходит к осмыслению миров об­щества и человека – социальной и человеческой метафизики.

 Сократ (569 – 499 гг до н. э.) главным предметом философского вни­мания сделал человека и его внутренний мир. Он построил субъективно-идеалистическую картину, согласно которой человек как материальное суще­ство несет в себе бессмертную идеальную душу, которая управляет его пове­дением. Душа – это некий внутренний гений, или демон, и даже «демоненок» – даймонион, который вне зависимости от внешних природных или общест­венных требований подсказывает и указывает человеку на то, как следует себя вести. Далее Сократ строит целую систему представлений о переселе­нии душ, о процедуре познания, о роли философии (философа-учителя) в че­ловеческом познании и организации поведения.

 Ученик Сократа Платон (427–347 до н. э.) создает первую объективно-идеалистическую философскую систему, в которой основой бы­тия провозглашается бестелесные неизменные сущности – идеи – идеальные первообразы (эйдосы) всех конкретных предметов. Идеи обладают истинным бытием, они вечны и неизменны; чувственный же мир вторичен, неустойчив и ненадежен в качестве опоры человеческой жизни. Вслед за Сократом, Пла­тон строит учение о познании  как припоминании человеческой душой впе­чатлений, полученных ею в прежних жизнях. Душа человека бессмертна и причастна к миру идей, она способна к «припоминанию» виденного в потустороннем мире, и потому истинные знания она черпает в самой себе. Известен Платон и своей тео­рией идеального государства, как целостной системы общества, организо­ванной без частной собственности, правда только для его высших руководителей (это очень актуально звучит в нашей эпохе столь беспомощных попыток «борьбы с коррупцией»). Это была исторически первая коммунистическая утопия, и важно то, что она была соз­дана практически на самой заре эры частной собственности, за много веков до первых попыток ее штурма трудящимися.  Свои сочинения Платон по­гружал в полемическую форму диалога двух собеседников. Это положило начало диалектике как способу изложения научных исследований и форме диалога. В 387 г. до н. э. Платон создал Академию – философский учебно-ис­следовательский центр, который просуществовал почти тысячу лет (до 529 г. н. э.).

Ученик Платона Аристотель (384–322) преодолел платоновское разде­ление мира на сферы материальных предметов и их нематериальных прооб­разов – идей. Он вложил идеальное, движущее предметы начало внутрь са­мих предметов. Это и стало основанием для его знаменитого изречения: «Платон мне друг, но истина дороже». Это одновременно был интеллектуальный подвиг, который человечество в массе своей не освоило до сих пор: миллионы и миллиарды людей сегодня всё ещё придерживаются религиозных представлений о творении мира внемировым сверхъестественным духовным божественным первоначалом.

Аристотель заявил, что любой предмет является некоторой  «субстан­цией», включающей в себя четыре причины: материю (вещество, «матери­альная причина»), нематери­альную форму (формальная причина), энергию его создания («деятельная причина») и его предназначение, или цель («целе­вая причина»). Совокуп­ность предметов как первичных субстанций образует мир, который оказыва­ется общей основой существования отдельных предме­тов, их первопричи­ной, или перводвигателем, или богом. Мир в целом, как перводвигатель, или бог, неподвижен и вечен; отдельные предметы по зада­нию целого выполняют функции, доступные их «материи». Эти функции представляют собой «души» предметов. Душа растений – это их способность роста и плодоноше­ния, душа животных представлена в их способности (функции) чувствитель­ности и движения, душа человека – это его способ­ность мыслить и быть нравственным. Душа – не самостоятельная субстанция, способная входить в материальное тело или выходить из него, переселяться в другие тела и т. д. Мыслит, чувствует, растет или «строит дома» – не «душа», а человек или жи­вотное или растение или минерал, металл и т. п. Душа то­пора – это его спо­собность раскалывать дрова. А «если бы глаз был отдель­ным живым существом, то его душой было бы зрение». Нет тела – нет никакой души. Аристотель, таким образом, впервые в европейской философии (вслед за индийскими чарваками или параллельно с ними) преодолел тысячелетние иллюзии о субстанциаль­ной природе души. Которые, к стыду человечества, имеют массовое распространение и сегодня.

Параллельно с платоновской Академией Аристотель создал свой фило­софский центр (философское общество) – Ликей (или Лицей), в котором он читал лекции своим ученикам, прогуливаясь среди деревьев. После смерти учителя ученики образовали так называемую школу перипатетиков (прогу­ливающихся), продолжавшую разрабатывать идеи Аристотеля.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 227.