V век до нашей эры – эпоха расцвета греческого общества. Выйдя победителем из угрожавших самой жизни народа греко-персидских войн, греческие государства-полисы не только укрепились экономически, но вслед за расцветом благосостояния в них стала бурно развиваться вся культура. Достижения искусств – архитектуры, поэзии, скульптуры являются предметами восхищения до наших дней, развитие политической организации общества – демократии, «открытого общества» являются в некотором роде образцом для последующих эпох. Высокого уровня достигла в эту эпоху и культура философского мышления. В эту эпоху зародились и получили интенсивное развитие все философские системы, которые затем существовали во все последующие эпохи. От построения первоначальных «физических» (физис – природа) картин мира философия переходит к осмыслению миров общества и человека – социальной и человеческой метафизики.
Сократ (569 – 499 гг до н. э.) главным предметом философского внимания сделал человека и его внутренний мир. Он построил субъективно-идеалистическую картину, согласно которой человек как материальное существо несет в себе бессмертную идеальную душу, которая управляет его поведением. Душа – это некий внутренний гений, или демон, и даже «демоненок» – даймонион, который вне зависимости от внешних природных или общественных требований подсказывает и указывает человеку на то, как следует себя вести. Далее Сократ строит целую систему представлений о переселении душ, о процедуре познания, о роли философии (философа-учителя) в человеческом познании и организации поведения.
Ученик Сократа Платон (427–347 до н. э.) создает первую объективно-идеалистическую философскую систему, в которой основой бытия провозглашается бестелесные неизменные сущности – идеи – идеальные первообразы (эйдосы) всех конкретных предметов. Идеи обладают истинным бытием, они вечны и неизменны; чувственный же мир вторичен, неустойчив и ненадежен в качестве опоры человеческой жизни. Вслед за Сократом, Платон строит учение о познании как припоминании человеческой душой впечатлений, полученных ею в прежних жизнях. Душа человека бессмертна и причастна к миру идей, она способна к «припоминанию» виденного в потустороннем мире, и потому истинные знания она черпает в самой себе. Известен Платон и своей теорией идеального государства, как целостной системы общества, организованной без частной собственности, правда только для его высших руководителей (это очень актуально звучит в нашей эпохе столь беспомощных попыток «борьбы с коррупцией»). Это была исторически первая коммунистическая утопия, и важно то, что она была создана практически на самой заре эры частной собственности, за много веков до первых попыток ее штурма трудящимися. Свои сочинения Платон погружал в полемическую форму диалога двух собеседников. Это положило начало диалектике как способу изложения научных исследований и форме диалога. В 387 г. до н. э. Платон создал Академию – философский учебно-исследовательский центр, который просуществовал почти тысячу лет (до 529 г. н. э.).
Ученик Платона Аристотель (384–322) преодолел платоновское разделение мира на сферы материальных предметов и их нематериальных прообразов – идей. Он вложил идеальное, движущее предметы начало внутрь самих предметов. Это и стало основанием для его знаменитого изречения: «Платон мне друг, но истина дороже». Это одновременно был интеллектуальный подвиг, который человечество в массе своей не освоило до сих пор: миллионы и миллиарды людей сегодня всё ещё придерживаются религиозных представлений о творении мира внемировым сверхъестественным духовным божественным первоначалом.
Аристотель заявил, что любой предмет является некоторой «субстанцией», включающей в себя четыре причины: материю (вещество, «материальная причина»), нематериальную форму (формальная причина), энергию его создания («деятельная причина») и его предназначение, или цель («целевая причина»). Совокупность предметов как первичных субстанций образует мир, который оказывается общей основой существования отдельных предметов, их первопричиной, или перводвигателем, или богом. Мир в целом, как перводвигатель, или бог, неподвижен и вечен; отдельные предметы по заданию целого выполняют функции, доступные их «материи». Эти функции представляют собой «души» предметов. Душа растений – это их способность роста и плодоношения, душа животных представлена в их способности (функции) чувствительности и движения, душа человека – это его способность мыслить и быть нравственным. Душа – не самостоятельная субстанция, способная входить в материальное тело или выходить из него, переселяться в другие тела и т. д. Мыслит, чувствует, растет или «строит дома» – не «душа», а человек или животное или растение или минерал, металл и т. п. Душа топора – это его способность раскалывать дрова. А «если бы глаз был отдельным живым существом, то его душой было бы зрение». Нет тела – нет никакой души. Аристотель, таким образом, впервые в европейской философии (вслед за индийскими чарваками или параллельно с ними) преодолел тысячелетние иллюзии о субстанциальной природе души. Которые, к стыду человечества, имеют массовое распространение и сегодня.
Параллельно с платоновской Академией Аристотель создал свой философский центр (философское общество) – Ликей (или Лицей), в котором он читал лекции своим ученикам, прогуливаясь среди деревьев. После смерти учителя ученики образовали так называемую школу перипатетиков (прогуливающихся), продолжавшую разрабатывать идеи Аристотеля.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 227.