(эпохи эллинизма)
Александр Македонский создал огромную империю, простиравшуюся от Индии и Средней Азии до Египта и практически всего средиземноморского побережья. Везде стояли греческие гарнизоны, господствовали греческая администрация, греческий язык, греческая культура. Греки – по их самоназванию – эллины. Территория греческого влияния называлась эллинистическим миром. Философию этого мира и этой эпохи мы называем эллинистической. У нее имеется и специфический облик, отличающий ее от старой, классической античной философии. В эту эпоху вместо целостных и авторских теоретически-философских систем складываются различные философско-этические школы практической направленности. Философы переходят к размышлениям о жизненном пути индивидуального человека, его судьбе и предназначении. В условиях громадной и по существу лоскутной империи исчезает гражданское чувство, формируется индивидуалистическое миропонимание. Основные представители эллинистической философии – киники, эпикурейцы, стоики, неоплатоники.
Школа киников была основана Антисфеном, учеником Сократа.
Социальной базой этого движения были беднейшие слои населения, выступавшие против ценностей потребительства, демонстративной роскоши, утонченного, граничащего с развращенностью, искусства, свойственных эпохе упадка империи. Они выступали за простоту нравов и потребностей, надуманным законам общества они противопоставляли близкие к природным формы жизни. Однако их призывы к простоте зачастую оборачивались упрощенчеством, призывами к примитивизации образа жизни. Они полагали, что во имя освобождения от социальных условностей человек должен максимально упростить свой образ жизни, беря пример с бродячих собак. Известный Диоген Синопский (последователь Антисфена), по преданию, жил в пифосе (большой глиняной бочке), ходил по городу неряшливо одетый, позволял себе публично испражняться. Когда Александр Македонский (так гласит легенда) заглянул в его «дом», он дерзко сказал царю: «Отойди, ты мне солнце закрываешь!». Македонский сказал: «Ты что, не видишь, что я – царь Александр!». На что Диоген, якобы, ответил: «А я – собака Диоген».
Киники призывали «учиться у природы», «жить как животные», отвергать принятые в обществе мораль и право. «Богатства же твои, - писал Лукиан, - бросишь в море. Ты не будешь заботиться ни о браке, ни о детях, ни об отечестве… котомка твоя пусть будет полна бобов и свертков, исписанных с обеих сторон. Ведя такой образ жизни, ты назовешь себя более счастливым, чем великий царь». Подобный протест против богатства с позиций аскетизма – довольно распространенное настроение беднейших слоев населения («Чем хуже, тем лучше»); не случайно низовая масса, склонявшаяся в те времена к возникавшему христианству, брала на вооружение принципы кинического упрощенчества и аскетизма. Кинизм, таким образом, является одним из идейных корней христианства.
Эпикур (341 - 270 до н. э.) учил, что главное для человека – спокойная и счастливая жизнь, и это достигается путем преодоления страха перед смертью, болезнями. Эпикур разрабатывал так называемую гедонистическую этику, согласно которой нравственным является стремление к наслаждению и радости. Это послужило основой для упреков в его адрес, будто бы он пропагандирует низменные страсти и развращенность. И до сих пор мы можем услыхать употребление термина «эпикуреизм» в этом отрицательном смысле. Однако сам Эпикур говорил лишь и мере чувственных и духовных удовольствий и достаточно четко отдавал предпочтение вторым. Этика Эпикура была скорее гуманистичной и антропоцентричной: не следует бояться не только природных болезней и страданий, но и воли богов, существование которых весьма сомнительно. Последнее обстоятельство фактически приближало его к атеизму: боги если и существуют, то к людям никакого отношения не имеют. Поэтому их как бы нет. Эпикур развил материалистическую атомистическую концепцию Демокрита, введя в нее учение о свободном отклонении атомов.
Стоицизм своими корнями восходит к кинизму. Учителем основателя стоицизма Зенона был ученик Диогена Кратес. Стоики исходили из учения Аристотеля о единстве системы мира и порождения ею вещей, но они утрировали идею великого мыслителя до вульгарной трактовки мира как великого диктатора, которому человек должен беспрекословно подчиняться. Человек – часть мира, заявлял стоик Хризипп, а «часть не должна быть недовольна тем, что происходит ради целого». Человек – орган общества, и, как не может нога человека, когда она ступает в огонь, сопротивляться своему положению, так и человек должен не только не сопротивляться приказу общества идти на верную смерть, но должен радоваться этой почетной миссии. Долговая этика была доведена стоиками до возможного логического конца – до крайнего фатализма и призывов к покорности судьбе. «В чем добродетель человека? – вопрошал стоик Сенека. – В том, чтобы повиноваться судьбе». Такими же были позиции другого стоика – Эпиктета: «Не требуй, чтобы совершающееся совершалось по твоей воле, но желай, чтобы совершающееся совершалось так, как оно совершается, и ты проживешь счастливо». Стоицизм – это позиция раба, смирившегося со своим рабством, позиция человека, представляющего собственную субъектность, свободу только как нарушение законов природы и общества и просто как «грех». Такую самоидентификацию Гегель позже назовет «несчастным сознанием», вечным принятием своей вечной греховности и нежеланием как-либо преодолеть это позорное состояние. Возникавшее в эту эпоху среди социальных низов (преимущественно рабов) христианство, несомненно, брало у стоицизма эти примиренческие мировоззренческие позиции. Терпение, смирение, наказание господне, страх божий… Даже название основанной Мухаммедом дочерней от христианства религии – «ислам» означает «покорность».
Неоплатоники (Плотин, Рим, 204 – 270 н. э.; Порфирий, Рим, 234 – 305 н. э.; Ямвлих, Сирия, 245 – 330 н. э.; Прокл, Афины, 412 – 485, и другие) использовали идеи Пифагора и Аристотеля, но в основном были последователями Платона. Они, грубо говоря, соединили разрозненные «идеи» (или «эйдосы») Платона в единую духовную первооснову мира, которую они назвали «Единое», понимаемое одновременно и как «Благо». Из этого блага-единого как бы излучаются, истекают (истечение – «эманация») сначала Бытие-разум («нус»), затем душа («псюхе»), затем отдельные души или боги или умы; следующий этап эманаций – демонические «просто души» ангелов, демонов и героев, еще ниже (позже) порождаются «частичные души» отдельных предметов природы, в том числе и человеческие. Наконец, в результате последней эманации из того же Единого образуется материя как некое телесное обеспечение духовным эманациям. Мировая материя придается мировой Душе; соответствующей телесностью обеспечиваются все остальные эманации.
В морально-житейских рекомендациях неоплатонизм не ушел далеко от стоицизма и кинизма. Человек в системах Плотина, Порфирия, других неоплатоников – будучи последним звеном в ряде «эманаций» мирового «Единого», является итогом и точкой обращения мирового процесса назад, к востановлению нарушенного эманациями единства Единого. Здесь идеализм Платона соединен с идеями Аристотеля и стоиков о целостности и иерархичности мира. Человеческая душа как частица мировой души (как этапа эманации Единого) устремлена к своему истоку, и в этом ее предназначение и сущность. Земной мир чужд и враждебен человеку; там, на небе, его родина. Плотин писал об этом так. «Душа любит Благо, потому что с самого начала оно побуждало ее к любви. И душа, спонтанно обладающая этой любовью, не ждет указаний от красот этого мира. Поскольку душа полна любовью, даже не зная об этом, она всегда пребывает в поисках блага. Желая подняться до Него, она пренебрегает земными красотами. Да, видя красоты чувственного мира, она ими пренебрегает, так как видит, что они заключены в тела, что они не чисты от пребывания на земле… И, видя, что красоты земного мира меркнут, она хорошо знает, что их блеск пришел к ним извне. Тогда душу влечет ввысь». Человеческая душа живет Иным миром, в нем черпает свои ценности и своё содержание. «Человек в таком случае как бы восхищается и воспаряет в высшую сверхчувственную область той лучистой частью своей, которая способна словно на крыльях взлететь в область чистой мысли и слагать в себе то, что там увидит» (Плотин. Избранные трактаты. – В 2 томах. – Т. 1. – М. 1984. – С. 34 – 35). В этих красивых словах – и человеческая боль из-за отстраненности от собственной сущности, и протест против этого отстранения, и превращенная, ложная форма этого протеста: вместо усилий по обустройству жизни в направлении счастья предлагается поиск этого счастья в воображаемых мирах «Единого», «Мировой Души», эманаций духовности и т. п.
На этих идеях в значительной мере строилось становящееся христианство – это «самосознание человека, который еще не нашел себя или уже вновь себя потерял» (К. Маркс).
В элинистический период греческая культура и философия выходят далеко за пределы исконно греческих городов: в Западную Азию и Северную Африку. В Александрии получают развитие филология, астрономия, география, математика и механика. Начинается отпочкование от философии этих наук.
Закат античной философии связан с такими событиями как гибель женщины-философа Ипатии (415 г.) от рук фанатичных христиан в Александрии, казнь Боэция (524 г.), закрытие платоновской Академии в Афинах (529 г.), уничтожение Александрийской Библиотеки арабами, орудовавшими под флагами ислама – дочерней от христианства «аврамической» религии.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 230.