Английский эмпиризм
Для этой эпохи характерно бурное развитие капитализма. Раньше других стран он нарастал в Голландии и Британии, этому способствовало их географическое положение и развитие судостроения и мореходства. С развитием техники нарастала потребность в знаниях («Знание – сила» Фр. Бэкон, 1561–1626). Философия этой эпохи в основном нацелена на разработку принципов научного познания.
Фр. Бэкон утверждал, что познание движется индуктивно, от частного и единичного к общему и целому. Эмпирическое (опытное) познание первично по отношению к логическому, рациональному. Такой эмпиризм проистекал из общей материалистической философии Бэкона. В работе «Новый органон» он дал критику препятствий («идолов») познания: это вера в авторитет церковных текстов, предрассудки общественного мнения и др. Будучи представителем ранней буржуазии, Бэкон предостерегал свой класс от пороков капитализма. В своей утопии «Новая Атлантида» он представил, что руководить обществом должно сообщество ученых – некий «Дом Соломона» (своеобразное предвосхищение будущих Академий Наук).
Томас Гоббс (1578 – 1679) также разрабатывал идеи материализма и сенсуализма. Все наши понятия базируются на ощущениях и являются, по сути, знаками этих ощущений. Гоббс знаменит еще и своей «теорией общественного договора» (работа «Левиафан»). Он заявил, что власть в обществе возникает не по воле бога или церкви, а создается самими гражданами посредством договора между ними. Без этого в обществе будет господствовать только первоначальное состояние «войны всех против всех». Известен Гоббс и своей развитой системой атеизма (работы «О теле», «О человеке», «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» и др.).
Продолжателем материалистического сенсуализма Бэкона был Дж. Локк (1632–1704). Сознание само по себе, заявлял Локк – это «чистая доска», на которой опыт записывает информацию. В результате: «Нет никаких врожденных идей в сознании» и: «Нет ничего в разуме, чего предварительно не было в ощущениях». В социальных воззрениях Локк был одним их первых авторов идеологии либерализма – не ограниченной государством и обществом свободы человека как частного собственника.
Вопреки материалистам Джордж Беркли (1685–1753) был сторонником идеалистического сенсуализма и субъективного идеализма: наши ощущения являются не посредниками в процессе познания природы, а предметом познания. Мы видим не природу – а наши ощущения. Крылатая фраза Беркли: «Существовать – значит быть воспринимаемым»: так называемый внешний мир – это не что иное, как комбинация наших ощущений. Целью философии Беркли считал защиту религии философскими аргументами. Будучи священником, Беркли был яростным противником атеизма и материализма, категории «материя» и оптимизма в теории познания. Эти идеи он высказывал в трактате: «Защита христианской религии против так называемых свободных мыслителей».
Другой идеалистический сенсуалист Д. Юм (1711–1776) несколько сглаживал крайнюю позицию Беркли, но в целом оставался в русле субъективного идеализма. Действительность, реальный мир – это не что иное, как «поток впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы. Мы можем говорить только о том, что имеем в индивидуальном опыте, далекие же причины мира или исторических событий принципиально непознаваемы. Это не что иное, как позитивистский эмпиризм, возведенный впоследствии О. Контом в основной принцип его «новой», позитивистской философии. Основные идеи философии Юма присутствуют во всех построениях современного позитивизма.
Если материалисты Бэкон, Гоббс и Локк выражали интересы растущей и передовой промышленной буржуазии, то позиция субъективных идеалистов была реакцией уходяших слоев общества на передовые идеи первых.
Б. Рационалистические системы:
Декарт, Спиноза, Лейбниц
Во Франции идеи английского рационализма и одновременно субъективизма продолжал Рене Декарт (1596 – 1650). Он выдвинул субъективно-идеалистическое обоснование человеческих знаний. Сознание («мышление») – независимая от материи («протяженности») субстанция, которая изначально присутствует и в человеке. Знания возникают не из опыта, а как результат разворачивания врожденных идей, и движутся они дедуктивно, от общего к частному. Исходные общие знания (аксиомы, самоочевидные истины: целое больше части, всему имеется причина и т. п.) несомненны, абсолютно истинны, «аподиктичны». Они истинны для нас, и здесь Декарт вводит свой знаменитый «принцип сомнения»: сомневаться можно в чем угодно, даже в бытии бога, только не в факте своего собственного существования и своих врожденных идей. Отсюда его крылатая фраза: «Я мыслю, следовательно, существую», то есть существую как совокупность собственных врожденных идей. И дальше речь у него идет о процесс дедукции новых знаний из этих несомненных и абсолютных истин. Этот процесс подчиняется, по Декарту, некоторым общим правилам:
1. Начинать следует от простого и очевидного.
2. Необходимо делить каждую сложную проблему на более простые.
3. Путем дедукции получать все более сложные высказывания.
4. Не упускать ни одного звена в цепи умозаключений.
В онтологии (учении о бытии) Декарт придерживался позиции дуализма: мир состоит из двух независимых субстанций: «протяженной» (материя) и «духовной» (сознание). Гармонию во взаимодействие этих субстанций вносит бог. Как естествоиспытатель Декарт изучал физиологию животных, здесь он ввел понятие рефлекса. В целом его понимание живой материи было механистичным: животные, считал он, – это лишь сложные автоматы. В нашем городе имеется, может быть, единственный в России, памятник Рене Декарту – в Колтушах, на территории Института физиологии высшей нервной деятельности имени И. П. Павлова.
Б. Спиноза (1632–1677) – преодолевал дуализм Декарта в своем учении о единстве субстанции. Протяженность и мышление он считал не отдельными субстанциями, а лишь атрибутами (неотъемлемыми свойствами) единой субстанции, которой он считал всю природу, которую он понимал пантеистически, то есть он наделял мир свойствами бога. Мир у него был активным самотворящим субъектом – таким же, как христианский бог. Тем самым мир становился тождественным этому богу. Как в христианстве бог несотворим, так и Природа Спинозы является «причиной самой себя» («Natura – causa sui»). Здесь Спиноза сознательно применил диалектическую логику: каждый предмет природы, взятый отдельно, имеет внешнюю причину, но те же предметы, взятые как целое, как система внешней причины не имеют. Это парадоксально для механической формальной логики, но это более точно отражает природу и потому это научно. Эта позиция стоила Спинозе жизни: он был обвинен в атеизме и изгнан из иудаистской общины. В результате он умер в нищете от туберкулёза.
Лейбниц (1646–1716) провозгласил новый вариант субъективистски понятого рационализма: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума». Это было направлено против сенсуализма Локка. Лейбниц создал новую теорию мира – монадологию. Это некая плюралистическая (множественная) концепция бытия. Монада – бестелесная простая субстанция, своеобразный духовный атом бытия. Монады независимы друг от друга и непроницаемы для взаимодействия. Связь между ними определяется богом посредством так называемой «предустановленной гармонии» – закона связи монад как материальных и одновременно духовных явлений. Монадология – своеобразный философский отклик на социальный запрос возникающей буржуазии – запрос на обоснование буржуазного индивидуализма и социального плюрализма: монады (люди, государства, миры) существуют каждая в самой себе, не имеют «ни окон, ни дверей», и это абсолютно и вечно, это задано свыше, божественной «предустановленной гармонией». Поэтому-то «наш мир лучший из всех возможных миров». Отсюда вытекает и оправдание бытия бога, оправдание бога от упреков в наличии зла на земле – теодицея. Капитализм запрограммирован и предпослан миру самим Господом Богом.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 274.