- космоцентризм, понятие Логоса как закономерности мира;
- материализм (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Демокрит, Эпикур);
- диалектика (Гераклит, Эмпедокл, Платон);
- рационализм, преодоление мифологического мышления, разработка логики рассудка (софисты, Аристотель);
- категория бытия (Парменид);
- объективный идеализм (Платон);
- субъективный идеализм (Сократ);
- соединение Аристотелем материального и идеального начал в предмете («Платон мне друг, но истина дороже»);
- категория разума, или мудрости, призыв к преодолению господства рассудка (обыденного сознания, «мнения») в мышлении;
- обнаружение метафизики бытия, философское «удивление» этой метафизике;
- социальная утопия Платона (отрицание господства частной собственности);
- «Логика» Аристотеля;
- различение Аристотелем «экономики» и «хрематистики»;
- учение стоиков о необходимости подчинения человека законам природы и общества (исток христианского богопослушания);
- учение киников о пренебрежении к богатству (исток христианского аскетизма);
- категория всеобщего блага в этике (Платон, Аристотель);
- категории мимезиса, катарсиса и калокагатии в эстетике;
- идеи неоплатоников о Едином, Мировой Душе и эманациях духовности как исток христианского миропонимания.
Тема 2. 2. Философия Средневековья и Возрождения
А. Патристика и схоластика как направления
Средневековой философии
Античная культура в ее позднеримском варианте очевидно погрязла в противоречиях собственного развития. Вульгарно-материалистический прагматизм, индивидуализм, массовая, на всех этажах общества бездуховность, эгоистично-безлюбовные отношения всех со всеми, потребительски-физиологические отношения между полами, снижение эстетики в быту и искусстве до примитивной эстезии, наслажденчества, щекотания нервов, забвение взлетов мудрости (разума) классической Греции, пользование примитивной однозначной формальной логикой и многое другое – всё взывало к радикальным, революционным переделкам и переворотам.
За эту титаническую работу принялась культура эпохи Средневековья. Средневековье берёт у поздней Античности социальный заказ на разработку категорий совести, вертикальных нравственных ориентиров («предстояние перед Абсолютом»), духовности, любви, свободы и т. п. Провидениями лучших своих умов она начинает с гордого обещания преодолеть срам Рима – этой «мировой блудницы». Будут преодолены все недостатки Античности, но все ее достижения будут сохранены, и, более того, к ним будут добавлены новые ценности, никогда ранее в культуре не присутствовавшие. Античность только искала Истину, а мы ее нашли. Не нужна нам суетная мудрость Афин, мы начинаем «от портика Иерусалима» (Тертуллиан, III в. н. э.). «Взрастут на земле франков Новые Афины, еще более блистательные, чем в древности, ибо наши Афины оплодотворены Христовым учением, а потому превзойдут в мудрости Академию» (Алкуин Йоркский, VIII в.).
Распространению христианства способствовало то, что оно было не только движением низов, к нему примыкали и становились активными его апологетами (защитниками) многие представители образованных слоев населения Римской империи. Интеллигенция в лице лучших своих представителей искала в христианстве пути преодоления – хотя бы в мысли – того мира жестокости и насилия, индивидуализма, разврата, каким было современное ей общество. Христианство обещало человечеству принципиально новую организацию жизни общества и каждого отдельного человека, и эта новая жизнь будет концентрацией всего лучшего, что до сих пор выработало человечество. Некто Юстин Философ и мученик (II век н. э.) считал христианство новым, более высоким этапом культуры, возникшим на основе достижений культур прошлого. «Всё, – утверждал он, – кем-либо прекрасно сказанное, принадлежит и нам, христианам».
Постепенно, однако, философы-апологеты интегрировались в феодальную идеологию, полностью подчинились ее догмам. Философия становится «служанкой богословия». Уже ранняя патристика (философско-богословские сочинения «отцов церкви») ставила христианство выше всякой греческой «премудрости», заявляла, что Библия «старше» по возрасту всей античной философии. Тертуллиан (рубеж II и III веков н. э.) заявлял: «Мы учились от пророков и Христа, а не у философов и Эпикура», в результате чего философия и религия вообще не имеют между собой ничего общего. «Что общего – заявлял он далее – у Афин и Иерусалима? Что – у Академии и Церкви? Что – у еретиков и христиан? Наше учение берет начало от портика Соломона, который сам сообщил, что Господа следует искать в простоте сердца. Пусть обратят на это внимание те, кто представляет христианство стоицизмом и платонизмом и диалектическим учением» (Смотрите книгу: В. В. Бычков. Эстетика поздней Античности. – М., 1981. – С. 42, 95 и др.)
В результате, усилия новой цивилизации оказались достаточно далекими от намерений и обещаний. По прохождении почти полутора тысяч лет христианских «реформ» обещанные (предполагавшиеся) социальное равенство, гуманность, любовь, духовность были вытеснены на периферию бытия общества очередным классовым расслоением, новым индивидуализмом и своекорыстием; разум, мудрость древних философов-диалектиков были забыты практически полностью и заменены схоластикой средневековых религиозных диспутов; научное познание реального мира также вытеснено почти до нуля и заменено «изучением» божественных «первосущностей» как «первопричин» эмпирического мира; эстетика, искусство (как и философия) превратились в «служанок богословия» из-за редукции всего арсенала художественных средств к идеологизированной символике; отношения между полами, так же, в зеркальную противоположность античной разнузданности, превратились в уродливо понятую духовность; античный индивидуализм, абсолютизация единичного сменились насильственным «коллективизмом», а точнее – тоталитаристским поглощением единичного общим; господствовавший номинализм древности сменился господством средневекового реализма.
Эту парадоксальность можно выразить в следующих сравнениях.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 228.