Из всех древневосточных цивилизаций философия зародилась и, далее не прерываясь, развивалась только в Китае и Индии.
Древний Китай
В Китае переход от первобытной общины к государству завершился в IV тысячелетии до н. э. Ранняя китайская цивилизация дала возникновение городов, сложную социальную иерархию, иероглифическую письменность, становление логически-рассудочного мышления, сравнительно высокий уровень техники. К VII – VI векам до н. э. двухтысячелетняя единая империя распалась на несколько государств. Наступила «эпоха враждующих царств». Духовной оппозицией этой социальной катастрофы был протест тонких умов и душ против массового индивидуализма и рассудочности, приведших к раздробленности страны, складывалось требование более человечной, нравственно-разумной жизни. Возникала некая метафизика мировоззрения и нравственности – она и была первой философией.
Первым китайским философом следует считать полулегендарного учителя мудрости Лао Цзы. Жил он в VI веке до н. э. Точные даты его жизни не сохранились. О нем складывались легенды, что он родился 60-летним стариком. Достоверно известно, однако, что он был старшим современником Конфуция, и последний брал у него уроки. Лао Цзы ничего не писал, проповедовал свое учение устно. Впоследствии его ученики сложили из его высказываний книгу, которую назвали «Дао де цзин» – «Книга о Дао и Де». Основным понятем в философии Лао Цзы было понятие Дао, что означает «Путь», «Закон», «Первоначало». То есть это некоторая Логика мира, универсальный закон его существования. Термином «Де» обозначалась реализация Дао, реальный мир в его конкретных процессах и событиях. Дао вечно и неизменно и в то же время присутствует в вещах, оно проявляется в их разнообразии и придает ему единство. Мир един и вечен и в то же время постоянно изменяется, не выходя, однако, за пределы закономерности Дао. Отсюда и человек должен жить в соответствии с этим универсальным законом природы. Мир, управляемый Дао, является священным сосудом, которым никто не вправе повелевать. Мудрость жизни состоит в познании и следовании Дао. Человек в своем поведении должен руководствоваться не субъективными страстями и прихотями, а осознанной общей закономерностью. В этом заключается знаменитый принцип недеяния или, лучше сказать, невмешательства в закономерности природы и общества. При условии, что так будут жить все, включая императоров и их чиновников, в Поднебесной (т. е. Китае) будет порядок и благоденствие.
Конфуций (ближе к китайскому звучанию – Кун Фу-цзы, учитель Кун. 551 – 479 до н. э.), ученик, но не последователь Лао Цзы. В молодости он был пастухом, сторожем и учиться начал только в 15 лет. В возрасте 50 лет организовал свою философскую школу. Основные идеи Конфуция изложены в книге «Лунь юй» – «Суждения и беседы», также записанные его учениками. Суть конфуцианства заключается в том, что Учитель Кун видел средство достижения порядка в обществе в почитании предков, в подчинении всех воле императоров и соблюдении традиций. Народ обязан любить предков и начальников всех рангов или, во всяком случае, демонстрировать любовь через специальные ритуалы чинопочитания (отсюда выражение «китайские церемонии»). Гармоничным может быть только общество, в котором господствует принцип «сыновней почтительности». «Отношения между старшими и младшими должно уподобиться отношениям ветра и травы: трава клонится туда, куда дует ветер». Это, собственно, и есть еще один конфуцианский принцип – «человеколюбие». Одновременно это является и идеалом «благородного мужа». Этот идеал достигается соединением природных качеств человека и воспитания. «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, он подобен ученому книжнику. После того, как воспитанность и естественность в человеке уравновесят друг друга, он становится благородным мужем».
За вклад Конфуция в китайскую культуру его называли «царем философов». Но одновременно он был и «философом царей»: его философия, говоря современным языком, входила в арсенал официальных политтехнологий правящей элиты.
Явным продолжением восходящих к мифологии идей социально-природной гармонии была школа Мо Цзы («учителя Мо»). Мо Цзы жил в 479 – 380 гг до н. э. Он происходил из знатного рода, занимал высокие административные посты. Основным понятием его учения была категория гармонии. Он пропагандировал любовь в обществе, которая бы распространялась не только «снизу вверх», как у Конфуция, не только от низов к вышестоящим структурам, но и «сверху вниз», всех ко всем, то есть это был своеобразный первоначальный древнекитайский гуманизм.
Широкого распространения учение Мо Цзы, по-видимому, не получило, потому что в IV в. до н. э. в Китае распространились идеи неукоснительного служения и подчинения человека обществу и государству. Стала господствовать так называемая школа легистов, или законников (по-китайски «Фа цзя»). Она требовала подчинения людей уже не природным, как у Лао Цзы, а юридическим законам, издаваемым государством.
Неистовым реализатором этой «философии» был император Цинь Ши Хуан (годы правления: 221 – 210 до н. э.). Он положил конец многовековой эпохе Воюющих Царств. Он установил единоличное господство на всей территории Внутреннего Китая и вошёл в историю как правитель первого централизованного китайского государства. Основанная им династия Цинь, планировавшая править Китаем на протяжении 10 тысяч поколений, была свергнута через несколько лет после его смерти. По свидетельству современных психиатров этот император страдал депрессивной паранойей – манией преследования и яростно боролся с предполагаемыми заговорами и военными провокациями против его правления. Он устраивал массовые репрессии по отношению к ближайшему окружению, включая родственников, организовывал массовые кампании по борьбе с «инакомыслием». Он всерьез решал проблему обеспечения бессмертия самому себе. Конфуцианские учёные видели в этом пустое суеверие, за что жестоко поплатились: как гласит предание, император велел закопать 460 из них живыми в землю. Сжигались даже книги великого Кофуция.
В 213 г. император приказал сжечь все книги, за исключением тех, что трактовали о сельском хозяйстве, медицине и гаданиях. Кроме того, были пощажены книги из императорского собрания и хроники циньских правителей. Была организована кампания преследования философов-гуманистов, в общественность был брошен клич «Книги в огонь – философов в выгребные ямы!» Цинь Ши Хуан известен еще тем, что, по преданию, он начал строительство Великой Китайской стены. Кроме того, укрепляя оборону от врагов, он «удвоил» свое войско тем, что изготовил терракотовые копии в натуральную величину всех своих воинов – конных и пеших и расположил это «войско» в выработанных подземных соляных копях. В случае нападения на Поднебесную из-под земли выйдет удвоенная каменная армия… Сегодня эта «армия» является огромной исторической ценностью и интереснейшим экспонатом для многочисленных туристов.
Таким образом, первая китайская философия носила ярко выраженный общемировоззренческий и нравственно-практический характер.
Древняя Индия
В Древней Индии философия возникает по схеме, напоминающей китайскую. В III – II тысячелетиях до н. э. на Индостанском субконтиненте складываются первые государственные образования – Мохенджо-Даро (долина реки Инд, современный Пакистан), Магадха (южный Бихар, граница с Непалом), Хараппа (Пенджаб, Пакистан) и другие. Они находились на достаточно высоком уровне цивилизационного развития. Например, в них имелись централизованное водоснабжение и смывная канализация. В первой половине II тысячелетия до н. э. эти государства были уничтожены белыми пришельцами – нашими славными арийскими предками. Сложилась тысячелетняя брахманская империя (брахманы – жрецы, управлявшие арийскими племенами). Идеология, культура этой эпохи была основана на Ведах – религиозно-бытовых текстах, являвшихся подробными «конституциями», или инструкциями для жизни каждого человека. В недрах этих текстов имеются общемировоззренческие, философские моменты.
В VII – VI веках до н. э. происходит так называемая кшатрийская революция (кшатрии – сословие воинов в арийском обществе). Это сословие оттеснило брахманов от власти, в результате чего образовалось более 20 независимых государств, боровшихся с брахманским наследием. Моментами «идейной революции» этой эпохи является возникновение целого ряда антиведических философско-этических школ. Крупнейшие из них – Буддизм, Джайнизм и Чарвака-локаята.
Возникновение буддизма связано с именем человека по имени Сиддхартха Гаутама. Он родился в 563 г. до н. э. в царской семье. Живя в роскоши, он однажды, оторвавшись от своей свиты, оберегавшей его от отрицательных впечатлений, увидел простой народ и его страдания: болезни, старческую немощь и смерть. Потрясенный, он бежал в джунгли и стал лесным отшельником, изучал Веды и занимался медитациями на темы, вызванные увиденным. И ему «открылись» «четыре великих истины»: «Жизнь полна страданий»; «Имеется причина страданий»; «Есть путь избавления от страданий»; «Этот путь состоит в отказе от желаний». Нет желаний (потребностей, намерений, вожделений, привязанностей, амбиций, претензий и т. п.) – нет и страданий, связанных с возможностью их не удовлетворить. Освободитесь от любых привязанностей – и вам будет хорошо.
И тут имеется еще одна важная особенность. Все наши желания и привязанности проистекают не из нас самих, их вкладывает в нас общество – эта, в сущности, враждебная внешняя среда. Всё наши желания – это соблазны, идущие из общества, сладкие яды, к которым мы привыкли и от которых в результате зависим. Мы не живем так, как могли бы жить без этих насильственно, без нашего ведома вложенных в нас программ. Мы не видим мир таким, каков он на самом деле, не видим его своими собственными глазами, мы видим его сквозь очки, напяленные на нас обществом. Поэтому надо сбросить с себя эти очки и увидеть мир своими глазами, и тогда он откроется нам таким, каким он является на самом деле. Надо последовательно сбросить с себя всё наносное, всё, навязанное нам обществом. Именно всё. Привязанность к комфорту, благополучию, деньгам, славе, политическим, научным, творческим амбициям, привязанность к семье, детям, сексуальным вожделениям, преодолеть стремление пользоваться любой техникой, пренебречь даже речью, прямохождением, даже самим мышлением. Молчать, не двигаться и не мыслить. Ловить промежутки между мыслями и всячески расширять эти промежутки до полного погружения в ничто – в нирвану. И тогда нам будет хорошо. Это и будет просветление, состояние Будды. Разумеется, это трудно. Это – подвиг, на который не все способны. Один только Сиддхартха Гаутама и очень некоторые монахи. Остальные обречены жить в миру, погруженные в его соблазны и нормы. И ничего не поделаешь, жить здесь приходится, но надо стараться жить так, чтобы не привязываться к этому миру, жить так, чтобы в любой момент ты мог бы встать и отряхнуться от праха этого мира. Жить, зная, что зов нирваны «уже здесь, при дверях». Жить без привязанностей к этому миру. В качестве иллюстрации изложим кратко один буддистский коан. Идут два монаха, вокруг дождь, лужи. На краю лужи стоит соблазнительная девица. Один из монахов взял ее на руки и перенес через лужу. Идя дальше, монах, который не нес девицу, говорит напарнику: Нам ведь не положено прикасаться к женщинам, а я видел, ты ее даже крепко обнимал. На что монах, несший девицу, ответил: Я ее оставил на краю лужи, а ты ее несешь на себе до сих пор. (Не то ли же самое у Иисуса Христа: Вас учили : «Не прелюбодействуй», а я вас учу: Не вожделейте к чужой жене!) То же и в множестве других коанов: о непривязанности к деньгам, семье, славе и т. п. Все религии одинаковы, и сердцевина их не в наличии бога, а в пропаганде непривязанности к этому миру, к этой чужбине, юдоли страданий, временному пребыванию на территории сатаны, откуда надо поскорее уйти. В буддизме – в себя и нирвану, в христианстве – в потустороннее царство божие. Вместо решения проблем, уход от самой их постановки. Вместо замены плохих норм хорошими, отказ от них как таковых: уход из мира, бегство в иной мир, в недеяние, в небытие, в нирвану.
По своему отношению к традиционной брахманской религии буддизм похож на европейский протестантизм XVI века. Буддисты не протестуют против ведической религии, они, точно так же, как и христианские протестанты, выступают только против иерархии тунеядцев-брахманов как «посредников» между человеком и «миром богов», где душа человека после его смерти может найти освобождение от «земных страданий». С религией сохраняются в буддизме и философские моменты древних Вед. Буддизм – это массовая, низовая, направленная против брахманизма идеология.
Джайнизм (от слова Джин – победитель) – это явно идеология кшатриев. Она в принципе подобна буддизму, отличаясь от него разве что большей регламентацией поведения индивидуального человека на пути к «спасению» его души от земных «страданий».
Чарвака-локаята – учение материалистическое. В его основе – «четыре слова»: огонь, вода, земля и воздух. Это идеология, скажем так, культурного слоя населения, продвинутой интеллигенции. Это последовательно материалистическое и атеистическое учение с соответствующими рекомендациями человеческому поведению. Не нужны не только брахманы, но и сама религия вед. «Мошенники, шуты, бродяги – вот кто составил три веды». «Агнихотра, три веды, триданда и посыпание себя пеплом – всего лишь способ прокормиться тех, кто лишен мудрости и трудолюбия» - так отзывались чарваки о господствовавших в обществе брахманах (Антология мировой философии, М., 1969. – Т. 1. – С. 171). Нет и вечной, не привязанной к телу души, которую надо спасать от мучений после смерти человека. Есть только четыре природные стихии, из которых состоит человек, и со смертью его тела исчезает и душа. «Не существует ни богов, ни освобождения, ни дхармы, ни не-дхармы, а также нет воздаяния ни за добросовестное поведение, ни за порочное». «Существует только этот видимый мир, который воспринимается чувствами», и жить надо только в нем. «Отказ от видимого во имя невидимого чарваки считают глупостью этого мира» (там же, с. 152 – 153). Известный советский историк философии, московский профессор А. Н. Чанышев так писал о месте чарваков-локаятиков в индийской культуре: «На фоне всеобщей мистики потусторонних миров и страха перед смертью чарваки были единственными трезвыми среди пьяных».
В. Древняя Греция.
Философия досократиков
Философию Древней Греции, кроме других периодизаций, часто разделяют на два этапа: ту, которая была до Сократа, то есть от ее возникновений до второй половины – конца V в. до н. э., и философию от начала IV века и далее. Досократовскую философию принято считать натуралистической, космической, приближенной к естественным наукам. Религиозные классификаторы называют ее догматической, то есть не интересующейся человеком и проблематикой, связанной с душой и сознанием человека. И тогда сократовская философия – это «поворот к человеческой проблематике», проблемам сознания, познания, духа, духовности и т. д. Автор данного пособия не согласен с таким противопоставлением. Согласно позиции, высказанной в подразделе «2.1. Возникновение философии», уже самое начало философствования представляет собой размышления наиболее чутких членов общества о судьбах человечества и о путях его выхода из исторического кризиса, вызванного господством позитивистско-рассудочной организации жизни. Уже самые первые философы были не просто естествоиспытателями и «космистами», они учили людей жить, преодолевая индивидуалистический рассудок и руководствуясь универсальным разумом, или мудростью. Они были именно мудрецами, любителями и учителями мудрости – фило-софами. Но раз уж такая периодизация принята, будем пользоваться ею. Рассмотрим сначала доскоратовскую философию.
Первые греческие философы начинали с изучения природы, ее целостности, ее общих закономерностей. Это были преимущественно материалистические направления. Философия повсеместно – и в Китае, и в Индии, и в Греции возникает как преодоление первоначального религиозно-мифологического мировоззрения и мышления, как объяснение природы из нее самой, без привлечения гипотез о сверхприродных и сверхъестественных (потусторонних) ее причинах. «Преодоление религии, – отмечал виднейший советский философ Э. В. Ильенков, – составляет в архаической античной культуре основной пафос философского развития» (Ильенков Э. В. Проблема единства бытия и мышления в античной философии // Принципы материалистической диалектики как теории познания. – М., 1984, с. 13). Уже ранние греческие философы заявляли, что «Этот мир не создан никем из людей и никем из богов» (Гераклит), «не богами создан воздух, но они сами произошли из воздуха» (Анаксимен. См.: История философии. – М.: Политиздат, 1941. – С. 39). Ксенофан (VI в. до н. э.) заявлял, что боги – это результат воображения людей. «Эфиопы, – писал он, – говорят, что их боги курносы и черны, фракияне же представляют своих богов голубоглазыми и рыжеватыми. Но если бы быки, лошади и львы имели бы руки и могли бы ими рисовать…, то лошади изображали бы богов похожими на лошадей, быки же – похожими на быков и придавали бы им тела такого же рода, каков телесный образ их самих» (см. там же, с. 63 – 64).
Одновременно ранней греческой философией была выработана категория логоса – как реальной объективной логики, организующей порядок в мире. Эта категория аналогична категории Дао в древнекитайской философии. Искали также единое материальное первоначало мира, называя его первовеществом, или первоматерией, или просто материей. Представители Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, VII – VI века до н. э.) полагали, что все многообразие вещей и явлений возникает из единой материальной основы (вода, либо воздух, либо некоторое неопределенное материально-вещественное начало – «апейрон»).
К милетской школе примыкает Гераклит (ок. 550 – ок. 480 гг до н. э.), родиной которого был город Эфес. Первоначалом мира, с точки зрения Гераклита, является вечно живой Огонь, «мерами возгорающийся и мерами угасающий». «Мера» становится важной категорией античной философии, ставшей основой развития диалектики как учения о единстве и борьбе противоположностей. Это единство реализуется в Логосе, общей мировой закономерности. У Гераклита Логос совпадает со вселенским мировым порядком, в соответствии с которым Огонь осуществляет свою миссию постоянного перетворения вещей.
Гераклит бросил миру крылатое изречение «Всё течет, всё изменяется». Ему же принадлежит фраза: «В одну реку нельзя войти дважды». В них он отразил поразительное качество античной цивилизации: признание приоритета движения, изменения, развития, утверждение ценности нового. Этого мировоззренческого устремления не было на Востоке. Его отсутствием, или недостаточной его ценностью Восточная цивилизация до сих пор отличается от Западной. Гераклит, таким образом, родоначальник современной диалектики, которая, к сожалению, практически не имеет поддержки у нынешних руководящих слоев общества: они заинтересованы скорее в консервации сложившегося миропорядка, остановке исторического процесса на уровне современной буржуазной организации общества.
Природу движения исследовала и элейская школа, по названию города Элеи. (Конец VI – середина V в. до н.э.). Ее представители – Парменид, Зенон, Мелисс и другие. Логика развития элейской школы в целом вела от материализма к идеализму (учение Платона было основано на концепции Парменида). Самый яркий деятель элейской школы Парменид. Центральная категория его учения – бытие. Бытие предстаёт у него в виде огромного сплошного шара, неподвижно покоящегося в центре мира. Одновременно он утверждал, что мысль – это всегда мысль о предмете, следовательно, это одно и то же: мысль – это и есть бытие. Никакого небытия нет, существует только бытие, и познать такое бытие можно только при помощи интеллектуальной интуиции. И это бытие неподвижно и неизменно.
Ученик и друг Парменида Зенон находит свои аргументы в защиту неподвижности бытия, известные как апории Зенона. У элеатов движение – видимость, бытие в своей сущности неподвижно. Третий представитель элейской школы – Мелисс выдвигает идею о бесконечности мира. Стремясь устранить из учения Парменида все непоследовательности, он пришёл к выводу, что если бытие едино, то оно должно быть бестелесным.
Почти одновременно с Гераклитом о противоречивости и динамике мира размышляли пифагорейцы. Пифагорейский союз был основан Пифагором (ок. 580 – ок. 500 гг. до н. э.) в Южной Италии. Пифагор полагал, что сущностью вещей являются количественные отношения (числа). Каждое число у пифагорейцев имело свой мистический смысл, но особое отношение было к числам 3 и 10. Всё мироздание управлялось некоей «троицей», а число небесных сфер равнялось десяти. Небесные сферы, вращаясь, создают особую «музыку небесных сфер», которую могли слышать только чуткие к гармонии философы. Пифагорейцы установили понятие музыкального интервала, заложив тем самым основы современной теории музыки. В целом это было раннее объективно-идеалистическое направление в античной философии. Пифагорейцы стали называть мир космосом, имея в виду его гармонию и совершенство («космос» – порядок, отсюда «косметика» – упорядочивание, украшение).
Значительной вехой в ранней (досократовской) античной философии было учение Демокрита (ок. 460 – ок. 370 гг до н. э.). Из обширных путешествий по станам Востока Демокрит вынес материалистические убеждения. Его философия была сознательным вызовом предрассудкам, основанным на вере в приметы, гадания и заклинания оракулов. Он отвергал чудеса и мистику и искал реальные материальные причины всего происходящего в мире. Мир реален и материален. Мир состоит из атомов и пустоты. Атомы – мельчайшие неделимые частицы природы, и движутся они сверху вниз сплошным неостановимым потоком. Завихрения в их движении образуют материальные предметы. Человек, его тело и его душа также состоят из атомов. Тело – из крупных и тяжелых, душа из легких, круглых и подвижных. Возникает душа в результате познания, которое представляет собой процесс истечения с предметов легкий слоев атомов и проникновения их через органы чувств внутрь человеческого тела. С предметов как бы слетают тонкие пленки, мы как бы снимаем с предметов эти слои атомов. Явно отсюда наше высказывание о фото-снимках. Что мы «снимаем»? Душа, по Демокриту, следовательно, смертна. Пока человек жив, он удерживает в себе «снимки» с предметов, смерть уничтожает тело, а вместе с ним разлетаются в пространстве и атомы его души. Согласитесь, прекрасное материалистическое объяснение процесса познания и факта существования человеческого сознания – «души». Конечно, это объяснения примитивно-механично, даже вульгарно-материалистично, но важно, что оно материалистично. Из него, как из научной гипотезы, в XIX – XX веках развилось учение великих русских физиологов И. М. Сеченова – И. П. Павлова о рефлектоной природе психики животных и человеческого сознания, удостоенного Нобелевской премии (И. П. Павлову) в 1904 году.
Таким образом, первые греческие философы стремились выяснить, что же существует в действительности и остается неизменным во всех ее изменчивых формах, а что существует только по видимости. Но еще более важным было то, что уже у первых философов формировалась категория мудрости как сущностного и одновременно нравственного знания и высказывалась мысль о необходимости «любви к ней» – то есть необходимости следовать ей, а не рассудочным «мнениям». Философия с самого своего возникновения претендовала на функцию универсального учителя жизни.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 222.