Структура философии Гегеля по его работе «Энциклопедия философских наук» (1817 г.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Том 1.                                                  Том 2.

Логика.                                    Философия природы.                                               

     
Абсолютная идея сама по себе
 
Абсолютная идея в природе


АА

   Бытие                                                            Механика

   Сущность                                                        Физика

   Понятие                                                           Органическая физика


Том 3.

Философии духа.


Субъективный дух

Объективный дух

Абсолютный дух


Тема 2. 5. Неклассическая философия XIX века

А. Специфика неклассического типа

Философствования

В 30-50 годы мировоззрение буржуазного класса по мере прихода его к власти стало переориентироваться с оптимизма и рационализма на неуверенность в своем будущем и отказ от возможности научными способами постигать действительность. Известно, что господствующими мыслями в обществе являются мысли господствующего класса. На философии Гегеля заканчивается господство рационализма в европейской философии. Сознание, психология, мировоззрение буржуазного класса, пришедшего к господству в обществе в результате антифеодальных революций, расщепилось на два крупных потока. Широкий поток рационализма, исторического оптимизма, мировоззренческого прогрессизма в сознании этого класса стал стремительно утончаться, вытесняясь когда-то тощими, а теперь всё более набирающими силу настроениями и идейно-мировоззренческими позициями неуверенности в будущем, даже страха перед ним. Былой интеллектуальный рационализм стал вытесняться иррционализмом и мистикой. От своего былого яростного атеизма («Раздавите гадину!») буржуазное сознание довольно быстро переходит  не только к проповеди религии «для народа», но и к собственной истовой религиозности. Эти изменения в настроениях господствующего заказчика моментально отражается в философии: модными становятся иррационалистические, пессимистические, консервативно-реакционные школы и течения. Материализм, всегда использовавшийся исторически прогрессивными слоями и классами, из философского «мэйнстрима» уходит, заменяется идеализмом, причем, не объективным, склонным к построению целостных мирообъемлющих систем (Платон в древности, Гегель – в совсем недавней современности), а именно субъективным, кантианским, запирающим человеческую духовность внутри человека, который боится мира, убегает  от него, становится оторванным от мира самодовлеющим «трансцендентальным субъектом». Такое философствование, поскольку оно противостоит стилю мышления классической немецкой философии, стали называть неклассическим. Тип этого философствования – субъективный идеализм.

Эти настроения внутренне переродившегося буржуазного класса стали отражаться  в иррационалистических построениях Шеллинга, Кьеркегора, Шопенгауэра, Ницше и других. Сохраняющаяся оптимистическая струя в массе господствующих настроений буржуазии стала отражаться (правда, в специфической форме, о чем речь пойдет ниже) в возникающем в эти годы позитивизме. С другой стороны, к активной социальной жизни поднимался новый общественный субъект – рабочий класс, устремленный к своему господству в обществе, создающий свои профсоюзы и политические (стремящиеся к власти) партии. Мировоззрение этого слоя общества стала выражать материалистическая философия Фейербаха и марксизма. Об этом речь пойдет позже, а пока об иррационалистической субъективистской философии второй половины XIX века.

 

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 266.