Всякое философствование начинается с уяснения первичности какого-то определенного начала – материального или идеального. Одни философы заявляют, что универсальным основанием и началом всего существующего является эмпирически данная нам природа, сама вещественость, телесность этой природы, обозначаемая категорией «материя», другие считают возможным в качестве такой первоосновы представить дух, сознание как невещественное, идеальное начало природы. Первые называются материалистами, вторые — идеалистами и нет таких, которые были бы ни теми, ни другими, не бывает «просто философии». Правда, некоторые называют себя дуалистами, сторонниками, так сказать, «двойственной истины», признающими параллельное существование материального и духовного начал. Но это происходит, скорее, от их неумения или нежелания производить выведение одного начала из другого. Это не что иное, как эклектика, по-русски – мешанина. Современные дуалисты, чтобы избавиться от обидного, по их представлению, названия их позиции («дуализм»), стали называть себя реалистами, свою дуалистическую философию, соответственно, – реализмом, или «реалистической философией». Однако, по общему признанию большинства философов, ничего, кроме путаницы, эта игра терминами в философию не вносит.
Итак, по основанию «материализм — идеализм» весь круг философских систем можно разделить на две половины. Разделим круг вертикальной чертой
ммматериа
Материализм Идеализм
Таким образом, по основанию «материализм – идеализм» философские системы разделяются на материалистические и идеалистические. Слева расположим материализм, справа – идеализм. Дуализму, как видим, в этой схеме места нет.
Второе основание для классификации философских систем — их различение по методу мышления, или методу философствования. Традиционно различается два таких метода: метафизический и диалектический. Термины эти ввел Гегель. Метафизический метод философствования представляет мир как неизменный, неподвижный, не изменяющийся во времени, не имеющий внутри себя противоположностей, противоречий, качественных скачков, появления нового. Диалектический метод, напротив, настраивает человека на динамичную картину мира как полного противоположностей и противоречий, которые являются внутренними источниками его развития, мира живого, сложного и требующего от людей мыслить адекватно сложно, противоречиво и творчески. Логикой диалектического метода мышления (философствования) является гегелевская диалектика. Диалектическое мышление ориентирует человека на признание прогресса в природе и обществе. Прогресс объективен, неизбежен и неумолим. Диалектическое мышление, становясь массовым, выступает в качестве реальной силы прогресса.
По этому основанию мы делим наш круг чертой горизонтальной. Соответственно, вверху мы поместим диалектиков, а внизу — метафизиков. Получается четыре квадранта.
Диалектика
Материализм Идеализм
оо
Метафизика
В левом нижнем квадранте оказывается материализм, пользующийся метафизическим методом мышления. Это направление называют еще механическим материализмом, потому что метафизическое, формальнологическое мышление наиболее применимо в механике как области физики, и эта наука была особенно широко распространена в Европе в XVII – XVIII веках. По существу все материалисты, работавшие до формулировки Гегелем диалектической логики и до возникновения марксистского диалектического материализма, являются метафизическими, механическими материалистами. В их мышлении преобладает привычная для естествознания непротиворечивая формальная логика, за пределы которой им трудно вырваться.
В левом верхнем квадранте находится материализм, использующий диалектику — диалектический материализм. Возникновение диалектического материализма связано с именами К. Маркса и Ф. Энгельса. Эти великие мыслители и политические деятели ХIХ века высоко ценили достижения гегелевской диалектики и успешно применяли диалектическую логику для обоснования материалистического понимания природы и общества и своих социально-экономических и политологических теорий
Правый верхний квадрант — зона диалектического идеализма. Таким идеализмом чаще всего бывает объективный идеализм, например идеализм Гегеля. Сюда же можно поместить и объективный идеализм древнего философа Платона. Объективный идеализм, использующий диалектику — достаточно мощная философская позиция. Объективный идеализм видит мир цельным, единым, живым и развивающимся — правда, под диктовку Абсолютной идеи, абсолютной внемировой и бессубъектной Логики. Эти идеи берутся им у христианства с той существенной разницей, что христианство представляет логику мира в качестве потустороннего бога и не признает развития мира. Объективный идеализм сегодня не в моде в мировой философии, сегодня мировоззрению человечества интенсивно навязывается идеализм субъективный.
Правый нижний квадрант — область метафизического идеализма. Таковым чаще всего оказывается субъективный идеализм. На фоне материализма и диалектики субъективный идеализм, несомненно, выглядит как нечто примитивное. Тем не менее, новейшие варианты субъективного идеализма – экзистенциализм, феноменология, герменевтика достаточно интенсивно внедряются в духовную жизнь общества благодаря мощному социальному заказу современной буржуазии.
Еще одним основанием для различения философских систем является различение их по степени использования в них логики, то есть разделение их на рационалистические и иррационалистические. Философами-рационали-стами были Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Гегель, Энгельс. Иррацио-налистами были Кьёркегор, Шеллинг, Шопенгауэр, Бергсон, Ницше, Дильтей.
Еще одно деление философских направлений – это различение их по их отношению к религии. И тут философские школы и течения различаются как религиозные и нерелигиозные. Вообще говоря, словосочетание «религиозная философия» некорректно. Философия уже по самому своему определению — рациональная форма духовной жизни. Религия же — принципиально иррационалистична, она основана не на знании, а на вере. Тем не менее, в современной культуре присутствует, начатая еще в Средневековье, религиозно-философская традиция.
Важным основанием для классификации философских систем является их различение по социальному заказчику. Здесь следует понять, что нет философии вообще, философия – это всегда обоснование мировоззрения того или иного социального слоя группы, и важнейшими из таких слоев являются социально-экономические классы. Эти последние являются важнейшими субъектами общественной жизни — носителями специфических интересов, ценностей, целей, то есть носителями определенных мировоззрений. И каждый из них стремится обосновать свое мировоззрение, представить его самым справедливым и, главное, обязательным для всех. В этих условиях философия, говоря образно, как слуга-портной, шьет костюмчики их благородиям социальным заказчикам. Последних в обществе всегда много, отсюда и множество философских систем и школ. Наиболее распространенными оказываются философские направления, обслуживающие господствующие в обществе слои и классы. В Средневековье в обществе господствовали феодалы и церковники, и философия была служанкой богословия, в нынешнем капитализме она превратилась в служанку капитала. В этом проявляется классовая привязанность философского творчества. Иначе это называется партийностью. Философия (как и мораль, как и эстетика, как и религия, как и любая другая форма идеологии) всегда партийна, всегда обслуживает интересы того или иного класса.
И тут наблюдается закономерность, из которой в истории не было исключений. Прогрессивные, исторически восходящие слои и классы всегда предпочитали, выбирали, поощряли материалистическую и (по возможности) диалектическую философию. И, наоборот, все реакционные, исторически уходящие группы общества были сторонниками идеализма и метафизики. Более того, прогресс всегда связан с религиозным вольнодумством, перерастающим в атеизм, с рационализмом, идеями социального равенства, органической эволюции в природе, коллективизмом, светской духовностью в искусстве. И, соответственно, реакционные классы всегда предпочитают идеализм, метафизику, религию, отрицают факт развития в природе и обществе, исповедуют и пропагандируют индивидуализм, бездуховность и беспредметность искусства. И здесь нет исключений. Это жестко скоррелированные процессы.
И еще что чрезвычайно характерно – об этом, несомненно, самом главном свойстве философии, нет ни слова ни в одном современном официальном учебнике.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 234.