К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИИ АККОМПАНИРОВАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рассмотрение аккомпанемента как системы выразительно-смысловых средств ведет к более обобщенной проблеме -отношению партнеров в совместном созидании целостного художественного образа.

Оперируя такими понятиями, как «сочувствие», «сопереживание»,

«комментирующие возгласы», мы переходим в область психологии ансамблевого исполнительства, затрагивая круг вопросов специфично творческих, интимных, наименее поддающихся конкретному учету и методическому анализу.

Следует, однако, подчеркнуть, что упомянутые термины психологического характера не должны восприниматься как поэтическая метафора, сентиментально-дидактическое поучение или как очередное фантазирование «под музыку». В общем русле культурно-исторического процесса образуются типичные формы общественно-бытового музицирования. А тот или иной вид социального и эмоционального общения на музыкальной почве, будь то церковный приход, хоровой кружок, инструментальный ансамбль и т. п., порождает конкретные формы и жанровые особенности произведения.

Подобно тому, как в древнегреческой трагедии хор выполняет функцию «активного сочувствия», в классической полифонии это сочувствие, или совместное переживание, выражается в слиянии равноценных голосов (партий).

В гомофонном стиле, с индивидуализацией и субъективизацией главного голоса, остальные голоса довольствуются лишь поддержкой, усилением его выразительности. Они соучаствуют, содействуют по самой своей природе. Эту роль гармонии Асафьев определяет термином

«резонатор мелодии». Однако в процессе дальнейшего развития начальная форма «сочувствия» обнаруживает огромные потенциальные возможности раскрытия психологического и изобразительного контекста. Принцип «сосуществования», «сопереживания» воплощается в новом, более высоком качестве.

Если мелодия в наибольшей степени соответствует личностному высказыванию, то наличие мелодии вызывает представление о личности. Как только внутреннее состояние оформляется в высказывании, как только буря, смерть, море обретают голос (мелодию, тему), они персонифицируются, ибо высказывание (мелос) предполагает субъект, от которого оно исходит.

Такая ассоциативная связь существует и в сопровождении. Чем больше оформлена интонационно-мелодическая выразительность подчиненных голосов, тем более сопровождение отражает личность («субъект высказывания»). Личность сочувствующую, сопереживающую, поддерживающую, возбуждающую» успокаивающую. Чем интонационно богаче сопровождение, тем ярче образ второго «персонажа».

78


Это одна из основных проблем артистического перевоплоти аккомпаниатора-художника. Психологическая настройка мужественности, сопереживания, пристального и трепетного внимания ко всем перипетиям событий, чувствований, оттенкам речи воплощаемого солистом персонажа — вплоть до полного слияния с ним — создает подлинно высокое качество ансамбля. Так называемое «аккомпаниаторское чутье» есть не ремесленническое умение следовать за солистом синхронно и динамически, но способность почувствовать замысел и намерения солиста и с добровольной послушностью и осторожной инициативой сочетать с ними трактовку своей партии.1


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В вводной части говорилось о том, что продуктивность методологической позиции определяется двумя встречными тенденциями:

1) обоснованием практики идейно-теоретической установкой, 2) углублением теории на основе индуктивного наблюдения и анализа.

В плане теоретическом аккомпанемент является частной проблемой музыкознания. Как практическая дисциплина, он представляет собой частную проблему фортепианного исполнительства. В настоящей работе делался акцент на раскрытии: единой методологической основы — примата содержания — в обоих этих аспектах.

Следует учесть и влияние, которое оказывает изучение вокального аккомпанемента на общие вопросы музыкальной теории и исполнительской практики.

Наблюдение музыкальных закономерностей в тесной связи со словесным текстом и конкретным образом действительности не получило еще достаточного развития в теории и эстетике музыки, несмотря на наличие ряда интересных исследований по частным вопросам. Между тем здесь можно предполагать далеко раскрывающиеся перспективы подтверждения концепции содержательности всех элементов музыкального языка.

Такая концепция ведет к аргументированности теоретического анализа, к глубокому раскрытию смысловых пластов, восполнению малоисследованных путей становления, развития, преемственности музыкального языка, к установлению критериев реалистичности, опровержению ложных путей и т. д.

Многообразным и более непосредственным является воздействие практики аккомпанирования на фортепианное исполнительство в целом. Отметим наиболее существенные моменты:

 

1. И. Гофман отмечает, что угадывание в каждый данный момент намерений солиста составляет «душу аккомпанемента». См.: И. Гофман. Фортепианная игра. Вопросы и ответы. М., 1938, стр. 115 .

79


а) конкретизация образа и уяснение исполнительской задачи; развитие музыкально-поэтической фантазии;

б) значительное усиление ощущения интонации (мелоса) — преодоление интонационной «инертности», связанной с клавишной технологией фортепиано;

в) уяснение основ фразировки и синтаксического построения музыкальной речи;

г) развитие ощущения дыхания, цезур, пунктуации;

д) развитие понимания содержательно-выразительной функции аккомпанемента в целом;

е) отчетливое представление выразительного своеобразия, свойственного различным фактурам аккомпанемента: гармонической фигурации, аккордовой пульсации, танцевальным ритмам;

ж) осознание постоянной интонационно-мелодической тенденции в движении гармонических комплексов (кристаллизация мелодических попевок, мотивов, фраз, возникновение вторых голосов, в частности мелодизация басовой опоры); ощущение «многослойности» в гомофоническом стиле;

з) понимание органической основы агогических отступлений;

и) уточнение критерия динамических уровней и динамических амплитуд;

к) осмысление артикуляции, выработка точной «меры» и обогащение штриха.

Аккомпанемент, как мы видим, воздействует и на психологическую и технологическую стороны фортепианного исполнительства. Эти результаты не являются «умозрительными предположениями», а наблюдаются в многолетнем коллективном педагогическом опыте.

Содержательность, идейность — существеннейшие черты искусства социалистического реализма — в равной степени касаются и искусства исполнительского. Однако недостаточно провозгласить конечную цель — следует указать и пути ее достижения. Без умения разобраться в произведении, без ясно осознанной задачи и художественного мастерства (о чем и как сказать) вряд ли может быть достигнут желаемый результат. Не расплывчатая дидактика, а глубокий и конкретный профессиональный анализ сочинения и средств его воспроизведения — важнейшая задача советской исполнительской методики.


Дата: 2019-02-02, просмотров: 308.