Понятие, цели и задачи управления организацией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

О рганизация – открытая сложная социально-экономическая система, основанная на объединении людей для совместного решения экономических и иных задач. Основная её функция (задача) состоит в преобразовании с помощью соответствующих технологий материальных, трудовых, информационных ресурсов в требуемые конечные результаты. При реализации данной функции организация может рассматриваться как субъект, как средство деятельности и как объект управления.

Отличительными признаками организации как объекта управления являются:

- наличие цели – главный признак организации. Цель придаёт смысл её существованию, определённость и конкретную направленность действиям;

- обособленность – относительная замкнутость внутренних процессов и наличие границ, отделяющих её от внешнего окружения (материальных – стен, заборов и т.п., и идеальных – запретов, норм, прав, предписаний и т.п.);

- системность – наличие связей (экономических, технологических, информационных и т.д.) между элементами, с помощью которых те взаимодействуют и влияют друг на друга;

- саморегулирование – самостоятельное решение внутренних вопросов с учетом конкретных обстоятельств, внешних воздействий и правовых норм;

- организационная (специфическая) культура – система ценностей, традиций, верований, норм поведения и т.д., которая во многом определяет отношения в коллективе и направленность поведения людей. Её относят к факторам конкурентоспособности первого порядка.

Как система организация состоит из управляющей подсистемы (аппарат управления – субъект менеджмента) и управляемой подсистемы (персонал организации – объект менеджмента), см. рис. 4.1.

 

 


Рисунок 4.1 – Модель взаимодействия в организации

Обратная связь – понятие, означающее обратное воздействие результатов управления системой на процесс этого управления или использование в управлении информации, поступающей от объекта управления.

Организация как социально-экономическая система состоит из следующих подсистем:

• техническая система – объединяет здания, сооружения и оборудование, размещённые в конкретном месте (производственно-технический комплекс);

• технологическая система – состоит из применяемых или разрабатываемых технологий, ноу-хау и методов функционирования;

• социальная система – формируется совокупностью людей, работающих в организации, со сложным комплексом отношений между ними;

• организационная система – совокупность приёмов упорядочивания труда персонала с целью обеспечения эффективности работы и взаимодействия в рамках организации. Она заключается в определении рабочих мест персонала, подчинении своему руководителю, установлении определенных правил внутреннего распорядка, режима работы, форм контроля, механизма ответственности и т.д.;

• экономическая система – обеспечивает повышение эффективности постановки и решения всего комплекса задач.

Каждая организация характеризуется определенной структурой. Структура организации – упорядоченная совокупность её взаимосвязанных элементов. Обычно в организации выделяют следующие типы структур:

· техническая – представлена совокупностью материальных объектов и процессов (помещения, их планировка, оборудование, условия труда, потоки сырья, энергии и т.д.). Это «жесткая», практически неизменная структура, которая определяет профессионально-квалификационный состав организации, создает основу функциональных связей между персоналом и влияет на их межличностные отношения;

· социальная структура («мягкая» структура) – совокупность участников и связей между ними, которые формируют формальные и неформальные группы, ценности, интересы, полномочия, каналы их распределения и т.д. Социальная структура характеризуется потенциалом, который складывается из:

- потенциала общего руководства (умения и навыки управляющих);

- психологического потенциала (климат);

- творческого потенциала (умение и способность реагировать на изменения);

· социотехническая структура – система рабочих мест, объединяющая работников пространственно в ходе выполнения трудовых операций. Она образована взаимодействием технической и социальной структур;

· нормативно-правовая структура – совокупность юридических норм, правил, требований, стандартов, необходимых для осуществления функций организации.

В структуре управления организацией различают горизонтальные и вертикальные связи. Горизонтальные связи являются одноуровневыми и носят характер согласования, а вертикальные связи – это связи субординации.

Для эффективного управления организацией необходимо иметь чёткие целевые установки. Цель управления – необходимый результат деятельности, осознаваемый руководителями и исполнителями, имеющий качественное и количественное определение на основе перспективных и текущих потребностей. Для повышения эффективности управления организацией её цели должны:

1. быть конкретными, обозримыми и реальными;

2. отражать сущность ожидаемого эффекта;

3. учитывать принцип оптимальности;

4. обеспечивать комплексность решения вопросов.

Целями управления организацией могут выступать:

- прибыль (максимизация прибыли, получение удовлетворительной прибыли);

- рост;

- рентабельность;

- устойчивость к экономическим циклам (спадам и подъёмам экономического развития);

- гибкость;

- неуязвимость к неожиданным изменениям во внешней среде;

- платёжеспособность;

- превышение средств фирмы над её обязательствами;

- конкурентоспособность;

- устойчивость к слиянию с другой фирмой;

- склонность к нововведениям;

- доля рынка;

- внутренний климат;

- чуткость к внешним социальным явлениям;

- удовлетворенность работой;

- учёт интересов различных работников и т.д.

Устанавливая для себя приоритеты развития фирмы, руководство сокращает перечень целей до четырёх – пяти.

Количество и разнообразие целей организации столь велико, что для анализа их состава и взаимосвязей на практике пользуются методами комплексного системного подхода. Одним из его инструментов является построение «дерева» целей и задач, которое позволяет в результате декомпозиции главной цели сформировать упорядоченную иерархию целей и задач фирмы (рис. 4.2). Рассмотрим его подробнее.

 

 


Рисунок 4.2 – Пример «дерева» целей и задач фирмы

Высший уровень «дерева» – глобальная цель (миссия) формирования, функционирования и развития фирмы, к эффективному достижению которой стремится организация в целом. Миссия отражает предназначение организации. Для её достижения осуществляется разработка комплекса стратегических целей по основным стратегическим направлениям развития предприятия. Стратегические цели определяют перспективные направления развития организации на длительный период (10-20 лет). Реализация стратегических целей обеспечивается постановкой и достижением тактических целей. Тактические цели – программные действия текущего периода, которые можно реализовывать в данный момент. К тактическим целям организации можно отнести:

- разработку и использование инноваций в технологии или управлении;

- проведение конкретных мероприятий по обеспечению подбора персонала;

- внедрение программ повышения квалификации и перепрофилирования и т.д.

Тактические цели подкрепляются оперативными целями, которые определяют конкретные сроки выполнения текущих задач. К ним могут относиться:

- составление срочных прогнозов;

- осуществление разовых действий;

- формирование заказов и лимитов потребления на сырье, оборудование и т. п.

На следующем уровне планирования ставятся и реализуются локальные цели, которые ограничены в пространстве местом реализации и конкретными специфическими особенностями объекта управления. Этот уровень максимально приближен к первичным подразделениям. К данным целям можно отнести:

- проверку работы регионального представительства;

- проведение презентаций в местном филиале;

- отгрузку или получение товара на складе и т. д.

В подразделениях, где регулярно ставятся и решаются разовые проблемы функционирования и развития организации, кроме локальных целей, могут разрабатываться и частные цели, которые направлены на успешное разрешение конкретных проблемных ситуаций по каждому случаю, в каждом подразделении в отдельности. К ним могут относиться: внеплановая замена оборудования; ликвидация или компенсация отклонений; выполнение отдельных поручений и т. д. Большинство частных целей невозможно определить заранее, поскольку они возникают по ходу решения разнообразных частных задач и зависят от системных и случайных (непредвиденных, чрезвычайных), социальных, психологических, технологических и других факторов. При построении единого дерева целей организации они могут объединяться, разъединяться, пересекаться между собой.

Внешняя и внутренняя среда организации

Деятельность любой организации протекает в изменчивых условиях внешней и внутренней среды. Внешняя среда организации – совокупность факторов, находящихся за пределами организации и оказывающих на неё прямое или косвенное воздействие. Внешняя среда фирмы сложна и изменчива. Она состоит из двух уровней (рис. 4.3):

Рисунок 4.3 – Внешняя среда организации: состав и структура

1. общее окружение (макроокружение, макросреда) создаёт общие условия среды нахождения организации. Обычно макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Оно оказывает не прямое (опосредованное) воздействие на операции, деятельность организации, поэтому совокупность формирующих её факторов называют средой косвенного воздействия. Основными компонентами данной среды являются:

· экономическое окружение, которое характеризуется уровнем развития и состоянием экономики. Состояние экономики влияет на стоимость ресурсов и спрос на товары и услуги. Так в условиях инфляции организации заинтересованы в увеличении запасов материальных ресурсов, задержках платежей и заработной платы; при спаде в экономике они уменьшают запасы готовой продукции, сокращают персонал и ограничивают (отказываются) от расширения производства;

· политическое окружение оказывает определяющее воздействие на экономическую обстановку, т.к. способы и цели управления экономикой страны являются результатом:

- политических целей и задач находящегося у власти правительства;

- политической стабильности;

- давления лоббистов, которое отражает специфику социальной и культурной жизни общества;

· технологическое окружение. Технология является как внешней, так и внутренней переменной организации. Как внешний фактор она отражает уровень научно-технического развития общества. Как внутренний – используется для сохранения конкурентоспособности фирмы, путём использования достижений НТП, от которых зависит эффективность её деятельности;

· социально-культурное окружение (демографическое состояние общества, культурные и религиозные традиции, национальный состав, независимые средства массовой информации и т.д.) влияет на формирование спроса населения, трудовые отношения, уровень заработной платы и условия труда, а также формирует отношения организации с местным населением;

· международное окружение (таможенные пошлины, уровень цен на стратегически важные товары, обменный курс) оказывает как косвенное, так и прямое воздействие на все организации, но в первую очередь на фирмы, действующие на международном рынке.

Учитывая сложность структуры среды косвенного воздействия, при её исследовании обычно опираются на прогнозы.

2. непосредственное окружение (микросреда) организации складывается из составляющих внешней среды, оказывающих на неё непосредственное (прямое) воздействие. Факторы, непосредственного окружения составляют среду прямого воздействия. Организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание взаимодействия с факторами микросреды, активно формируя дополнительные рыночные возможности и предотвращая угрозы её существованию. Основными компонентами данной среды являются:

· поставщики, которых обычно классифицируют на:

- поставщиков материальных ресурсов (сырьё и материалы, энергоносители, оборудование и комплектующие). Данный фактор формирует зависимость фирм от цен, сроков, ритмичности, качества и т.д., которая возрастает с углублением разделения труда и развитием кооперации;

- поставщиков капитала и финансовых услуг (банки, страховые компании, прочие финансовые и нефинансовые компании, программы государственных учреждений по представлению займов, акционеры и частные инвесторы). Здесь прослеживается зависимость от объёмов, условий займов и взаиморасчетов, страховых услуг и т.п.;

- поставщиков трудовые ресурсы. В настоящее время проявляется зависимость организаций от рынка квалифицированных кадров (несмотря на безработицу, существует «кадровый голод» во всех областях), требований к уровню заработной платы и т.п. Подобная ситуация заставляет фирмы заниматься поисками кадров (рекрутинг) или вкладывать средства в их подготовку и гарантию занятости (переходить от краткосрочного к долгосрочному найму и росту социальной защищенности);

· законы и государственные органы. Каждая организация имеет правовой статус, который определяет порядок ведения дел, права и обязанности перед государством и местными органами управления. При этом они обязаны соблюдать не только федеральные и местные законы, но и требования органов государственного регулирования и контроля. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в пределах своей компетенции, а также вводят собственные требования, имеющие силу закона;

· потребители влияют на организацию через:

- требования к продукции (услуге), которую она выпускает (предоставляет);

- возможные объёмы продаж;

- приверженность продукту именно данной организации;

- возможность расширения круга потенциальных потребителей и т.д.;

· конкуренты подталкивают организацию к использованию достижений НТП, развитию инноваций, определяют какой товар и по какой цене можно продавать.

Факторы внешней среды организации тесно переплетаются, взаимодействуя как между собой, так и с факторами внутренней среды организации.

Внутренняя среда организации – совокупность факторов, находящихся в рамках самой организации (рис. 4.4). Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

Рисунок 4.4 – Взаимосвязь переменных внутренней среды организации

Компоненты внутренней среды в совокупности определяют тот потенциал и возможности, которыми располагает организация. Основными компонентами (переменными) внутренней среды организации являются:

ü цель организации – конкретное конечное состояния или желаемый результат, которого стремятся добиться люди, объединившиеся в организацию. В разных организациях ставятся разные цели. Так, чтобы получить прибыль, следует сформулировать цели в таких областях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей и социальная ответственность. Следует отметить, что цели подразделений фирмы должны вносить конкретный вклад в цели организации, а не вступать в противоречие с целями других её подразделений;

ü структура – логическое взаимоотношение уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Существует две основные концепции структуры:

- специализированное разделение труда – закрепление конкретной работы за специалистами, которые способны выполнить её лучше всех с точки зрения организации как единого целого;

- сфера контроля;

ü задачи – предписанная работа, её часть или серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее оговорённые сроки. Считается, что, если задача выполняется таким способом и в такие сроки, как это предписано, организация будет действовать успешно. Задачи предписываются не работнику, а его должности, и рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Задачи обычно делят на три категории:

- работа с людьми;

- работа с предметами;

- работа с информацией;

ü технология – средство преобразования материалов, сырья, энергии и информации в нужный конечный продукт. Технология тесно связана с задачами, т.к. выполнение задачи предполагает использование конкретной технологии как средства преобразования материала;

ü персонал – люди, работающие в организации.

Внутренняя среда организации может также характеризоваться организационной (корпоративной) культурой. Если сотрудники хорошо осведомлены об истории организации, серьёзно и с уважением относятся к её правилам, ритуалам и организационным символам, то это указывает на достаточно сильную корпоративную культуру организации. Её появлению способствует наличие в организации неписаных норм поведения, ритуальных мероприятий, традиций и т.п.



Дата: 2019-02-02, просмотров: 346.