В разных странах развитие теории и практики менеджмента имеет свои национальные особенности в силу специфики культурных традиций и уникальности исторического пути. Изучение опыта менеджмента зарубежных стран, предоставляют новые возможности и пути его использования в России.
В теории менеджмента чётко обособились три модели менеджмента, которые мы рассмотрим более подробно:
1. американская;
Американский менеджмент отличает жесткая организация управления и его формализация. Для данной модели в наибольшей степени характерно:
- индивидуальный характер принятия решений;
- индивидуальная ответственность;
- строго формализованная структура управления;
- четко формализованная процедура контроля;
- индивидуальный контроль руководителя;
- быстрая оценка результатов труда, ускоренное продвижение по службе;
- главное качество руководителя – профессионализм и инициатива;
- ориентация управления на отдельную личность;
- оценка управления по индивидуальному результату;
- формальные отношения с подчиненными;
- обусловленность деловой карьеры личными результатами;
- подготовка узкоспециализированных руководителей;
- оплата труда по индивидуальным достижениям;
- найм на работу на короткий период.
2. европейская;
Европейский менеджмент незначительно отличается от американской модели менеджмента, поскольку Европа и США достаточно близкие культуры и обмен достижениями между ними протекает довольно эффективно. В Европе, как и в США, очень важную роль в экономике играют мелкие и средние предприятия. Этим обусловлены и некоторые особенности европейского менеджмента. Для мелких фирм более настоятельной является потребность в выживании, поэтому необходимо быстрее реагировать на любое, даже самое незначительное изменение ситуации, к которому нужно приспособиться.
Одно из существенных отличий европейского менеджмента от менеджмента американского состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности. Эта самостоятельность может касаться и производственных, и финансовых решений, а также инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями в Европе более актуальны, чем в США.
Японская.
Хотя Япония вышла на мировой рынок только после Второй мировой войны, японская модель менеджмента – одна из самых эффективных систем менеджмента в мире. В её основе лежит богатая и самобытная культура «страны восходящего солнца», а залогом успеха служит – умение использовать человеческий фактор.
Для данной модели менеджмента в наибольшей степени характерно:
- коллективное принятие управленческих решений на основе единогласия;
- коллективная ответственность;
- нестандартная, гибкая структура;
- неформальная организация контроля;
- коллективный контроль;
- замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост;
- основное качество руководителя – умение осуществлять координацию действий и контроль;
- ориентация управления на группу;
- оценка управления по достижении гармонии в коллективе и по коллективному результату;
- личные неформальные отношения с подчиненными;
- продвижение по службе по старшинству и стажу;
- подготовка руководителей универсального типа;
- оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу и т.д.;
- долгосрочная занятость в фирме.
Следует отметить, что Япония переняла у Европы и США положительные аспекты опыта, прежде всего ориентацию на новые технологии и психологические методы менеджмента. В Японии более высоко ценят опыт работы, поэтому руководителей здесь готовят непосредственно в процессе работы. Японцы очень внимательно относятся к связям между людьми, а также к личностным особенностям работников, склонны подбирать должность под человека, а не человека под должность. Японцы избегают индивидуализма в своих действиях, не склонны к навязыванию персональной ответственности, практически не контролируют эффективность действий отдельного работника. Для них гораздо важнее коллективная ответственность. Особенностью японского менеджмента также является серьезное внимание руководителей к технологическим инновациям.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 228.