Зарубежные модели менеджмента
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В разных странах развитие теории и практики менеджмента имеет свои национальные особенности в силу специфики культурных традиций и уникальности исторического пути. Изучение опыта менеджмента зарубежных стран, предоставляют новые возможности и пути его использования в России.

В теории менеджмента чётко обособились три модели менеджмента, которые мы рассмотрим более подробно:

1. американская;

Американский менеджмент отличает жесткая организация управления и его формализация. Для данной модели в наибольшей степени характерно:

- индивидуальный характер принятия решений;

- индивидуальная ответственность;

- строго формализованная структура управления;

- четко формализованная процедура контроля;

- индивидуальный контроль руководителя;

- быстрая оценка результатов труда, ускоренное продвижение по службе;

- главное качество руководителя – профессионализм и инициатива;

- ориентация управления на отдельную личность;

- оценка управления по индивидуальному результату;

- формальные отношения с подчиненными;

- обусловленность деловой карьеры личными результатами;

- подготовка узкоспециализированных руководителей;

- оплата труда по индивидуальным достижениям;

- найм на работу на короткий период.

2. европейская;

Европейский менеджмент незначительно отличается от американской модели менеджмента, поскольку Европа и США достаточно близкие культуры и обмен достижениями между ними протекает довольно эффективно. В Европе, как и в США, очень важную роль в экономике играют мелкие и средние предприятия. Этим обусловлены и некоторые особенности европейского менеджмента. Для мелких фирм более настоятельной является потребность в выживании, поэтому необходимо быстрее реагировать на любое, даже самое незначительное изменение ситуации, к которому нужно приспособиться.

Одно из существенных отличий европейского менеджмента от менеджмента американского состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности. Эта самостоятельность может касаться и производственных, и финансовых решений, а также инноваций. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями в Европе более актуальны, чем в США.

Японская.

Хотя Япония вышла на мировой рынок только после Второй мировой войны, японская модель менеджмента – одна из самых эффективных систем менеджмента в мире. В её основе лежит богатая и самобытная культура «страны восходящего солнца», а залогом успеха служит – умение использовать человеческий фактор.

Для данной модели менеджмента в наибольшей степени характерно:

- коллективное принятие управленческих решений на основе единогласия;

- коллективная ответственность;

- нестандартная, гибкая структура;

- неформальная организация контроля;

- коллективный контроль;

- замедленная оценка работы сотрудника и служебный рост;

- основное качество руководителя – умение осуществлять координацию действий и контроль;

- ориентация управления на группу;

- оценка управления по достижении гармонии в коллективе и по коллективному результату;

- личные неформальные отношения с подчиненными;

- продвижение по службе по старшинству и стажу;

- подготовка руководителей универсального типа;

- оплата труда по показателям работы группы, служебному стажу и т.д.;

- долгосрочная занятость в фирме.

Следует отметить, что Япония переняла у Европы и США положительные аспекты опыта, прежде всего ориентацию на новые технологии и психологические методы менеджмента. В Японии более высоко ценят опыт работы, поэтому руководителей здесь готовят непосредственно в процессе работы. Японцы очень внима­тельно относятся к связям между людьми, а также к личностным особенностям работников, склонны подбирать должность под человека, а не человека под должность. Японцы избегают индивидуализма в своих действиях, не склонны к навязыванию персональной ответственности, практически не контролируют эффективность действий отдельного работника. Для них гораздо важнее коллективная ответственность. Особенностью японского менеджмента также является серьезное внимание руководителей к технологическим инновациям.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 228.