Особенности и специфика менеджмента в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время Россия находится на новом историческом этапе развития. Его началом считается начало 90-х годов XX века. В это время произошел распад СССР и Россия вступила на путь:

- становления и построения нового демократического общества;

- перехода к новому типу отношений и новому типу управления;

- приступила к воспитанию и обучению профессиональных менеджеров.

Переход с плановой на рыночную систему хозяйствования выявил недостаток знаний, умений и навыков в сфере управления, необходимых для успешной работы в новых условиях.

Российские руководители начали механически переносить западный опыт без учета особенности российского менталитета.

Сегодня Россия нацелена на формирование рыночной экономики инновационного типа и динамика, происходящих в ней изменений обусловлена:

• пониманием особенностей российского менеджмента через рассмотрение целей и задач экономического развития России;

• пониманием проблем, которые необходимо преодолеть на этом пути;

• раскрытием возможных направлений и практических способов их решений.

В соответствии с требованиями действующей Конституции РФ (1993 г.), цели экономического развития России подробно и публично оглашаются в рамках ежегодного Послания Президента к Федеральному собранию. Первое такое послание было оглашено 24 февраля 1994 года. Кроме того, разрабатываются и реализуются целевые федеральные программы (ЦФП) социально-экономического развития на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы. Данные документы формируют целевые ориентиры производственно-хозяйственной деятельности для органов власти различного уровня.

Согласно указанным документам «цель экономического развития России на ближайшие годы заключается в модернизации экономики, создании современной, инновационной, сильной, эффективной экономики». Достижение этой цели требует решения следующих основных проблем:

- неэффективная сырьевая экономика;

- хроническая коррупция;

- игнорирование экономикой, в значительной степени, потребностей человека;

- низкая конкурентоспособность готовых отечественных изделий;

- низкая энергоэффективность и производительность труда большинства предприятий;

- низкий уровень влияния России на глобальные экономические процессы;

- неокрепшая демократия, недостаточное качество демократических институтов;

- полусоветская социальная сфера;

- широко распространённые патерналистские настроения в обществе, т.е. уверенность в том, что все проблемы должно решать государство либо кто-то ещё, но только не каждый на своём месте;

- негативные демографические изменения;

- проблемы международного терроризма и национальной безопасности.

Большинство проблем невозможно решить без формирования инновационной экономики, которая требует внедрения в российскую практику современных методов менеджмента, формирования и развития кадрового потенциала.

Решение обозначенных проблем отягощается ростом влияния на мировом рынке трех фундаментальных факторов:

I. усиление глобальной конкуренции на рынках товаров, капиталов, технологий, рабочей силы. С одной стороны, это создает новые возможности в развитии внешнеэкономической интеграции, укреплении и расширении позиций на мировых рынках, с другой – усиливает требования к конкурентоспособности, способности к инновационному обновлению и привлечению инвестиций. Качественные характеристики российской экономики сегодня не позволяют использовать преимущества глобальной конкуренции. Она остается слабо диверсифицированной; уязвимой к колебаниям конъюнктуры мировых рынков углеводородов и сырья, мировых финансовых рынков; характеризуется низким уровнем инноваций и эффективности использования ресурсов;

II. возрастанием роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики определяется качеством профессиональных кадров, в то время как Россия долгое время «экономила» на развитии образования и здравоохранения. Требования устойчивого развития включают:

- опору на рост производительности труда, который позволил бы приблизить доходы российских граждан к уровню развитых стран;

- модернизацию и ускоренное развитие отраслей, определяющих качество человеческого капитала (образование, здравоохранение, жилищный сектор);

- превращение среднего класса российского общества в его доминирующую силу, сокращение социального неравенства.

III. исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития. Оно основано на интенсивном наращивании топливного и сырьевого экспорта в условиях заниженного обменного курса рубля. Одновременно обозначились проблемы недостаточного развития производственной (транспортной и энергетической) инфраструктуры и дефицита квалифицированных инженерных и рабочих кадров. Действие данных факторов может привести к резкому замедлению экономического роста страны и нарастающему отставанию от ведущих стран.

В настоящее время долгосрочные цели модернизации развития России сконцентрированы на пяти стратегических направлениях:

- лидерство по эффективности производства, транспортировки и использования энергии, разработка и внедрение на рынки новых видов топлива;

- сохранение и выведение на новый качественный уровень ядерных технологий;

- совершенствование информационных технологий, наращивание влияния на процессы развития глобальных общедоступных информационных сетей;

- развитие собственной наземной и космической инфраструктуры передачи всех видов информации;

- выход на передовые позиции в производстве отдельных видов медицинского оборудования, сверхсовременных средств диагностики и медикаментов.

С учётом сказанного ранее, приоритетами развития России на современном этапе являются:

• формирование экономики, основанной на инновациях;

• технологическое развитие и распространение современных IT- технологий;

• открытость и гибкость политической системы России;

• развитие правовой системы государства;

• повышение эффективности социальной сферы и решение социальных проблем;

• развитие интеллектуального потенциала страны с использованием международных интеллектуальных ресурсов;

• усиление международного влияния путём решения геополитических задач (нераспространение ядерного оружия, снижение неблагоприятных техногенных изменений климата);

• развитие международного сотрудничества;

• национальная безопасность.

Таким образом, стратегической целью является превращение России в одного из глобальных лидеров мировой экономики, выход её на уровень социально-экономического развития высокоиндустриальных стран. К 2020 году Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи, т.е. производству валового внутреннего продукта.

Системное решение отмеченных задач способствует переходу российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития, что позволит резко расширить её конкурентный потенциал.

Инновационный тип развития имеет ряд качественных и количественных характеристик, соответствующих параметрам развития ведущих стран мира:

- диверсификация экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора в ВВП должна составлять не менее 17-20% (на 2006 год было 10,5%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП – не менее 2,5-3% (на 2006 год – 1,3%);

- высокая инновационная активность хозяйствующих субъектов. Доля промпредприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (в 2005 г. – 9,3%), доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции до 25-35% (в 2005 г. – 2,5%);

- наличие эффективной национальной инновационной системы, т.е. рост фундаментальных и прикладных исследований и разработок. Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 3,5-4% ВВП (в 2006 год – 1% ВВП);

- создание условий для эффективного использования квалифицированного труда и повышения качества человеческого капи тала, наличие эффективной, ориентированной на конечный результат, социальной инфраструктуры. Среднемесячная заработная плата в экономике должна превысить 2000 $ США (в 2006 г. – 394 $ США), расходы на образование – не менее 5-6% ВВП (в 2006 г. – 3,9%), на здравоохранение 5-6% (в 2006 г. – 3,9%);

- повышение эффективности использования первичных ре сурсов – труда и энергоносителей. Производительность труда должна быть увеличена почти вдвое, энергоёмкость снижена минимум на 40%;

- эффективная система защиты прав собственности, включая интеллектуальную собственность, и создание развитого рынка венчурного капитала.

Венчурный капитал – капитал профессиональных инвесторов, предназначенный для финансирования новых, растущих или борющихся за место на рынке предприятий/фирм (стартапов) сопряжённый с высокой степенью риска в ожидании высокой прибыли.

Следует учитывать, что реализация указанных мероприятий, целей и задач по экономическому развитию России происходит под влиянием характерных особенностей российского менеджмента, к которым следует отнести:

• административно-территориальное устройство страны;

• природно-климатические условия;

• региональные особенности;

• российский менталитет.

Кроме того, важными особенностями российского менеджмента выступают:

• фундаментальность и научность в сфере образования и профессиональной подготовки менеджеров;

• традиции технократического подхода к управлению;

• высокий научно-технический и интеллектуальный потенциал;

• опыт государственного регулирования экономики;

• коммуникабельность людей;

• опыт освоения высоких и критических технологий и т.д.

Вопросы для самоконтроля

1. Когда менеджмент начал оформляться в науку?

2. Какие школы менеджмента вы знаете?

3. Раскройте основные теоретические положения школы научной управления.

4. Дайте характеристику административной школе управления.

5. В чем отличие школы человеческих отношений и человеческих наук от школ классического направления в менеджменте?

6. Какой вклад в развитие менеджмента внесла школа науки управления?

7. Дайте характеристику американской модели менеджмента.

8. В чем специфика европейской модели менеджмента?

9. Назовите основные черты японской модели менеджмента.

10. В чем заключаются особенности менеджмента в России?


Лекция 3. Функции менеджмента

План занятия:     1. Сущность и классификация функций менеджмента.

2. Планирование и прогнозирование.

3. Организация как функция управления.

4. Координация и регулирование.

5. Мотивация и стимулирование.

6. Контроль.


Дата: 2019-02-02, просмотров: 250.