План
5.1 Вербальное общение.
5.2. Невербальное общение.
5.3. Дистанционное общение
Вербальное общение.
Деловому человеку важно правильно использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов ( психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и и.д.), избираемую для организации структуры общения, адекватной задаче и особенностям педагогической ситуации.
Вербальным называется общение с помощью речи.
Речь – это мысль, выраженная словом, то есть речевыми средствами. Речевое общение – важнейшая сфера деловогоо взаимодействия.
Культура речи – степень соответствия речи нормам современного литературного языка, совокупность знаний и навыков, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное пользование языком (Мишаткина Т.В. Педагогическая этика. - Минск, 2004. – С. 224).
Основные признаки культуры речи:
- грамотность речи;
- логичность речи;
- психолого-педагогическая направленность;
- техника речи;
- этичность речи.
Речевой этикет предполагает умение пользоваться речевыми нормативами в конкретных ситуациях общения, в частности, при ведении личной или деловой беседы. Этикет беседы включает в себя выбор темы и правила поведения собеседников.
Выбор темы .
Правила поведения собеседников .
Невербальное общение
Невербальная коммуникация - общение посредством неречевых знаковых систем, это выразительные движения (мимика и пантомимика), жесты (например, поклон, поворот к собеседнику или от него и др.) использование предметов (например, дарение женщине букета цветов). Людьми выработаны также системы специальных знаков-символов: знаки управления движением транспорта, форменная одежда, знаки отличия, награды и др.
По данным исследователей, человек получает около 60% информации именно за счет невербальных форм общения (а не речевых), что и определяет важность изучения и освоения этой системы коммуникативных связей. Кроме того, эти формы существенно дополняют речевое воздействие.
Невербальные коммуникации представлены системами:
- визуализация – воспринимая зрением:
- акустическая – воспринимаемая на слух;
- тактильная – связанная с воздействием на кожные покровы;
- ольфакторная – связанная с восприятием запахов.
Учеными разработана классификация невербальных средств общения:
1) кинесичееские – зрительно воспринимаемые движения человека (поза, походка, жесты, мимика, взгляд, манера одеваться, причесываться и т.д.). Красивая, выразительная осанка воспитателя выражает внутреннее достоинство личности.
Жест делового человека должен быть сдержанным. Чтобы общение было активным, следует иметь открытую позу: не скрещивать руки, уменьшить дистанцию, что создает эффект доверия. Мимика, выражение лица должны соответствовать характеру речи, отношений. Наиболее выразительны на лице человека глаза.
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Необходимо овладеть хотя бы азами невербального, т.е. бессловесного, общения;
2) просодические – выраженные в высоте голоса, громкости и темпе речи, силе ударения;
3) экстралингвистические – включение в речь пауз, психофизиологические проявления (плач, кашель, смех, вздохи и т.п.);
4) проксемические – расположение людей в пространстве («личная» зона – диаметр между общающимися до 50 см; социальная – при деловых встречах – 120-400 см; публичная – общение с большой группой (лекция) – свыше 400 см). Проксемика включает не только дистанцию, но и конфигурацию, ориентацию людей в пространстве: расположение за столам переговоров и т.д.
5) такесические – динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, объятия. Непременным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.
Деловому человеку следует изучить возможности этих средств.
Дистанционное общение
Дата: 2019-02-02, просмотров: 234.