Имеете ли вы право критики? |
Нет | ||||||
Да | ||||||
Откажитесь от критики | ||||||
Не начинайте разговор при свидетелях | ||||||
Сохраняйте ровный тон |
Найдите повод для похвалы |
Не выносите поспешных обвинений, выслушайте объяснения другой стороны |
признайте собственные ошибки в рассматриваемой ситуации, расскажите об опыте собственных неудач |
критикуйте поступки, а не способности и свойства другого человека |
обратитесь к объективным нормам критической оценки |
Помогите найти решение по выходу из сложившейся ситуации, поддержите престиж человека, дайте возможность критикуемой стороне реабилитироваться |
Если по профессиональным функциям вы не наделены правом критического разбора деятельности других сотрудников, лучше откажитесь от критики. Она вряд ли будет воспринята конструктивно и по-деловому.
Принципы восприятия критики:
1) любая критика является формой помощи (специфической);
2) воспринимайте любую критику с благодарностью (как бы это ни казалось трудным и неестественным), ведь критикующий человек тратит свое время и усилия на прояснение ситуации и высказывает свое отношение открыто, а не за спиной;
3) критика может быть причиной не только обострения отношений, но и средством улучшения отдельных сторон профессиональной деятельности, улучшения дисциплины.
При применении критики необходимы максимальная корректность, соблюдение этических правил, руководства целями разрешения проблемы.
Манипуляции в общении
Характеристика манипуляций в общении
Манипуляция - побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнером своих собственных целей. Руководитель вместо силового воздействия может манипулировать подчиненными незаметно, создавая у них иллюзию полной самостоятельности и свободы.
Виды манипуляций:
1) Организационно-процедурные манипуляции могут быть использованы организаторами переговорного процесса, дискуссии. Они сориентированы либо на срыв обсуждения, либо на умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу, либо на сведение переговоров к заведомо неприемлемому для оппонентов варианту обсуждения.
2) Психологические манипуляции основаны на использовании приемов, вводящих собеседника в состояние раздражения, играющие на его чувствах самолюбия и стыда.
3) Логические манипуляции построены на сознательных нарушениях основных законов и правил формальной логики (противоречивость, двусмысленность, бездоказательность) или же, наоборот, на их умелом использовании в целях воздействия на недостаточно осведомленного оппонента.
Правила нейтрализации манипуляций направлены на то, чтобы помочь человеку не стать объектом манипулирования со стороны безнравственных партнеров. Некоторые из этих правила приведены в таблицах-приложениях к лекции.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ЛЕКЦИИ № 6
Таблица № 1
МАНИПУЛЯЦИИ, ОСНОВАННЫЕ НА «ПРАВИЛАХ ПРИЛИЧИЯ» И «СПРАВЕДЛИВОСТИ»
(Мастенбрук В. Переговоры. – Калуга, 1993. – С. 32).
Способ поведения | Ожидаемая реакция | Способ противодействия |
Патетическая просьба «войти в положение» | Вызвать благосклон- ность и великодушие | Не брать на себя обязательств |
Создание видимости того, что позиция оппонента слишком сложна и непонятна | Принудить партнера раскрыть больше инфо- рмации, чем ему нужно | Спросить собеседника, что именно непонятно и вызывает сомнения |
Изображение из себя «делового» партнера, представление обсужда- емых проблем как несу- щественных, побочных вопросов | Желание произвести впечатление умудрен- ного опытом человека, которому не пристало осложнять жизнь другим | Твердо указать на то, что есть много препят- ствий для решения проблемы |
Поза «благоразумности» и «серьезности»; авторит- етные заявления, основан- ные на «очевидных» и «конструктивных» идеях | Страх показаться глупым, несерьезным и неконструктивным | Заявить, что некоторые очень важные аспекты еще не были приняты во внимание |
РАЗДЕЛ III. ПРАВИЛА И ЭТИКЕТ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Дата: 2019-02-02, просмотров: 266.