Общение как социально- психологическая категория
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общение - многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной жиз­недеятельности; обмен информацией и эмоциями.

В едином процессе общения выделяют три сто­роны:

- перцептивную (восприятие);

- коммуникативную (обмен информацией);

- интерактивную (взаимодействие общающихся).

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой по­чве взаимопонимания. В процессе восприятия формируется пред­ставление о намерениях, мыслях, способностях, установках, куль­туре. В этом процессе человек осознает себя через механизмы перцепции, к которым относятся:

1) познание и понимание людьми друг друга (идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция);

2) познание самого себя в процессе общения (рефлексия);

3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузаль­ная атрибуция).

Идентификация - это способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.

Стереотипизация - это восприятие партнера на основе неко­его стереотипа, т. е. прежде всего как представителя определен­ной социальной группы.

Эмпатия - это эмоциональное сопереживание другому чело­веку. Она основана на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оце­нивает окружающий мир.

Аттракция (привлечение) - форма познания другого челове­ка, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. Понимание партнера по общению возни­кает благодаря формированию привязанности к нему, дружеско­му или более глубокому интимно-личностному отношению.

Рефлексия - это механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.

Каузальная атрибуция - механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (стремление к выяснению причин по­ведения субъекта).

Восприятие - процесс контролируемый. Управление восприятием партнера происходит с о ситуации, которые «запускают» соответствующие механизмы социального восприя­тия, т. е. самоподачи. Самоподача – с помощью привлечения внимания особенностям своего внеш­него облика, поведения или представления

Коммуникативная сторона общения предполагает обмен ин­формацией, увязанной с конкретным поведением собеседников. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации, единая система кодирования. Но люди не всегда понимают друг дуга в силу социальных, политических, возрастных особенностей. В результате возникают коммуника­тивные барьеры (барьеры общения) – препятствия и сложности в общении, которые служат причиной непонимания собеседников, могут создавать пред­посылки конфликтного поведения.

 

 

Виды барьеров общения:

1) социальные - создаются различия­ми между партнерами (социальными, политичес­кими, религиозными, профессиональными и пр.);

2) психо­ логические - возникают вследствие индивидуальных пси­хологических особенностей общающихся или в силу сложившихся между ними психологических отношений.

Выделяют три формы барьеров общения:

1) барьеры непонимания:

- фонетический барьер (невыразительная быстрая или медлен­ная речь, речь-скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов);

- стилистический барьер (несоответствие стиля речи комму­татора и ситуации общения или стиля общения и актуаль­ного психологического состояния партнера по общению);

- семантический барьер (различие в системах значений слов);

- логический барьер (сложная и непонятная или неправиль­ная логика рассуждений, доказательств);

2)  барьеры социально-культурного различия (социальные, по­литические, религиозные и профессиональные различия, приво­дящие к разной интерпретации понятий, употребляемых в процес­се общения);

3)  барьеры отношений (неприязнь, недоверие к коммуникато­ру, которое распространяется на передаваемую им информацию).

    Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т. е. в обмене не только зна­ниями и идеями, но и действиями.

В зависимости от мотивов участников взаимодействие может происходить в формах: со­трудничество; противоборство; уклонение от взаимодействия; од­нонаправленное содействие; контрастное взаимодействие; комп­ромиссное взаимодействие.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 215.