Исследования показали, что до 20% своего рабочего времени руководители тратят на разрешение всякого рода инцидентов.
Конфликт (лат. «столкновение») – столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, спор (Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. – М., 2003. - С. 394)..
Существует множество классификаций (типологий) конфликтов:
1) По количеству участников:
- внутриличностный;
- межличностный;
- личностно-групповой;
- межгрупповой.
2) По субъектам конфликта:
- горизонтальный (между рядовыми или не находящимися в подчинении друг у друга сотрудниками);
- вертикальный (между находящимися в подчинении друг у друга сотрудниками);
- смешанный.
До 70-80% конфликтов являются вертикальными и смешанными.
3) По содержанию:
- истинный конфликт;
- ложный конфликт (заблуждение);
- психологическая несовместимость.
4) По характеру причин:
- трудовой процесс и сложности в его организации;
- психологические особенности человеческих взаимоотношений (симпатии и антипатии; культурные и этнические различия; действия руководителей и др.);
- личностное своеобразие членов коллектива (неумение контролировать эмоциональные состояния; некоммуникабельность; пренебрежение этическими требованиями).
Предпосылками (но не главными причинами!) конфликтов могут быть:
А) несовпадение суждений, точек зрения;
Б) недостаточный уровень профессионализма одной из сторон общения;
В) условия работы (тесное помещение, высокая взаимозависимость сотрудников);
Г) особенности восприятия:
- искаженное восприятие состояние дел, проблемы;
- разные способы и походы в оценке;
- субъективная предрасположенность к конфликтам (особенность
психики, характера).
Структура-схема развития конфликта
Конфликт = причины конфликтная ситуация инцидент -
конфликтоген 1 конфликтоген 2 конфликтоген … эскалация
Причины - противоположные цели; противоположные средства; противоположные позиции; - несовпадение интересов, желаний.
Конфликтная ситуация - наличие S и O конфликта и обострение их взамоотношений.
Инцидент - столкновение S и O конфликта.
Конфликтоген – слова, поступки, действия или бездействие S и O конфликта, вызывающие столкновение.
Эскалация – развитие, нарастание конфликта.
Психологические исследования свидетельствуют, что основными причинами конфликтов в деятельности персонала организации являются:
- различия целей;
- недостаток информации;
- серьезные недостатки в организации управления;
- нечетко обозначенные права и обязанности персонала;
- неритмичность и нестабильность режима труда;
- неудовлетворенность материальным стимулированием;
- неправильная оценка труда персонала;
- психологическая несовместимость в силу личностных, возрастных и других различий;
- нарушение сложившихся норм поведения, этики, возникновение
разногласий между разными категориями персонала (из-за некомпетентности, неполномочности, амбициозности) и т. д.
Стратегии поведения в конфликтах:
- конкуренция (соперничество);
- сотрудничество;
- компромисс;
- приспособление;
- игнорирование (уклонение).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 262.