Коллектив - это сложная система, состоящая из множества связанных между собой групп людей и отдельных личностей. Личность - это данный конкретный человек со всей совокупностью его общественных отношений, психологических и физиологических реакций, индивидуальность которых выражается внутренним духовным миром человека. Индивидуальностью психологи называют какие-либо особенности личности, делающие ее непохожей на других людей.
Производственный коллектив как первичная ячейка общества выполняет две взаимосвязанные между собой функции: экономическую и социальную.
Экономическая (ведущая) функция заключается в том, что коллектив осуществляет совместную трудовую деятельность в организации, в результате которой создаются ценности. Экономическая функция является ведущей в деятельности коллектива.
Социальная функция заключается в удовлетворении социальных потребностей членов коллектива, которые выражаются в возможности трудиться, получать материальное вознаграждение, признание, общаться с членами коллектива; участвовать в управлении, общественной деятельности, реализовывать свои права на отдых, охрану здоровья, жилище, образование, пользование культурными ценностями.
Лидер в основном осуществляет регуляцию неформальных отношений, а руководитель выступает к качестве регулятора официальных отношений в коллективе. Руководитель в отличие от лидера обладает более определенной системой санкций. Сфера деятельности, распространения влияния лидера - в основном часть группы, а руководителя - коллектив организации.
Конформизм - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
Нормы этичного поведения руководителя
Нормы этичного поведения руководителя - правила, основанные на знаниях и навыках этики, определяющих уважительное отношение руководителя к своим подчиненным и внешнему окружению.
Необходимые качества руководителя:
- организатор трудового процесса (юридическая грамотность по трудовым отношениям);
- специалист, компетентный в решении задач вверенного подразделения (знания в области профессиональной деятельности);
- человек высокой культуры поведения, владеющий знаниями и навыками в области этики деловых отношений.
Общие функции управления:
- планирование;
- организация;
- стимулирование;
- регулирование;
- контроль.
Культура профессионального поведения руководителя определяется общим уровнем его интеллекта, широтой эрудиции, обширностью интересов, общим уровнем образования и воспитания.
Инструментарий этики деловых отношений:
1) знание способов, навыки профилактики и устранения конфликтов;
2) умение правильно вести деловую беседу;
3) навыки проведениякритического разбора деятельности подчиненных. Критиковать сотрудников - объективная необходимость в работе руководителя. Некоторые правила конструктивной критики:
- показывать личный пример корректного, конструктивного отношения к ситуации;
- не допускать ущемления личного статуса и чувства собственного достоинства критикуемого;
- не следует критиковать в присутствии посторонних;
- не начинать разговор с критики;
- подвергать разбору действия сотрудника, а не личные качества.
4) сочетать деловую активность с полноценным отдыхом;
5) быть примером высокопрофессионального поведения, а не наглядным свидетельством того, как не надо руководить.
6) позитивно воздействоватьобликом,культурой поведения.
Таким образом, нормы и принципы поведения руководителя базируются на основных правилах этики делового общения.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 299.