Коммуникативная культура - это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей в деловой сфере, позволяющие устанавливать психологический контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров к желательному результату.
Высокий уровень коммуникативной культуры определяется наличием у субъекта общения следующих таких личностных качеств, как эмпатия, конкретность, инициативность, открытость и др.
Нравственные требования к общению связаны с признанием ценности каждой личности и включают в себя:
Вежливость - это выражение уважительного отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости – грубость, в результате которой работники теряют в производительности труда в среднем около 17%.
Корректность - умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных.
Тактичность - чувство меры, границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение.
Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.
Точность выполнения данных обещаний и взятых обязательств. Неточность нередко граничит с аморальным поведением - обманом, ложью.
Предупредительность - это стремление первым оказать любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей.
Особенности личности позволяет говорить об уникальности индивидуальной коммуникативной культуры и способности к ее развитию в процессе социально-психологического обучения.
Виды делового общения
Деловое общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения.
Функции делового общения: организация совместной деятельности; формирование и развитие межличностных отношений; познание людьми друг друга; информативная, коммуникативная, воспитательная, нравственно-психологическая и др.
Принципы делового общения: гуманизм, демократизм, порядочность, пунктуальность, ответственность и др.
Выделяют три основных стиля общения:
- ритуальный стиль, в соответствии с которым главной задачей партнеров является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества.
- манипулятивный стиль, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей.
- гуманистический стиль, предполагает удовлетворение потребности в понимании, сочувствии, сопереживании.
- каждому человеку присущ свой индивидуальный стиль.
Деловое общение реализуется в следующих основных формах (более подробно – в лекции № 7): деловая беседа, переговоры, спор, совещание, публичное выступление, переписка, поощрение, критика, наказание.
4.4. Управление деловым общением
Управление общением - это многообразные формы и методы управления взаимодействием людей.
Деловое общение включает в себя умения:
- формулировать цели и задачи общения;
- организовывать общение;
- разбирать жалобы и заявления;
- владеть навыками и приемами, тактикой и стратегией общения;
- вести переговоры, управлять деловым совещанием;
- предупреждать конфликты и разрешать их;
-доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать,
достигать согласия, вести беседу, дискуссию, диалог, спор;
-осуществлять психотерапию, снимать стресс, чувство страха у собеседника, управлять его поведением.
На крупных и средних предприятиях функции управления деловым общением возложены на отделы трудовых отношений. Так, в АО «Москвич» в отделе трудовых отношений работает шесть человек (табл. 1). В табл. 2 приводится оперограмма процесса управления общением в организации.
Существуют социально-психологические методы управления общением:
Заражение - это бессознательное, стихийное принятие личностью определенного психологического состояния.
Внушение - это активное воздействие одного субъекта на другого. Внушение происходит при условиях авторитетности источника внушения, доверия к источнику внушения, отсутствия сопротивления внушающему воздействию.
Подражание - это воспроизводство одним человеком определенных образцов поведения, манеры говорить и т. п. другого человека. Самое массовое проявление подражания - следование моде, держать себя наподобие всевозможных кумиров в молодежной среде.
Убеждение - это целенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать взгляды одного человека в систему воззрений другого, является главным методом воздействия на сознательную сферу личности.
Принуждение - это наиболее насильственный метод воздействия на людей, так как предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 235.