В 1991 году была создана Школа свободного развития (автор – А.В.Хуторской). Она брала на себя комплексное образование детей.
Общая характеристика новой школы
1. В основе школы – принцип человекосообразности.
2. Задача учителя – не вложить в ребенка готовые знания и ценности, а создать условия для раскрытия его индивидуальности, помочь реализовать личную программу образования. Учитель ведет сопровождающее обучение, т.е. организует деятельность учеников по добыванию ими личных знаний и опыта.
3. Внешний мир для человека – это природа, культура, науки, искусства, семья и пр. Внутренний мир включает в себя духовную, интеллектуальную, физическую и иные сферы. Образование человека происходит через взаимодействие его внутреннего мира с внешним. Учитель организует это взаимодействие через особые образовательные ситуации.
4. Сопоставляя свои достижения с результатами других детей, а также с известными культурно-историческими аналогами, ученик развивает свое личное видение или позицию, а не просто поглощает готовую информацию.
Структура школы.
Будущая школа рассчитана на 12-летний срок обучения. Число учеников в ней не должно быть более 200 человек. Возможны разновозрастные классы, планируется специальная школа для малышей 4-6 лет. Действует родительская школа.
Учителя.
Учительский коллектив состоит из основных педагогов и нескольких временно приглашенных на контрактной основе специалистов.
Каждый учитель разрабатывает и ведет свой собственный курс, соответствующий его личной педагогической позиции и образовательной концепции школы. По своему участию в обучении все учителя делятся на учителей-интеграторов, учителей-предметников и руководителей творческих лабораторий. Творческие лаборатории ученики выбирают в дополнение к базовым курсам. Среди лабораторий – живопись, естествознание, народные танцы, лепка, театр, рукоделие и др.
В 1 классе предметов в обычном понимании нет. Есть обозначенные направления деятельности (метапредметы), которые ведут четверо учителей. Вот эти направления: «Природа», «Культура», «Числа и формы», «Буквы и слова», «Цвета», «Сказки», «Музыка», «Игры», «Прикладное искусство», чайный этикет. Занятия организуются по типу «Свободный класс».
Всю работу в классе координирует учитель-классовод. Он организует диагностику детей, фиксирует их изменения и достижения, выдает качественные характеристики, составляет расписание занятий, ведет родительскую школу.
Содержание образования.
Оно не определяется заранее в виде конкретных разделов и тем. Тщательно обдумываются и обсуждаются лишь ключевые общеобразовательные и предметные установки. Сама же учебная программа рождается непосредственно в ходе образования. Текущая рефлексия позволяет осознавать, уточнять и даже переоценивать исходные образовательные цели. Следом за диагностикой идет непрерывная коррекция обучения.
Организация занятий.
Главный принцип здесь – соответствие учебного дня, недели, года естественным природным циклам, культурно-историческому календарю, а также коллективным и индивидуальным ритмам учеников. Базовые занятия проходят с 8.30 до 12.30 по типу «погружений» и уроков-блоков. После обеда работают творческие лаборатории по выбору.
Учебный день начинается обычно с рассказов детей и их предложений о том, как его провести. Ритм дня приводится в соответствие естественным природным ритмом детей. Например, в классе сначала идут два-три 20-минутных коллективных занятия с переменами. Затем подвижные игры и занятия на лице. Далее чай и период свободных индивидуальных занятий. Заканчивается день подведением его итогов. Учитель записывает в журнал личных достижений то, что удалось сегодня каждому ученику (обычно с его слов).
Последний день учебной недели – пятница – рефлексивный. В этот день анализируется все то, что делал класс и каждый ученик в отдельности в течение недели. Составляются планы на следующую неделю. В пятницу также проходят учительские и родительские занятия. Начло и продолжительность учебного года, каникул, учебных занятий определяются педагогическим советом школы в соответствии с природными ритмами, культурно-историческим календарем и индивидуальными особенностями детей.
Результаты обучения. Раз в четверть ученики защищают свои творческие работы: трактаты, поделки, рисунки, стихи, спектакли, газеты и т.п. Лучшие работы учеников отмечаются. Каждый учитель выдает каждому ученику качественную оценку его достижений по предмету, где отмечает изменения, которые произошли, по его мнению, в ребенке. Дети также оценивают себя, но не в баллах, а качественно.
ПРИМЕР РАБОТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ШКОЛЫ (НЕ ПИСАТЬ)
В школе пятидневка. Учебный день начинается в 8.30 и заканчивается около 13.00. Примерно в 10.30 – чай. До чая занятия разбиты на 2-3 части с переменами и посвящены обычно коллективным занятиям по «серьезным» предметам: «Числа», «Буквы», «Природа», «Культура». После чая занятия более индивидуальные и более практические: «Живопись», «Музыка», «Прикладное искусство», «Народные игры», «Лыжи» и т.п. После чая дети вправе заниматься полностью по своему выбору независимо от предмета, который ведет учитель.
Задачи учебной недели, например в 1 классе, бывают различны в зависимости от текущей ситуации. Кроме общеобразовательных предметных установок, акцент деятельности учителей может быть сделан на диагностику детей, на введение общих ритуалов и правил, на общую тему (погружение в Древнюю Грецию), на подготовку к итоговым выступлениям в конце четверти (подготовка спектакля, выставка живописных работ, защита своих сочинений, изготовление газеты или журнала).
Все 4 учителя практически универсальны в своей работе, хотя и имеют закрепленные курсы и направления деятельности. Преемственность и координация работы учителей в течение дня требуют достаточно ровного и гармоничного внимания к себе со стороны разных учителей.
На занятиях в одном классе часто находятся 2-3 учителя. Каждый из них может заниматься с детьми, если идет индивидуальная работа. Но ведущим является тот учитель, чье время обозначено в расписании. В течение дня занятия ведут обычно два учителя – один до чая, другой – после.
Приведу пример расписания учебной недели в 1 классе.
Понедельник
Природа – 2 ч
Игры – 1 ч
Живопись – 1,5 ч
Вторник
Природа – 3 ч
Культура – 2 ч
Среда
Буквы – 2 ч
Стихи – 1 ч
Лыжи – 2 ч
Четверг
Буквы – 2 ч
Стихи – 1 ч
Прикладное искусство – 2 ч
Пятница
Английский язык – 1 ч
Музыка – 1 ч
Живопись – 2 ч
На следующей неделе вместо предмета «Природа» ведется курс «Числа».
Замечу, что обозначенные в расписании предметы не означают полного и неукоснительного соответствия теме. Учитель в зависимости от пожеланий детей и своих собственных соображений вправе вести занятия на любую тему. Однако общая ориентация на образовательные установки остается.
Рассмотрим более подробно программу занятий одного дня – понедельника.
Весь день посвящен мироведению. Это метапредмет, который объединяет в себе «Природу», «Культуру» и самого ученика. Строгого плана нет. Но есть некий заранее продуманный ассортимент деятельности. Окончательно программа непрерывно выстраивается вместе с детьми и становится известной лишь в конце дня. Важно выдержать «дыхание» дня – чередовать разные виды деятельности.
Вот что в результате получилось. Вначале обсуждали проблемы мира, природы. Дети «проснулись», настроились на тему. Затем каждый нарисовал картину «Мой мир», показывал ее всем и пояснял нарисованное. После перемены демонстрирую опыт с испарением разных видов жидкости. Все вместе тренируемся в наблюдательности и версиях-рассуждениях. Далее подвижные игры. Чай. Индивидуальные наблюдения за растворением чернил в баночке, молчаливое созерцание красоты явления, обсуждение того, что каждый увидел. Рисование увиденных форм и образов в тетрадях. Перемена. Живопись красками на мольбертах. Задание: нарисовать загадочный мир – природный, подводный, космический, фантастический – любой. Главное, чтобы в нем была тайна. Рассматриваем и обсуждаем нарисованное, разгадываем тайны. Окончание занятий, итоги дня (кому и что больше всего понравилось, личные достижения), отправление детей домой.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 268.