Педагогическая инноватика как наука
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Инновации связаны с духовными потребностями человека, социальными и политическими преобразованиями, новыми явлениями общественной жизни.

Прогрессивные изменения образовательной системы связаны с новыми педагогическими разработками. Но создать педагогическое новшество мало. Педагогические новшества не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.

Вопросы научной поддержки инновационной деятельности в образовании относятся к области педагогической инноватики.

Педагогические инновационные процессы стали предметом спе­циального изучения на Западе с конца 1950-х гг., а в нашей стране лишь в 1980-х гг. Развитие педагогической инноватики в России было затруднено ввиду монопольного господства одной идеологии и связанного с ней тоталитаризма в управлении всеми сферами жизни, науки, школы. Исследователь инноваций в обра­зовании С.Д.Поляков писал: «Как и многое в мировой культуре, педагогическая инноватика как научная дисциплина до последних лет для нас не существовала. Нельзя сказать, что советская педа­гогика вообще не занималась исследованием введения нового в народном образовании. Но эта проблема ограничилась внедрени­ем достижений науки и распространением передового педагоги­ческого опыта».

В последние 20 лет проблематика нововведений в области об­разования стала рассматриваться в работах отечественных педаго­гов и психологов: Н. В. Горбуновой, В. И. Загвязинского, М. В. Кларина, В.С.Лазарева, В.Я.Ляудис, М.М.Поташника, С.Д.Поля­кова, В.А. Сластенина, В.И.Слободчикова, Т. И.Шамовой, О. Г. Юсуфбековой и других.

К началу XXI в. инноватика в образовании постепенно сфор­мировалась как новая отрасль научно-педагогического знания. Она изучает новые технологии, процессы развития школы, прак­тику образования.

Педагогическая инноватика рассматривается в качестве особой самостоятельной отрасли педагогических наук, имеющей собственный оригинальный объект, предмет и методы исследования.

Согласно исследованиям, проведенным в НИИ теории и истории педагогики РАО, выделены следующие основные теоретические блоки этой дисциплины:

1. Педагогическая неология (учение о новом в педагогике, где систематизируются научные и опытные данные о процессе научно-педагогического творчества, его особенностях и главных результатах).

2. Сравнительная педагогическая аксиология (раскрывается специфика оценки и освоения педагогическим сообществом того, что возникает в педагогической теории и практике).

3. Инновационная праксиология (происходит осмысление практики применения педагогических новшеств).

Принципиальным отличием инновационной педагогики от нормативной является их отношение к будущему … Инновационная педагогика ориентирована в будущее: её «конечный продукт» – творческая личность, так как её основоположная установка – развитие «всех сущностных сил» ребёнка для жизнедеятельности в неизвестных и даже непредсказуемых ситуациях (Беляев В. И.).

Сегодня как сама педагогическая инноватика, так и её методология находятся в стадии научной разработки и построения.

Петракова Т.И., ведущий научный сотрудник Федерального института развития образования, доктор педагогических наук, профессор

Педагогическая инноватика – наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.

Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании, ведущий к изменениям качества образования.

Предмет педагогической инноватики – сама педагогическая инновация, рассмотренная на фоне конкретных педагогических условий, конкретной образовательной реальности.

Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, директор Центра дистанционного образования "Эйдос", г.Москва

Педагогическая инноватика - наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.

Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании.

Предмет педагогической инноватики – система отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности, направленной на становления личности субъектов образования (учащихся, педагогов, администраторов).

 

3. Специфика инноваций в образовании.

Цели и задачи инновационной деятельности:

1. Совершенствование преподавания и воспитания учащихся в средних школах, лицеях, гимназиях, производственно-технических колледжах, учреждениях дополнительного образования, вузах.

2. Включение преподавателей в деятельность по разработке нового содержания, новых педагогических технологий и новых организационных форм массового образования.

3. Поиск и поддержка творческих педагогов-исследователей, а также содействие внедрению их разработок.

4. Создание инновационного пространства, объединяющего педагогов и специалистов по близким к педагогике проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей.

5. Распространение лучшего педагогического опыта.

 6. Привлечение ученых ведущих научно-исследовательских центров России к проблемам образования.

Т.И. Шамова и Г.М. Тюлю (1995) считают, что специфичность инноваций в образовании проявляется в следующем:

1. Инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;

2. Использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся;

3. Внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы.

 

Инновационные процессы в образовании являются предметом внимания государства и современной науки.

Ряд коллегий МО РФ занимаются разными направлениями инновационной образовательной политики. Ее задачи:

- максимальное использование и содействие воспроизводству научного потенциала высшей школы;

- поддержка и широкое применение инновационной деятельности для подготовки специалистов в новых социальных условиях;

- создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности в образовании и др.

 

Научные исследования проводятся по ряду направлений:

- сущность инновационной педагогической деятельности, ее структура и классификация;

- механизмы применения и внедрения педагогических новшеств;

- общие и специфические особенности инновационной деятельности;

- инновационная деятельность в образовательных учреждениях нового типа;

- организация и управление инновационными процессами;

- прогнозирование, диагностика, обобщение передового педагогического опыта и инновационных процессов;

- формирование готовности учителя к инновационной деятельности и др.

4. Понятийный аппарат педагогической инноватики и теоретические основания инновационных процессов в образовании.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 309.