Инновации связаны с духовными потребностями человека, социальными и политическими преобразованиями, новыми явлениями общественной жизни.
Прогрессивные изменения образовательной системы связаны с новыми педагогическими разработками. Но создать педагогическое новшество мало. Педагогические новшества не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.
Вопросы научной поддержки инновационной деятельности в образовании относятся к области педагогической инноватики.
Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе с конца 1950-х гг., а в нашей стране лишь в 1980-х гг. Развитие педагогической инноватики в России было затруднено ввиду монопольного господства одной идеологии и связанного с ней тоталитаризма в управлении всеми сферами жизни, науки, школы. Исследователь инноваций в образовании С.Д.Поляков писал: «Как и многое в мировой культуре, педагогическая инноватика как научная дисциплина до последних лет для нас не существовала. Нельзя сказать, что советская педагогика вообще не занималась исследованием введения нового в народном образовании. Но эта проблема ограничилась внедрением достижений науки и распространением передового педагогического опыта».
В последние 20 лет проблематика нововведений в области образования стала рассматриваться в работах отечественных педагогов и психологов: Н. В. Горбуновой, В. И. Загвязинского, М. В. Кларина, В.С.Лазарева, В.Я.Ляудис, М.М.Поташника, С.Д.Полякова, В.А. Сластенина, В.И.Слободчикова, Т. И.Шамовой, О. Г. Юсуфбековой и других.
К началу XXI в. инноватика в образовании постепенно сформировалась как новая отрасль научно-педагогического знания. Она изучает новые технологии, процессы развития школы, практику образования.
Педагогическая инноватика рассматривается в качестве особой самостоятельной отрасли педагогических наук, имеющей собственный оригинальный объект, предмет и методы исследования.
Согласно исследованиям, проведенным в НИИ теории и истории педагогики РАО, выделены следующие основные теоретические блоки этой дисциплины:
1. Педагогическая неология (учение о новом в педагогике, где систематизируются научные и опытные данные о процессе научно-педагогического творчества, его особенностях и главных результатах).
2. Сравнительная педагогическая аксиология (раскрывается специфика оценки и освоения педагогическим сообществом того, что возникает в педагогической теории и практике).
3. Инновационная праксиология (происходит осмысление практики применения педагогических новшеств).
Принципиальным отличием инновационной педагогики от нормативной является их отношение к будущему … Инновационная педагогика ориентирована в будущее: её «конечный продукт» – творческая личность, так как её основоположная установка – развитие «всех сущностных сил» ребёнка для жизнедеятельности в неизвестных и даже непредсказуемых ситуациях (Беляев В. И.).
Сегодня как сама педагогическая инноватика, так и её методология находятся в стадии научной разработки и построения.
Петракова Т.И., ведущий научный сотрудник Федерального института развития образования, доктор педагогических наук, профессор
Педагогическая инноватика – наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.
Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании, ведущий к изменениям качества образования.
Предмет педагогической инноватики – сама педагогическая инновация, рассмотренная на фоне конкретных педагогических условий, конкретной образовательной реальности.
Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, директор Центра дистанционного образования "Эйдос", г.Москва
Педагогическая инноватика - наука, изучающая природу, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций, их связи с традициями прошлого и будущего в отношении субъектов образования.
Объект педагогической инноватики – процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании.
Предмет педагогической инноватики – система отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности, направленной на становления личности субъектов образования (учащихся, педагогов, администраторов).
3. Специфика инноваций в образовании.
Цели и задачи инновационной деятельности:
1. Совершенствование преподавания и воспитания учащихся в средних школах, лицеях, гимназиях, производственно-технических колледжах, учреждениях дополнительного образования, вузах.
2. Включение преподавателей в деятельность по разработке нового содержания, новых педагогических технологий и новых организационных форм массового образования.
3. Поиск и поддержка творческих педагогов-исследователей, а также содействие внедрению их разработок.
4. Создание инновационного пространства, объединяющего педагогов и специалистов по близким к педагогике проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей.
5. Распространение лучшего педагогического опыта.
6. Привлечение ученых ведущих научно-исследовательских центров России к проблемам образования.
Т.И. Шамова и Г.М. Тюлю (1995) считают, что специфичность инноваций в образовании проявляется в следующем:
1. Инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
2. Использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся;
3. Внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы.
Инновационные процессы в образовании являются предметом внимания государства и современной науки.
Ряд коллегий МО РФ занимаются разными направлениями инновационной образовательной политики. Ее задачи:
- максимальное использование и содействие воспроизводству научного потенциала высшей школы;
- поддержка и широкое применение инновационной деятельности для подготовки специалистов в новых социальных условиях;
- создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности в образовании и др.
Научные исследования проводятся по ряду направлений:
- сущность инновационной педагогической деятельности, ее структура и классификация;
- механизмы применения и внедрения педагогических новшеств;
- общие и специфические особенности инновационной деятельности;
- инновационная деятельность в образовательных учреждениях нового типа;
- организация и управление инновационными процессами;
- прогнозирование, диагностика, обобщение передового педагогического опыта и инновационных процессов;
- формирование готовности учителя к инновационной деятельности и др.
4. Понятийный аппарат педагогической инноватики и теоретические основания инновационных процессов в образовании.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 309.