Структура психологической готовности к инновационной деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Инновационная деятельность реализуется во многом благодаря имеющейся психологической готовности к ней.

Психологическая готовность к инновационной деятельности – целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения и пр.), аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и конативного (деятельностного) компонентов.

Когнитивный компонент. В его основе лежит профессионально-педагогическая компетентность. Он предполагает владение педагогическими знаниями по предмету, методике его преподавания, знания о содержании, сущности и специфике инноваций в педагогической деятельности.

Аффективный компонент включает отношение к педагогической профессии, к детям, отношение и самооценка себя как будущего учителя, самооценка своих творческих способностей, уровень эмпатии.

Конативный компонент имеет несколько подструктур:

- мотивационную (мотивы самоутверждения, самореализации, профессиональная направленность);

- операционально-технологическую (умение перерабатывать и интерпретировать образовательные проекты, проводить анализ собственных возможностей, формулировать цели, этапы, подходы к применению новшества, прогнозировать результаты инновационной деятельности; осуществлять контроль и коррекцию введения новшества и др.).

Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в профессионально-педагогической деятельности является креативность (В.А.Сластенин) Она проявляется во всех структурных компонентах психологической готовности.

Формирование психологической готовности к инновационной деятельности будущих учителей имеет глубокий социально-педагогический смысл. От ее решений зависит успех преобразований в системе образования, перспективы развития образовательных учреждений.

 

Модель освоения педагогом инновационной деятельности

Инновационная педагогическая деятельность представляет собой сложный динамический процесс, центральной фигурой которой является учитель.

В научных исследованиях существуют разные подходу к инновационному процессу и его производным.

Наиболее перспективным представляется подход Л.С. Подымовой и В.А. Сластенина. Они выделяют в инновационном процессе этапы:

1) рождения новой идеи,

2) создания на ее основе новшества,

3)  его практическое воплощение.

Подэтапы:

1) распространение (широкое внедрение),

2) господство в конкретной области,

3) сокращение масштабов применения в связи с использованием нового продукта.

По мнению В.А. Сластенина, формирование инновационной готовности преподавателя предусматривает:

- сознательный анализ профессиональной деятельности на основе мотивов и диспозиций;

- проблематизацию и конфликтизацию педагогической действительности;

- критическое отношение к педагогическим нормативам;

- рефлексию и построение системы смыслов;

- открытость среде и профессиональным новшествам;

- творчески преобразующее отношение к миру;

- стремление к самореализации.

Л.С.Подымова предлагает свою модель системы подготовки преподавателя к инновационной педагогической деятельности (ИПД) в условиях обучения в вузе. Ею, в частности, разработаны этапы подготовки учителя к ИПД:

- развитие способности применять технологию творческого поиска;

- овладение основами методологии научного познания, психолого-педагогического исследования;

- освоение технологии инновационной деятельности;

- практическая работа на экспериментальной площадке по введению новшества в педагогический процесс.

Петракова Т.И

Модель освоения (подготовки) к инновационной деятельности состоит из:

1) - цели;

- задач;

- четырех компонентов (методологический, содержательный, технологический, методический);

2) освоение инновационных идей (ознакомление с существующими инновациями; освоение и использование инновационных идей; творческая реализация инновационных идей);

3) результат:

- уровень профессионально-личностного развития;

- уровень творческого развития.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 256.