Инновационная деятельность реализуется во многом благодаря имеющейся психологической готовности к ней.
Психологическая готовность к инновационной деятельности – целостный психологический феномен, представляющий единство когнитивного (знания инноваций, способов их применения и пр.), аффективного (положительное отношение к педагогическим инновациям, эмпатия, преобладание положительных эмоций в профессиональной деятельности и пр.) и конативного (деятельностного) компонентов.
Когнитивный компонент. В его основе лежит профессионально-педагогическая компетентность. Он предполагает владение педагогическими знаниями по предмету, методике его преподавания, знания о содержании, сущности и специфике инноваций в педагогической деятельности.
Аффективный компонент включает отношение к педагогической профессии, к детям, отношение и самооценка себя как будущего учителя, самооценка своих творческих способностей, уровень эмпатии.
Конативный компонент имеет несколько подструктур:
- мотивационную (мотивы самоутверждения, самореализации, профессиональная направленность);
- операционально-технологическую (умение перерабатывать и интерпретировать образовательные проекты, проводить анализ собственных возможностей, формулировать цели, этапы, подходы к применению новшества, прогнозировать результаты инновационной деятельности; осуществлять контроль и коррекцию введения новшества и др.).
Основной характеристикой психологической готовности к инновациям в профессионально-педагогической деятельности является креативность (В.А.Сластенин) Она проявляется во всех структурных компонентах психологической готовности.
Формирование психологической готовности к инновационной деятельности будущих учителей имеет глубокий социально-педагогический смысл. От ее решений зависит успех преобразований в системе образования, перспективы развития образовательных учреждений.
Модель освоения педагогом инновационной деятельности
Инновационная педагогическая деятельность представляет собой сложный динамический процесс, центральной фигурой которой является учитель.
В научных исследованиях существуют разные подходу к инновационному процессу и его производным.
Наиболее перспективным представляется подход Л.С. Подымовой и В.А. Сластенина. Они выделяют в инновационном процессе этапы:
1) рождения новой идеи,
2) создания на ее основе новшества,
3) его практическое воплощение.
Подэтапы:
1) распространение (широкое внедрение),
2) господство в конкретной области,
3) сокращение масштабов применения в связи с использованием нового продукта.
По мнению В.А. Сластенина, формирование инновационной готовности преподавателя предусматривает:
- сознательный анализ профессиональной деятельности на основе мотивов и диспозиций;
- проблематизацию и конфликтизацию педагогической действительности;
- критическое отношение к педагогическим нормативам;
- рефлексию и построение системы смыслов;
- открытость среде и профессиональным новшествам;
- творчески преобразующее отношение к миру;
- стремление к самореализации.
Л.С.Подымова предлагает свою модель системы подготовки преподавателя к инновационной педагогической деятельности (ИПД) в условиях обучения в вузе. Ею, в частности, разработаны этапы подготовки учителя к ИПД:
- развитие способности применять технологию творческого поиска;
- овладение основами методологии научного познания, психолого-педагогического исследования;
- освоение технологии инновационной деятельности;
- практическая работа на экспериментальной площадке по введению новшества в педагогический процесс.
Петракова Т.И
Модель освоения (подготовки) к инновационной деятельности состоит из:
1) - цели;
- задач;
- четырех компонентов (методологический, содержательный, технологический, методический);
2) освоение инновационных идей (ознакомление с существующими инновациями; освоение и использование инновационных идей; творческая реализация инновационных идей);
3) результат:
- уровень профессионально-личностного развития;
- уровень творческого развития.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 296.