По глубине производимых изменений выделяют следующие классы инноваций:
1. Модифицирующие (инкрементальные) инновации - ведут к незначительным улучшениям в областях конечного продукта, процессов, процедур, жизненного цикла. Позволяют, например, немного быстрее и дешевле добиться немного лучших результатов. Например, опорные конспекты В.Ф.Шаталова позволяют быстрее «пройти» программу и осуществить подготовку школьников к экзаменам.
2. Улучшающие (дистинктивные) инновации - обеспечивают значительные преимущества и улучшения, но не базируются на принципиально новых технологиях и подходах. В качестве примера можно привести новую структуру общеобразовательной школы, в которой выделяется профильное старшее звено.
3. Прорывные инновации - базируются на фундаментально новых технологиях и подходах. Позволяют выполнять ранее недоступные функции или известные функции, но новым способом, резко превосходящим старый. Таковым новшеством является, например, метод «погружений» (Щетинин М.П., 1986; Тубельский А.Н., 1999) и технология концентрированного обучения (Остапенко А.А., 1998).
4. Интегрирующие инновации - используют комбинацию первых трех классов инноваций. Интегрирующие инновации обеспечивают реализацию заключительного этапа инновационного процесса: реализацию пользующихся спросом на рынке наукоемких сложных товаро- и услугообразующих систем. Таковой инновацией можно считать технологии дистанционного обучения и использования ресурсов Интернет.
Для освоения новшеств в рамках образовательного учреждения требуется управленческая технология нововведений.
С.Д.Поляковым разработана модель нововведенческой работы в образовательном учреждении Она включает в себя четыре фазы: 1) поиск новых идей, 2) формирование нововведения, 3) реализация нововведения, 4) закрепление новшества.
Фаза первая - поиск новых идей, сама, в свою очередь состоит из нескольких этапов:
1. Создание информационного фонда. Стимуляция участия преподавателей в конференциях, совещаниях, посвященных развитию инновационных процессов в образовании; анализ полученной информации.
2. Выявление инновационных потребностей образовательного учреждения, возможно, с помощью консалтинговой службы.
Фаза вторая - формирование нововведения - состоит из трех этапов:
1. Анализ и проектирование. Формулирование нововведенческих идей и возможностей учебного заведения, проектирование хода работы.
2. Апробирование инновационных идей с участием так называемой «опережающей группы» учителей.
3. Подведение итогов апробирования, принятие решения о масштабном нововведении, выработка программы его реализации.
Фаза третья - реализация нововведения. В этой фазе уделяется внимание двум этапам:
1. Управленческие ресурсы. Для реализации масштабного нововведения необходимо либо увеличение управленческих ресурсов, либо принятие кем-то из руководителей дополнительной ответственности, либо принятие новой должности. На данном этапе важным фактором, определяющим его успешность, является привлечение к инновационной работе всех работников учреждения образования, даже не участвующих в эксперименте напрямую.
2. Инновационное обучение. Необходимо освоение инновационных технологий всем коллективом. В этом процессе немаловажную роль играет авторитет руководителя.
Фаза четвертая - закрепление новшества.
На данной фазе новшество касается уже всех слоев педагогического коллектива, включая и тех, кто настроен по отношению к нему отрицательно. Руководителю необходимо решить две задачи: 1) решение организационных проблем, 2) создание благоприятного психологического климата.
Наступает пик адаптации новшества к системе школы и наоборот - системы к новшеству. Для смягчения этих процессов требуется: А) психокоррекционная работа с педагогами и детьми, Б) закрепление обновленного образа учебного заведения в сознании педагогического и ученического коллектива (Поляков С.Д., 1997).
Подготовка будущего педагога-инноватора и организация его деятельности в инновационной школе
(2 часа)
Подготовка будущего преподавателя к инновационной деятельности
Дата: 2019-02-02, просмотров: 286.