Подготовка будущего преподавателя к инновационной деятельности
Один из недостатков педагогики высшей школы - процесс становления будущего учителя не моделирует структуру инновационной деятельности (Сластёнин В.А., Подымова Л.С., 1997). Студентов не ориентируют на творческий подход к передовому педагогическому опыту. Это позволяет им понимать его идею, но не технику. (Морозов Е.П., Пидкасистый П.И., 1991).
Действующий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (специальность «Педагогика» и т.п.) не предусматривает изучения педагогической инноватики. Упоминание об инновационных образовательных процессах содержится в разделе «Теория обучения».
Это не способствует развитию образования. Возникла необходимость в специальной системе подготовки будущих учителей через их ориентацию на инновационную деятельность уже на стадии вузовской подготовки.
В этом направлении ведутся исследования многих педагогов: разрабатываются специальные курсы педагогики (Сластёнин В.А., Подымова Л.С., 1997; Андреев В.И., 2000), дидактики (Хуторской А.В., 2001), методики решения инновационных задач (Анисимов Н.М., 1998) и др.
В.А.Сластенин и Л.С.Подымова предлагают следующую последовательность подготовки будущего учителя к инновационной деятельности:
1) Первый этап – развитие творческой индивидуальности учителя:
А) формирование у студентов способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие педагогические задачи,
Б) развитие общей технологии творческого поиска:
- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию,
- видение проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта,
- определение структуры объекта,
- видение альтернативы решения или его способа,
- комбинирование ранее усвоенных способов деятельности в новой применительно к возникшей проблеме,
- развитие критичности мышления.
2) Второй этап – овладение основами методологии научного познания, педагогического исследования, введение в инновационную педагогику:
А) знакомство с социальными и научными предпосылками возникновения инновационной педагогики, ее основными понятиями,
Б) творческая интерпретация альтернативных подходов к организации школы,
В) изучение основных источников развития альтернативной школы,
Г) знакомство с различными типами инновационных учебных заведений и т.д.
3) Третий этап – освоение технологии инновационной деятельности:
А) знакомство с методикой составления авторской программы,
Б) знакомство с этапами экспериментальной работы в школе,
В) участие в создании авторской программы,
Г) анализ и прогноз дальнейшего развития новшества, трудности внедрения.
4) Четвертый этап - практическая работа на экспериментальной площадке по введению новшества в педагогический процесс:
А) осуществление коррекции,
Б) отслеживание результатов эксперимента,
В) самоанализ профессиональной деятельности.
На этом этапе формируется инновационная позиция учителя, как система его взглядов и установок в отношении новшества. (Сластёнин В.А., Подымова Л.С., 1997).
Для обеспечения инновационных процессов необходима подготовка учителей в рамках самой школы. Эту задачу ставят практически все инновационные школы. Например, в школе-гимназии №121 г. Казани разработана схема профессионального роста учителя для опытно-экспериментальной работы, в основе которой лежит идея личностно-ориентированного преподавания.
Схема профессионального роста учителя в этой школе включает следующие этапы:
- Научно-педагогическая подготовка
- Анализ собственного методического опыта
- Выдвижение идей по совершенствованию
- Конструирование нового опыта
- Апробация
- Внедрение в практику
В течение учебного года учитель работает над индивидуальной методической темой, видит ее решение на дидактическом уровне, приобретает навыки переконструирования программного материала в соответствии с выбранной технологией обучения, овладевает различными диагностиками. (Галеева И.Ш., 1997).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 232.