Организация деятельности преподавателей в инновационной школе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Подготовка будущего преподавателя к инновационной деятельности

 

Один из недостатков педагогики высшей школы -  процесс становления будущего учителя не моделирует структуру инновационной деятельности (Сластёнин В.А., Подымова Л.С., 1997). Студентов не ориентируют на творческий подход к передовому педагогическому опыту. Это позволяет им понимать его идею, но не технику. (Морозов Е.П., Пидкасистый П.И., 1991).

Действующий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (специальность «Педагогика» и т.п.) не предусматривает изучения педагогической инноватики. Упоминание об инновационных образовательных процессах содержится в разделе «Теория обучения».

Это не способствует развитию образования. Возникла необходимость в специальной системе подготовки будущих учителей через их ориентацию на инновационную деятельность уже на стадии вузовской подготовки.

В этом направлении ведутся исследования многих педагогов: разрабатываются специальные курсы педагогики (Сластёнин В.А., Подымова Л.С., 1997; Андреев В.И., 2000), дидактики (Хуторской А.В., 2001), методики решения инновационных задач (Анисимов Н.М., 1998) и др.

В.А.Сластенин и Л.С.Подымова предлагают следующую последовательность подготовки будущего учителя к инновационной деятельности:

1) Первый этап – развитие творческой индивидуальности учителя:

А) формирование у студентов способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие педагогические задачи,

Б) развитие общей технологии творческого поиска:

- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию,

- видение проблемы в знакомой ситуации, новой функции объекта,

- определение структуры объекта,

-  видение альтернативы решения или его способа,

- комбинирование ранее усвоенных способов деятельности в новой применительно к возникшей проблеме,

- развитие критичности мышления.

2) Второй этап – овладение основами методологии научного познания, педагогического исследования, введение в инновационную педагогику:

А) знакомство с социальными и научными предпосылками возникновения инновационной педагогики, ее основными понятиями,

Б) творческая интерпретация альтернативных подходов к организации школы,

В) изучение основных источников развития альтернативной школы,

Г) знакомство с различными типами инновационных учебных заведений и т.д.

3) Третий этап – освоение технологии инновационной деятельности:

А) знакомство с методикой составления авторской программы,

Б) знакомство с этапами экспериментальной работы в школе,

В) участие в создании авторской программы,

Г) анализ и прогноз дальнейшего развития новшества, трудности внедрения.

4) Четвертый этап - практическая работа на экспериментальной площадке по введению новшества в педагогический процесс:

А) осуществление коррекции,

Б) отслеживание результатов эксперимента,

В) самоанализ профессиональной деятельности.

На этом этапе формируется инновационная позиция учителя, как система его взглядов и установок в отношении новшества. (Сластёнин В.А., Подымова Л.С., 1997).

Для обеспечения инновационных процессов необходима подготовка учителей в рамках самой школы. Эту задачу ставят практически все инновационные школы. Например, в школе-гимназии №121 г. Казани разработана схема профессионального роста учителя для опытно-экспериментальной работы, в основе которой лежит идея личностно-ориентированного преподавания.

Схема профессионального роста учителя в этой школе включает следующие этапы:

- Научно-педагогическая подготовка

- Анализ собственного методического опыта

- Выдвижение идей по совершенствованию

- Конструирование нового опыта

- Апробация

- Внедрение в практику

В течение учебного года учитель работает над индивидуальной методической темой, видит ее решение на дидактическом уровне, приобретает навыки переконструирования программного материала в соответствии с выбранной технологией обучения, овладевает различными диагностиками. (Галеева И.Ш., 1997).

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 206.