Нововведения в традиционной школе и создание инновационной
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

( 3 часа)

1. Нововведения в традиционной школе:

А) инновационный опыт организации альтернативной школы;

Б) создание экспериментальной учебной группы внутри традиционной школы;

В) родительская школа.

Создание инновационной школы на базе традиционной

 

Нововведения в традиционной школе

А) инновационный опыт организации альтернативной школы

Рассмотрим инновационный процесс, который был реализован в экспериментальной школе Российской академии образования в 90-х годах 20 в. Возникла идея создать школу, которая была бы ориентирована не на госзаказ, а на реализацию внутренней сущности человека. Внутри традиционной школы этого создать было невозможно: родители были против.

 А.В. Хуторским была создана воскресная школа развивающего типа. Цель школы: обеспечивать общекультурное гуманитарное образование и природосообразное развитие учеников. Важно было не насыщать детей информацией, а помогать им самореализоваться в области познания природы, культуры, самих себя.

Специфика обучения:

1. Обязательное введение предмета МИРОВИДЕНИЕ. Это общефилософский познавательно-развивающий курс. Его задача была достаточно глобальна – создавать и одновременно реализовывать ядро будущей образовательной системы. Из этого курса, как из ствола дерева, должны были рождаться все остальные курсы новой школы.

2. Наличие предметов история Руси, живопись, русская и мировая культура, основы религии.

3. После занятий - игры, походы, экскурсии.

4. Занятия ведут учителя, которых приглашали родители, а также сами родители.

5. Время обучения - около 5 часов в день.

6. Стимулирующие факторы - эмоциональный комфорт, отсутствие системы принуждений, возможность самовыражения каждого ученика, смена разных видов деятельности, общение с интересными педагогами и друг с другом

 

ПРИМЕР РАБОТЫ ШКОЛЫ (НЕ ПИСАТЬ)

Дети приходят в 9.30. Рассаживаемся кругом. Вспоминаем самые интересные события или наблюдения за неделю. Попутно обсуждаем какой-нибудь возникший вопрос.

Например, неделю назад мы все вместе ездили в Загорск. Предлагаю мысленно попутешествовать еще раз. Садимся поудобнее, расслабляемся, закрываем глаза. Я проговариваю основные этапы поездки. Задача учеников – вспомнить и ярко представить все то, что видели, слышали, чувствовали. Потом дети делятся увиденными «картинками». Происходит своеобразная рефлексия. Воспроизводится и осознается результат экскурсии.

Путешествие во времени очень понравилось. Поэтому пробуем перенестись еще дальше в прошлое. Кратко повторяю то, что когда-то мы уже изучали в воскресной школе: наблюдения К.Э.Циолковского за звездами в Калуге; укус змеей князя Олега, подошедшего к черепу своего коня; путь Иисуса Христа на Голгофу; Возвращение древних рудокопов России к себе в жилища. Дети оказываются «перенесенными» на 100, 1000, 2000, 5000 лет назад. После «возвращения» ученики делятся своими чувствами, ощущениями, говорят о наиболее ярких картинах-образах.

Данная часть занятий - образно-чувственное проживание детьми культурно-исторических объектов и событий. Мысленные представления каждого ученика воссоздаются соответственно его внутренней сущности. В результате я узнаю, что одни дети очень остро чувствуют чужую боль (укус Князя Олега, распятие Христа), другие умеют видеть события со стороны, третьи всякий раз представляют себя на месте главного действующего лица (развитое чувство эмпатии). Такой метод обучения позволяет ученикам лучше почувствовать историю и культуру своего народа, а учителю – узнать больше об особенностях своих учеников, учесть эти знания в дальнейшей работе.

После перемены другой вид занятий – зрительное мировидение. Наблюдаем за горящей свечой. Что видим? Дети замечают самые разные подробности: «Огонек становится острым», «Нить растапливает воск и становится как бы углем», «Сначала свеча горела сильно, потом слабо», «Когда долго смотришь на пламя, то оно как бы увеличивается и раздваивается», «От потухшей свечи 10 секунд идет дым». Умение увидеть явление, собрать как можно больше фактов о нем – одна из главных задач природосообразного образования.

Но видеть можно не только реальные факты, можно учиться образному видению. На что похожа горящая свеча? Какие ощущения возникают, когда глядишь на нее? «Горящая свеча похожа на башню с золотым шпилем», «Края свечи стали в виде гор», «Свеча похожа на тающую сосульку», «Фильтр выглядывает как бы из чашки», «Свеча как елка. Когда я на елку смотрю, мне радостно, и когда на свечу – тоже радостно», «Когда смотришь на свечу, о чем-то думаешь».

Следующий этап – придумывание вопросов о свече. Дети записывают в тетрадях то, что им хотелось бы спросить у свечи. На самые интересные вопросы пытаемся сами же и ответить.

Чай, большая перемена, игры. Завершает воскресные занятия изучение истории Древней Руси (другой педагог).

В конце дня – рефлексия. Ученикам предлагается письменно ответить на вопросы: 1) Что я понял, чему научился сегодня на занятиях; 2) Что я чувствовал, ощущал в течение дня. Вот некоторые из ответов детей: «Переносились назад во времени», «Я научился видеть прошлое», «Я удивлялся, что не ездил в Загорск, а видел его», «В мыслях можно исправить то, что было вчера у меня. Сегодня уже буду лучше от этого», «Чувствовал жалость к Христу», «Я чувствовал и жалость, и радость, и всякие осуждения», «Я ощущал, как мы возвращались назад во времени», «Интерес, когда описывали свечку», «Чувствовал запах свечи».

Рефлексивная работа на осознание детьми себя, своей деятельности и результатов велась на всем протяжении занятий. Вначале пятиклассники не могли связать и двух слов, затруднялись вспомнить то, что они делали сегодня, не умели сформулировать основные свои достижения. Спустя всего три месяца у них возросли аналитические способности, они стали более рассудительны и логичны.

Чтобы оценить занятия воскресной школы, детям предложены были четыре вопроса. Приведем сами вопросы и некоторые ответы на них.

1. Я хожу в воскресную школу потому, что…

«хочется узнать побольше о мире, о боге, об искусстве», «тут рассказывают про все, что не узнаешь нигде в Черноголовке», «хочу быть умной, узнать, что творится вокруг нас на земле», «чтобы научиться видеть», «чтобы знать, как рисуют иконы, каков состав красок», «как создавалась Россия».

2. Чем воскресные занятия отличаются от обычных?

«На обычных занятиях нам задают: читайте параграф, а здесь мы учимся думать», «тут мы ходим на улицу, говорим о мире», «в школе в основном учатся писать, считать, читать, а на воскресных занятиях я учусь, как надо чувствовать, видеть и слушать», «не обязательно записывать, можно зарисовать или записать знаками», «в тетрадях оценки не ставят, и это всем нравится», «эти занятия помогают мне учиться, я научился думать», «тут занимаются кто хочет, оценки не получают, чаевничают все вместе».

3. Что я понял, чему научился на воскресных занятиях?

«Научилась видеть и понимать других и себя», «входить мысленно в свечу, понимать, мысленно представлять, создавать свой закон», «я научился думать, сравнивать на этих занятиях», «я понял, что человек может вжиться в предмет, научился вживаться, переноситься, видеть», «научился узнавать цвета, рисовать символы, понял, что такое пространство и как нарисовать время».

4. Мои пожелания: «Чтоб перемены были больше», «чтобы были подлиннее уроки», «больше экскурсий», «чтобы занятия никогда не умирали и переходили из рук в руки», «всего наилучшего учителям и родителям, помогающим нам».

Инновационная воскресная школа функционировала 6 месяцев, с октября 1990 по март 1991 года. Ее работа показала следующее: 1) у детей и их родителей есть потребность в качественно ином типе образования; 2) при существующей нехватке учителей, в поселке все же имеются люди, способные и желающие вести занятия с детьми; 3) потребность детей и возможность потенциальных учителей могут успешно реализовываться только вне зоны действия традиционной системы образования; 4) концепция будущей школы оказалась вполне реальной для воплощения на практике; 5) воскресная школа, в отличие от других внешкольных образовательных и воспитательных заведений (кружков, клубов и т.п.), несет в себе целостное образовательное ядро, в корне отличающееся от традиционного.

И все же дети находились одновременно в двух противоположных системах образования. Безусловно, данное противоречие со временем усугублялось. Требовалось создать для детей единую гармоничную среду. Некоторые возможности для этого уже были.

 

Б) Создание экспериментальной учебной группы внутри традиционной школы

Экспериментальная группа была сформирована из детей, которые посещали воскресную школу. Это ученики 5-х классов.

Специфика деятельности группы:

1. Информационно-предметный ориентир в образовании учеников меняется на деятельностно-развивающий. Первичным в обучении предлагается считать не знания, умения и навыки учеников по предметам, а их интеллектуальное, духовное и физическое развитие, которое происходит в ходе специально организуемой предметной и общеучебной деятельности.

2. Целевыми установками базового образования детей по всем предметам считать следующее: а) развитие видения и чувствования учениками природы, культуры, наук, истории своего народа, других людей; б) личное осмысление каждым учеником перечисленных предметов внешнего мира, а также самих себя (рефлексия); в) возможность самовыражения всех детей в различных видах деятельности соответственно их способностям; г) ликвидация монополии на изложение исторических событий, нравственных и духовных ценностей, художественных произведений и т.п.; д) обеспечение учителями целостности образования путем интеграции своих предметов, а также с помощью целенаправленного формирования у детей способов общеучебной деятельности.

3. Введение в учебные программы общеучебной и предметной деятельности происходит за счет сокращения второстепенного информационного материала обычных государственных программ. Каждый учитель пересматривает программу своего предмета, определяя то минимальное базовое информативное содержание, которое следует сохранить, чтобы достичь комплексных установок.

4. С целью сохранения доминанты развивающей деятельности учеников расписание занятий составляется по типу уроков-блоков и «погружений» (при строгом соблюдении методических требований к такому расписанию).

5. Для эффективности работы учителей, переходящих на развивающее обучение, по некоторым предметам, предусмотрено деление классов на группы.

6. Обучение по всем учебным дисциплинам предполагает возможность привлечения внешкольных специалистов (в том числе и родителей) для проведения занятий с частью детей.

7. Балльно-отметочная система оценивания заменяется на текущее и итоговое (по четвертям) качественное оценивание, качественному оцениванию подлежат те качества личности ученика, которые соответствуют целевым установкам учителя (см.п.2).

8. Изменению и замене подлежит документация: вместо ученических дневников – рефлексивные книжки; вместо классных предметных журналов – личностно-ориентированные журналы.

9. Усвоение учениками базового содержания государственных программ (годовых) обеспечивается учителями до окончания 3 четверти. В 4 четверти планируется итоговое обобщение по всем учебным курсам (до конца апреля), и последующая индивидуальная творческая деятельность школьников по выбранным дисциплинам. В конце года каждый ученик представляет для отчета (защиты) свой личный образовательный продукт (изготовленная модель, сборник, трактат, спектакль и др.).

10. Для обсуждения и корректировки хода обучения ежемесячно проводятся сборы и семинары учителей и инициативной группы родителей.

11. Учебные предметы, с помощью которых реализуются основные направления образования, следующие: мироведение (естествознание, культуроведение), литературно-исторический курс, историко-музыкальный курс, языкознание, английский язык, математика, живопись и основы изобразительных искусств. Планируются народные игры, сельскохозяйственные работы, семьеведение (для родителей), экскурсии и походы.

12. Организация обучения: блочные погружения, составленные в соответствии с особенностями детей, природными ритмами, культурно-историческим календарем. Занятия ведутся 5-6 часов в день.

13. Предполагаемые результаты обучения в группе: 1) фиксированные изменения внутренних качеств личности учеников, описанные учителями и самими учениками в итоговых качественных характеристиках; 2) учебные достижения общеобразовательного типа (контрольные работы, тесты и т.п.); 3) личные творческие продукты детей (например: сборник идей, загадок, задач; естественно-научный трактат, литературно-историческое исследование, изготовленные конструкции, посаженные деревья); 4) эмоциональный комфорт, радость жизни, уверенность в себе.

14. Координация работы учителей. Обучение в группе предварял трехдневный семинар, на котором разрабатывались образовательные установки учителей. Каждый педагог, исходя из личной педагогической позиции, подробно излагал то, как он видит свой предмет, что считает в нем самым главным, чему, по его мнению, должны учиться дети. Очень важно было уточнить виды деятельности учеников и их личные предполагаемые результаты обучения: внешние (собственные стихи, исследования, придуманные задачи, поделки) и внутренние (качества личности, умения, способности). Из индивидуальных учительских установок вычленялось то общее, что объединяло всех нас. Так рождалась комплексная образовательная программа.

В результате педагогических обсуждений родились следующие главные для всех учителей образовательные установки:

1. Видение изучаемого (камня, неба, слова, художественного текста, себя и других людей).

2. Поиск начала всего (откуда произошел мир, как возникло слово, каково происхождение праздников, с чего начинается человек, семья, народ и т.д.).

3. Символизм, отыскание смысла во всем, поиск внутреннего содержания под внешней формой (что есть число, слово, событие; какова суть поговорки, что говорит миф, придумайте собственный символ воды и т.д.).

4. Взаимосвязь всего со всем (связь природных и общественных явлений, имени человека и его характера, чисел и букв, музыки и поэзии).

 

ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ (НЕ ПИСАТЬ)

Организация занятий. В качестве структурной основы планирования занятий на апрель и май выступали различные ритмы: природные, культурно-исторические, индивидуальное. Календарь природы (весна), народные праздники и традиции (1 апреля, Благовещение, Пасха), исторические даты, земледельческий календарь, астрологические прогнозы – все это в значительной степени определяло выбор форм и содержание занятий.

В апреле занятия строились по блочному принципу. Такие многочасовые предметы как математика, словесность, мироведение, проводились подряд 2-3 дня. Создавался эффект «погружения», когда с помощью самых разнообразных средств учитель достигал однонаправленного эффекта. Сохранение едущей доминанты позволяло ученикам, не отвлекаясь на другие однородные предметы, наиболее глубоко проникнуть в суть вещей. Неоднородные предметы, например, математика и живопись, вполне могли соседствовать течение дня. На каждую неделю составлялось свое расписание.

Пример расписания учебной недели в экспериментальной учебной группе:

Понедельник

Планирование недели - 0,5 ч

Мироведение – 3 ч

Народные игры – 1 ч

Чай

Музыка – 1 ч

 

Вторник

Мироведение – 4 ч

Чай

Музыка – 2 ч

 

Среда

Мироведение – 2 ч

Народные игры - 1 ч

Чай

Математика – 2 ч

 

Четверг

Математика – 2 ч

Чай

Словесность – 3 ч

Пятница

Живопись – 2 ч

Словесность – 3 ч

Чай

Рефлексия недели – 0,5 ч

 

В мае количество коллективных базовых занятий значительно уменьшились. Учителя стали вести творческие лаборатории, где дети индивидуально работали над своими итоговыми творческими работами, готовили их к защите.

Часто дети сами планировали свои занятия. Предметные рамки иногда исчезали и уступали место разным видам деятельности: исследовательской, художественной, игровой. На некоторых занятиях было по два и три учителя. Ритуалом стало ежедневное чаепитие.

Отметок мы не ставили. Вместо них – качественное оценивание, т.е. письменный или устный содержательный анализ ученических работ. Чтобы осознать свои результаты, дети выполняли рефлексию – своеобразный самоанализ. В конце двух месяцев каждый ученик получил от каждого учителя подробную качественную характеристику его достижений и изменений с конкретными пожеланиями.

Не все проходило гладко в ученическом и учительском коллективах. О возникающих проблемах дает представление следующий фрагмент моих дневниковых записей (3 мая 1991 года).

Месяц спустя

Ученики. Степень «самости» детей возросла, они много предлагают, даже типы и виды уроков. Предложения не всегда разумны, но все более интересны. Усилились апатичность и лень. Причины: весна и снятие сильных внешних побуждающих рамок. Меньше стало фейерверков мысли, чем это было на воскресных занятиях. Похоже, что ребята успокоились, попав в экспериментальную группу. Вывод: воскресные (или послеобеденные?) занятия как нечто другое надобно сохранить. Нужен противоположный развивающий полюс.

Учителя. Оказалось, что Оля и Татьяна (учителя английского и русского языка) пришли работать в группу совсем не из-за того, из-за чего я хотел ее создавать. Идеи мои для них либо неясны, либо неприемлемы. Труден для них деятельностный подход к педагогическим обсуждениям. Оля не смогла связно выразить свою педагогической позиции (что-то типа коммуникативного погружения в речь). Татьяну интересует технология, а педагогические основания у нее свои – довольно авторитарные. Истина у нее одна, и она ее знает; ее задача – добиться, чтоб эту же истин знали ученики. Таня – сторонник «постепенного перехода» свободе. Но свобода в ее понимании совсем ребятам не нужна, так как она может не привести их к ее истине.

 

В) Родительская школа

 

Еженедельно с родителями, как и с учителями, проводятся занятия. Основная задача занятий – привлечь внимание родителей к особенностям своих детей, научить их видеть и объяснять происходящие в детях изменения.

Ход занятий:

1) краткие рассказы родителей (чаще всего, они отмечают радостное эмоциональное отношение учеников к занятиям, приводят примеры их самовыражения: «Знаешь, что мне нравится, папа? – спрашивает Артем. – Ходить в школу». «Что такое счастье? – спрашивает Андрей у своей мамы. – Это когда я проснулся и могу сделать три дела». Родители замечают, что дети становятся более наблюдательны, рассудительны, могут сказать «ну это же мое мнение». Тут же родители делятся своими проблемами и опасениями, спрашивают совета);

2) учителя рассказывают об индивидуальных и общих тенденциях обучения, анализируют результаты детских работ, отвечают на вопросы;

3) коллективное обсуждение обозначившихся проблем. Среди проблем часто звучали следующие: взаимоотношения детей в группе, их умение видеть и слышать друг друга; стимулы учебной работы в условиях отсутствия «кнута»; самоорганизованность учеников, их грамотность; проблемы взаимосвязей с обычной школой.

Дата: 2019-02-02, просмотров: 436.