(2 часа)
1. Учебный метапредмет и фундаментальные образовательные объекты
2. Метапредметный характер учебной деятельности
3. Нововведение «Проживание изучаемого»
Нововведение «Культурно-исторический аналог»
Понятия «учебный метапредмет» и «фундаментальные образовательные объекты» впервые введены А.В.Хуторским.
Фундаментальные образовательные объекты – это ключевые элементы образовательных стандартов. Они позволяют решить проблему сопряжения индивидуальности учащихся и объективной познаваемой действительности. Их совокупность составляет базовое содержание учебного предмета или метапредмета. Содержание метапредмета качественно отличается от содержания обычного учебного курса. Смысловое поле объектов познания в нём выходит за рамки традиционных учебных дисциплин и располагается на метауровне. Результат познания этих объектов не сообщается ученику в качестве готового материала для усвоения. Оно добывается каждым учащимся по-своему в ходе организованной эвристической деятельности.
Фундаментальный объект изучается путём применения метода общения с ним (П.А.Флоренский): разговор с камнем, соприкасание с деревом, сочувствование с животным, сомыслие с миром.
Фундаментальными объектами являются:
А) в пространственной иерархии: дом, район, область, страна и др.
Б) во временной иерархии: мгновение, день, месяц, год, человеческая жизнь, век, вечность.
Изучение этих объектов происходит в разных учебных предметах - географии, истории, словесности, естествознании и др. Этот факт отражает метапредметную сущность фундаментальных образовательных объектов. Он определяет эвристический подход к их познанию средствами любого учебного предмета.
Специфика фундаментальных образовательных объектов:
- не распределяются по возрасту учеников (понятия числа и слова, света и цвета, добра и зла присутствуют в образовании как 6-летних, так и 16-летних учеников);
- их отличие обнаруживается лишь в объеме и степени проработки связанных с ними проблем.
В ходе инновационной деятельности А.В.Хуторским были разработаны учебные предметы «Мироведение», «Числа», «Культура», «Рефлексия».
В качестве примера приведем общую программу по метапредмету «Рефлексия», которая использовалась учителями инновационных школ. На занятия отводился 1 час в неделю.
Программа занятий по метапредмету «Рефлексия» (ПРИМЕР, НЕ ПИСАТЬ)
Смысл занятий: научиться осознанно осмысливать и планировать свою деятельность, а также понимать цели деятельности других людей.
Цели занятий: 1. Научиться ставить и достигать цели по учебным предметам в соответствии с содержанием этих предметов и индивидуальными особенностями самих учащихся. 2. Научиться отслеживать выполнение своих целей и корректировать свою деятельность. 3. Научиться анализировать успехи и трудности в достижении целей другими учениками. 4. Научиться различным способам невербальной рефлексии (через художественные образы, музыкальные и т.п.)
Тематическое содержание:
1. Целеполагание по конкретным предметам на часть урока, урок, неделю, четверть, учебный год.
2. Корректировка целей в ходе учебного процесса; критерии корректировки.
3. Различение детьми своих видов целей: формальные, смысловые, конкретные, перспективные, творческие.
4. Осознание успехов и трудностей в ходе реализации своих целей.
5. Рефлексия как часть урока по учебному предмету.
6. Рефлексия - отдельный урок, посвященный осознанию своей деятельности за неделю.
7. Вербальная и невербальная рефлексия.
Виды деятельности:
1. Проговаривание вслух учениками своих целей, успехов в их достижении, трудностей, способов их преодоления.
2. Письменное изложение анализа своей деятельности в рефлексивном дневнике.
3. Рефлексия деятельности одного ученика другим учеником («взгляд со стороны»).
4. Составление критериев оценки и оценивание своих успехов разными способами.
5. Рисование в рефлексивных дневниках образов своей деятельности в течение урока, дня, недели.
6. Предложение детьми своих видов рефлексивной деятельности.
Предполагаемые результаты:
1. Ребята научатся ставить и записывать цели по своим видам деятельности, различать их по смыслу, корректировать в ходе учебного процесса, анализировать их достижения.
2. Ребята научатся видеть свои успехи и проблемы в ходе достижения своих целей, находить способы преодоления трудностей.
3. Научатся вести рефлексивный дневник, в котором будут отображать свою мыслительную деятельность.
Занятия рефлексией имеют разные формы:
- вербальные (словесное обсуждение),
- художественные («нарисуйте образ недели»),
- музыкальные («придумайте мелодию своим успехам по английскому языку»,
- двигательно-мимические,
- театральные и др.
Эти занятия стоят в расписании отдельным уроком «рефлексия», который проводится в конце недели. У детей есть свой рефлексивный дневник, в котором они ведут записи и рисуют. В младших классах такие дневники выполняются в виде альбомов, где дети рисуют свои успехи, трудности, одним-двумя предложениями обозначают свои цели. В старших классах записи более детальны и подробны.
Рефлексивная работа оказывает влияние на другие формы занятий. Например, общешкольная линейка, направленная вначале на разработку и поддержание норм поведения в школе, превратилась в своеобразное целеполагание школьного дня: ребята и учителя собираются в кружок, садятся на скамейки и ведут разговор о своих планах, трудностях. На следующий день анализируется достижение заявленных целей. Таким образом, работа по целеполаганию и рефлексии органично включается в общеобразовательный процесс, делает его осознанным и продуктивным.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 304.