Система стратегий включает в себя три уровня принятия стратегических решений:
1) общий или корпоративный;
2) деловой или конкурентный;
3) функциональный.
Корпоративная стратегия включает документированные цели компании и систему решений их достижения. Руководители должны уделять особое внимание разработке корпоративной стратегии, основными задачами которой являются:
– определение высокоэффективного набора бизнес-направлений;
– грамотное управление им: приобретение новых или усиление существующих позиций в бизнесе, освобождение от неэффективных видов деятельности;
–бизнес-направления с целью достижения конкурентных преимуществ (оценка синергетического эффекта);
– выбор приоритетов инвестирования и направление ресурсов компании в наиболее перспективные бизнес-направления;
– увеличение прибыли путем интенсификации работы на существующих рынках;
– объединение основных стратегических подходов и действий компании как на корпоративном уровне, так и на уровне структурных подразделений;
– развитие неформальных отношений с конкурентами для превращения в неформального лидера рынка.
Деловые стратегии (конкурентные или получающие), имеющие воплощение в бизнес-планах, фиксируют способ достижения конкурентных преимуществ корпоративного уровня на выбранном товарном рынке. Данная стратегия направлена на улучшение конкурентной позиции отдельных товаров и услуг, производимых конкретной бизнес-единицей. В них рассматриваются перспективы по разработке новых продуктов и отказа от утративших актуальность товаров, раскрывается производственная, ценовая, рекламная, сбытовая политика на определенном товарном рынке или сегменте рынка.
Функциональные стратегии конкретизируют действия отделов и служб на уровне производственных подразделений предприятия. Каждая функциональная структура (производство, маркетинг, финансы, НИОКР, персонал) планирует свой метод достижения корпоративной и деловой стратегий. Основные задачи разработки функциональной стратегии следующие:
– определение действий и подходов, ориентированных на повышение конкурентоспособности и сохранение конкурентных преимуществ;
– планирование ответных действий на изменение внешних условий;
– объединение стратегических инициатив ключевых подразделений;
– разработка действий по решению специфических для компании спорных вопросов и текущих проблем;
– выявление действий и подходов, направленных на поддержание стратегии бизнеса и достижение функциональных целей.
Разновидности общего корпоративного развития в системе стратегий сводятся к трем основным типам: роста, стабильности и сокращения.
Разработаны следующие стратегии роста:
1) стратегия обратной интеграции, направленная на рост за счет приобретения или установления контроля над поставщиками сырья и комплектующих изделий: перерабатывающие отрасли интегрируются в сырьевые (стратегия вертикальной интеграции);
2) стратегия прямой («вперед идущей») интеграции, предполагающая получение во владение или контроль предприятия системы распределения и сбыта: сырьевые отрасли интегрируются в перерабатывающие отрасли и распределение продукции (стратегия вертикальной интеграции);
3) стратегия горизонтальной интеграции представляет собой объединение или приобретение предприятий конкурентов, выпускающих аналогичную продукцию, объединение усилий разных организаций для реализации определенных общих целей.
Стратегии стабильности предполагают сосредоточение и поддержку существующих направлений бизнеса. Конкретными выражениями данных стратегий могут быть:
– стратегия усиления позиции на рынке на основе лидерства в снижениииздержек, т.е. формированияболеенизкойценыпосравнениюсконкурентами;
– дифференциация продукции, заключающаяся в создании уникальныхсточкизренияпокупателясвойствпродуктазасчетсервисногообслуживания, улучшенногодизайнаили усовершенствованных характеристик самого товара;
–фокусирование на определенном сегменте рынка, что озна чаетконцентрациюдеятельностипредприятиянаодномизсегментоврынка (регионе) илинаособойгруппепотребителей (повозрасту, поуровнюдохода, по отношению к социальной группе).
Стратегии сокращения используются в силу сложившихся внутренних или внешних причин, вследствие которых организация оказалась в критической ситуации.Выделяют следующие стратегии целенаправленного сокращения бизнеса:
1) «сбора урожая», которая направлена на получение максимального дохода в краткосрочной перспективе;
2) «разворота», предполагающая отказ от неэффективных продуктов;
3) «отделения», предусматривающая закрытие или продажу нерентабельных производств;
4) «ликвидации», представляющая собой закрытие организации в целом.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 310.