Этапы моделирования и функции управления изменениями
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Вид модели Назначение Результат использования
Модель целей Определить необходимость и направления орга­низационных изменений Иерархия целей Иерархия критических фак­торов успеха
Модель системы оценочных пока­зателей общего вида Определить отдельные показатели или группы показателей для оцен­ки уровня достижения намеченной общей цели или подцелей Набор показателей, увязан­ных с целью Зависимости значений пока­зателей от исходных данных для их расчета
Структурная модель Определить состав и структурировать органи­зационные звенья Идентифицировать со­став и соподчиненностъ организационных звеньев Перечень организационных звеньев организации и их иерархия
Функциональная модель Определить состав и структурировать функ­ции Перечень функций, которые выполняются в компании, и их взаимосвязи по иерархии
Организованная модель Закрепить функции за организованными зве­ньями Матрица распределения функций по организационным звеньям
Модель порядка оценки орга­низационной модели Определить адекватность организационной модели поставленным целям Набор показателей для оценки данной организаци­онной модели, их критерии, способы расчета
Модель регла­ментирующих документов Сформировать организационную документацию и документооборот Состав документов Структура и содержание до­кументов Перечень документов, являющихся «входами» и «выходами» процессов
Процессная модель Присвоить каждой функ­ции входные и выходные параметры Отдельные функции в виде цепочек взаимосвязанных бизнес-процессов, отражающих причинно-следственную связь этих функций
Ролевая модель Определить роль той или иной должности (человека) в бизнес- процессе Распределение ролей в бизнес-процессах по должностям
Процессно-ролевая модель Закрепить бизнес-процессы за должностями Описание последовательного преобразования материальных и информационных ресурсов и компании Описание организации взаимодействия операций в процессе преобразования ресурсов
Модель порядка оценки процессно-ролевой модели Определить оптимальность выстроенного бизнес-процесса Набор показателей для оценки данного бизнес-процесса, их критерии, способы расчета
Модель потребности в ресурсном обеспечении Сформировать состав, структуру и определить потребность в ресурсном обеспечении в соответствии с построенными бизнес-моделями Группировка характеристик моделей в агрегатные группы Состав, структура, уровень необходимого ресурсного обеспечения и требования к нему
Количественное описание модели системы оценочных показателей Описать бюджеты организации — поступление и выбытие денежных средств в ходе выполнения бизнес- процессов и возникающие при этом доходы и расходы Количественная потребность в ресурсах для обеспечения деятельности организации

 

 

Система управления процессом изменений должна включать мо­дель управления изменениями, а также вспомогательные технологии и методики, позволяющие осуществлять комплексное управление из­менениями на предприятии. Модель управления изменениями пред­ставлена на рисунке

 

 

Первым этапом предлагаемой модели управления изменениями является подготовка изменений. Цель управления отношением персонала к изменениям на этом этапе заключается в подготовке «стартовой площадки» для запланированных преобразований.

Подготовительный этап начинается с анализа внутренней среды предприятия, так как для формирования представления о пробле­мах предприятия необходима информационная база. Обследование сначала внутренней, а затем внешней среды предприятия позво­ляет уменьшить объем обрабатываемой информации и сэкономить ресурсы.

Анализ внутренней среды предприятия проводится в це­лях определения разрыва между действительным и желаемым положением дел на предприятии. Важнейшими объектами анализа являются менеджмент организации (структура, культура, социально-психологический климат, стиль управления и др.); процессы и объ­екты организации (маркетинг, финансы, персонал, инновации, про­изводство, внешнеэкономическая деятельность и т.д.).

Исследование внешней среды предприятия. Внешняя среда предприятия включает в себя потребителей, конкурентов, правительственные учреждения, поставщиков, финансовые организации, источники трудовых ресурсов и т.д. Результатом про­веденного исследования должно стать формулирование проблем предприятия, которые необходимо учитывать при выработке стра­тегии изменения.

Формулирование проблем развития предприятия. В организации существуют препятствия, противоречия, т.е. про­блемы, которые мешают ее эффективному функционированию и развитию. При формулировании проблемы выполняются: описание процесса обнаружения проблемы; установление наличия проблемы как совокупности некоторых задач; предварительное представление проблемы; определение ее нежелательных последствий. Четкое по­нимание и формулирование проблем позволяет найти адекватные способы их решения.

Формулирование целей изменений. Цели в широком смысле включают в себя намерения, целевые функции, временные рубежи, критерии. Цели изменений направлены на достижение желаемого состояния. Наиболее существенной целью предприятия является максимизация прибыли, при практическом использовании цели разделяются на подцели.

Выработка стратегии изменений. Стратегия изменений призвана указать, какие основные направления следует выбрать пред­приятию для организационного развития. Она строится на основе большого объема фактического материала о внутренних и внешних параметрах, о существующих на предприятии проблемах.

Создание управленческой команды. Для успешной реа­лизации стратегии преобразований на предприятии должна быть создана команда менеджеров, способная быстро решать все воз­никающие в процессе изменений проблемы и задачи. В состав такой команды целесообразно включить менеджеров линейных и функциональных подразделений, в которых осуществляют­ся управленческие изменения. Основные черты управленческой команды: сплоченность, мобильность, взаимопомощь, творческое осмысление целей предстоящих изменений, конструктивная кон­фликтность, преданность организации, способность к проблемати­зации противоречий.

Определение ожидаемых результатов изменений. Основ­ные результаты планируемых изменений — это изменение количественных и качественных показателей деятельности организации и подразделений. Эти результаты могут быть нескольких видов: эконо­мические, материальные, информационные, трудовые, социальные, психологические и др. Каждый вид результатов характеризуется со­ответствующими параметрами.

Разработка программы реализации изменений. В целях реализации стратегии изменений разрабатывается программа введения изменений, которая представляет собой перечень мероприятий, увязанных по срокам и исполнителям.

Для обеспечения комплексности преобразований необходимо разработать подпрограммы для всех ключевых сфер предприятия: подпрограмму мероприятий по сокращению затрат и улучшению ре­зультатов деятельности; подпрограмму преобразования отношений собственности; подпрограмму оптимизации организационной струк­туры; подпрограмму оптимизации бизнес-процессов; подпрограмму создания информационной системы; подпрограмму формирования новой системы управления кадрами и т.д.

Определение средств осуществления изменений. Для осуществления изменений необходимо зарезервировать средства — материальные, финансовые, трудовые, информационные, технологические и другие ресурсы.

Разработка мероприятий по профилактике и преодолению сопротивления изменениям. На этапе подготовки изменений необходимо разработать мероприятия по профилактике и преодолению сопротивления персонала. К возможным мерам по профилактике сопротивления относятся информирование персонала о преобразова­ниях, подготовка и развитие персонала, вовлечение сотрудников в процесс введения изменений и поддержка руководства. Мероприя­тия по преодолению сопротивления включают в себя усиленные по средствам воздействия меры по поддержке, участию, обучению и информационной обеспеченности персонала преобразуемого пред­приятия, а также принудительные меры, включающие штрафные санкции, выговоры и увольнение противодействующих изменениям сотрудников.

Вторым этапом модели управления изменениями является реа­лизация изменений. Управление сопротивлением на данном эта­пе направлено на последовательное осуществление мероприятий по профилактике и преодолению сопротивления изменениям.

При этом выбор мероприятий по профилактике сопротивления основан на изучении целей и параметров изменений и определении возможных причин сопротивления при учете имеющихся в распоря­жении инициаторов изменений средств. Выбор мероприятий по прео­долению сопротивления опирается на результаты оценки отношения персонала к изменениям, исследование причин, уровня и характера сопротивления.

Профилактику сопротивления персонала необходимо провести до возникновения негативной реакции персонала предприятия. Профилактические мероприятия, основанные на информировании об изменениях, вовлечении сотрудников в процесс преобразований, обучении и поддержке персонала, способны существенно снизить уровень сопротивления изменениям. Технология профилактики со­противления персонала рассмотрена далее.

Введение изменений проводится в соответствии с принятой программой изменений.

Деятельность по преодолению сопротивления и мобилиза­ции персонала на реализацию изменений осуществляется поэ­тапно. Технология преодоления сопротивления подробно будет рас­смотрена далее.

Третьим этапом модели управления изменениями является мо­ниторинг результатов изменений.

Процедура получения результатов изменений заключается в оценке значений показателей, выбранных на этапе определения ожи­даемых результатов изменений. При этом если с фиксацией и об­работкой количественных показателей почти не бывает проблем, то с оценкой качественных показателей могут возникнуть определенные сложности. Для сбора данных рекомендуется использовать опросные листы, анкеты, посредством которых определяются новые значения со­циальных и психологических показателей, связанных с изменениями.

В ходе сравнения полученных результатов с ожидаемыми выявляются расхождения между ними.

Анализ ошибок реализации изменений необходим на этапе закрепления результатов. Изменение может быть не осуществлено по следующим причинам: во-первых, само нововведение может быть изменено сотрудниками. Они могут воспринять ситуацию совсем не так, как того хотели инициаторы изменений, или выполнить все необ­ходимые для введения новшеств действия, но на формальном уровне, без реального изменения своего образа мышления. Во-вторых, могут возникнуть причины, в силу которых изменение вообще не сможет быть реализовано. Изменения могут стать утомительными или даже невыносимыми и приведут к возникновению сопротивления даже в том случае, если вначале сотрудники были настроены благожела­тельно к изменениям. Поэтому возникает необходимость контроли­ровать третий этап процесса изменения с тем, чтобы выявить ошибки или узнать о возникшем неудовлетворении.

Обязательным элементом модели управления изменениями явля­ется вознаграждение участников изменений. Поощрение участ­ников перемен необходимо на этапе замораживания, когда новые знания и опыт, полученные в ходе преобразований, закрепляются в компании. Оплата за квалификацию, за дополнительные навыки, проценты от сэкономленных за счет инновации средств, поощрение самостоятельной научной деятельности ведущих специалистов, ко­мандировки, обучение, конференции, доски почета — комбинирова­ние данных методов способно дать ощутимый эффект. Поощрения могут состоять в премировании участников реформ, в продвижении их по карьерной лестнице, главное, чтобы оно было своевременным и ощутимым.

Проведение изменений в организационной культуре. Корпоративная культура определяет смысл существования орга­низации, ее отношение к сотрудникам и клиентам, моральный и социальный климат, преобладающие ориентиры, лежащие в основе формирования целей организации и путей их достижения, систему взаимодействия персонала в организации. Введение изменений в деятельность предприятия влечет изменение культуры, формирование инновационной культуры предприятия. Эти изменения должны быть закреплены в сознании и повседневной деятельности сотрудников.

Потребность в корректировке процесса изменения может быть вызвана как изменившимися внешними условиями и внутренними характеристиками предприятия, так и выявленными в процессе реализации преобразований проблемами, например неэффективной стратегией изменений или дефицитом выделенных на внедрение программы преобразований средств.

Использование разработанной модели введения изменений по­зволяет создать на промышленном предприятии постоянный управ­ленческий потенциал стратегического характера для адаптации к из­менениям.

Совершенствование модели управления изменениями целесообразно осуществлять в направлении:

1) выявления оптимального количества этапов и процедур управ­ления изменениями в соответствии с практическими условиями дея­тельности конкретных предприятий;

2) уточнения содержания этапов и процедур по результатам на­копленного опыта применения модели на предприятиях различного размера;

3) выяснения необходимых направлений модификации модели исходя из отраслевой принадлежности предприятий;

4) развития модели за счет разработки технологий и методик управления изменениями.


 


Дата: 2019-02-02, просмотров: 387.