Стадия 1. Подготовка | Стадия 2. Создание рабочих условий | Стадия 3. Формирование и построение команды | Стадия 4. Содействие в работе |
Решить, какую работу необходимо выполнить | Решить, нужна ли команда для выполнения задания | Решить, какую структуру управления должна иметь команда | Определить цели команды |
Обеспечить команду всеми необходимыми материалами и оборудованием для выполнения работы | Удостовериться, что команда состоит из людей, действительно необходимых для выполнения работы | Установить границы: кто является и кто не является членом команды | Прийти к соглашению относительно процесса выполнения заданий |
Определить правила поведения, которые должны соблюдать все члены команды | Вмешиваться для устранения проблем | Пополнять команды материальными ресурсами | Замещать тех, кто покинул команду |
Первая стадия создания эффективной команды называется «предварительной работой». На данном этапе особенно важно правильно определить, насколько действительно необходимо создание команды. Далее, обязательно должны быть четко посталены цели и определен перечень навыков их достижения. Заранее принимается решение о сфере компетенции команды: будут ли команды работать только на совещательной основе консультаций по всем текущим проблемам с менеджером, или им может быть предоставлена полная самостоятельность в исполнении задания.
Вторая стадия включает создание условий для работы. Команды должны быть обеспечены ресурсами и т. д. Если менеджеры не справятся с этой задачей, деятельность команды обречена на провал.
Третья стадия включает процесс формирования и построения команды. Для того чтобы дать команде хороший старт, необходимо сделать следующее. Во-первых, менеджеры должны четко определить границы: кто является и кто не является членом команды. Иногда команды терпят крах только потому, что членство в них некоторых лиц остается неопределенным. Устраняя подобную неопределенность, можно избежать беспорядка и расстройства планов. Во-вторых, члены команды должны разделять общую цель. Если этого не происходит, то есть опасность неудачи. В-третьих, руководство организации должно объяснить команде ее задачу и степень ответственности за выполняемые функции — сделать абсолютно понятным, какие действия от нее ожидаются. Однако при этом не обязательно пояснять, как именно выполнить поставленную задачу. Будут ли члены команды нести ответственность за планирование и контроль своей работы? Если это так, то сферы компетенции каждого сотрудника должны быть рассмотрены и четко определены.
И наконец, начавшую функционировать команду необходимо обеспечить постоянной поддержкой со стороны менеджмента организации (четвертая стадия).
Построение команды, которая способна успешно провести организационные изменения, является одной из самых сложных задач. В практике менеджмента в формировании команды используется системный подход, который опирается на следующие принципы:
1) принцип основополагающих ценностей— стремление подчинять свои цели общему делу разделяют все ее члены;
2) принцип гармонии— распределение ролей в соответствии с личностными компетенциями и профессионально важными характеристикам ее членов, умение приходить к консенсусу, конструктивно разрешать конфликты;
3) принцип доверия— каждый член команды открыт и честен по отношению к другим, имеет доступ к стратегической информации, важной для получения качественного результата;
4) принцип равноправия— все члены команды подчиняются единым нормам и правилам и имеют равные права, в том числе и на выражение собственного мнения;
5) принцип адаптивности — перераспределение ролей, в том числе смена лидера, в соответствии с изменениями внешней среды, подготовка преемников;
6) принцип дополнительности — слабые качества одного члена команды перекрываются сильными качествами другого по одному и тому же аспекту.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 350.