4.1 Практика реализации федерального закона от 27 мая 2014 года 136-ФЗ в Архангельской области
Обратимся к областному закону от 24 октября 2014 г. №183-11-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления».[224]
Если проанализировать сложившуюся практику разработки и принятия законов Архангельской области в сфере местного самоуправления, то в большинстве случаев «игра» идет по правилам, устанавливаемым ее главным «игроком». Речь идет об администрации Архангельской области. Не стал исключением упомянутый выше областной закон. Тот, кто следил за процессом его обсуждения в средствах массовой информации и на сайтах, не мог не заметить противостояния, возникшего между органами местного самоуправления городских округов и органами государственной власти Архангельской области. Причем это противостояние вылилось в настоящую информационную войну, которая велась органами местного самоуправления города Архангельска в лучших традициях советской идеологической пропаганды. Смысл противостояния сводился со стороны муниципальной городской элиты к защите функционирующей системы местного самоуправления в Архангельске. Она не нуждается в ее изменении, ибо устраивает население областного центра. Речь также шла о сохранении сложившейся структуры органов местного самоуправления и избрания мэра города его населением. Как это парадоксально звучит, но городская муниципальная власть защищала устраивавшую ее систему управления городским хозяйством и городским сообществом. Вопрос об эффективности нынешней системе местного самоуправления формально функционирующей на городском уровне и не соответствующей сложившейся территориально-поселенческой структуре расселения населения в процессе дискуссии естественно не поднимался.
Реформирование территориальной организации местного самоуправления и системы органов муниципальной власти на основе положений 136-ФЗ предполагает решение этого вопроса не методами кавалерийской «атаки», а разработкой сначала концепции развития местного самоуправления в Архангельске как составной части региональной программы. Заметим, что в условиях короткого временного промежутка, отпущенного на обсуждение и принятие проекта областного закона, осуществить это мероприятие было практически невозможно. Поэтому вполне естественно, что вопрос о реформировании системы местного самоуправления в Архангельске отложен и перенесен на ближайшую перспективу.
Неоднозначной была позиция глав муниципальных образований сельских муниципальных районов по вопросам избрания представительных органов местного самоуправления, а также изменения статуса главы муниципального образования.
Статья 1.1 принятого областного закона от 24 октября 2014 г. №183-11-ОЗ, предусматривает два варианта формирования (избрания) представительного органа муниципального района. Согласно первому, он в соответствии с уставом муниципального района может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений. Они избираются представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства. Второй вариант связан с избранием представительного органа муниципального района на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В областном законе определяется статус и порядок избрания глав муниципальных образований Архангельской области.
В городском поселении его глава избирается представительным органом и одновременно исполняет полномочия председателя данного органа местного самоуправления.
В сельских поселениях установлены следующие варианты избрания главы и его правового статуса. В первом случае глава избирается на муниципальных выборах, возглавляет местную администрацию и в случае, предусмотренном частью 3 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исполняет полномочия председателя представительного органа сельского поселения. Согласно второму варианту, если в сельском поселении полномочия представительного органа сельского поселения осуществляются сходом граждан, то глава сельского поселения избирается на сходе граждан. На него возлагаются полномочия главы местной администрации и обеспечению проведения схода граждан. В третьем варианте рассматривается вопрос о порядке избрания главы и его статусе в сельском поселении, являющимся административным центром муниципального района. В уставах муниципального района и сельского поселения как административного центра муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного сельского поселения. В этом случае в таком сельском поселении местная администрация не образуется. Его глава избирается представительным органом сельского поселения из своего состава и исполняет полномочия председателя представительного органа сельского поселения.
Что касается правового статуса главы муниципального района и городского округа, то в областном законе установлено, что эти выборные должностные лица местного самоуправления избираются соответствующими представительными органами и исполняют полномочия их председателей.
Законом введено новое общее наименование глав муниципальных образования (кроме отдельного случая в правовом статусе главы сельского поселения) - председатель представительного органа муниципального образования - руководитель муниципального образования.
Нетрудно заметить, что в областном законе фактически исключается возможность избрания глав муниципальных образования в городских округах, муниципальных районах, городских поселениях. На наш взгляд, лишение населения муниципальных образований права избирать выборных должностных лиц местного самоуправления в лице глав муниципальных образований свидетельствует о недоверии органов государственной власти Архангельской области к потенциальным возможностям местных сообществ в определении структуры органов и выборных должностных лиц своего муниципального образования. Как нам представляется, местные сообщества должны быть наделены правом избрания главы муниципального образования, который одновременно выполнял бы полномочия руководителя представительного органа местного самоуправления.
Областной закон подвел окончательную черту под дискуссией о совмещении главой муниципального образования должности главы администрации. Закреплено разделение представительной и исполнительной ветвей муниципальной власти на уровне городских округов, муниципальных районов и городских поселений. Установлено общее наименование местной администрации как исполнительно- распорядительного органа муниципального образования – администрация, а ее руководителя - глава администрации.
Вместе с тем, по нашему мнению, принятие в областном законе нормы, устанавливающей обязательное введение института контракта (договора) с главой местной администрации, по существу, означает усиление контроля со стороны областной администрации за его деятельностью как самостоятельного должностного лица местного самоуправления и возглавляемого им местной администрации.
Как нам представляется, принятие областного закона от 24 октября 2014 г. №183-11-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» не внесет существенных изменений в сложившихся отношениях между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Обе стороны прекрасно осознают, что в сложившейся за последнюю четверть века практике взаимоотношений, первая рассматривала местное самоуправление как низшую ветвь местной власти и местного управления. Вторая, находясь в полной зависимости от первой, создавала иллюзию своей самостоятельности в решении вопросов жизнедеятельности населения муниципальных образований, тогда как сама муниципальная власть, являясь неотъемлемой частью современной российской бюрократии, всегда играла и будет играть по ее «правилам», как формальным, так и неформальным.
Поэтому одним из решающих факторов развития института местного самоуправления в регионе может стать самоорганизация местных сообществ, воспринимающих себя не только объектами управления муниципальной власти, а полноценными субъектами местного самоуправления. Этому способствует деятельность органов территориального общественного самоуправления, общественных и некоммерческих организаций, наконец, неравнодушных жителей нашего северного края.
4.2 Концепция организации местного самоуправления в Архангельской области на 2015 – 2020 годы
Постановлением Правительства Архангельской области от 2 июня 2015 г. № 200-пп утверждена «Концепция организации местного самоуправления
в Архангельской области на 2015 – 2020 годы». В нем, согласно пункту 3, рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области руководствоваться утвержденной Концепцией при подготовке и принятии решений
в сфере организации местного самоуправления муниципального образования Архангельской области.
Концепция определяет ключевые ориентиры для органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, исполнительных органов государственной власти Архангельской области (далее соответственно – органы местного самоуправления, исполнительные органы государственной власти), общественных объединений, иных организаций, действующих в сфере местного самоуправления, при реализации полномочий в сфере местного самоуправления и решении вопросов муниципального развития.
В Концепции обозначены две главные проблемы местного самоуправления - это дефицит квалифицированных кадров и недостаток финансовых ресурсов.
Одним из основных инструментов в решении проблем, касающихся кадрового обеспечения органов местного самоуправления, является резерв управленческих кадров, работа по формированию которого
в каждом муниципальном образовании требует повышенного внимания.
4.2.1 Цель, основные задачи и принципы Концепции
Целью Концепции является совершенствование института местного самоуправления в Архангельской области для обеспечения его эффективной деятельности как необходимого условия улучшения качества жизни населения.
Приоритетными задачами деятельности органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления по достижению поставленной цели являются:
1) совершенствование структуры органов местного самоуправления;
2) совершенствование территориальной организации местного самоуправления;
3) повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Реализация Концепции основывается на следующих принципах:
1) единство целей, направлений, задач и механизмов реализации государственной политики в сфере местного самоуправления;
2) определение органами государственной власти Архангельской области моделей организации местного самоуправления в Архангельской области, обеспечивающих функционирование единой системы управления
в Архангельской области;
3) преемственность государственной политики в сфере местного самоуправления в ходе реализации органами государственной власти Архангельской области полномочий в сфере организации местного самоуправления;
4) взаимодействие территориальных органов федеральных органов государственной власти на территории Архангельской области, органов государственной власти Архангельской области и органов местного самоуправления в сфере местного самоуправления;
5) невмешательство органов государственной власти Архангельской области в компетенцию органов местного самоуправления;
6) учет мнения населения при решении вопросов, непосредственно затрагивающих интересы населения соответствующих территорий.
4.2.2 Совершенствование структуры органов местного самоуправления
Статус главы муниципального образования. Федеральным законом от 03 февраля 2015 года № 8-ФЗ введены новые способы избрания на должность главы муниципального образования, ранее не предусмотренные Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ. В частности, введена возможность замещения должности главы муниципального образования путем избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В этом случае глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.
Данная модель организации местного самоуправления представляется оптимальной для муниципальных образований, поскольку в большей степени соответствует традициям организации местного самоуправления в Архангельской области и одновременно позволяет обеспечить эффективность в действующих социально-экономических и общественно-политических условиях.
Такой способ формирования органов местного самоуправления полностью позволяет реализовать задачу повышения профессионального уровня руководителей местной исполнительной власти и усилить взаимосвязь органов местного самоуправления с органами государственной власти Архангельской области. Проведение конкурса по замещению должности главы муниципального района Архангельской области (далее – муниципальный район), городского округа Архангельской области (далее – городской округ) позволяет учесть мнение, как Правительства Архангельской области, так и представительного органа муниципального образования, а применительно к поселениям Архангельской области (далее – поселение) – муниципального района и представительного органа поселения.
Применение такой модели исключит организационную неопределенность – с кем осуществлять взаимодействие по вопросам развития муниципального образования: с главой муниципального образования либо с главой администрации муниципального образования.
Формирование представительных органов местного самоуправления. Федеральный закон от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ возлагает на органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочие по установлению порядка формирования представительных органов муниципальных районов, в том числе на муниципальных выборах, либо посредством включения в его состав представителей поселений. Законодательством Архангельской области установлена возможность выбора в уставе муниципального района конкретного порядка формирования представительного органа.
В дальнейшем в целях обеспечения более тесного взаимодействия
с органами местного самоуправления поселений представляется целесообразным придерживаться способа формирования представительного органа муниципального района из глав поселений, входящих в состав муниципального района,
и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава. Это позволит учесть мнение населения поселений в деятельности органов местного самоуправления муниципального района. Переход к данной модели основывается также на работе по оптимизации территориальной организации местного самоуправления в поселениях. Также целесообразно обеспечить исполнение полномочий председателя представительного органа муниципального образования на непостоянной основе.
Учитывая напряженную кадровую ситуацию, практическую невыраженность принципа разделения властей на сельском уровне и сокращение числа вопросов местного значения, в отношении сельского поселения целесообразно применять практику совмещения должностей главы муниципального образования, председателя представительного органа и главы местной администрации сельского поселения.
Формирование структуры органов местного самоуправления в различных типах муниципальных образований в регионе. С учетом изложенного представляются оптимальными следующие способы формирования органов местного самоуправления:
а) для муниципального района:
глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию;
представительный орган состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава;
б) для городского округа и городского поселения:
глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию;
представительный орган избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
в) для сельского поселения – глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию и представительный орган.
4.2.3 Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления
Одним из основных положений Федерального закона от 27 мая
2014 года № 136-ФЗ является передача большей части полномочий сельских поселений по решению вопросов местного значения на уровень муниципальных районов.
С учетом обращений органов местного самоуправления муниципальных образований органами государственной власти Архангельской области определено, что органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения сельских поселений с 1 января 2016 года. Тем самым для органов местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений предусмотрен подготовительный период. В течение этого периода необходимо осуществить ревизию передаваемых полномочий, сформировать нормативную правовую основу их реализации на уровне муниципальных районов, провести организационно-штатные мероприятия.
Принятие Федерального закона от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ
«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» предусматривает вместе с передачей полномочий на уровень муниципального района передачу части собственных доходов, ранее зачислявшихся
в местный бюджет сельского поселения.
В связи с передачей полномочий возникнет необходимость пересмотра структур местных администраций муниципальных районов и сельских поселений, прежде всего в части кадрового обеспечения исполнения полномочий муниципальными районами и оптимизации штатной численности местных администраций сельских поселений. При проведении данной работы органам местного самоуправления необходимо не допустить роста общей численности муниципальных служащих на территории муниципального района, а также в условиях недостатка квалифицированных кадров найти возможность привлечения к реализации передаваемых полномочий муниципальных служащих сельских поселений, ранее обеспечивавших исполнение данных полномочий.
Установленная Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ система распределения полномочий между сельскими поселениями
и муниципальными районами представляется объективно назревшей и будет в дальнейшем применяться органами государственной власти Архангельской области без существенных изменений.
В целях локальной настройки системы исполнения полномочий органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений могут заключать соглашения о передаче отдельных полномочий сельским поселениям в соответствии с Федеральным законом от 06 октября
2003 года № 131-ФЗ в тех случаях, когда исполнение конкретного полномочия сельским поселением будет более рациональным. При этом ответственность за обеспечение исполнения данных полномочий либо силами органов местного самоуправления муниципального района, либо силами органов местного самоуправления сельских поселений в конечном итоге в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ возложена на органы местного самоуправления муниципального района.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется.
Данная возможность направлена на оптимизацию муниципального управления, которое позволит учесть интересы населения как муниципального района, так и поселения, являющегося его административным центром.
О целесообразности внесения соответствующего изменения высказываются
и представители местного самоуправления. Вопросы у населения, связанные с дублированием деятельности местных администраций муниципального района и поселения, стали возникать с момента образования поселений, однако конструкция Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ ранее такого варианта не предусматривала.
Возложение полномочий местной администрации поселения, являющего административным центром муниципального района, на местную администрацию муниципального района, позволяет:
1) оптимизировать расходы на содержание органов местного самоуправления, в том числе в условиях передачи существенной части полномочий по решению вопросов местного значения сельских поселений
на уровень муниципальных районов;
2) исключить неопределенность у населения в отношении того,
к какому уровню местной власти обращаться за решением проблем. Перед населением указанных муниципальных образований не стоит вопрос, куда обращаться за решением своих насущных вопросов, получать необходимые справки и решения;
3) улучшить отношение населения к местной власти в целом;
4) решить проблемные вопросы взаимоотношений органов местного самоуправления муниципальных районов и поселений – административных центров;
5) сократить количество муниципальных служащих;
6) подбирать для решения вопросов местного значения наиболее квалифицированных муниципальных служащих из числа работников местных администраций муниципального района и поселения – административного центра муниципального района.
Полномочия местной администрации поселения – административного центра муниципального района должны быть возложены на местную администрацию муниципального района в каждом муниципальном районе (за исключением муниципальных образований «Приморский муниципальный район» и «Котласский муниципальный район», административный центр которых является городским округом). Возможность ликвидации местных администраций поселений – административных центров муниципальных районов существует в 14 муниципальных районах.
3Одним из ключевых направлений повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в Архангельской области должно стать развитие налогового потенциала муниципальных образований, в том числе создание условий для развития малого и среднего предпринимательства. Повышение собственных доходов местных бюджетов позволит улучшить финансовое обеспечение реализации полномочий органов местного самоуправления и тем самым улучшить условия жизни населения на местах.
Со своей стороны Правительство Архангельской области будет осуществлять стимулирование развития налогового потенциала муниципальных образований Архангельской области.
4.2.4 Совершенствование территориальной организации местного самоуправления
1. По состоянию на 1 января 2015 года на территории Архангельской области действуют 224 муниципальные образования, в том числе
7 городских округов, 19 муниципальных районов, 20 городских поселений
и 178 сельских поселений. 45 сельских поселений имеют численность населения до 500 жителей, а 54 сельских поселения – не более
1 тыс. жителей. Происходит процесс урбанизации населения: в 2003 году городское население составляло 75 процентов от общего числа жителей области, в 2015 году – 77 процентов. Количество сельских жителей сократилось с 330 тыс. жителей до 260 тыс. жителей, что составляет
21 процент от численности населения Архангельской области.
Местные бюджеты таких поселений не позволяют эффективно решать вопросы местного значения, поскольку большая часть расходов направляется на содержание органов местного самоуправления.
На территории небольших поселений не сложилась значимая экономическая основа, отсутствуют собственные производства. Нередки случаи, когда местные администрации поселений выступают в качестве основного работодателя для жителей поселения.
В связи с тем, что налоговые поступления в местные бюджеты таких поселений минимальны, собственных средств не хватает на содержание,
как самих органов местной администрации, так и на развитие территории
и решение вопросов местного значения. В частности, в ряде поселений
с численностью менее 1 тыс. человек расходы на содержание органов управления составляют до 80 процентов расходов местных бюджетов
и превышают долю собственных доходов в шесть раз.
В период с 2012 года по 2015 год в Шенкурском, Верхнетоемском
и Холмогорском муниципальных районах преобразовано 10 сельских поселений путем объединения в 5 сельских поселений.
Управление муниципальным районом с большим количеством поселений значительно затруднено и требует больших расходов на деятельность органов местного самоуправления (формирование отдельных органов местного самоуправления, системы муниципальных нормативных правовых актов и источников их официального опубликования, местных бюджетов, бюджетного учета и отчетности, официального сайта).
В Архангельской области имеется потенциал для продолжения процессов объединения поселений. При этом, как правило, не планируется объединение поселений в тех муниципальных районах, в которых число поселений сравнительно невелико в силу уже проведенной работы по укрупнению сельских администраций при вступлении в силу Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ.
Также необходимость объединения поселений стала актуальной в связи с передачей существенной части полномочий на уровень муниципальных районов.
При этом федеральным законодателем (Федеральный закон от 29 ноября 2014 года № 383-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации») осуществлена передача собственных налоговых доходов местных бюджетов сельских поселений в пользу муниципальных районов. Это сделано в целях финансового обеспечения реализации передаваемых муниципальным районам от сельских поселений полномочий по решению вопросов местного значения. Данная мера приведет к фактической невозможности финансового обеспечения содержания местных администраций сельских поселений в существующем виде.
При объединении поселений необходимо обеспечить:
учет мнения населения;
постоянное присутствие представителя органов местного самоуправления на территории упраздненного в результате процессов объединения поселения;
сохранение в местных бюджетах средств, сэкономленных в результате объединения поселений;
транспортную доступность жителей;
надлежащее исполнение полномочий на всей территории поселений;
сохранение социальной инфраструктуры в состоянии, учитывающем интересы населения преобразуемых поселений;
доступность муниципальных услуг;
деятельность многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг на всей территории поселений.
4.2.5 Механизмы и основные меры реализации Концепции
Инструментами реализации Концепции на уровне Архангельской области являются:
государственная программа Архангельской области «Развитие местного самоуправления в Архангельской области и государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (2014 – 2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области
от 08 октября 2013 года № 464-пп;
государственная программа Архангельской области «Эффективное государственное управление в Архангельской области (2014 – 2018 годы)», утвержденная постановлением Правительства Архангельской области
от 11 октября 2013 года № 477-пп;
иные государственные программы Архангельской области, предусматривающие мероприятия по совершенствованию организации местного самоуправления в Архангельской области.
Инструментом реализации Концепции на уровне муниципальных образований Архангельской области являются муниципальные программы муниципальных образований Архангельской области и их мероприятия
в части осуществления местного самоуправления, совершенствование правовой основы организации местного самоуправления.
4.2.6 Ожидаемые результаты реализации Концепции
Ожидаемыми результатами реализации Концепции являются:
1) обеспечение единства системы муниципального управления.
Единый подход при формировании органов местного самоуправления муниципальных образований позволит обеспечить более четкое взаимодействие разных уровней публичной власти, вертикальные управленческие связи, исключить возможность возникновения конфликтов между органами местного самоуправления;
2) повышение профессионального уровня руководителей местных администраций.
Избрание представительным органом местного самоуправления главы муниципального образования по результатам конкурсного отбора позволит привлечь на ответственную позицию компетентных и имеющих профессиональный авторитет кандидатов. Кроме того, учет мнения депутатов представительного органа муниципального образования и исполнительных органов государственной власти будет обеспечивать наличие позитивных взаимосвязей между различными уровнями публичной власти и совместную ответственность за развитие муниципального образования;
3) повышение эффективности деятельности должностных лиц и органов местного самоуправления муниципальных районов в решении вопросов местного значения.
Передача части полномочий сельских поселений, передача полномочий местной администрации поселения – административного центра местной администрации муниципального района позволит оптимизировать расходы местных бюджетов и сосредоточить усилия на решении более важных задач;
4) повышение уровня сбалансированности местных бюджетов поселений.
Объединение поселений за счет концентрации доходов в едином бюджете вновь образованного поселения позволит повысить уровень собственных доходов местного бюджета поселения и тем самым финансово обеспечить решение вопросов местного значения сельских поселений.
В свою очередь передача полномочий с уровня поселений на уровень муниципальных районов позволит снизить долю расходов на содержание органов местного самоуправления, а высвобожденные средства направить
на решение вопросов местного значения.
[1] Одинцов А.А. Государственное и муниципальное управление: введение в специальность: учебник // А.А. Одинцов. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – С.408.
[2] Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под редакцией В.Б. Зотова. / СПб.: Лидер, 2005. – С.131.
[3] Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под редакцией В.Б. Зотова. / СПб.: Лидер, 2005. – С.131,132,133.
[4] Кобилев А.Г., Кирнев А.Д., Рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве // А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. – Ростов на/Д.: Феникс, 2007. – С.29.
[5] Кобилев А.Г., Кирнев А.Д., Рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве // А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. – Ростов на/Д.: Феникс, 2007. – С.9-10.
[6] Парахина В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. – М.: КНОРУС, 2007. – С.107.
[7] Парахина В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. – М.: КНОРУС, 2007. – С.112.
[8] См.:Зотов В.Б., Макашова З.М. Муниципальное управление: учебник для вузов. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
[9] Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под редакцией В.Б. Зотова. / СПб.: Лидер, 2005. – С.134.
[10] Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под редакцией В.Б. Зотова. / СПб.: Лидер, 2005. – С.135.
[11] Рой О.М. Система государственного и муниципального управления. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2005. – С.186.
[12] Парахина В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. – М.: КНОРУС, 2007. – С.54.
[13] Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под редакцией В.Б. Зотова. / СПб.: Лидер, 2005. – С.136.
[14] Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. / - СПб.: Лидер, 2005. – С.432.
[15] Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под редакцией В.Б. Зотова. / СПб.: Лидер, 2005. – С.140.
[16] Кобилев А.Г., Кирнев А.Д., Рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве // А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. – Ростов на/Д.: Феникс, 2007. – С.14-15.
[17] Боровская М.А. Экономически ориентированное управление имущественным комплексом муниципального образования // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2006. - № 8. – С.38-39.
[18] Боровская М.А. Экономически ориентированное управление имущественным комплексом муниципального образования // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2006. - № 8. – С.39.
[19] Боровская М.А. Экономически ориентированное управление имущественным комплексом муниципального образования // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2006. - № 8. – С.39-40.
[20] Боровская М.А. Экономически ориентированное управление имущественным комплексом муниципального образования // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2006. - № 8. – С.40,41.
[21] Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под редакцией В.Б. Зотова. / СПб.: Лидер, 2005. – С.163-164.
[22] Система муниципального управления: Учебник для вузов / Под редакцией В.Б. Зотова. / СПб.: Лидер, 2005. – С.133.
[23] Зотов В.Б. Система муниципального управления в схемах: Учебное пособие. – М.: «Ось-89».- С.62.
[24] Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Культура, 2006. – С.183.
[25] Атаманчук Г.В. Управление: сущность, ценность, эффективность: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Культура, 2006. – С.269,289,290.
[26] Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 289.
[27] Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс: в 2-х т. Т.2.– М.: Изд-во РАГС, 2011. – С.34.
[28] Барциц И.Н. Система государственного и муниципального управления: учебный курс: в 2-х т. Т.2.– М.: Изд-во РАГС, 2011. – С.35.
[29] Парахина В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. – М.: КНОРУС, 2007. – С.222.
[30] Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. / - СПб.: Лидер, 2005. – С.432.
[31] Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. / - СПб.: Лидер, 2005. – С.434.
[32] Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. / - СПб.: Лидер, 2005. – С.431,432.
[33] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. И-О. – М.: «Русский язык», 1989. С.369-370.
[34] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. И-О. – М.: «Русский язык», 1989. С.370.
[35] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1. А-З. – М.: «Русский язык», 1989. С.545.
[36] Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 13-е, испр.- М.: Русс. яз., 1981.С.619.
[37] Словарь иностранных слов. – 12-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1985. С.283.
[38] Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 13-е, испр.- М.: Русс. яз., 1981.С.306.
[39] Словарь иностранных слов. – 12-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1985. С.326.
[40] Глазычев В. Капитализация пространства // Эксперт. – 12-18 января 2004. - № 1. – С.102.
[41] Акмалова А.А. Особенности местного самоуправления в Российской Федерации. Теория вопроса и опыт правового регулирования: Монография. – М.: Прометей, 2002. С.111.
[42] П. Бурдье – Социология политики. – М., 1993, С.39-40.
[43] Акмалова А.А. Особенности местного самоуправления в Российской Федерации. Теория вопроса и опыт правового регулирования: Монография. – М.: Прометей, 2002. С.111-112.
[44] Сообщества как политический феномен / [Н.В. Борисова и др.] под ред. П.В. Панова, К.А. Сулимова, Л.А. Фадеевой. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. С.153.
[45] Сообщества как политический феномен / [Н.В. Борисова и др.] под ред. П.В. Панова, К.А. Сулимова, Л.А. Фадеевой. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. С.154.
[46] Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика [Текст].: учеб. пособие для вузов / Р.Ф. Туровский; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ. - 2006. – С.35.
[47]Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4. Р–V. – М.: Русс. яз.,1991. С.636.
[48] Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 13-е, испр.- М.: Русс. яз., 1981. С.619.
[49] Александрова Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. 7-е изд., стер. – М.: Русс. яз., 1993. С.390.
[50] Немецко-русский словарь (основной). Около 95000 слов. – М.: Русс. яз., 1992. С.767.
[51] Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под ред. В.Б. Зотова. - / СПб.: Лидер, 2005. С.9.
[52] Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления. – М.: ИНФРА-М, 2000. C.6,5; см также: Алейников Н. Взаимодействие как общий процесс развития. Размышления о природе отношений государственных и муниципальных институтов власти // Муниципальная власть. – 2004. - № 1. С.68.
[53] Всероссийское совещание по вопросам реализации конституционных положений о местном самоуправлении и организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. Москва. 17 февраля 1995 года. – М.: Юридическая литература, 1995. С.14.
[54] Всероссийское совещание по вопросам реализации конституционных положений о местном самоуправлении и организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. Москва. 17 февраля 1995 года. – М.: Юридическая литература, 1995. С.48.
[55] Акмалова А.А. Особенности местного самоуправления в Российской Федерации. Теория вопроса и опыт правового регулирования: Монография. – М.: Прометей, 2002. С.67.
[56] Основы местного самоуправления. В 3-х частях. Учебное пособие для муниципальных служащих под ред. С.В.Вобленко. Ч.1- Обнинск: Институт муниципального управления, 1997. С.6.
[57] Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. С.10.
[58] Говоренкова Т., Жуков А., Савин Д., Чуев А. "А" и "Б" сидели на трубе. Размышления по поводу очередной реформы местного самоуправления в России // Муниципальная власть .- 2004. - № 1. С.87.
[59] Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С.14.
[60] Глазырин М. Муниципальный производственно-социальный комплекс и механизмы его саморазвития // Экономист. – 2002. - № 2.С.69
[61] Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. – Обнинск: Институт муниципального управления, 1995. С.110; Чемоданов М., Глазырин М. Вопросы местного самоуправления // Экономист. – 2001. - № 3. С.57.
[62] Бондарь Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. – Ростов на /Дону, 1998. С.99-100.
[63] Чуев А., Савин Д. Большие надежды. Роль местного самоуправления в обустройстве России // Муниципальная власть. – 2001. - № 4. С.4-8.
[64] Управление организацией. Энциклопедический словарь. – М.: Издательский Дом ИНФРА-М., 2001. С.319.
[65] Выдрин И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике (конституционно-правовой аспект): Монография. – Екатеринбург, 1998. С.46; Лимонов А.М. Местное самоуправление в Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. д.ю.н., проф. Т.Н.Радько. – М.: ЮИ МВД РФ, Книжный мир, 2002. С.15.
[66] Кнемайер Ф.Л. Организация местного самоуправления в Баварии (Основные структуры, особенности, недостатки) // Муниципальное право. – 1998. – № 4. С.76; Кнемайер Ф.Л. Организация местного самоуправления в Баварии (Основные структуры, особенности, недостатки) // Государство и право. – 1995. - № 4. – С.110.
[67] Оффердал О. Политика и проблемы организационного дизайна в местном самоуправлении // Полис. – 1998. - № 1. - С.58.
[68] Оффердал О. Политика и проблемы организационного дизайна в местном самоуправлении // Полис. – 1998. - № 1. – С.59.
[69] Туровский Р.Ф. Местное самоуправление и: к организации эффективной власти // Общественные науки и современность. – 2005. - № 6. С.69,70.
[70] Кружков А.В. Местное самоуправление в России: не сбывающийся проект // Полис. – 2004. - № 6. С.55.
[71] Когут Е. Система местного самоуправления: основы разработки и применения в городах России. – СПб: ИСЭП РАН, 1996. С.6.
[72] Шумянкова Н.В. Муниципальное управление: Учебное пособие. – М.: Экзамен, 2002. С.21, 40.
[73] Фадеев В.И. Муниципальное право России. – М., 1994. С.33; Казанчев Ю.Д., Писарев А.Н. Муниципальное право. Учебник. – М.: "Новый юристъ", 1998. С.6; Энциклопедический юридический словарь / Под общей ред. В.Е.Крутских.-2-е изд. – М.: ИНФРА-М, 1999. С.175.
[74] Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. – М.: Издательство НОРМА, 2002. С.50,54.
[75] Митягин Н.Н. Местное самоуправление: понятие, организационно-экономические основы и гарантии его осуществления. – М.: Издательство «Общество «Знание» Российской Федерации», 1992. С.4.
[76] Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. - М.,1995. С.97.
[77] Всероссийское совещание по вопросам реализации конституционных положений о местном самоуправлении и организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. Москва. 17 февраля 1995 года. – М.: Юридическая литература, 1995. С.48-49.
[78] Бабичев И. и др. Местное самоуправление в современной России: некоторые итоги и перспективы // Муниципалитет. – 2003. - № 3. С.7.
[79] Лапин В. Проблемы и перспективы становления местного самоуправления в Российской Федерации // Городское управление. – 1998.- № 5. С.4.
[80] Поповски В. Местное самоуправление в Республике Македония // Вестник МГУ. Серия 11. Право. – 1999. - № 2. С.79-80.
[81] Лимонов А.М. Местное самоуправление в Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. д.ю.н., проф. Т.Н.Радько. – М.: ЮИ МВД РФ, Книжный мир, 2002. С.26.
[82] Лимонов А.М. Местное самоуправление в Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. д.ю.н., проф. Т.Н.Радько. – М.: ЮИ МВД РФ, Книжный мир, 2002. С.9.
[83] Парахина В.Н. Муниципальное управление: учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. – М.: КНОРУС, 2007. С.17.
[84] Местное самоуправление в России: мониторинг состояния // Городское управление. – 1999.- № 6. – С.36.
[85] Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия. – М.: Издательство НОРМА, 2002. С.59,60.
[86] Кузьмин С., Кузьмин Д. К становлению местного самоуправления: экономика и социальное развитие населения // Экономист. – 2003. - № 3. – С.55.
[87] Европейская хартия о местном самоуправлении. г.Страсбург. 15 октября 1985г. //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998.- № 36.- Ст.4466.
[88] Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР.- 1990.- № 16.- Ст.267.
[89] О местном самоуправлении в РСФСР (Закон и Постановление).- М.: Советская Россия, 1991.С.3.
[90] Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. 28.08.1995.- М.: Известия, 1995. С.5.
[91] «Собрание законодательства РФ», 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
[92] Ксенофонтов В.Н. Государственная власть и местное самоуправление в России (философия власти): учебн. пособие / В.Н. Ксенофонтов. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – С.129.
[93] Ксенофонтов В.Н. Государственная власть и местное самоуправление в России (философия власти): учебн. пособие / В.Н. Ксенофонтов. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – С.129-130.
[94] Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. – М.: "Юристъ", 1997. С.83.
[95] Шугрина Е.С. Муниципальное право. – М.,1995. С.10-11.
[96] Акмалова А.А. Особенности местного самоуправления в Российской Федерации. Теория вопроса и опыт правового регулирования: Монография. – М.: Прометей, 2002. С.67.
[97] Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. История и современность. Опыт России. – М.: Изд-во МГУ, 2005. С.7.
[98] Тимофеев Н.С. Местное самоуправление в системе государственных и общественных отношений. История и современность. Опыт России. – М.: Изд-во МГУ, 2005. С.25.
[99] Смирнягин Л.В. Лекция 1. Местное самоуправление и муниципальное экономическое развитие в контексте концепции экономики общественного сектора // Лекции по экономике города и муниципальному управлению. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2004. С.37.
[100] Кнемайер Ф.Л. Организация местного самоуправления в Баварии (основные структуры, особенности, недостатки) // Муниципальное право. – 1998.- № 4.- С.77.
[101] Мирошниченко Е.В. Местное самоуправление в России: теория и практика // Государство и право. – 1996.- №3.- С.141-147.
[102] Смирнягин Л.В. Лекция 1. Местное самоуправление и муниципальное экономическое развитие в контексте концепции экономики общественного сектора // Лекции по экономике города и муниципальному управлению. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2004. – С.34.
[103] Васильев В.И. Муниципальное право России: Учебник. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. С.186-187.
[104] См.: Лимонов А.М. Местное самоуправление в Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. д.ю.н., проф. Т.Н.Радько. – М.: ЮИ МВД РФ, Книжный мир, 2002. – С.4-5; Институты самоуправления: историко-правовое исследование. - М, 1995.- С.224.
[105] Местное самоуправление в современной России: некоторые итоги и перспективы // Муниципалитет. – 2003. - № 3. – С.7.
[106] Черкасов А.И. Сравнительное местное управление: теория и практика. - М.,1998.С.24.
[107] Местное самоуправление и муниципальное управление: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «ГИМу» и «Юриспруденция» /под ред. А.С. Прудникова, Д.С. Белявского. – М.: ЮНИТИ-Дана, Закон и право, 2009. С.122.
[108] Лексин В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 11 (заключительная). Региональная Россия начала ХХI века: новая ситуация и новые подходы к исследованию и регулированию // Российский экономический журнал. – 2004. - № 4. С.8.
[109] Лексин В. Территориальное устройство государства: попытка реализации системной методологии анализа // Российский экономический журнал. – 2003. - № 1. С.58.
[110] Демографический энциклопедический словарь / Редкол.: Валентей Д.И. (гл. ред.) и др. – М.: Советская энциклопедия, 1985. С.473.
[111] Хорев Б.С. Территориальная организация общества (актуальные проблемы регионального управления и планирования в СССР). – М.,1981. С.83.
[112] Лексин В. Территориальное устройство государства: попытка реализации системной методологии анализа // Российский экономический журнал. – 2003. - № 1. С.58.
[113] Замотаев А.А., Маркварт Э., Клименко О.Г. Комментарий законодательства Российской Федерации о территориальной организации местного самоуправления // Местное право. – 2002 .- № 7-8. С.13.
[114] Тимофеев Н.С. Территориальные пределы местного самоуправления в Российской Федерации. – М.: Изд-во МГУ, 2007. С.22.
[115] Лексин В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 11 (заключительная). Региональная Россия начала ХХI века: новая ситуация и новые подходы к исследованию и регулированию // Российский экономический журнал. – 2004. - № 8. С.30.
[116] Лексин В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 11 (заключительная). Региональная Россия начала ХХI века: новая ситуация и новые подходы к исследованию и регулированию // Российский экономический журнал. – 2004. - № 8. С.31.
[117] Васильев В. И. Законодательная основа муниципальной реформы. М.: Формула права, - 2005. С.104.
[118] Васильев В. И. Законодательная основа муниципальной реформы. М.: Формула права, - 2005. – С.105.
[119] Кобилев А.Г., Кирнев А.Д., Рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве // А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. – Ростов на/Д.: Феникс, 2007. С.50.
[120] Кобилев А.Г., Кирнев А.Д., Рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве // А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. – Ростов на/Д.: Феникс, 2007. С.52.
[121] Кобилев А.Г., Кирнев А.Д., Рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве // А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. – Ростов на/Д.: Феникс, 2007. С.50-51.
[122] Кобилев А.Г., Кирнев А.Д., Рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве // А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. – Ростов на/Д.: Феникс, 2007. С.51.
[123] Кобилев А.Г., Кирнев А.Д., Рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве // А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. – Ростов на/Д.: Феникс, 2007. С.52.
[124] Кобилев А.Г., Кирнев А.Д., Рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве // А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. – Ростов на/Д.: Феникс, 2007. С.53.
[125] Уваров А.А. Местное самоуправление. Краткий учебный курс. – М.: Норма, 2005. С.250.
[126] Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С.362.
[127] Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С.362-363.
[128] Бабун Р.В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. С.47-48.
[129] Иванова В.Н., Гузов Ю.Н., Безденежных Т.И. Технологии муниципального управления: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. С.15.
[130] Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С.360.
[131] Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С.363.
[132] Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. – М.: Статут, 2007. С.68.
[133] Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. – М.: Статут, 2007. С.267-268.
[134] Уваров А.А. Местное самоуправление. Краткий учебный курс. – М.: Норма, 2005. С.250.
[135] Кобилев А.Г., Кирнев А.Д., Рудой В.В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве // А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. – Ростов на/Д.: Феникс, 2007. С.35.
[136] Васильев В. И. Законодательная основа муниципальной реформы. М.: Формула права, - 2005. С.97.
[137] Макущенко Л.В. Муниципальные отношения и их особенности в современной России / Л.В. Макущенко. – М.: Наука, 2008. С.45.
[138] Макущенко Л.В. Муниципальные отношения и их особенности в современной России / Л.В. Макущенко. – М.: Наука, 2008. – С.45, прим.22.
[139] Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. – М.: Статут, 2007. С.221.
[140] Черкасов А.И. Сравнительное местное самоуправление: теория и практика. – М.: Издательская группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1998. С.66.
[141] Черкасов А.И. Сравнительное местное самоуправление: теория и практика. – М.: Издательская группа «ФОРУМ-ИНФРА-М», 1998. С.67.
[142] Когут Е. Система местного самоуправления: основы разработки и применения в городах России. – СПб: ИСЭП РАН, 1996. С.7.
[143] Широков А.Н. Местное самоуправление в политической системе современной России: особенности и проблемы становления. – Обнинск: Институт муниципального управления, 1997. С.25.
[144] Аксененко Ю., Разгельдеев М., Стенищева О., Шумратов В. Типовой устав сельского районного муниципального образования // Муниципальное право. 1999. № 1. С.23.
[145] Конституция Российской Федерации. – М.: Известия, 1993. С.52.
[146] Местное самоуправление: Учебное и научно-практическое пособие / В.И.Васильев. – М., 1999. С.167.
[147] Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2001. С.181.
[148] «Европейская хартия о местном самоуправлении». г. Страсбург. 15 октября 1985г. //Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 36. Ст.4466.
[149] Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. – Обнинск: Институт муниципального управления, 1995. С.146.
[150] Национальная лига городов (США). Примерный устав городов // Муниципальное право. 1999. № 2. С.87.
[151] Там же.
[152] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Т.1. – М.: Русский язык, 1989. С.428.
[153] Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 13-е, доп. – М.: Русский язык, 1981. С.143.
[154] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. Т.1. – М.: Русский язык, 1989. С.355.
[155] Советский энциклопедический словарь. – М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1980. С.381.
[156] Закон Архангельской области от 4 июня 1997 года № 31-9-ОЗ «О статусе депутат представительного органа местного самоуправления в Архангельской области» // Волна. 1997. 8 июля.
[157] Закон Архангельской области от 12.11.1997 г. № 49-12-ОЗ «О статусе главы муниципального образования Архангельской области» // Волна. – 1997. – 9 сентября.
[158] Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР». – М.: Сов. Россия, 1991. – С.17-18.
[159] Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем. – Ростов-на - Дону: «Феникс», 1998.- С.29.
[160] Сборник нормативно-правовых актов (основные документы). – Архангельск: Изд-во ЗАО «Архконсалт», 2000. – С.28.
[161] Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления. Проблемы законодательного регулирования форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления // Муниципальная служба. – 2005. № 1. С.69.
[162] Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов. Отв. редактор доктор юридических наук А.В.Иванченко. – М.: Издательство «НОРМА», 1999. С.104.
[163] Зотов В.Б., Макашова З.М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С.55,56.
[164] Зотов В.Б., Макашова З.М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С.57.
[165] Генисаретский О.И., Глазычев В.Л. Развитие местного самоуправления и становление гражданского общества в России // Муниципальные технологии. Сб. статей. – Обнинск: Институт муниципального управления, 1997. С.3.
[166] Река начинается с ручейков. Интервью с А.И. Солженицыным // Общая газета. 1998. 28 мая.
[167] Источник: http://www.fondsozidanie.ru/news/?action=show&id=273. Обращение: 19.11.2015.
[168] Цветкова Г.П. Местное самоуправление и проблемы местных сообществ // Социс. 2002. № 2. С.40.
[169] Цветкова Г.П. Местное самоуправление и проблемы местных сообществ // Социс. 2002. № 2. С.41.
[170] Халий И.А. Местные сообщества: взаимодействия социальных акторов // http://www.isras.ru/abstract_bank/1211796489.pdf. Обращение: 19.11.2015.
[171] Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. / - СПб.: Лидер, 2005. С.158; Местное сообщество: содержание, опыт деятельности: Учебное пособие для студентов вузов, работников МСУ, населения / Под ред. И.Е. Кокарева. – Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2005. С.27.
[172] Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. / - СПб.: Лидер, 2005. С.157
[173] Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. / - СПб.: Лидер, 2005. С.157 С.367.
[174] Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В.Б. Зотова. / - СПб.: Лидер, 2005. С.163.
[175] Дюк А.В Организация социального взаимодействия органов МСУ с населением // http://www.isras.ru/abstract_bank/1208456713.pdf. Обращение: 19.11.2015.
[176] Версты. – 2000. – 1 апреля.
[177] Оффердал О. Политика и проблемы организационного дизайна в местном самоуправлении // Полис. – 1998. - № 1. – С.58,59.
[178] Герасимов А.В. О системном подходе к местному самоуправлению // Проблемы местного самоуправления. – 2004. - № 1(9). – С.9-10.
[179] Васильев В.И. Государственная власть и местное самоуправление: перспективы взаимоотношений // Конституционное и муниципальное право. – 2004. – №3. – С. 18.
[180] Глазычев В. Капитализация пространства // Эксперт. – 12-18 января 2004. - № 1. – С.100.
[181] Глазычев В. Капитализация пространства // Эксперт. – 12-18 января 2004. - № 1. – С.100.
[182] Салтыков-Щедрин М.Е. Благонамеренные речи. Собрание сочинений. Т.5. – М.: Издательство «Правда», 1988. – С.480.
[183] Цитир. по кн.: Миронов В.Б. Век образования. – М.: Педагогика, 1990. – С.79.
[184] Дангулов С.А. Дипломаты. Собрание сочинений. Т.1. – М.: Художественная литература, 1982. – С.193.
[185] Токвиль А. Демократия в Америке. – М, 1992. – С.83,86.
[186] Лимонов А.М. Местное самоуправление в Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред. д.ю.н., проф. Т.Н.Радько. – М.ЮИ МВД РФ, Книжный мир, 2002. – С.25.
[187] Циммерман Х. Почему необходимо наличие самостоятельного местного уровня власти? // Муниципальная экономика. – 2004. - № 4. – С.3,8.
[188] Игудин А. Один налог – один бюджет. Это принцип может быть реализован только в сочетании с принципом сбалансированности бюджетов // Муниципальная власть. – 2001. - № 1. – С.84.
[189] Циммерман Х. Почему необходимо наличие самостоятельного местного уровня власти? // Муниципальная экономика. – 2004. - № 4. – С.9.
[190] Петрова Е. Шипы и розы децентрализации // Муниципальная власть. – 2001. - № 2. – С.73-74.
[191] Бондарь Н. Ростовская область: конституционная модель организации и политическая практика развития // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. – 1997. - № 2. – С.96.
[192] Горфинкель И. Свердловская область: становление политической системы и правовых институтов // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. – 1997. - № 1. – С.69-70.
[193] Горфинкель И. Правовая ситуация и развитие политических процессов в Свердловской области // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. – 1997. - № 3-4. – С.82-83.
[194] Горфинкель И. Свердловская область: становление политической системы и правовых институтов // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. – 1997. - № 1. – С.69; Горфинкель И. Правовая ситуация и развитие политических процессов в Свердловской области // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. – 1997. - № 3-4. – С.83.
[195] Кравец И. Конституционное строительство в Новосибирской области // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. – 1998. - № 3-4 (29). – С.125-143.
[196] Гритчин Н. Двухглавый район. Муниципалитеты отстраняют от власти // Известия. – 2001. – 5 сентября.
[197] Красников В. Красноярские хроники (май-август 1999г.) // Конституционное право: Восточно-европейское обозрение. – 1999. - № 4 (29). – С.194-195.
[198] Волна. – 1998. – 14 апреля. № 15.
[199] Пруссак М.М. Региональная экономика: факторы экономического роста // Управление собственностью. – 2004. - № 4. – С.6-8.
[200] Берг О.В. Совершенствование взаимодействия государственной власти и местного самоуправления. // Государственная власть и местное самоуправление. – 2003. - № 5. – С.18.
[201] Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек: монография / Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С.146.
[202] Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек: монография / Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С.147.
[203] Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек: монография / Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С.142.
[204] Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек: монография / Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С.143.
[205] Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек: монография / Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С.147.
[206] Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек: монография / Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С.150-153.
[207] Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек: монография / Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С.156-157.
[208] Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек: монография / Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С.157-158.
[209] Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек: монография / Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С.158.
[210] Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек: монография / Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С.156-158.
[211] Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек: монография / Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С.12.
[212] Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек: монография / Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С.143, 146.
[213] Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек: монография / Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С.150-153.
[214] Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек: монография / Ж.Т. Тощенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. С.150-151.
[215] См.: Константинов А.С. Трансформация нормативно-правовых институтов в российском законодательстве как фактор развития местного самоуправления в современном российском обществе // Муниципальное право. 2015. № 2. С.16-21.
[216] Конституция Российской Федерации. – М.: Известия, 1993. С.27.
[217] Федеральный закон Российской Федерации от 28 августа 1995 года №154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// СЗ РФ. 28.08.1995. №35.Ст.3506.
[218] Федеральный закон Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822.
[219] Конституция Российской Федерации. – М.: Известия, 1993. С.7.
[220] Конституция Российской Федерации. – М.: Известия, 1993. С.52.
[221] Федеральный закон Российской Федерации от 28 августа 1995 года №154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// СЗ РФ. 28.08.1995. №35.Ст.3506.
[222] Федеральный закон Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822.
[223] Федеральный закон Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40 ст. 3822.
[224] Областной закон Архангельской области от 24 октября 2014 г. №183-11-ОЗ «О внесении изменений и дополнений в областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» // Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов шестого созыва. №11. Одиннадцатая сессия . 22 октября 2014 года. Официальное издание от 18 ноября 2014 года. Архангельск. С.8-14.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 286.