Понятие «государство» как общенаучная категория отражает форму и определенный способ политической организации публичной власти, т.е. совокупность официальных органов, действующих в масштабе страны или субъекта федерации, либо пользующихся законодательной автономией территориального сообщества с местными агентами (представителями) этих органов. При этом данная организация распространяется на все общество и выступает его официальным представителем, а в необходимых случаях опирается на средства и меры принуждения.
К числу основных признаков государства относят:
- наличие особой системы органов и учреждений (механизм государства), осуществляющих функции государственной власти и обладающей монополией узаконенного применения насилия;
- право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством;
- определенную территорию, на которую распространяется юрисдикция государства, или населенную территорию, на которую распространяются юридические нормы
Понятие «местное самоуправление» в отличие от категории «государство» в общественных науках не имеет точного определения. Не останавливаясь на анализе сущности и содержания искомой дефиниции, сосредоточим внимание на анализе двух концепций о природе местного самоуправления. Каждая из них в отдельности или симбиоз этих концепций может рассматриваться в качестве теоретической основы доктрины государственной политики в области местного самоуправления.
Первая концепция отражает взгляды представителей общественных наук о негосударственной природе местного самоуправления. Она восходит своими корнями к общественной теории местного самоуправления, которая рассматривает его как неотъемлемый элемент структуры гражданского общества, а местные сообщества – в качестве полноправных субъектов местного самоуправления.
В основе второй концепции лежат представления исследователей о местном самоуправлении как неотъемлемом элементе государственного управления страной, принципе организации (децентрализации) и форму (подсистема) публичной власти в государстве.
Возможен третий подход, в котором речь идет о дуалистической (двойственной) природе местного самоуправления.
Несмотря на различие взглядов в определении исследуемого понятия, можно дать обобщенную характеристику особенностей данного социального явления. Местное самоуправление можно рассматривать как форму народовластия, т.е. вид местной публичной власти и как институт гражданского общества.
Местное самоуправление представляет собой, прежде всего, политическую, а не только административную форму организации управления. Местное самоуправление – это пространство, где граждане учатся действовать политически. Политика – особая форма господства, а именно: господства граждан над такими же гражданами.[177] (2) В политическом плане местное самоуправление открывает возможность членам местного сообщества управлять своими делами либо осуществлять это посредством выборных и других формируемых ими же органов.
Местное самоуправление играет важную роль в обеспечении политической стабильности. Речь идет об автономизации местного уровня власти и заранее заданной социальной направленности ее деятельности, что позволяет максимально отстранить его от участия в политических конфликтах, происходящих на высших уровнях государственной власти. С другой стороны, несмотря на указанную внутреннюю "аполитичность", местное самоуправление можно рассматривать как элемент системы сдержек и противовесов в отношениях между федеральными и региональными органами государственной власти.[178]
Как элемент гражданского общества местное самоуправление занимает сферу общественных отношений, которая связана как государственными структурами, так и со структурами гражданского общества.
Непосредственная связь местного самоуправления со структурами гражданского общества обусловлена природой и сущностью местного самоуправления. Любой институт власти и гражданское общество представляют две взаимосвязанных между собой равноправных составляющих, приобретающих смысл только в своем совместном существовании.
Общие признаки государства и местного самоуправления. Можно выделить следующие основные общие признаки государства и местного самоуправления. К ним можно отнести: общий единый источник власти в лице народа, наличие самостоятельной организации власти, территории ее деятельности, общих полномочий, связанных с правовым регулированием и обеспечением общественной безопасности, и т.п.
Обратим внимание на общие социально-экономические, духовные и политико-правовые основы, на которых строятся государство и местное самоуправление в гражданском обществе. Речь идет о его демократическом, правовом характере, признании человека, его прав и свобод высшей ценностью; равенстве прав, свобод и обязанностей граждан на территории государства. Государство и местное самоуправления функционируют в условиях, обеспечивающих единое экономическое пространство и финансовую самостоятельность, признание и защиту всех форм собственности, политическое и идеологическое многообразие и т.д.
Самостоятельность местного самоуправления как основополагающий принцип взаимоотношений государства и местного самоуправления
Как же соотносятся между собой государство и местное самоуправление? На каких принципах формируются и развиваются отношения между ними? Как государство определяет статус местного самоуправления, гарантирует и обеспечивает его самостоятельность? Может ли государство осуществлять контроль за местным самоуправлением и в каких формах?
При изучении данного аспекта отношений между государством и местным самоуправлением возникает немало вопросов. Не меньше проблем встает перед исследователями при их изучении, так как по некоторым из них в общественных науках нет единого мнения.
Основополагающим принципом взаимоотношений государства и местного самоуправления является принцип самостоятельности местного самоуправления.
В современном российском обществе он нашел свое закрепление в статье 12 Конституции Российской Федерации. Государство признает и гарантирует местное самоуправление. В пределах своих полномочий местное самоуправление самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Принцип самостоятельности не провозглашает независимость местного самоуправления от государства. Речь идет о формировании такой системы отношений между ними, которая обеспечивала самостоятельность местного самоуправления в осуществлении возложенных на него функций по решению вопросов жизнедеятельности местных сообществ в рамках законодательства и муниципальных нормативных правовых актов.
С другой стороны, данная система отношений предусматривает обязательное и непосредственное участие государства в регулировании местного самоуправления как вида местной публичной власти и элемента конституционного устройства страны. К примеру, государство может наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, регулировать правовой статус местного самоуправления, осуществлять контроль за соблюдением и исполнением органами местного самоуправления законов и решений органов государственной власти и т.п.
Современное федеральное законодательство в области местного самоуправления позволяет говорить о весьма относительном характере его «отделения» от государства.
Принцип самостоятельности является одновременно конституционной гарантией государства в осуществлении местными сообществами, гражданами своего права на местное самоуправление, выступающего в качестве неотъемлемого элемента гражданского общества. Эта система призвана гарантировать, с одной стороны, не вмешательство государства в деятельность муниципальной власти, если она не противоречит федеральным и региональным законам, местным нормативным правовым актам.
Самостоятельность местного самоуправления ограничена пределами его полномочий. В этих пределах органы местного самоуправления и население непосредственно принимают решения, не согласовывая их с органами государственной власти и не представляя на утверждение этих органов. Они свободны в выборе вариантов своих решений, путей достижения намечаемых целей.
Важнейшим условием реализации принципа самостоятельности местного самоуправления является обеспечение государством гарантий этой самостоятельности. Речь идет, прежде всего, о законодательном обеспечении гарантий финансово-экономической, функциональной и организационной самостоятельности местного самоуправления и их реальном воплощении в практике государственного и муниципального управления.
Финансово-экономическая самостоятельность местного самоуправления. Во-первых, она гарантируется государством его равным отношением к муниципальной (земской, коммунальной, общинной) собственности наряду с другими видами собственности. Муниципальная (земская, коммунальная, общинная) собственность рассматривается как основа экономической самостоятельности местного самоуправления. Владение, пользование и управление муниципальной собственностью – это неотъемлемое и гарантированное законодательством право местных сообществ, общин, коммун, муниципалитетов, муниципальных образований. Государство не может вмешиваться в этот процесс за исключением случаев, связанных с отчуждением муниципального имущества.
Во-вторых, финансово-экономическая самостоятельность местного самоуправления гарантируется государством, если оно обеспечивает бюджетно-финансовую автономию местного самоуправления. На каждом уровне местного самоуправления, в каждом муниципальном образовании, муниципалитете, коммуне, общине предусматривается наличие своего бюджета. Пределы реальной финансовой самостоятельности местного самоуправления определяется наличием финансовых ресурсов соразмерных его компетенции. Задача государства состоит в создании условий, позволяющих местному самоуправлению осуществлять возложенные на функции по обеспечению жизнедеятельности местных сообществ.
В-третьих, финансово-экономическая самостоятельность местного самоуправления связана с созданием полноценного механизма регулирования межбюджетных отношений, обеспечивающего право муниципальных образований, муниципалитетов право самостоятельного установления и сбора местных налогов и сборов в пределах, установленных законом. Между тем способность органов местного самоуправления взимать собственные налоги является символом их автономии. Устанавливая местные налоги, органы местного самоуправления берут на себя обязательства перед населением. Эти обязательства являются формой ответственности перед гражданами в том, что касается предоставления услуг. Наличие собственных налоговых поступлений позволяет органам местного самоуправления рассчитывать свои финансовые ресурсы на долгосрочную перспективу.
О функциональной самостоятельности местного самоуправления. Под функциональной самостоятельностью местного самоуправления понимается правовое признание и реальное обеспечение государством сферу компетенции муниципальной власти, что предполагает разграничение функций государственной власти и местного самоуправления.
Опыт практической реализации рассматриваемого вопроса в Российской Федерации на начальной стадии становления местного самоуправления оказался не совсем удачным. В предложенной концепции разграничения сфер муниципальной и государственной власти в федеральном законе от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» общая компетенция органов местного самоуправления рассматривалась сквозь призму предметов ведения или вопросов местного значения.
Это привело к тому, что компетенция местного самоуправления была сведена к компетенции ее органов. Вряд ли можно согласиться с таким подходом в позиции законодателей, так как первое понятие более широкое и емкое по своему содержанию, чем второе. Это - во-первых. И, во-вторых, содержание предметов ведения, сформулированных в законе, не разграничивали сферу деятельности органов муниципальной и органов государственной власти, ибо оказались по своему содержанию совместными.
В новой редакции федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены существенные изменения. Сохранен подход к рассмотрению функциональной характеристике местного самоуправления. В целях решения вопросов местного значения конкретизированы отдельные права и обязанности органов местного самоуправления. Рассмотрены возможности установления других полномочий согласно положениям настоящего федерального закона и уставами муниципальных образований.
Присутствие государства в местном самоуправлении осуществляется:
- через возможность прямого наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
- органы государственной власти теперь вправе в определенных случаях выполнять отдельные полномочия органов местного самоуправления.
Организационная самостоятельность местного самоуправления выражается в создании местными сообществами муниципальной (земской) организации местного самоуправления. С одной стороны, данная организация призвана решать вопросы местного значения и выполнять переданные отдельные государственные полномочия, а с другой – создавать для реализации каждым гражданином и местными сообществом в целом своего права на осуществление местного самоуправления.
Одним из условий гарантированной государством организационной самостоятельности местного самоуправления является непосредственное участие населения в определении структуры муниципальной организации местного самоуправления, и, прежде всего, структуры органов местного самоуправления.
В Конституции Российской Федерации 1993 года норма о субъекте права определения структуры органов местного самоуправления получила свое закрепление.
Однако государство оставило за собой право регулировать данный вопрос. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации по делу конституционности ряда положений Устава — основного закона Читинской области установлены возможности для ограничения самостоятельности населения в данном вопросе. В нем записано, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, но только в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъекта Российской Федерации, устанавливающими общие принципы организации местного самоуправления.
В новой редакции федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законодатель определил обязательные основные элементы структуры органов местного самоуправления. Население от определения важнейших составляющих структуры органов местного самоуправления отстранено. Оно вправе определять в этой структуре только контрольные и иные органы.
В качестве еще одной конституционной гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации выступает положение статьи 12 Конституции Российской Федерации о не вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти.
Это означает, что органы государственной власти и их должностные лица не вправе вмешиваться в процесс формирования органов местного самоуправления, осуществляемый населением или избранными им представительными органами местного самоуправления.
Вместе с тем в новой редакции федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п.4 статья 34) содержатся нормы, расширяющие возможности органов государственной власти участия в этом процессе. Принципиально допускается участие органов государственной власти и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления. Возможность такого участия предусмотрена порядком назначения конкурсной комиссии, в обязанности которой должен входить подбор кандидатов на должность главы местной администрации. Согласно закону при формировании комиссии в муниципальном районе (городском округе) одна треть комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Федерации.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 252.