1.1 Кентавр-проблема как особая форма парадоксальности
Понятие «кентавр», введенное в научный оборот известным российским социологом Ж.Т. Тощенко, рассматривается им как особая форма противоречия, особое проявление парадоксов».[201] «Кентавр-проблема отражает особый случай поиска на непознанные объективные процессы».[202]
Термин «кентавр-проблема» позволяет охватить единым понятием разнообразный класс процессов и явлений, который встречается в познавательной и преобразующейся деятельности человека.[203] Иначе говоря, «кентавр – воплощенная несовместимость разных начал, каким-то образом преодоленная, что можно представить как метафору сочетания несочетаемого».[204] Вместе с тем этот термин «отражает особый случай поиска на непознанные объективные процессы».[205]
В общественной жизни, как отмечает Ж.Т. Тощенко, «мы встречаемся с особым классом феноменов общественной жизни, которые в самом общем виде можно охарактеризовать как «сочетание несочетаемого».
Ж.Т. Тощенко выделяет несколько групп «кентавр-проблем» в современном обществе.
1. Первая группа - «кентавр-явления». К ним можно отнести современные российские профсоюзы. На мой взгляд, в данную группу можно включить местное самоуправление и муниципальное управление в современной России.
Черты, характерные для кентавр-явлений:
1) они предстают как факт;
2) они предстают как явление;
3) они выражаются через внешне несовместимые явления с привычным представлением акты поведения людей;
4) кентавр-явление помогало скрыть или камуфлировать сущность происходящего.
2. Вторую группу кентавр-проблем образуют кентавр-процессы, которые характеризуют последовательность протекания тех или иных актов, действий. Кентавр-процессы можно разделить:
- по сферам общественной жизни;
- по стадиям их зарождения, развития и затухания (прекращения действий) или дальнейшего развития.
3. Третью группу кентавр-проблем образуют кентавр-образы.
Например, г. Архангельск в образе Снеговика.
Какие черты характерны для данного типа кентавр-проблем.
1. Кентавр-образы иррациональны по сути, ибо являют соединение не просто взаимоисключающих, а враждебных начал, убивающих друг друга.
2. Кентавр-образы создаются под воздействием эмоциональной компоненты.
3. У кентавр-образов значительный зрительный потенциал.
4. Четвертая группа кентавр-проблем составляют кентавры-личности. Например, Савва Морозов, предприниматель-коммунист, чиновник-менеджер. [206]
1.2 Принципы, применяемые для выяснения сущности и содержания выявленных типов кентавр-проблем
1. Принцип дополнительности (комплементарности). В кентавр-проблеме взаимоисключающие начала дополняют друг друга. Здесь принцип дополнительности предполагает, что социальное явление, процесс, образ могут быть объяснены и интегрированы с различных взаимоисключающих позиций, в целом образующих единый феномен.
Принцип дополнительности, признавая существование взаимоисключающих восприятий социальной действительности, все же предполагает, что в рамках более общего, единого, цельного подхода эти противоположные позиции позволяют более полно, системно и всесторонне представить явление (или процесс) как обладающее уже иными характеристиками, чем составляющие его элементы. [207]
2. Принцип «конвергенции», т.е. взаимопроникновения, взаимообогащения, сближения. Речь идет о том, что может объединять два взаимоисключающие позиции и дополняться тем, что считается рациональным, значимым важным из этих двух подходов.
Решить кентавр-проблему в сознании и поведении людей можно и на основе дуализма, антимоний, когда признаются истинными оба взаимоисключающие друг друга суждения и представления. Они не предусматривают взаимное устранение одного из них; наоборот, они предлагают их возможное одновременное функционирование.[208]
3. Огромное значение при решении кентавр-проблемы принадлежит принципу консенсуса. Кентавр - это метафора компромисса, но компромисса особого рода, когда все участники приходят к единодушному решению.[209]
4. Четвертый принцип решения кентавр-проблем – компромисс. Основное его назначение – достижение согласия путем взаимных уступок.[210]
1.3 Использование метода «кентавр-проблем» в исследовании местного самоуправления как социального явления
Существенное значение в изучении местного самоуправления как общественного феномена приобретает использование нового методологического подхода. Его суть заключается в следующем.
Во-первых, люди живут не для теорий и концепций, не ради государственных доктрин или программ политических партий.
Во-вторых, люди «в первую очередь преследуют цели, в которых причудливым образом сочетаются самые различные ориентации, ценности, установки, причем таким образом, что индивидуальные и групповые интересы и потребности приобретают ведущий характер».[211]
Местное самоуправление в современной России относится к тому особому классу феноменов общественной жизни, которое в самом общем виде можно охарактеризовать как «сочетание несочетаемого».[212] Его представление в образе «кентавра» выявляет в этом общественном феномене «воплощенную несовместимость разных начал». Она преодолевается на данном этапе развития российского общества определенным образом в соответствии с уровнем понимания местного самоуправления в познавательной и преобразующей деятельности российского человека. Образ «кентавра» одновременно характеризует местное самоуправление как особую форму противоречия, особое проявление парадоксов, которые присущи данному общественному феномену.
В исследовании местного самоуправления необходимо исходить из того, что оно представляет собой одновременно социальное явление, социальный процесс и социокультурное поле. Поэтому при анализе кентавр-проблем данного сложного по своему содержанию и структуре общественного феномена необходимо исходить предложенной классификации, включающей в себя кентавр-явления, кентавр-процессы, кентавр-образы, кентавр-личности.[213]
Кентавр-проблемы местного самоуправления как кентавр-явления необходимо рассматривать, исходя из следующих посылов:
во-первых, это непреложный факт российской действительности, характеризующий противоречивость становления местного самоуправления в трансформационном российском обществе;
во-вторых, речь идет о таком общественном феномене, который проявляется в социальной, экономической, политической, идеологической сферах жизни общества как противоречие между двумя началами местного самоуправления – общественном и государственном;
в-третьих, местное самоуправление выступает для большинства граждан как явление внешне несовместимое с их привычными нормами поведения и ценностными ориентациями;
в-четвертых, парадоксальность местного самоуправления как «кентавр-явление» в российском обществе состоит в закамуфлированности данного явления. Местное самоуправление для большинства граждан оно представляет собой «неопознанный» объект управления, который навязан кем-то «сверху». Органы государственной власти, камуфлируя местное самоуправление понятием «народовластия», использует в целях прикрытия собственных интересов российской бюрократии.
Еще одну группу кентавр-проблем местного самоуправления образуют кентавр-процессы, которые характеризуют последовательность протекания тех или иных актов, действий, а также стадии их зарождения, развития и затухания (прекращения действий) или дальнейшего развития.[214]
Кентавр-процессы местного самоуправления можно рассматривать как совокупность процессов, происходящих в различных сферах общественной жизни, где местное самоуправление выступает как их неотъемлемый элемент. К таким сферам относят политическую, экономическую (хозяйственную), социальную, идеологическую и управленческую. Противоречивость кентавр-процессов в местном самоуправлении проявляется особенно наглядно в функционировании одновременно двух процессов – «муниципализации» и «огосударствлении» данного общественного феномена. При этом совершенно игнорируется самоорганизующее начало в местном самоуправлении как источника и условия его развития как элемента гражданского общества.
Кентавр-образы формируют третью группу кентавр-проблем в местном самоуправлении. Обратим внимание на иррациональный характер кентавр-образов, так как в них соединяются не просто взаимоисключающие, а враждебные начала, убивающих друг друга. С чем ассоциируется у большинства граждан местное самоуправление? Думается, мы не ошибемся, если образ данного социального явления предстает перед простым гражданином в образе местной власти, т.е. депутатско-чиновничьей бюрократии. Возникает противоречие между образом «власти бюрократии (начальства)» и образом «народовластия».
Нередко кентавр-образы местного самоуправления в муниципальном образовании создаются под воздействием эмоциональной компоненты при непосредственном участии муниципальной власти, Например, город Архангельск при мэре А.В. Донском стал ассоциироваться с образом Снеговика и т.п.
Обратим внимание еще на один аспект рассматриваемого вопроса. Кентавр-образ в местном самоуправлении можно конкретизировать в образе чиновника-менеджера, депутата-чиновника (если он выполняет свои депутатские обязанности на освобожденной основе), главы муниципального образования в образе мэра-хозяйственника, мэра – менеджера, мэра – политика, мэра – администратора и др.
Четвертая группа кентавр-проблем в местном самоуправлении представлена кентаврами – личностями. Речь идет о конкретных муниципальных политиках, управленцах и менеджерах, деятельность которых характеризуется противоречивостью их взглядов и поведения, в которых отражается парадоксальность их социального и правового статуса в системе муниципальной власти.
В самом обобщенном виде можно выделить ряд кентавр-проблем местного самоуправления:
1) общественное - государственное;
2) индивидуальное – коллективное (общественное);
3) гражданин – житель;
4) местное – муниципальное;
5) местное самоуправление – муниципальное управление;
6) местное сообщество и муниципальное образование
7) муниципальное управление – общественное самоуправление;
8) муниципальная власть – народовластие;
9) муниципальное управление – муниципальный менеджмент;
10) муниципальная деятельность – самодеятельность местного населения;
11) менеджер-администратор;
12) менеджер-политик;
13) менеджер - чиновник;
14) служащий - менеджер и т.д.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 388.