В целом, мышление человека образует цепь: а) критическое обобщение и кристаллизация социального опыта; б) дальнейшее освоение реальности на основе этого опыта и постановка новых исторических задач; в) создание новых моделей преобразования мира.
Образное мышление, будучи первичным и более устойчивым, «естественным» по сравнению с понятийно-теоретическим, абстрактно-логическим, являет собой собой не просто зеркальное отражение явлений действительности, поскольку основу человеческого сознания психически составляет преобразовательная творческая способность. Человек принимает извне и осваивает явления внешнего мира: в его мозгу оформляются синтетические образы воспринимаемого предмета, далее эти образы «возвращаются» обратно-вовне, сверяя полученный образ с предметом, пока, наконец, не создастся образ, максимально адекватный этому предмету (всп. формулу: восприятие – ощущение – представление – оценка).
Ситуация «человек – мир» характеризуется постоянным взаимообменом, взаимообогащением. Мир воздействует на человека, человек – на мир и т.п. Точно также и в искусстве (искусство- реципиент).
Итак, искусство – форма отображения общественного бытия. Позиция учёного и художника существенно различна. Учёный, познавая определённые закономерности природы или общества, выражает своё отношение в иных формах: в нравственных оценках и озабоченности будущим. Для художника же важно охватить жизнь человека в целом, во всех его чувствах и поступках. Художник творит образы, а образ требует обобщения и предельной чувственной убедительности. Таким образом, в художественном произведении жизнь воплощается целостно.
Искусство – это своеобразная «конденсация» культуры: в нём концентрированно представлено неизмеримо больше жизненных явлений, чем представляет нам жизнь в её реальном измерении. Сконцентрированная в искусстве жизнь влияет на все «этажи» человеческого сознания: на чувства, волю. Человеческие поступки и характеры предстают уже пройденными через призму общественных эстетических идеалов. Искусство, поэтому, и изображает жизнь, и учит ей, и моделирует должную (хотя бы и «за кадром») жизнь одновременно.
Искусство стало результатом двух встречных процессов в деятельности человека: внешнего, через труд, познание, общение и оценку и внутреннего («интериоризации») через самосознание, самопознание, самообщение (внутренний диалог), самооценку.
В художественном произведении социально-значимое субъективируется, принимает личностную форму (тысячи возможных жизней и судеб собираются в едином «Я» автора), затем этот обогащённый художественно-авторский опыт возвращается к людям, публике.
Искусство характеризует личностное, индивидуальное приятие художественных идей (субъективная вариативность восприятия).
Художественная образность и жизненно конкретна, и типизирована, обобщена. Диалектика всеобщего, особенного и единичного в жизни искусства обусловлена его идеально-материальной природой, т.к. искусство, будучи образом человеческого духа, в художественном произведении существует предметно, материально. Предметом искусства является человек в единстве своей социальной и духовной жизни. Человек здесь выступает как целостность, элементы которой органически взаимосвязаны. Гипертрофирование отдельных элементов действуют разрушительно на искусство (натурализм, формализм).
Искусство функционирует в каждой национальной и исторической культуре как результат взаимодействия народно-мифологического и социально-актуального слоёв.
Таким образом, искусство в полной мере отвечает потребности человека в постоянном расширении реального жизненного опыта, дополняемого опытом жизни в искусстве. В результате раздвигаются узкие границы человеческого бытия, жёстко очерченные пространственно-временными рамками существования. Посредством произведений искусства человек входит в мир других людей, живёт их жизнью, потенциально включает в свой духовный мир жизнь всего человечества.
Искусство выступает способом самонахождения человека как индивида, осуществляя сопоставление личностного, межличностного и надличностного уровней. Оно подсказывает пути, на которых можно множить и динамизировать свое «Я».
В современных условиях повышения случайных, поверхностных форм общения, развившихся под влиянием безликих универсальных способов коммуникации; ускорения темпов жизни, в связи с непомерно разросшейся «ролевой», функциональной изменчивостью личности – возникла особая необходимость в выработке тех воздействий, которые способствуют собиранию «Я» вокруг стержня личности. С помощью искусства человек находит свой целостный образ, координируя такие полюсные устремления своей души как децентрализация и суперцентрализация. Структура личности содержит как эмпирически-реальный, так и идеально-ценностный уровни. Искусство помогает преодолеть несоответствие между ними, повышая уровень самосознания, прогнозирования своего поведения («Приемлю ли я это?», «А способен ли я на это?»).
Искусство как великий социальный гармонизатор выполняет следующую роль:
1.Способствует гармонизации природного и социального в человеке, предохраняя человеческое «Я» и от омассовления, и от духовной изоляции от общества.
2.Выражая тот духовный максимум природы, который достигнут обществом и человеком в преодолении природно-стихийного, грубо физиологического, - искусство не перестаёт напоминать человеку о вечной гармонии природы, сыном которой он является и разрыв с которой чреват ему гибелью.
3.Искусство гармонизирует человеческое познание, лишает его односторонности дискурсивного знания, дополняя особым нерасчленённо-целостным, образно-конкретным, интуитивно-эмоциональным постижением мира, себя, других людей. Гармонизируя, искусство однозначно и выявляет диссонансы, разрушает стереотипы, обнажает социальные и нравственные язвы, демонстрирует драматическую борьбу различных мотивов в поведении человека: всего того, что мешает человеку быть прекрасным, целостным «homo totus» (К.Юнг).
Социокультурные функции искусства.
В эстетике выделяются следующие функции искусства:
1.Общественно-преобразовательная и компенсаторная функции: искусство как творческая деятельность, как восполнение.
Проявляется на уровне идейно-эстетического воздействия на людей. Художественное творчество – процесс пересоздания действительности и самого человека. Художественно-эстетические идеалы пробуждают активность каждого индивида творить самого себя в этом направлении, компенсируя тем самым то, что недостаточно для полноценного самопроявления человека
2.Познавательно-эвристическая: искусство как знание и просвещение.
Искусство познаёт мир в богатстве человеческой чувственности, даёт способность открывать новое в давно знакомом (искусство: «знакомый незнакомец»), познавать сущность и многообразие человеческой диалектики (творчество Л.Толстого), двойственности человеческой природы с ее «звериным» и «божественным» (творчество Ф.Достоевского). Искусство становится способом передачи социального опыта, способом обучения, передачи навыков мышления, художественного обобщения системы взглядов. Искусство выступает как «учебник жизни».
3.Художественно-концептуальная: искусство как анализ состояния мира.
Благодаря этой функции человек способен видеть в художественном произведении представления автора о мире в целом. Целостная концепция мира даётся в чувственно-конкретных, «зримых» формах, в определённой стилистической «оправе» («Божественная комедия» Данте, «Фауст» Гете).
4.Функция художественного предвидения: искусство как предсказатель, «оракул».
Искусство способно прогнозировать будущее. Эта функция соотносится с человеческой интуицией, которая осуществляет рывок через прорывы в информации. Таковы художественные произведения с фантастической фабулой (романы Жюля Верна), социальные утопии и антиутопии («Мы» Е.Замятина, романы Г.Уэллса, О.Хаксли).
5.Информативная и коммуникативная функции: искусство как сообщение и общение.
Художественное произведение в этом случае может быть трактовано как определённая знаковая система со своей системой «кодов». Произведения искусства подобны «бутылкам», брошенным в океан истории, как послание предшественников – своим потомкам. Принципы «кодирования» художественной информации: а) борьба с избыточностью художественного материала (принцип – «Чтоб словам было тесно, а мыслям просторно»), с другой стороны: б) слишком концентрированный, ёмкий материал, экстрактивный – тоже мешает полноценному восприятию; важна: в) роль оконтуривания, фильтрации: выделение нужного и «подавление» менее значительного.
Фиксируемый в обществе тот или иной исторический тип общения характеризует не только публику, но и само искусство (Сравните: роль органной музыки в эпоху Реформации, романтической музыкальной лирики для атмосферы просвещённых художественных салонов 19 века). Разнообразные функции искусства: познавательная, идейно-воспитательная, компенсаторная и т.п. соответствует определённым потребностям публики в разных формах общения (в определённые исторические периоды может быть гипертрофирована, например, компенсаторная функция). Общение всегда двойственно: и индивидуально, и нормативно (существуют определённые нормы, присущие отдельным социальным группам населения).
6.Воспитательная функция: искусство как катарсис и условие формирования целостной личности.
Художественные произведения влияют на содержание мыслей и чувств людей, «очищают» сознание и психику. Позволяя проживать и переживать множество других (художественных) жизней, оно расширяет ограниченный жизненный опыт и воспитывает, «лепит» человеческую личность (Г.Успенский «Выпрямила»).
7.Суггестивная функция: искусство как внушение и форма влияния на человеческое подсознание.
Искусство способно навеивать определённые мысли и чувства – непосредственно-эмоционально, минуя любые рациональные преграды (особенно: музыка, кинематограф). Однако, в результате такого мощного воздействия личность может как совершенствоваться, так и разрушаться. (К.Симонов «Жди меня»).
8.Эстетическая функция: искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентиров.
Искусство способствует формированию эстетического вкуса, способностей и потребностей человека. Оно ценностно ориентирует человека в мире, развивает творческие потенции.
9.Гедонистическая функция: искусство как наслаждение.
Искусство здесь – сфера абсолютной свободы, неутилитарности, незаинтересованности. Как «свободная игра познавательных сил человека» (И.Кант), оно несёт высочайшее наслаждение. Источник этого наслаждения в гармоническом единстве художественной формы с содержанием.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 268.