В работе «О граде Божьем» Аврелий Августин (Блаженный). Теолог 4-5 вв. развивает теорию двух градов: божественного и земного; различает прекрасное как ценное само по себе и ценное в плане земной целесообразности, лишь в отношении чего-либо другого. Базовое его понятие – единство. Чем совершеннее вещь, тем больше в ней единства. Это был один из путей теологического преодоления идей антиномичности, двойственности бытия. Августин развивает идею блаженства: бесконечного наслаждения абсолютной духовностью, включающей Высшие: Истину, Благо и Красоту.
Схоласт 13 в. Фома Аквинский в своей «Сумме теологии» предпринимает синтез христианской догматики с философским методом Аристотеля, завершает систематизацию средневековой эстетики. Он выдвигает принцип гармонии веры и разума; разрабатывает учение о форме и сущности. Сущность присутствует и в Божественном Абсолюте и в конкретных вещах. У Бога сущность отождествлена с существованием. Сущность же всех сотворенных вещей не согласуется с существованием, т.к. не вытекает из их единичной сути. Фома использует философские категории Аристотеля: материя и форма. Материальные вещи представляют собой синтез пассивной материи и активной формы. Материально-телесное состоит из формы и материи, в то время, как духовное имеет только форму. Прекрасное – единство блага и красоты формы.
Эстетика Возрождения
Возрождение знаменует необходимость глубокого духовного обновления. Формируется новый тип культуры – светской, во всем многообразии городского универсума. Формируются новые типы хозяйственных, социальных, этнонациональных отношений, новое религиозное и художественное сознание.
Ведущая идея Ренессанса – гуманизм. Утверждается новая концепция человека (в философии Н.Кузанского, М.Фичино, Дж.Бруно, П.делла Мирандолы): значимость человеческой индивидуальности, реально-жизненного самоутверждения, огромного творческого потенциала личности. Провозглашается не вредневековое цеховое ремесленное «делание» стихов, икон, мотетов, но их создание.
Закономерно, что мировоззренческой опорой Ренессанса стала Антика: посредством ее авторитета начинает переосмысливаться сущность бытия Но происходило это не через голову средневековой культуры: при всей схоластичности и дидактизме средневековая мысль перенесла центр размышлений на духовные ценности, во внутреннее измерение человека, чего не знала Античность. Оставалось лишь наполнить их гуманистическим смыслом.
Возрожденческая мысль стремилась преодолеть средневековую богословскую антиномичность бытия. В мировоззренческом отношении ей оказался наиболее близким неоплатонизм с его идеей эманации Божественного смысла, насыщенности всего мира божественной красотой. Одним из проявлений неоплатонизма стал пантеизм: отождествление Бога и Природы. Отсюда – воспевание божественной красоты Мира, Природы, Человека. Природа трактовалась как одушевленная материя (гилозоизм). Из этого закономерно проистекала идея постижения Божественной красоты богатством человеческой чувственности. Реабилитируется чувственное познание и гедонизм (ценность чувственного наслаждения).
Идея титанизма Человека, рожденного, чтобы работать над великим и грандиозным делом, сопровождается утверждением индивидуализма (ценность личностной самореализации, вплоть до приоритета собственных эгоистических интересов и «права сильного»).
Парадокс эстетики Возрождения: жизнеутверждающий энтузиазм соседствует с трагичностью мироощущения, ввиду невозможности онтологически реализовать свои творческие установки, осуществить прорыв в трансцендентное. Трагическая невыполнимость ставящихся творческих задач влечет возрожденческую тоску и меланхолию (работы С.Боттичелли).
Стало неизбежным провозглашение высокой социальной и познавательной ценности искусства. Более того, именно искусство и виделось наиболее совершенным способом осмысления бытия. Так, искусство для Леонардо да Винчи это «наука познания природы». Возрождение актуализирует принцип имитации (мимезиса) Античности. Не случайным, в этой связи, оказалось признание живописи в качестве ведущего вида в «иерархии искусств».
Абсолютизация роли живописи была обусловлена установкой на внешнее правдоподобие, богатством зрительного восприятия, ее «непереводимостью».
Утверждаются объективные законы красоты, чувственно воспринимаемой. Альберти: «Красота – согласие и созвучие частей в том, частями чего они являются». Возрождается поиск закономерностей красоты и возможностей ее воплощения (открытие линейной и воздушной перспекитивы, точки золотого сечения, общей композиции с центром и периферией, светотени и т.п.)
Эстетика Ренессанса материалистична, но не натуралистична. Красота вновь отождествляется с добром. Шел поиск равновесия между идеалом и действительностью, между общим и единичным.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 271.