С 17 века начинают впервые складываться нормативные эстетические системы, связанные с появлением различных художественных направлений (стилей) в искусстве (барокко, классицизм, рококо и др.). Новое утверждает множественность, альтернативность мировоззренческих систем в общественном сознании (как результат осознания противоречивости бытия), в том числе и в поле эстетической проблематики.
Так, эстетика Барокко не была отчетливо зафиксирована в специальных теоретических трактатах. Осмысление эстетики Барокко мы находим в работах Марино и Тезауро.
Центральное понятие этой эстетики – красота: идеальная категория, фиксирующая духовный «отрыв» от природы. Искусство призвано пересоздавать, улучшать, облагораживать природу. Создание красоты в Барокко влечет свои эстетические критерии: преувеличенный пафос, колоризм, игра контрастов, грандиозные эффекты, вообще – нацеленность на восприятие. Осуществляется иерархия жанров, формулируется поэтика отдельных видов искусства, развивается идея художественного синтеза искусств. Поиск новой художественной красоты влечет изощренность фантазии, блеск ума (остроумие, метафорику, иносказание), умение «сводить несводимое». Рождается барочный «двойной смысл», двуплановость. Выявляется гротеск, текучесть и динамичность форм. Осознается социальная роль эстетического переживания. Барокко – это мир искусства Рубенса, Караваджо, Снейдерса, Бернини.
В отличие от Барокко, классицизм нашел обстоятельное теоретическое завершение. Рационализм и аристократизм классицизма имели своей почвой методологию философского рационализма Рене Декарта («Рассуждение о методе»). В целом философы-рационалисты не занимались эстетикой, т.к. эстетическое и художественное имеют конкретно-чувственный характер, а это ими низко ценилось или вообще игнорировалось.
Огромное влияние на классицистскую эстетику имели античные (древнеримские) художественные критерии, отсюда – теория «подражания древним». Рационалистическая философская опора повлекла требование ясности, четкости, логичности, уравновешенности, образной тппизации, регламентацию жанров, господство определенных правил и законов. Цель – убеждать силой и логикой мысли, не чувств.
Главным теоретиком классицизма стал Николя Буало («Поэтическое искусство», 1674)
Именно он формулирует приоритет разума, необходимость стиля быть высоким, изящным и простым. Устанавливает «правило 3-х единств» (места, времени и действия), приоритет меры и трагедии в жанровой иерархии искусств. Красота – в гармонии и закономерности, в подчинении личного-общественному, собственного эгоизма – долгу. Через идеал художник воплощает духовную сущность, лежащую в основе природы. Классицизм -это искусство Корнеля, Расина, Мольера, Лоррена, Пуссена, Люлли, Лафонтена.
В свою очередь, английский сенсуализм (Бэкон, Юм, Локк, Гоббс) актуализировал значимость познания мира через органы чувств (и индуктивный метод). Однако. если чувства – единственный источник познания, это влечет различие индивидуальных толкований («мы не знаем, что мы знаем»). Прекрасное здесь – совершенно сделанная, полезная вещь (буржуазная прагматика). Утверждается эстетический релятивизм: раз ощущения красоты различны у разных людей, значит абсолютной красоты вообще не существует (Юм), качества красоты опеределяются субъективными способностями человека.
Среди представителей немецкой просветительской эстетики – Лессинг, выступавший за создание национальной демократической культуры, за сближение искусство с жизнью, за освобождение искусства от аристократической нормативности. Принцип «подражания природе» он, в отличие от своего соотечественника Винкельмана (с его апологией Антики), толковал широко, как познание жизни. В своем труде «Лаокоон: о границах живописи и поэзии» Лессинг разграничивает специфику пространственных искусств (они более «идеализируют») и временных (глубже раскрывают содержание, борьбу страстей). Лессинг фактически подытоживает теоретические основы классицистской эстетики.
В 1750 г. выходит трактат «Эстетика» Баумгартена - с этого момента начинается путь эстетики как самостоятельной научной дисциплины. Происходит окончательное закрепление в философском словаре терминологии «эстетика», «эстетический» (как чувственного познания). К сфере эстетического Баумгартен относить все компоненты неутилитарных взаимоотношений человека с миром (природным, социальным, духовным, предметным), в результате которых человек получает духовное наслаждение (здесь происходит интуитивное осознание субъектом сущностных основ бытия, тайных истин духа, неуловимых законов жизни во всей ее целостности и глубинной гармонии). Т.о.. эстетическое трактуется как универсальная характеристика целого комплекса свободных, неутилитарных взаимоотношений человека с миром.
Дальнейший существенный шаг в развитии эстетической проблематики был сделан И.Кантом. Еще до своих 3-х «Критик», в числе которых была и «Критика способности суждения» - об оценочной способности человеческого сознания, в т.ч. и в эстетическом аспекте, Кант сформулировал важные эстетические понятия: «эстетическая видимость» - чувственно воспринимаемая сфера, в которой существует красота, «свободная игра познавательных сил человека»: существование искусства и эстетического в целом в двух планах: реальном и условном, когда наслаждение искусством означает соучастие в игре.
Важная категория кантовской эстетики – целесообразность (гармоническая связь частей и целого). Всякая естественная органическая структура. Эстетическая способность суждения выявляет субъективную целесообразность в искусстве. Что проявляется в категориях прекрасного и возвышенного (признаки прекрасного: качество, количество, модальность, направленность). Отсюда прекрасное:
· предметная заинтересованность восприятия и наслаждения;
· явление нравится до теоретическое обоснования (априорно);
· целесообразная форма, но воспринимается без представления о цели;
· вызывает эстетическое наслаждение само собой.
Если форма соответствует воображению и рассудку, то ее восприятие вызывает свободную, игру познавательных способностей человека. что выражается в удовольствии от процесса восприятия предмета или явления.
Ключевое понятие кантовской эстетики: бескорыстный характер эстетических суждений: такова чистая красота (зд.: бескорыстность и бесцельность). Есть и красота превходящая или сопутствующая (объектом суждения становится не только форма, но и содержание предмета) Именно в превходящей красоте реализуется эстетический идеал (в ней есть и цел, и интерес) Эта красота – символ морально-доброго.
Теория искусства (тоже проявление «превходящей красоты») по Канту: произведение прекрасно само по себе (даже когда изображает безобразное) Поэтому, человек должен обладать эстетическим вкусом для создания и оценки красоты формы. Создание произведений требует способностей (ставится проблема гениальности). Признаки которых: выход за границы установленных правил; произведение становится художественным образцом. Процесс его создания не поддается формально-логическому объяснению. Кант абсолютизирует формально-эстетическую сторону.
В романтико-идеалистической концепции Ф Шеллинга творческий процесс художника и художественное произведение – модель для построения общей картины мира. Картина мира представлена как единое произведение искусства, созданное Богом-Творцом. Принцип: «все во всем» (У.Блейк: «В одно мгновенье видеть вечность….»). Часть отражает в себе сущность целого, является микромоделью целого. Прекрасное – есть соответствие реального- идеальному, воплощение идеи в облике конкретного явления. искусство воплощает не просто Божественный Абсолют как таковой, но в том виде, в каком он представлен в идеях (они – «конкретные боги»). Поэтому, главным материалом для искусства должны стать мифы.
Согласно Шеллингу, именно музыка является первой ступенью воплощения мира идей в искусстве (это – «изображение самого ритма движения небесных идей», а, значит, и всего Универсума) Далее следует – живопись, скульптура (самое завершенное, материализованное облачение идей). Поэзия же возвращает идеи в их собственную стихию. Цель искусства- создание прекрасного.
У Гегеля («Лекции по эстетике») эстетика – это философия искусства. Акцентируется связь искусства и красоты с деятельностью и трудом человека: изменяя, совершенствуя предметную соеду. Человек запоминает в ней совершенные качества, на этом основании и возникает переживание прекрасного. Красота очеловечена, это чувственная форма Абсолютной идеи. Чувственное в искусстве адресовано зрению и слуху («вольнонаемным» чувствам человека), оно всегда одухотворено. Прекрасное у Гегеля является предельно общей эстетической категорией, приравненной категории бытия в философиии. Прекрасное – адекватное воплощение идеи в материи.
Гегель рассматривает историческое развитие искусства как прогресс в сфере духа. Соотношение между художественным содержанием и его воплощением рождает разные формы: символические (особенно – на Востоке), классические (Антика), романтические (христианская Европа). Первая историческая фаза – символическое искусство (не содержит идею, а отсылает к ней: архитектура, например, египетские пирамиды), затем – классические формы (скульптура как наиболее полное воплощение Абсолютного Духа в материи). Затем – романтическая, самая дематериализованная форма – последняя фаза существования искусства, которое постепенно, как считает Гегель, изживает себя. (зд,: живопись-музыка-поэзия).
Л.Фейербах в своих философских взглядах акцентирует фактор эмоционально-воспитательного воздействия искусства на человеческую личность, формулирует «философию любви»: «быть ничем и ничего не любить – это одно и то же».
В марксистской теории эстетическая проблематика была впервые отчетливо поставлена в широкий контекст социальной действительности. А социальные отношения определяются как решающее условие и необходимая предпосылка эстетического отношения человека к миру. В философии Маркса-Энгельса рассматриваются проблемы возникновения эстетического чувства на основе общественно-исторической практики, вопросы классовости природы искусства и его места в общественной жизни. народность художественного творчества, сущность реализма и смысл творчества по законам красоты, закономерности функционирования художественного рынка в капиталистическом обществе.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 342.