ЛЕКЦИЯ 6: «Эстетика как наука»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План: 1) Предмет и задачи эстетики

      2) Феномен эстетического переживания. «Законы красоты».

      3) Сущность эстетической деятельности. Дизайн.

 

       Эстетика – философская наука, изучающая наиболее общие законы развития искусства и жизненное многообразие наших особых чувственно-эмоциональных связей с миром. Так же, как и этика, это слово греческого происхождения («aistheticos») и означает именно «чувствовать», «воспринимать» (отголосок этого слова слышится в медицинском термине «анестезия», т.е. «обесчувствование»: выключение чувственной палитры сознания пациента для проведения необходимых врачебных действий).

       Однако, чувства чувствам рознь. Есть запрограммированные самой природой первичные физиологические чувства (голода, холода, боли и т.п.), но есть и чувства особого рода – эстетические, ставшие результатом развития культуры – этой второй, духовной природы человека. Их порождает потребность удивляться миру, восхищаться им, видеть его вокруг себя – упорядоченным, красивым, гармоничным и одновременно неожиданным и загадочным («…и прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен…»). Речь идет не только о развитии способностей по особой шкале воспринимать и оценивать мир, но и принимать участие в его постоянном созидании, совершенствовании.

В эстетическом измерении нашего сознания красота и сама жизнь становятся едва ли не тождеством: не случайно в русском языке красота, красный (как и красный цвет) означают торжество жизни (вспомним хотя бы одежды православных священнослужителей в светлое Христово Воскресенье).

Эстетично то, что нравится (не нравится), приятно (неприятно) созерцать. Эстетично то, что рождает мечту (тоску) о совершенном, идеальном, а у талантливых людей - и потребность собственных (внутренних) художественных поисков. Эстетическое мировосприятие вырывает нас из лап сугубо животного жизненного существования, приближая к высотам духовного, совершенного, даже божественного.

       Как сказано у средневекового богослова Фомы Аквинского: «Quod visum placet: «то, что видим, должно нравиться».

Эстетическая шкала восприятия переключает наше сознание с сугубо утилитарного, рассудочного измерения на цельное, свободное и эмоциональное. И тогда человек способен обнаружить в обыденном – удивительное и неожиданное, а во внешне эффектном – всего лишь пошлую претенциозность, подделку, китч.

Итак, эстетическое в широком смысле – совершенное, а совершенство предполагает полноту бытия объекта, природного, социального и духовного бытия. Эстетическим становится и объект созерцания, и само переживание (восприятие). Встреча сознания с миром природного (материального) и идеального (духовного) неизбежно высекает особое - эстетическое состояние, как одну из граней культуры («второй природы» человека). При этом, зрение и слух (эти «вольнонаемные», по словам Г.Гегеля, чувства человека), инициируемые потребностью познания и творчества, становится проводниками в мир совершенно иного – эстетического - мировосприятия.

Так, для Альберта Эйнштейна сущность эстетического (и художественного) переживания – в познании удивительной архитектоничности, цельности мира, космоса, способности освобождения от своего личного «Я» и приобщения к надличной гармонии целого. Эйнштейн безоговорочно доверял своему эстетическому чувству даже там, где речь заходила о кардинальных физических проблемах. Полемизируя в письме с Максом Борном, утверждавшем квантовую и статистическую картину мира как таковую, где соотношение неопределенностей и случайностей господствует над закономерными связями явлений, он пишет: «ты веришь в играющего в кости бога, а я – в полную закономерность в мире объективно сущего».

Слово «эстетика», «эстетично» нередко используется тождественно словам «красиво», «восхитительно», «великолепно». Действительно, в эстетике режиссирует образ прекрасного. Однако у слова гораздо более широкое смысловое поле, поскольку, мир наших чувственно-эмоциональных переживаний не ограничивается только потребностью в красивом и прекрасном. Волнение, радость, ужас, восхищение, восторг, упоение, смех, скорбь и другие чувственно-эмоциональные оттенки состояний человека сопровождают мир его эстетических переживаний.

Приведем еще одно классическое определение: эстетика – наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей в их созерцании, восприятии, оценке и созидании. Она изучает общие принципы становления и развития мира по законам красоты в многочисленных формах жизнедеятельности человека.

Философское лоно эстетики сказывается в ее утвердившихся названиях: «философия красоты», «философия искусства» как неизбывной потребности сущностного, глубинного познания общих закономерностей функционирования и развития этой особой чувственно-эмоциональной сферы. Эстетика использует и собственно философские категории (бытие и сознание, пространство и время, форма и содержание и т.п.) и вырабатывает свои собственные категории – фундаментальные понятия, оперирование которыми дает возможность познавать ее диалектическую природу: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. В Древнем Мире, например, в Античности, когда появляются первые рассуждения греческих мудрецов и поэтов по интересующей нас теме, эстетическое познание неизменно шло бок о бок с философским. Это не случайно, поскольку невозможно понять сущность мира и сознания, игнорируя их ценностно-эстетическую природу, связь с красотой (совершенством) и идеалом.

Кроме того, в Древности утвердилось расширительное представление о красоте: красота связана с благом, здоровьем, почетом и богатством, т.е. со всем, что полезно и пригодно. Красота рассматривалась скорее в этическом и экономическом смысле как совершенство того или иного предмета или состояния.

Вспомним, что подобная синкретическая интерпретация была характерна и для архаического понимания слова «добро» в этике («полно добра», «добрая хата», «добрый конь» и т.п.)

Вместе с тем, как самостоятельная наука эстетика утверждается гораздо позже – в эпоху европейского Просвещения. В роли отправной точки обычно называется труд немецкого ученого Александра Баумгартена «Эстетика – теория чувственного познания», где предметом объявляется именно человеческая чувственность во всей полноте ее жизненных проявлений. Впрочем, как нередко бывает, слово «эстетический» уже давно зажило самостоятельной жизнью, оторвалось от своего первоначального сугубо «чувственного» смысла, расширило поле действия, включая и рациональные аспекты (в противном случае, как сказано у Ф.Гойи: «сон разума родит чудовищ»).

Как и любая другая гуманитарная наука (тем более, философская: с ее потребностью постоянно удивляться, изумляться миру, преобразовывать и совершенствовать его) эстетика рассматривает очеловеченный мир культуры, но под своим, глубоко специфическим углом зрения.

Итак, что же является предметом эстетики?

· Изучение эстетических параметров (законов красоты) предметно-материального мира;

· Изучение природы и особенностей эстетического сознания (чувства, вкуса, идеала), а также эстетических потребностей общества и личности;

· Изучение творчески преобразующей практики субъекта, выражаемой через эстетическую деятельность и особую систему категорий;

· Изучение наиболее общих, универсальных закономерностей художественного творчества и восприятия.

Эстетика не случайно так связана с этикой (даже словесно – «Эст-Этика»). Добро и красота издавна понимались как взаимообусловленные явления. У древних греков это хорошо выражает слово «калокагатия», т.е. «прекрасно-добрый». В русском языке – слово «благолепие» (благо + лепота, т.е. красота). Древнерусское слово «лепый» означало «красивый» ( не-лепый).

История донесла до нас известные изречения:

· «Прекрасно то, что хорошо для человека»;

· «Красота творит добро»;

· «Красота исцеляет душу»;

· «Красота облагораживает человека»;

· «Красота есть сияние истины» (Ф.Аквинский)

· «Красота спасет мир» (Ф.М.Достоевский) и т.п.

В восточной культуре, в конфуцианстве, для обозначения прекрасного использовались 2 иероглифа: «мэй» - прекрасная форма и «шань» - высокоморальное содержание. В русском фольклоре, сказке прозвища «Василиса Прекрасная» («Премудрая») фиксировали прежде всего моральную чистоту и доброту, а вовсе не привлекательные внешние данные персонажа.

Любой поступок, мотив, даже мысль одновременно обладают и этическим и эстетическим значением (можно «плохо» поступить и «некрасиво» поступить).

Едва ли не у всех народов считалось, что человек, умеющий создавать и ценить красоту, по определению не может быть жестоким (можно хотя бы вспомнить знаменитое пушкинское выражение: «гений и злодейство – две вещи несовместные»).

КАТАРСИС – состояние пересечения этического и эстетического, как «очищение через сострадание», сопереживание как облагораживание души через соприкосновение с подлинной красотой.

Состояние катарсиса великолепно передано в своеобразном поэтическом гимне «гению чистой красоты» А.С.Пушкина («Я помню чудное мгновенье»):

                                           И сердце бьется в упоеньи,

                               И для него воскресли вновь:

                               И божество, и вдохновенье,

                               И жизнь, и слезы, и любовь…

(на эти строки создан чудесный романс М.И.Глинки)

Катартическое состояние («выпрямление души») может иметь и иную эстетическую природу: трагическую (А.П.Чехов: «прекраснее всего человек в трагедии»), комическую (исцеление души чистосердечным смехом, прежде всего над самим собой), лишь бы переживаемое чувство было по-настоящему глубоким, искренним, возвышающим. Возникло выражение «эстетическая терапия»: способность излечения души человека красотой, состраданием, смехом.

Эстетическое чувство многомерно: вызывает как естественную релаксацию в человеке (успокоение, умиротворение, тихую радость), так и волнение, творческое возбуждение, потребность разделить это состояние с другими.

В славянских языках не случайны разные смысловые оттенки слов «красивый» и «прекрасный». Первое из них фиксирует внешнюю, поверхностную, явленную сторону каких-то привлекательных частных сторон жизни («красивое лицо», «красивая вещь», «красивая фраза» и т.п.). Второе – глубины духовно (морально) совершенной красоты, отражая «меру человечности человека». Л.Толстой пишет о «некрасивом, но прекрасном лице княжны Марьи» в «Войне и мире», нечто подобное можно сказать и о «Джоконде» Леонардо да Винчи. По существу именно поискам подлинного и мнимого в жизни, открытиям и разоблачениям ликов и личин красоты и уродства посвящено все фольклорное и художественное мировое наследие культуры (это и есть познание жизни и «самого себя»).

У того же А.С.Пушкина есть великолепные в смысле художественно-эстетической подачи строки, посвященные Петру в «Полтаве»:

                              Выходит Петр. Его глаза

                              Сияют. Лик его ужасен.

                              Движенья быстры. Он прекрасен,

                              Он весь, как божия гроза.

Как уже было сказано, красоту, как и добро в этике, нельзя понять без сопоставления со своим антиподом – безобразным (злом), или эстетическим отрицательным. Полюса эстетически совершенного и эстетически несовершенного.

У Н.Чернышевского есть фраза: «Безобразие крокодилов страшно, и потому эстетично».

Одно познается через другое, делает его ощутимым. Борясь с проявлениями уродливого и безобразного в жизни, мы отвоевываем место прекрасному. Стремление к красоте, как и к добру, должно быть не умозрительным и абстрактным, а живым и действенным. Эстетическое чувство отражает общую человеческую потребность постоянного духовного бодрствования (извечный «комплекс несовершенства», неудовлетворенности собой и достигнутым у духовно развитых людей). Как и в этике, всякое самодовольство, самодостаточность атрофируют человеческие чувства, как и потребность замечать и ценить красоту. Возникает опасность «притерпеться к жизни»: ее низости, пошлости и убожеству. 

Впрочем, есть и другая крайность – изощренное, нарочитое, самовлюбленное эстетство. Речь идет о культивировании т.н. рафинированной красоты («красивости»), красоты как самоцели, красоты ради себя самой, оторванной от жизни, от подлинных духовных нужд человека. В истории культуры и искусства можно найти немало примеров подобных эстетских крайностей (изысков): маньеризм, романтический дендизм, декаденство, некоторые течения модерна, советское «стиляжничество» среди молодежи 70-х гг. и т.п. Однако благодаря общечеловеческим нормативам эстетического вкуса и стремлению к правде и естественности они неизменно со временем изживались, оставаясь в памяти образцами вынужденных художественно-эстетических провокаций, встряхивающими косное сознание и устоявшийся быт.

Современный коммерциализированный мир массовой культуры, «цивилизации досуга» и общества потребления ввел в обиход новые эстетические понятия. В их числе: «гламур» («гламурная жизнь», «гламурный журнал», «гламур-кафе» и.п.) и его изнанка - «трэш» (от англ. trash – «дрянь», «хлам»), «фабрика красоты» и др. По сути, все это отражает общие процессы дегуманизации культуры, выветривание духовно-нравственного содержания за форматированными приметами показной, успешной и роскошной («шикарной») жизни и придуманными имиджами-масками. Капиталистическое общество потребления с его товарной эстетикой породило образ «коросты красоты», завлекательной рекламной раскраски.

Т.о., в истинном значении эстетика должна быть человекоцентрична. Она не может быть высокомерной самоцелью, «игрой в бисер», выражаясь словами Г.Гессе.

Подлинно эстетическое переживание (наслаждение) не случайно определено И.Кантом как самое свободное, незаинтересованное, т.е. бескорыстное, становясь частью творческой игры сущностных познавательных сил человека («Бескорыстие – единственное качество духовности»; «целесообразность без цели»). По его словам, «этическое отношение человека зиждется на воле и долге, а эстетическое – на свободе». Подобную мысль развивает и немецкий поэт периода «Бури и натиска» Ф.Шиллер: «Красота – облик свободы».

Эстетическое переживание неотделимо от постоянной игры воображения, порождая феномен постоянного творческого «достраивания» эстетических или художественных объектов восприятия. Воображение обладает эмоциональной заразительностью и смыслом для каждого индивида. В воображении, отвечающем представлениям человека о прекрасном, неизбежно возникновение образности. Воображение отражает степень духовности личности. Оно порождает мощное креативное поле взаимодействия человека с миром, активируя глубинные уровни образной памяти, сложных ассоциативных связей (прежних впечатлений, отпечатанных в свернутой форме в нашем сознании), пробуждая эстетическую интуицию.

По отношению ко всякому предмету или явлению как эстетической ценности человек в разной степени объединяет функции творца, интерпретатора и зрителя.

Эстетика формирует «культуру чувств» человека (сложную палитру оттенков эстетических эмоций и чувств: подлинно высокого, трагического, комического, отделяя истинное от пошлого, вторичного, низменного). Эстетика формирует культуру вкуса (понимания, оценки), культуру восприятия мира, искусства, других людей. Эстетическое переживание – сугубо человеческое измерение, показатель, по словам И.Канта, «духовной нормальности личности». Доброе является значимым для всякого существа вообще. Приятное воспринимают животные, говорят, даже растения (реагируя на уход и заботу), но красоту – только люди.

! В Интернете, впрочем, нередко демонстрируются забавные случаи «художественно одаренных» животных: «рисующих слонов», «танцующего в ритм музыке какаду», «играющей на фортепиано кошки» и т.п.

Эстетическое восприятие определяется величиной тезауруса – накопленным багажом знаний, образных впечатлений, способностью к саморазвитию.

В нашей эстетической созерцательной способности заложены некие критерии – «законы красоты», в свете которых воспринимаем и оцениваем мир. Эти «законы» заложены в самой Матушке-Природе (в многообразии красоты ее пейзажей, ее флоры и фауны). Они не назойливо очевидны, одновременно и универсальны, и вариативны.

Чем же должен обладать объект созерцания, чтобы потенциально нам нравиться, доставляя эстетическое наслаждение, чувство светлой радости? Среди т.н. «законов красоты» уже древними были названы: гармония («согласное несогласного»), мера («мера превыше всего»), ритм, соразмерность (пропорциональность: соотношение частей и целого), цельность (завершенность), целесообразность (быть полезным, а не предметом тщеславия), ясность, естественность (безыскусственность, искренность), высокая простота. У каждого из них может быть свой эстетический антипод – дисгармония, аритмия, несоразмерность (диспропорция), неестественность (вычурность), переусложненность (громоздкость) формы и т.п. Каждая эпоха, каждый тип культуры, стиль неизменно включает программу перезагрузки существовавших прежде культурных норм, расширяя горизонты красоты, иронизируя над прошлым, или творчески актуализируя давно забытое (ретро), выстраивая свою эстетическую шкалу критериев красоты, и создавая в итоге собственную классику красоты, становящуюся эстетическим образцом и ориентиром (античное искусство, искусство Возрождения и др.). Каждым временем и каждым творцом-гением должна быть создана своя, выражаясь словами Пушкина, «глубина, смелость и стройность».

В культуре каждого народа свое представление красоты, определяемое особой связью с Природой, географией и проч. Только в сохранении многообразия эстетических представлений – залог будущности мировой культуры, унификация ведет к духовному оскудению.

При этом, подлинная красота все равно неразложима на отдельные элементы, тайна ее воздействия непостижима, несводима лишь к определенному набору свойств: зрительных, звуковых, пластических или вербальных. В этом ее отличие от «ремесленной», сконструированной (подобно композитору Антонио Сальери, который в отличие от божественного гения Моцарта, пытался «делать музыку»):

«…Я сделался ремесленник: перстам

Придал послушную, сухую беглость

                                    И верность уху. Звуки умертвив,

Музыку я разъял, как труп. Поверил

Я алгеброй гармонию…» // «Моцарт и Сальери»)

Математические (рационалистические) поиски «формулы красоты» столь же несостоятельны, как и «формулы любви». Как сказано у Й. Гете: «Тайна нашего бытия никогда не делится на разум без остатка и всегда оставляет какую-то удивительную дробь».

Например, одни полагали, что тайна красоты - в разных формах преломления троичности (триадичности) бытия, ибо число три символизирует созидание, творчество (три значит «строить»), «целостность, вмещающую в себе все», пространственную и временную достаточность (верх-середина-низ; прошлое-настоящее-будущее) и т.п.

Так, курьезным и заземленным примером трактовки эстетической троичности может служить универсальная «формула женской красоты», предложенная одним из хронистов европейского Возрождения. По его мнению, у красивой женщины должны быть троичные составляющие. А именно, белые: кожа, зубы, руки; черные – глаза, брови, ресницы; красные – губы, щеки, ногти; длинные – тело, волосы, руки, широкие – грудная клетка, лоб, расстояние между бровями; узкие – рот, плечи, ступни; тонкие – пальцы, волосы, губы; круглые – руки, торс, бедра, маленькие – груди, нос и ноги. Другие пытались найти формулу красоты в преломлении законов «золотого сечения» и т.п.

Вообще прежде каждая социальная группа вырабатывала свои критерии женской красоты. Так, дворянский, аристократический тип красоты акцентировал в девушке томность, бледность, изящество, худощавость.

Крестьянский тип: сильная, крепкая, полная, румяная красавица-труженица, с отменным аппетитом.

Советский тип «женщины-работницы» нач. 30-х гг. ХХ в.: широкое неухоженное лицо крупными грубыми чертами, крепкая полноватая фигура с короткой шеей, широкими плечами и бедрами. Бесформенная мешковатая одежда, красная косынка.

 

Природа эстетического совершенства может пониматься по-разному. На одном мировоззренческом полюсе представлена его идеалистическая философская интерпретация, где красота, как и иные эстетические ценности, оказываются всецело порожденными сознанием – человеческим (субъективный творческий мир художника) или сверхчеловеческим (Бог, Космос, Абсолютная Идея, Абсолютный Разум). На другом полюсе, в материалистической трактовке – источник эстетического богатства мира находят в самой объективной действительности, а эстетические свойства - в естественных, свойствах вещей (цветовых и звуковых сочетаниях, определенных пропорциях и т.п.)

Эти различия в понимании природы эстетического порождают и специфику двух разных художественных методов в искусстве - реалистического и модернистского. Так, реализм позиционируется своей максимальной приближенностью к природной красоте. Природная красота инициирует, в свою очередь, художественную красоту (так, античный принцип «мимезиса» предполагает правдивое отражение действительности, где, в отличие от натурализма, автор-творец не копирует, а силой своего таланта проникает сквозь внешнее и поверхностное в сущностное и глубинное). В свою очередь, модерн предполагает самостоятельное создание (моделирование) законов красоты, аналогов которым в природе или нет вообще, или же они не лежат на поверхности.

Модернисты шутят, что природа тоже любит курьезы, нарушать привычные стереотипы (к примеру, эстетические образы зебры или баобаба в африканской саванне).

Эстетическая сторона жизни универсальна, вездесуща: пронизывает все виды и формы творческой жизнедеятельности человека, любой предметно-практический труд (всякая вещь желает быть не только удобной и долговечной, но и красивой). Об эстетической стороне неизбежно задумывается и авиаконструктор, и кулинар, и устроитель шоссейных дорог… Человеку дано ко всему подходить с эстетической мерой.

Так, эстетика досуга подразумевает не только посещение учреждений культуры и общение с искусством. Пропорциональность, гармоничность, целостность – это те характеристики прекрасного, которые должны отличать любой фрагмент нашей жизни, как бы мы его не проводили.

Человеческая природа творчества устроена так, что, как правило, техническое совершенство модели венчается и ее эстетическим совершенством. Эстетический компонент составляет существеннейшую основу хозяйственной, социально-политической, спортивной, религиозной и всех других граней нашего бытия (символика, внешнее оформление, система образов и т.д.). Если мысленно изъять из всего жизненного многообразия его эстетическую составляющую, мир для человека сузится до плоского, одномерного, узкокорыстного (животного?) интереса. Различен лишь градус эстетического начала: в эстетической организации быта и производства он один, в садово-парковой культуре, флористике – иной.

Т.о., эстетическая сторона очевидна в любой деятельности человека, только в одном случае – это лишь ее неотъемлемый аспект или атрибут, в другом – вполне автономный и самодостаточный вид занятий.

Эстетическую деятельность определяют как специфическую особенность каждой личности и человечества в целом: способность и потребность творчески пересоздавать внешний и внутренний мир по законам красоты. Понятно, что эстетическая деятельность была изначально порождена трудом человека. Поскольку первичным источником наших представлений о прекрасном была трудовая деятельность, то труд и поныне остается наиболее доступной сферой эстетической самореализации. Прекрасными могут быть не только результаты труда, но и сам процесс. Не случайно мы с восхищением наблюдаем за действиями человека, мастера своего дела, и говорим, что он «красиво работает». Красота может быть и труду интеллектуальному. Так, найденная наукой закономерность не раз вызывала восторг ученых: какая красивая формула! Эстетика мышления является несомненным признаком его истинности

Соотносясь, как уже было сказано, со всеми видами человеческой деятельности, степень присутствия именно эстетической деятельности зависит от ряда факторов:

· характера нацеливания личности на пересоздание мира по законам красоты;

· способности личности к такому пересозданию (развитость эстетических знаний и умений);

· условий, при которых осуществляется эта деятельность

Т.о., виды эстетической деятельности обусловлены целями и характером создаваемого предмета. Ее результат – бесконечно разный мир предметов, вещей, эстетически оформленных локальных пространств окружающего мира, наконец, эстетизируемой человеческой субъективности (нашего «Я»), в идеале непрерывно обогащающейся и совершенствующейся.

       Каково соотношение эстетической и художественной деятельности? Тождественны ли эти явления? Очевидно, нет, иначе весь мир должен был стать произведениями искусства. Различны, автономны? Тоже нет, раз первейшая задача искусства – гуманизировать, совершенствовать сознание человека. Кроме того, художественная деятельность не исчерпывается только эстетическим содержанием (есть еще эвристические, мировоззренческие, нравственные и иные задачи). Художественные явления не существуют вне эстетической природы, но зато целый ряд эстетических явлений не имеют художественной природы (физическая внешность человека, красота звездного неба, флоры и фауны и т.п.). Значит, эстетическая деятельность шире художественной (т.е. сферы искусства). Последняя составляет ее квинтэссенцию, сердцевину, самую креативную опору.

       Одной из наиболее показательных областей эстетической деятельности является ДИЗАЙН (с англ. Design – «проект», «план», «рисунок»). Будучи порождением промышленно-индустриальной эпохи Нового времени, дизайн хорошо иллюстрирует изначальное родство эстетической и инженерно-технической сторон культуры (греч. «тэхнэ» - умение, мастерство). На это указывает сама мифология: многозначителен, хотя и далеко не прост, античный божественный союз Афродиты (богини красоты) и Гефеста («технического бога», бога ремесла).

Первые промышленные выставки в 19 веке (в Париже, Лондоне 1851 г.), первые художественно-промышленные школы (например, в Германии - Веркбунд, созданный видным деятелем немецкой культуры нач.20 в. Германом Мутезиусом и Баухауз - институт художественно-промышленного искусства, созданный выдающимся архитектором и мыслителем Вальтером Гропиусом) стали основой бурного развития дизайна. Эйфелева башня в Париже и Хрустальный дворец в Лондоне – символами нового технического искусства и новой промышленно-художественной эстетики.

Итак, красота и техника, искусство и польза (целесообразность): эти два полюса должны быть особо гармонизированы в дизайне. Основными же качествами дизайна являются функциональность, конструктивность, экономичность, эстетическая привлекательность.

       Традиционно дизайн определяется как проектная художественно-творческая деятельность, направленная на разработку элементов предметно-пространственной среды человеческой жизнедеятельности, которые изготовлены индустриально, с высокими потребительскими свойствами и эстетическими качествами. Дизайн, т.о., представляет собой художественно-рациональное конструирование предметного мира и шире - определенного жизненного пространства: жилищного (быт), производственного (профессиональный труд) и социокультурного (общественный отдых).

       Под дизайном, т.о., можно понимать и проектирование эстетических свойств промышленных изделий (объектами выступают промышленные изделия: быттехника, мебель, посуда, одежда), и обозначение самого результата проектной деятельности (дизайн автомобиля), моделирование определенного пространства (ландшафтный, интерьерный), иногда даже морфологию предметного мира, создаваемого на разных этапах исторического развития («готический» дизайн средневековья, «барочный» 17 в. и т.п).

В этом смысле, дизайн отражает исторический поиск совершенных (технически и эстетически) форм, отвечающих уровню развития и конкретным задачам своего времени. Так, «эстетика дерева» последовательно сменялась «эстетикой камня», наконец «эстетикой железа» и пластмасс.

Новые «техно-эстетические» образы-формы способны и должны выражать определенное человеческое содержание, служить зеркалом своей эпохи. Предметный эстетический образ не только фиксирует содержание, но и программирует его, опережает достигнутый уровень, не только выявляет функции, но означает и их преодоление.

       Как и в искусстве, в дизайне применимо понятие стиля, характеризующегося единством и органичностью формы и содержания, всех выразительных элементов, подчиненных единой художественной задаче.

       Среди актуальных современных стилей в интерьерном дизайне:

  • арт-деко (модерн), характеризующийся обилием декора, изысканных поэтических линий, культивированием асимметрии, растительных и струящихся мотивов;
  • минимализм, отличающийся лаконичностью и геометричностью форм, отсутствием декора;
  • кантри, узнаваемый особой городской интерпретацией сельских (деревенских) мотивов, простотой и естественностью (эстетические акценты: трогательная грубоватость, «романтический брутализм», эффект старины, поношенности и т.п.);
  • хай-тэк,  позиционирующий себя демонстративным ультрасовременным супертехницизмом (обилие металла, стекла, пластмассы, стального цвета и т.п.), практичностью и подчеркнутой функциональностью «космического модуля»;
  • эклектика, выражающая себя в искусстве органичного смешения разнородных стилистических элементов («единство множественности»);
  • разнообразные этностили (китайский фен-шуй, африканский негритюд и др.)

           

 

 

…………………………….

 

ЛЕКЦИЯ № 7

Тема: Эстетические категории. Эстетическое сознание

План:

1. Категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического.

2. Отрицательные категории эстетики.

3. Эстетическое сознание, эстетическое чувство.

4. Эстетический вкус. Эстетический идеал.

           

Эстетические категории – наиболее фундаментальные понятия эстетики, в которых отражено многообразие совершенного (несовершенного), существующего в природе, искусстве, общественном сознании.

ПРЕКРАСНОЕ

Прекрасное (совершенное гармоническое) принадлежит к разряду высших человеческих ценностей. Стремление к прекрасному составляет истинно человеческое свойство. Дать точное определение прекрасному невозможно: оно понимаемо, осознаваемо, но логически необъяснимо. Чувство прекрасного – показатель духовной нормальности человека (И.Кант). Прекрасное доставляет человеческому сознанию высшее наслаждение, рождает светлые, чистые чувства, высокую, бескорыстную радость.

Понятие «пре-красного» означает состояние, превосходящее обычную, житейскую меру, заряженное высокой духовностью. Тайна красоты составляет загадку самой жизни, раскрыть которую означает понять сущность человеческого сознания. У Б.Пастернака есть великие строки: «…И прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен».

Люди размышляли над проблемой прекрасного много веков и исторически складывались разные философско-эстетические позиции:

v Природно-материалистические теории видели в нем естественное проявление черт действительности. Красота здесь – вполне природное явление; это определенные формы, цвета, ритмы, пропорции, звуки, влияющие на наше зрение и слух, и порождающие образы прекрасного.

v Антропологические теории видели в самом человеке источник прекрасного. Лишь сам человек способен наделить эстетически нейтральную действительность богатством своего духовного мира, эстетизировать ее. Так, камень может быть тяжелым, твердым и пр., но красивым он становится только при нашем соответствующем к нему отношении.

v Идеалистические и религиозные теории видят в прекрасном оттиск божественного присутствия в мире (в конкретных земных явлениях), или объективацию Абсолютного Духа, Идеи, Высшего Разума.

v Наконец, прекрасное представало как результат встречи определенных объективных черт мира с субъективным восприятием человека: лишь те объективно существующие черты действительности осознаются как прекрасное, которые совпадали с представлением о совершенном явлении.

Итак, прекрасное составляет наивысшую эстетическую ценность, которая сходится с представлением человека о том, что способствует совершенствованию жизни и самого человека. В этом нравственный смысл прекрасного: красота «выпрямляет душу» (рассказ Глеба Успенского «Выпрямила»). Л.Толстой: «Человек прекрасен своим стремлением к правде».

Черты прекрасного:

ü Парадоксальность: существование «законов красоты», между тем, исключает «общее выраженье». Истинная красота – индивидуальна, «фабрика красоты» абсурдна.

 

ü Идеальность прекрасного (недостижимость, как образ Жар-Птицы).

 

ü Объективно-природные основания (законы красоты заложены самой природой).

 

ü Конкретно-исторический характер прекрасного. Каждая эпоха создает свое понимание красоты (античный, средневековый христианский, ренессансный и пр.)

 

ü Национально-этнический характер прекрасного. У разных народов – свое восприятие и понимание красоты.

 

ü Социальная обусловленность восприятия прекрасного. У разных социальных групп формировались свои представления красоты (в народе – одни, у дворян, купечества – другие). Так, красота дворянок – в утонченной изысканности, хрупкости, томности и бледности; крестьянская красавица должна была быть «крепка сложением», «довольна плотна», «иметь свежий цвет лица и румяней во всю щеку».

 

ü Понимание прекрасного обусловлено уровнем индивидуально-личностной культуры, эстетического воспитания и вкуса. 

 

ВОЗВЫШЕННОЕ

 

При рассмотрении других эстетических категорий прекрасное выступает мерой, возвышенное – то, что эту меру превышает. Возвышенное возникает как потребность в великом, грандиозном, недосягаемом, сверхчеловеческом. Оно поражает воображение человека. Возвышенное состояние превосходно передано поэтами:

«…Есть упоение в бою

 И мрачной бездны на краю» (А.Пушкин);

«Когда пробьет последний час природы

Состав частей изменится земных.

Все зримое опять покроют воды

                      И Божий лик изобразится в них» (Ф.Тютчев)

Эстетическое чувство возвышенного наделено высоким сакральным смыслом и вызывает особый, неизъяснимый мистический трепет. Нередко оно, - по мнению Канта, - породнено и с чувством ужаса («сладкий ужас»). Возвышенное всегда сопровождается сильными эмоциями и чувствами (воодушевление, восхищение, восторг).

В природе это чувство нередко вызывает созерцание звездного неба, гор, водопадов, бурного океана. В жизни – смелость, бесстрашие, самопожертвование. В искусстве – грандиозность, масштабность замысла («Король Лир», «Война и Мир», «Давид» Микеланджело и др.)

Чувство возвышенного называют более интеллектуальным в сравнении с прекрасным. Невозможно представить, чтобы первобытный человек уже имел чувство прекрасного. Оно развивается вместе со становлением религиозных представлений. Возвышенное – категория, которой обозначаются разнообразные явления, исключительные по своим количественным и качественным характеристикам, которым человеку невозможно быть соизмеримым и через что они являются конфликтными по своей природе. Возвышенное – сфера будущей свободы человечества, желаемая ступень овладения миром.

 

Проблема возвышенного впервые ставится в древнегреческой античности применительно к риторике, ораторскому искусству (построение возвышенного стиля мысли в построении публичной речи). Величественность всегда предполагала в понимании людей не внешнее показное величие (как атрибут земной власти), а величие души, внутреннюю свободу. Несомненна связь возвышенного как с прекрасным, так и трагическим. Эта эстетическая категория характеризует способность принести собственную жизнь в жертву общему долгу, благу, умение достойно распорядиться жизнью в трудный, быть может, последний миг жизни.

Как и в отношении прекрасного, в понимании сущности возвышенного сложились разные взгляды. Так, еще в Древнем Мире на Востоке (у египтян) величие составляло то, что восхищает, подавляет человека, делает его несоизмеримым высшим, запредельным проявлениям. Таковы древнеегипетские пирамиды, храмы, скульптуры. В становящейся западной культуре (Античности) величие в том, что возвышает человека, делает его в определенные мгновенья соизмеримым Богам, Вечности.

Возвышенное, подобно трагическому, всегда рождает представления о бесконечности, жажду слиться с беспредельным. Через возвышенное человек соединяется с вечностью и бессмертием. Возвышенное – объект, при соприкосновении с которым наша собственная физическая и духовная природа ощущает свою тесноту и ограниченность, свои пределы и тем самым морально возвышается. «Величие человека – в осознании собственного ничтожества» (Б.Паскаль). Возвышенное рождает представление о бесконечном духовном могуществе, возможностях человека.

Согласно И.Канту, возвышенное может (простота – достоинство всего самого великого и прекрасного) быть простым, но не напыщенным, оно столь же свободно от корысти и личной заинтересованности. Есть и категория ложновозвышенного, характеризуемая внешними претензиями на высокое и оттого становящегося смешным (духовная нищета).

В отличие от прекрасного, возвышенное не столь осязаемо, не столь предметно, существует только в нас, в нашем образе мысли, бесформенно, не структурировано.

ТРАГИЧЕСКОЕ

Трагическое связано с глубокими масштабными социально значимыми противоречиями, катастрофическими по своим последствиям для духовного и материального бытия человека и человечества. Трагическое отражает диалектику свободы и необходимости, свободного деяния человека, свободного выбора им смерти или тяжких страданий во имя необходимого с исторической и социальной точки зрения решения общественно значимого конфликта. Конфликт между исторической необходимостью и невозможностью практического осуществления. Трагическое, связанное со смертью и страданием, одновременно является утверждением вечных человеческих духовных ценностей, неразрывной связи гармонии и дисгармонии. Трагическое неразрывно связано с рядом этических категорий – «добро и зло», «справедливость», «совесть», «долг», «ответственность» и др.

Трагическое – поединок плоти и духа, страха и мужества, мнимого и настоящего. Трагическим представляется нам несчастье лишь в такой форме, которая вызывает в нас высокое, светлое чувство. Поэтому, трагическое не тождественно пессимистическому. Истинная трагедия – оптимистична. В трагическом отражено противоречие между жаждой жизни и неминуемостью смерти. Трагедия – в неразрешимости. Трагедия, подобно возвышенному, не может быть мелкой, случайной, нелепой. Трагедия всегда закономерна, объективна, ибо на тот момент не имеет альтернативы. Трагедию нельзя использовать в каких-то определенных целях.

Трагедия – это осознание гибели неповторимой впредь человеческой индивидуальности, со смертью которой рушится целый (хотя и малый) мир. И одновременно, трагедия – это утверждение вечности мироздания, поиск черт, которые породняют отдельную жизнь с жизнью всего человечества. Гибель в трагическом не эквивалентна уничтожению: трагическое предполагает сохранение в новом состоянии того, что в прежней форме должно погибнуть. По мнению Г.Гегеля, социальный прогресс движется в форме трагедии. Трагическими становятся люди, которые переживают честное заблуждение, «без вины виноватые» По словам М.Горького: «Прекраснее всего человек в трагедии» (у А.Чехова: красота человеческого горя в повести «Враги»).

КОМИЧЕСКОЕ

Комическое – категория эстетики, которой, подобно трагическому характеризуются явления и процессы противоречивые, конфликтные по своей сути. В отличие от трагического, их конфликтная природа «снимается» с помощью осмеивания. Комичное не тождественно смешному. Смех в комическом предстает не как психологическая реакция, а как способ очищения, критического осмысления несовершенного в жизни человека. Он акцентирует несоответствие содержания и формы объекта комического, его частей или объекта в целом представлениям о гармонии, мере, совершенстве. Благодаря смеху человеком разрушается ординарность, привычность, рутинность жизни.

Комическое открывает в мире сложные, неоднозначные смысловые связи, обнаруживает неправильность, ложность, двусмысленность бытия, что сопровождается особой разрядкой, весельем. Смех подобен «короткому замыканию». Смех основан на нарушении инерции восприятия (ожиданий собеседника), на диалектике сокрытия и разоблачения. В основе комического лежит ситуация «заставания врасплох». По словам И.Канта, комическое – это «аффект от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто». Смех – это «радостный испуг».

По словам Жан-Поля, комическое – «оборотная сторона возвышенного». Из всех живых существ только человеку присущ смех. Смех демократичен, враждебен всякой иерархичности, преклонению перед чинами и дутыми авторитетами. Он выступает как сила, враждебная всем формам неравноправия, насилия и самовластия. Комическое – критика современности. Смех современен, его мишень всегда конкретна и определена. Смех – эмоционально насыщенная, эстетическая форма критики. Смех подвергает осуждению то, что несовместимо с эстетическим идеалом, противоречит ему. А так как эстетический идеал всегда определяется обществом и господствующими в нем взглядами, то через него комическое оказывается связанным с общественными идеями.

Смех – продукт социальный (индивидуализм способен в лучшем случае на иронию). Смех требует собеседника. Социальный смысл смеха проявляется в том, что одно и тоже в разных социальных группах воспринимается по-разному (разность социокультурных диалектов? «рабочий юмор», «юмор ученых», «юмор белых воротничков и т.п.). По словам писателя Карела Чапека, юмор преодолевает социальные барьеры: мир юмора это мир равенства. Он противоположен всякому пафосу: это прием, с помощью которого события умаляются, как будто на них смотрят в перевернутый бинокль.

Юмор имеет и ярко выраженную этнонациональную окраску

«От трагического до смешного один шаг»: подлинно комическая ситуация нередко тяготеет к трагическому (и наоборот). Философ Г.Гегель заметил: «История повторяется дважды: один раз как трагедия, другой – как фарс». Трагическое и комическое в жизни существуют не в чистом виде, а превращаясь одно в другое, сочетаясь между собой, и контраст, который возникает между ними, еще более усиливает грани того и другого. Связь эта не случайна. Она возникает из-за сложностей самой жизни, где переплетены смех и слезы, и соединены самые противоречивые явления.

Безусловен высокий, катартический смысл комического. Смех – сильное средство преодоления и очищения, средство борьбы человека со всем, что мешает ему жить, со всем, что нарушает его представления о норме и порядке. Комическое имеет нравственный характер, является признаком духовной силы, особенно когда мы способны смеяться над самими собой. Смех разрушает и возрождает одновременно, восстанавливает полноту бытия (это хорошо исследовано М.Бахтиным в его работе о народной, карнавально-смеховой культуре Средневековья). «Комическое пробуждает в нас чувство собственного достоинства» (Н.Чернышевский). Восприимчивость к комическому характеризует общую культуру человека. Духовно развитые люди не боятся юмора, бездуховные – реагируют нервно, подозрительно.

Комедия – плод развитой цивилизации.

Соотношение смешное и комическое в эстетике: первое более обытовленное, низовое, второе – более высокое, обретающее общественную значимость. Существуют разные грани комического («черный юмор», «защитный юмор», «циничный», «риторический»). Среди граней комического, приобретших особую роль в культуре:

Ø Остроумие – виртуозный блеск интеллекта, эрудиции, культуры;

Ø Сатира – литературная форма обличения;

Ø Ирония – форма намеренного отрицания, основанная на противоречии видимого и скрытого: человек намеренно говорит не, то, что думает («лжец, говорящий правду»);

Ø Гротеск – комическое преувеличение до степени абсурда. Выпячивание определенных черт с целью показать их несостоятельность, нелепость;

Ø Пародия – подражание внешним признакам с целью показать их внутреннюю пустоту, гиперболизация этих признаков;

Ø Сарказм – едкая, разрушительная оценка негативных явлений индивидуального и общественного порядка; въедливая, злая ирония;

Ø Каламбур – мгновенное переворачивание смысла и т.п.

 

2. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ: БЕЗОБРАЗНОЕ, НИЗМЕННОЕ

Безобразное – эстетическая категория, противоположная прекрасному и соотносительная с ним. Безобразное характеризует внешне выявленное разрушение некоторой внутренней меры бытия (само слово «безобразное» означает нечто неоформленное, хаотичное, не получившее «образа»). Безобразное в форме отрицания утверждает преставления о гармонии, мере, совершенстве. Диалектическая связь безобразного с прекрасного отражается в природном процессе старения, распада.

Безобразное обозначает явления и процессы, которые не отвечают представлениям о совершенном, имеют в определенных историко-культурных условиях негативное общечеловеческое значение. Воплощенное в искусстве, безобразное оставляет двойственное впечатление, в котором осознание негативной сущности явления соединено с духовным наслаждением от мастерства художественного воплощения. Различают 2 формы безобразного: внешнюю, имеющую своей сферой природные процессы умирания и распада, и внутреннюю, связанную со сферой морали и нравственности.

Низменное – категория эстетики, которая воссоздает предельно негативные явления действительности и особенности общественной и индивидуальной жизни, вызывающие у человека соотносительную эстетическую реакцию (презрение и отвращение). Как низменные воспринимаются явления, которые содержат в себе угрозу для жизни человека, ее достоинства, которые препятствуют процессу самореализации личности. В связи с этим, низменное связывают с проявлениями бездуховности, аморального поведения.

 

       3. Целостное восприятие мира, сила образного воображения – универсальная способность человека, принципиально отличающая его от животного. Эта черта предопределяет возможность развития и совершенствования эстетического сознания.

       ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ формировалось с древнейших времён по мере углубления способности к восприятию и переживанию им действительности и собственного бытия в чувственно-эмоциональных формах; по мере осознания человеком значимости универсальных общечеловеческих ценностей и возможности перестраивать действительность в соответствии с этими ценностями. Эстетическое сознание представляет собой сложную систему чувств. Представлений, взглядов, идей, идеалов. Эстетическое сознание функционирует как на коллективном общественном уровне, так и на уровне личностных характеристик каждого отдельного человека.

       Хотя сам термин «эстетическое сознание» - это условный, абстрактный теоретический конструкт, эстетическое сознание как таковое возникает не умозрительно, а только на основе реальной жизненной практики. При этом, процесс формирования эстетического сознания личности как бы в миниатюре сжато повторяет процесс его развития в общекультурном измерении.

       Эстетическое сознание – порождение взаимодействия человека и реальности, субъекта и объекта, индивидуального и всеобщего. Главное здесь сам процесс творчества (внешний мир «овнутряется», затем внутренний – индивидуальный объективируется): человек духовно удваивает себя, запечатлевает свою творческую суть в объективном мире, подобно «цветку на камне».

       Эстетическое сознание существует в двух уровнях: низовом – обыденном, каждодневном, опирающимся на общении реально-жизненного эмпирического опыта (а преходящий, изменчивый, противоречивый его характер) и высоком – специализированно-теоретическом, опирающемся на общие философские представления о мире и человеке.

Обыденный уровень состоит из возникающих естественных эстетических реакций: эмоций, переживаний, чувств. Теоретический – из эстетических оценок, суждений, взглядов, теорий. На первом уровне преобладают эмоционально-чувственные, на втором – рационально-логические элементы (как результат размышления, рефлексии). Границы между двумя этими уровнями достаточно условны, легко пересекаемы: например, в сфере эстетического вкуса.

Эстетическое сознание – одна из форм духовной жизни общества, по-своему отражающая окружающий мир, разнообразную человеческую деятельность и её практические результаты (например, художественные произведения) в чувственных образах, которые осознаются и оцениваются в суждениях эстетического вкуса.

       Эстетические эмоции – это непосредственно психологический резонанс на внешние явления. Они постоянно в работе, задействованы: все наши непосредственные реакции на мир так или иначе пересечены с эстетическими эмоциями. Эстетические эмоции нестойки, преходящи, непродолжительны: одни легко перекрываются другими.

       С одной стороны, эстетические чувства окрашивают эмоциональные переживания человека (радость или горечь общения, волнение от соприкосновения с чем-либо возвышенным или низменным), с другой – выступают как способность человека эстетически переживать получаемые жизненные впечатления.

Среди богатства человеческой чувственности есть как первичные, природные, в определённой мере близкие любому живому существу, так и вторичные – специфически человеческие, самые сложные, подчас парадоксальные, возникающие как результат окультуривания человеческой чувственности.

Эстетические чувства не задаются природой, не кодируются генетически, не возникают сами собой при рождении. Они формируются постепенно, индивидуально в первые детские годы жизни. В этом смысле эмоционально-эстетический строй души человека действительно начинается как «чистая доска», на которой его формирующаяся индивидуальность напишет свои письмена. У так называемых «маугли» и «тарзанов», вернувшихся к людям, подлинно человеческая чувственность абсолютно отсутствует: будучи не развитой, атрофированной, остается сугубо звериной, всецело обусловленной инстинктами. Время здесь «не лечит» («учить человека можно лишь когда он лежит поперёк лавки»). Только в культурном пространстве развивается эстетическая чувственность. Человеку, чтобы стать человеком, нужен другой человек.

Эстетические чувства развиваются под влиянием разнообразных форм практической деятельности, под воздействием множества впечатлений, разнообразного общения, богатой информации. Человеческая чувственность непрерывно обогащается, как углубляется, совершенствуется чувство любви, дружбы (вместо внешней – духовная привязанность, свободная от какой-либо корысти). Огромное, бесконечно многообразное культурное пространство с детства вовлекает человека в свою орбиту, задействует разные стороны его формирующегося «Я».

Эстетические чувства оформляются в каждом человеке сугубо индивидуально: через механизмы наблюдения, восприятия, переживания, оценки. Они вырабатываются лишь путём постоянного тренинга (как своего рода «мышцы души», нуждающиеся в движении). Воспитывается эстетическая чувственность через систему воспитания (ранее всего – через игру).

Точно так же и ситуация отрыва человека от культурной среды (робинзонады) способны заглушить, а то и убить эстетические чувства. Природа сильнее культуры, а духовность – слишком «тонкое тело».

Постоянная внутренняя работа, самосозидание – условие развития эстетического чувства. Таким образом, мозг человека как высокоорганизованная форма материи всего лишь биологическая предпосылка для социальной деятельности и формирования эстетической чувственности. Формируясь в детстве, они (эстетические чувства) уже затем действуют как вполне «природные» естественные способности человека, тем более, что эти способности присущи всем и отличаются лишь степенью развитости, своеобразием этнокультурных проявлений. Через культуру и социальный опыт природно-биологические потребности и способности очеловечиваются. Так формируются и эстетические чувства, которые есть сугубо духовное порождение, означающее определённый уровень социализации индивида, возвышения его потребностей до истинно человеческих («сверхчеловеческих» – по Ницше).

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 397.