ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. К педагогической деятельности применимы все основные понятия, однако, отдельные из них особо значимы: профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

Понятие профессионального педагогического долга представляет собой одну из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются наиболее общие представления о совокупности требований, норм и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности преподавателя, к выполнению им профессиональных обязанностей. Они включают представления о том, как ему следует осуществлять определенные трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с учениками, коллегами по работе, глубоко осознавать свое отношение к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом. В понятии профессионального долга уже запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к постоянному пополнению багажа своих профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к обучаемым. Следуя требованиям педагогического долга учитель, преподаватель обязан на протяжении всей своей активной трудовой деятельности непрерывно заниматься своим самообразованием и самовоспитанием и стремиться к самосовершенствованию.

Как уже известно, справедливость в этике характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями. Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его моральной воспитанности, культуры (доброты, принципиальности, человечности), проявляющейся в его оценках поступков и поведения обучаемых, их отношения к учебе, характера и результатов учебно-познавательной деятельности. Справедливость – это нравственное качество учителя и оценка мер его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом.

Специфика педагогической справедливости заключается в том, что оценка действия и ответная реакция на нее находятся у педагога и учащихся на разных уровнях нравственной зрелости; в том, что общей моральной оценке подвергается взаимодействие сторон с неравной самозащитой; наконец в том, что педагогически необходимое, запрограммированное педагогом, может не осознаваться учениками. Педагогическая справедливость требует подходить к оценке учебы каждого школьника не формально, а с учетом его способностей и личностных особенностей. Безразличие и формализм не только не стимулируют учащихся на дальнейшее усвоение изучаемого материала, но и нарушает принцип педагогической справедливости.

Профессиональная честь в педагогике выражает понятие, характеризующее не только осознание преподавателем значимости и роли своей деятельности и свое личности, но и общественное признание, общественное уважение его профессиональных и моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчетливо. Если учителем в своем поведении и межличностных отношениях нарушаются правила, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь преподавателя - общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального педагогического долга.

Наконец, педагогический авторитет учителя – это его моральный статус в коллективе учащихся и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый учитель регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки учителя. Его уровень определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе.

 

 

…………………………….

 

 

Лекция 3

Дата: 2019-02-02, просмотров: 346.