Детская игрушка: какой ей быть?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

– Какую игрушку ты хотел бы, чтобы тебе подарили?

Ø Куклу – робота, которая будет танцевать. Мы с ней бы играли, когда мне будет скучно.

Ø Гоночную машину с пультом управления.

Ø Фею, которая красивая и волшебства умеет делать.

(Из беседы с шестилетними дошкольниками.)

v Кукла для ребенка не вещь, а скорее личность

Мы уже не первый раз упоминаем об игрушке, поскольку невозможно «отсечь», отделить ее от детской игры – она ее непременный спутник. Но мы не могли не уделить ей и особого внимания, осознавая чрезвычайно важную роль игрушки не только в становлении игровой деятельности ребенка, но и в развитии его психики. «Замолвить слово» вначале хотелось бы о кукле – как правило, основной, любимейшей игрушке ребенка, воплощающей в себе образ человека.

«Маленькую принцессу» Ф. Бернетта, приобретенную на книжной выставке-ярмарке, я «проглотила» за ночь[61]. Уже давно так не захватывала, не увлекала художественная литература, как эта книга, судьба Сары – маленькой ее героини. Особенно тронули описанные в ней чувства девочки – зарождающиеся и развивающиеся с окружающимися, – не только с людьми, но и с куклой Эмили. Ее, расставаясь с дочкой, капитан Кру приобрел для Сары. Точнее – они вместе ее отыскали. Вот несколько фрагментов из книги об этом:

«… – Кто это Эмили? – Кто это, Эмили ? - спросила мисс Минчин.

– Расскажи мисс Минчин, Сара, - произнёс капитан Кру с улыбкой.

Зеленовато-серые глаза потеплели, и Сара без тени улыбки ответила:

– Это кукла, которой у меня ещё нет. Папа обещал мне её купить. Мы вместе поедем её искать. Я назвала её Эмили. Она будет мне другом, когда папа уедет. Я буду с ней говорить о нём.

… И наконец они нашли Эмили. Но прежде, чем они её обнаружили, им пришлось посетить мно­жество игрушечных магазинов и пересмотреть множество кукол.

– Я хочу, чтобы она не была похожа на куклу, - говорила Сара. - Я хочу, чтобы у неё был такой вид, будто она меня слушает, когда я с ней говорю. Горе в том, папочка, что куклы... - тут Сара наклонила голову и подумала, - горе в том, что у кукол всегда такой вид, будто они ничего не слышат.

Они пересмотрели множество кукол – больших и маленьких, с чёрными глазами и с голубыми, с каштановыми кудрями и золотыми косами, одетых и неодетых.

– Понимаешь, – говорила Сара, разглядывая куклу, на которой не было никаких одежд. – Если я найду Эмили, а она будет неодета, мы можем отвезти её к портнихе и закажем ей платья. Они будут лучше сидеть, если будут сшиты по мерке.

Два или три магазина они миновали, даже не заходя внутрь; наконец, когда они приблизились к небольшой игрушечной лавке, Сара вдруг вздрог­нула и схватила отца за руку.

– О, папочка! – вскричала она. – Вон Эмили! Щёки у неё зарделись, а в зеленовато-серых глазах появилось такое выражение, будто она узнала кого-то давно знакомого и любимого.

– А ведь она нас ждёт! – сказала Сара. – Пойдём же к ней!

– Вот незадача! - воскликнул капитан Кру. - Что же делать ? Надо, чтобы кто-то нас представил.

– Ничего, – отвечала Сара, – ты представишь меня, а я – тебя. Знаешь, я её тотчас узнала – может, и она меня тоже.

Возможно, так оно и было. Во всяком случае, когда Сара взяла Эмили в руки, глаза у той гля­дели на удивление умно. Это была большая кукла, но не настолько, чтобы её было неудобно носить; длинные, по пояс, золотисто-каштановые волосы у неё вились, а глаза были ясные, серо-голубые с шелковистыми густыми ресницами, настоящими, а не нарисованными.

– Да, папочка, это она, – произнесла Сара, сажая куклу себе на колени и вглядываясь ей в лицо. – Это и вправду Эмили.

– Мне бы хотелось, чтобы она всегда выглядела так, будто мама у неё очень заботливая, - говорила Сара. - Я буду ей мамой, хотя и хочу, чтобы она была мне подругой.

… Утром она долго рассказыва­ла Эмили об отце.

– Он теперь в море, Эмили, – говорила она. – А мы должны дружить и всё друг другу рассказывать. Посмотри-ка на меня, Эмили. Какие у тебя глаза красивые! Просто прелесть! Жаль только, что ты не умеешь говорить.

Сара любила фантазировать и вечно выдумывала всякие причудливые истории. Ей было бы большим утешением думать, будто Эмили живая и всё слышит и понимает.

Когда Мариэтт одела девочку в тёмно-синее форменное платье и завязала волосы тёмно-синей лентой, она подошла к Эмили, сидевшей в своём креслице, и вручила ей книгу.

– На-ка, почитай это, пока меня не будет, – сказала она.

Увидав, что Мариэтт с любопытством смотрит на неё, она серьёзно пояснила:

– Куклы много чего умеют, только мы об этом не догадываемся. Я это твёрдо знаю. Может быть, Эмили и правда умеет читать, говорить и ходить, но делает это только тогда, когда в комнате никого нет. Это её тайна. Ведь если бы люди узнали, что куклы многое умеют, они бы заставили их работать. Может быть, поэтому куклы и дали друг другу клятву хранить тайну. Если Вы останетесь в комнате, Эмили будет просто сидеть с широко открытыми глазами. Однако если Вы уйдёте, она станет читать или, может, смотреть в окошко. Но только услышит, что кто-то возвращается, тотчас прибежит, прыгнет в своё креслице и сделает вид, что так там и сидела всё время…»[62].

Эти трогательные, удивительные отношения Маленькой принцессы с любимой куклой, описанные известной американской писательницей, напомнили о другой, хорошо знакомой мне кукле и ее хозяйке.

Маше 5 лет. 1 мес. Вчера ходили с ней в музей природы. С собой она решила взять куклу Анечку. К этой небольшой кукле с выразительными глазами и светлыми волосами она питает особые чувства: чаще других игрушек берет ее на ручки, когда смотрит мультфильмы, слушает сказки, укладывает ее в свою постель, когда ложится спать. Собираясь в дорогу, она решила укутать Аню в платочек. Легкий, красивый платочек оказался мал для этого. Маша стала искать платок «побольше и потеплее». Пришлось помочь. Куклу несла на ручках всю дорогу, особенно часто на нее поглядывала, когда уже от метро подходили к музею. А потом говорит: «Ты, может быть, не знаешь, бабушка, – у нее есть кровь. Куклы ночью не спят, они даже бал могут устроить. Это только не все знают». И еще крепче прижала к себе Анечку». (Из дневника Е.А. Панько.)

Приглядитесь повнимательнее к своим малышам. Вы также убедитесь: кукла и сегодня для ребенка намного больше, чем вещь; скорее личность, особое одухотворенное существо, которое может облегчить, «смягчить» переживания опасности, одиночества, другие негативные состояния, дать ему возможность ощутить свою нужность, самостоятельность. В дошкольном возрасте куклы часто становятся партнерами по общению, по жизни, рядом с которыми ребенку не страшно, он чувствует себя защищенным. Такую функцию (партнера по взаимодействию, друга), кстати, у ребенка могут выполнять и другие образные игрушки (Мишка, Заяц, Слоник и др.). И далеко не всегда самые новые, красочные и нарядные. Бывает порой и так: вы купили ребенку новую игрушку (куклу, обезьянку, котика), а он по-прежнему тянется к старой, которая, на ваш взгляд, уже «потеряла вид». И не стоит этому удивляться, переубеждать малыша. Он предпочитает ту игрушку, к которой уже привязан, которая его «понимает» и уже не раз «выручала», «успокаивала», когда ему было плохо, другие не понимали. Это его право, которое будем уважать.

v Влияние игрушки может быть разным: есть основания для беспокойства

Та чрезвычайно важная роль, которую выполняет игрушка (особенно образная) обязывает с особой ответственностью, вниманием отнестись к ней взрослых, связанных с миром детства, игровыми технологиями.

Любимая игрушка (в том числе – образная), несет на себе отпечаток той эпохи, в которой она сделана, достижений игровых технологий того времени, мировоззрения, вкуса людей, ее сделавших. И, естественно, восприятие игрушек, действия, взаимодействия с ними сказываются на складывающейся у ребенка внутренней картине мира, способствуют формированию в сознании определенных социально-бытовых представлений, оказывают влияние на его социализацию, освоение им различных моделей поведения и др.

Образная игрушка, одушевленная ребенком, как правило, выступает своеобразным психологическим орудием. Она становится нередко объектом идентификации для малыша – бессознательно он принимает на себя выражение лица, позу, характер кукольного персонажа. Образная игрушка может тем самым «задавать» определенные ценностные ориентиры, этические и эстетические представления. И не случайно первый шаг психолого-педагогической экспертизы образных игрушек – оценка этических и эстетических качеств игрушек («эстетико-эстетический фильтр»). Дегуманизация образа игрушек (акцент на уродствах, утрирование злобности в выражении лица и т.п.) может оказать негативное влияние на эмоционально-личностное развитие дошкольника. Дело в том, что дети, действуя с куклой, как бы «впитывают» те ее качества, которые наиболее внешне выражены. И если в игрушке заложены агрессивность, самодовольство, манерность (а для современных кукол это – не редкость), то существует немалая вероятность, что со временем они могут стать качествами самого ребенка.

Особую опасность, по мнению психологов, утрированные, характерные игрушки с такими дегуманистическими качествами представляют для младших дошкольников. Дело в том, что в этом возрасте дети еще не могут отстраниться от того, во что они играют, и как следствие – вовлекаясь в игру, сливаются с ней и «переносят» на себя характер своих игрушек. В младшем же школьном возрасте картина несколько иная – к этому времени у ребенка складывается относительно устойчивый образ человека, представления о «хорошем и плохом», «красивом и некрасивом». Это дает ребенку возможность воспринимать, понять и оценить карикатурность куклы, не перенося при этом ее черты на себя [76 др.].

Не без основания все большее число детских психологов и педагогов (особенно в последнее десятилетие) выражает обеспокоенность этой важной проблемой – созданием игрушек и игр для современных детей. В числе таковых и доктор психологических наук Вера Васильевна Абраменкова. В своей книге, посвященной игрушке и антиигрушке, известный детский психолог раскрывает опасные, с ее точки зрения, тенденции, «болевые точки» в этом вопросе. Вот некоторые из них: вестернизация как ориентация на западные ценности, за которыми стоит культ силы, экспансии, агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни и ориентацией на инокультурные (прежде всего американские) образцы поведения, эстетические эталоны, псевдоэтические нормы и пр.; тенденция к сексуализации детского сознания как активного формирования циничного отношения к интимной стороне жизни взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса (куклы типа Барби, куклы с аксессуарами путан и т.д.); тенденция к дегуманизации детского сознания (куклы-монстры, «чертики» и пр.); меркантилизация детского сознания, выражающаяся в преувеличенном внимании к деньгам, желании в будущем заниматься только бизнесом (в том числе и незаконным); тенденция к танатизации (тяга к мотивам смерти, гибели всего живого на земле) другие[63].

v Как ориентироваться в мире разных игрушек

В связи с большим разнообразием в настоящее время игрушек и игрового материала как отечественного, так и зарубежного производства есть необходимость ориентироваться в нем – понимания, что эти игрушки и материалы могут дать для развития ребенка, обеспечения воспитательно-образовательного процесса на этапе дошкольного возраста. Такая ориентировка необходима всем взрослым, имеющим отношение к детству, воспитанию и обучению в младшем возрасте, особенно же – педагогам и родителям.

Хочется надеяться, что ориентировке в современном мире игрушек будет содействовать и знание критериев, которыми пользуются педагоги-теоретики образования для оценки игрушек. Таких критериев немало. К числу же традиционных, фундаментальных критериев игрушек относят следующие:

1) детям следует иметь доступ только к ограниченному числу игрушек очень хорошего качества. Избыток игрушек – скорее беда, чем благо;

2) игрушка должна быть простой по дизайну и по действию, только тогда ребенок может в полной мере развивать воображение и самостоятельность. Многие коммерческие игрушки чересчур реалистичны и сложны, чтобы дети могли с ними играть;

3) лучший вид игрушки – это тот, который дети и родители могут создать сами.

Последний критерий хочется выделить особо. И ранее проявляющаяся (особенно у родителей) тенденция доставить ребенку радость, купив ему дорогую игрушку, в настоящее время наблюдается все чаще. А между тем, как подметил еще один из основателей педагогической психологии П.Ф. Каптерев, ребенок ценит игрушку не с той точки зрения, с которой ее ценим мы, взрослые: ему в игрушке дороги побуждения, толчки и гибкий материал для выражения своих замыслов.

Немало интересных и забавных игрушек, поделок можно сделать самим – совместно со своими детьми, одновременно «зарядившись» при этом радостью общения.

В настоящее время предпринимаются попытки построения новых критериев экспертизы, оценок игрушек. Назовем некоторые критерии, на которые обращают внимание современные психологи детства, специалисты в области игры:

ü возможность с помощью игрушки освоить действие, развивающее ребенка в соответствии с задачами возраста. Цель осваиваемого в игре действия должна соответствовать задачам возраста. Каждый возрастной этап имеет свой спектр задач, которые должны решаться за счет правильно организованного подбора игрушек и игровой деятельности с ними;

ü игрушка должна способствовать образованию и развитию ребенка, «приносить пользу» для его будущего и в то же время быть привлекательной, доставлять ему удовольствие в настоящий момент. Привлекательность игрушки как соответствие интересам и смыслам самого ребенка – именно это и делает ее игровым материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребенка.

Помимо сенсорной привлекательности, игрушка может стать привлекательной для ребенка из-за ее связи со взрослым, который показывает ребенку, как можно играть с ней, как бы «распредмечивает», «распаковывает» действия, заложенные в игрушке, делает их осмысленными и понятными. При оценке привлекательности игрушки следует учитывать и ее современность и популярность в детской субкультуре;

ü игрушка должна содержать ориентировку, необходимую для самостоятельного выполнения ребенком тех действий, задач, которые запрограммированы в ней; ориентировка должна быть попыткой к адекватной цели действия (ради чего игрушка сделана);

ü доступность игрушки для осуществления игровых (операциональных) действий (прочность, качество изготовления, вес, размер игрушки);

ü игрушка должна открывать возможность для творческой, осмысленной активности самого ребенка, допускать вариативность действий и другие [77 и др.].

Особо хотелось бы остановиться на критериях в оценке образной игрушки, точнее дополнить их. К числу значимых критериев оценки таких игрушек все чаще относят и ее возможности для полноценной игры ребенка в любых ее формах (ролевой, режиссерской, драматизации). Далеко не всякая игрушка обладает такими возможностями. Только открытость образа, т.е. возможность взять на себя различные переживания и эмоции, возможность совершать в руках ребенка разнообразные действия может сделать игрушку средствами игры, а тем самым – психического развития. Если же в игрушке присутствуют четко фиксированные движения и звуки (что, заметим, характерно для современных интерактивных образных игрушек), то происходит, как показывают специальные исследования (Е.О. Смирнова, И.В. Филлипова и др.), торможение не только воображения ребенка, но и его внутренней психической жизни в целом. Важно, считают психологи, чтобы в игрушке гармонично сочетались условность и реалистичность образа, чтобы она позволяла вкладывать ребенку в нее свой внутренний мир, свою фантазию [76].

При выборе игрушек (их покупке) следует обратить внимание и на фактуру материала, из которого она создана. Ребенку не безразлично, из чего сделан его зайка, слон, обезьянка… Он предпочитает образные игрушки из мягкого, пушистого материала. Такие игрушки скорее и чаще, нежели изготовленные из холодных и шершавых материалов, вызывают у ребенка теплые чувства, становятся его любимыми игрушками (но они тоже нуждаются в гигиенической обработке).

Значимы и другие качества игрушки: размер, пропорции игрушки, ее цвет… Глубокий исследователь детской игрушки В.С. Мухина, обращая специальное внимание на величину детских игрушек, отмечает: большие куклы и игрушечные звери дистанцируют ребенка, давят на него своей величественностью и ставят в позицию зависимости. Вместе с тем, большая кукла для «любования» вызывает и сильное восхищение, и отношение на «вы». Куклы и зверюшки значительно меньшего размера, чем сам ребенок, придают ему уверенность и позволяют занять позицию над этими игрушками. Совсем маленькие куколки и зверюшки умиляют ребенка и вызывают отношение нежного покровительства [56].

Разработкой критериев оценки детской игрушки озабочены и белорусские специалисты в области детства, игрушки. Вот некоторые критерии, которыми, в частности, пользуются они в ходе экспертизы детских игр и игрушек, проводимой регулярно в течение вот уже нескольких лет экспертным советом по игре и игрушке при Национальном институте образования (Республика Беларусь, г. Минск):

ü гуманистическая направленность игрушки; определяется с точки зрения ее содействия развитию ребенка в зоне его актуального и ближайшего развития: «приносить пользу для его будущего и доставлять удовольствие в настоящий момент», соответствовать интересам и смыслам самого ребенка. Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и, по возможности, вызывать гуманные чувства. Игрушка не должна быть слишком сложной для ребенка (это может вызвать отрицательные чувства – неумелости, некомпетентности), и в то же время, предполагать определенные усилия ребенка, поиск самостоятельных решений;

ü полифункциональность игрушки; рассматривается с точки зрения возможности использования ее для творческой, осмысленной активности самого ребенка, вариативного применения в различных видах детской деятельности и в соответствии с задачами каждого возрастного периода;

ü дидактическая ценность игрушки; определяется с точки зрения рассмотрения ее как средства развития ребенка. Игрушка как посредник между ребенком и культурой и как средство его развития должна обеспечивать освоение новых умственных действий, содействовать развитию психических процессов и личностных качеств, соответствующих возрасту ребенка, и в тоже время, давать простор активным, осмысленным игровым действиям; игрушка не должна быть натуралистичной и в точности повторять реальность, вместе с тем она должна давать детям адекватные представления о существующих в природе цветах, формах, размерах и пр.;

ü эстетическая ценность игрушки рассматривается с точки зрения ее как средства художественно-эстетического развития ребёнка, приобщения его к миру искусства. Значимыми характеристиками игрушек являются сенсорная, перцептивная привлекательность, связанная с внешними, физическими качествами (яркие краски, звучание, сложность формы, выразительность образа и пр.).

Критерии несоответствия игр и игрушек психолого-педагогическим требованиям включают характеристики, указывающие на угрозу безопасности ребёнка, возможность негативного влияния на его физическое и психологическое здоровье (эмоциональное благополучие, внутренний, душевный комфорт). Недопустимым является наличие в игрушке качеств, стимулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличие, объектное отношение к живому и т.д.; оскорбляющих человеческое достоинство; способствующих развитию противоправных наклонностей у детей; вызывающих пренебрежительное или негативное отношение к лицам с особенностями психофизического развития; стимулирующих нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящих за компетенцию детского возраста.

Опора на эти критерии дает свои плоды. К числу таковых, думается, можно отнести и то, что путь к производству, к детям нескольким игрушкам, не отвечающим этим требованиям, способным (с большой вероятностью) оказать негативное влияние на детскую психику, приостановлен. Примечательно и то, что меняется отношение самих производителей к созданию детских игрушек. Все чаще в последнее время ими проявляется инициатива в сотрудничестве с учеными, педагогами, психологами, методистами на этапе создания игрушек, предваряющем экспертизу…

v Заслуживают сегодня специального внимания

Мы говорили преимущественно об образной игрушке. Однако немало полезного для развития ребенка могут дать и другие виды игрушек, например, спортивные (мячи, кегли, скакалки, шашки, шахматы и др.), музыкальные (колокольчики, барабан, бубен, металлофон и др.), настольно-печатные и др.

Ценность их возрастает, когда они используются в совместной деятельности детей в дошкольном возрасте, с другими членами семейного коллектива (в семейном шахматном турнире, семейном оркестре, вечерах-развлечениях и т.д.).

Следует учесть и высокий развивающий потенциал полифункциональных игрушек (в их числе – наборы Лего и Плеймобиль, белорусский конструктор «Полесье», включающие не только детали для конструирования, но и разные фигуры людей, животных). Такие игрушки хороши тем, что создают благоприятные условия не только для развития моторики ребенка, но и для его социального мышления (L. Bery и др.)

Настоящее время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, которые вмешиваются во все сферы жизни общества и виды деятельности людей, в том числе – образование, даже на самых первых его ступенях. И не обойти стороной сегодня в разговоре об игре и игрушках компьютерные игры и развивающие компьютерные программы, адресованные детям младшего возраста.

Применение информационных технологий в дошкольном образовании началось с середины 80-х годов ХХ века. Число их сегодня быстро растет; изменяется и отношение к ним. Всё возрастает количество педагогов, родителей, стремящихся использовать (и уже широко использующих) компьютерные игры для амплификации (обогащения) интеллектуального и эмоционального развития детей. Такие игры могут выступать своеобразным интеллектуальным катализатором развития творческих способностей, оказывать благоприятное влияние на формирование математических и конструктивных способностей детей, концентрацию внимания, развитие моторных и перцептивных навыков и т.д. Компьютерные игры сегодня используются в образовательном процессе не только в начальной школе, но и в детском саду наравне с традиционными средствами развития, обучения и воспитания. Однако компьютерная игра, считают специалисты (и мы присоединяемся к ним) при этом не может заменить сюжетно-ролевую игру, конструирование, художественную и другие виды детской деятельности.

Сегодня спектр таких игр уже достаточно велик, но далеко не все имеющиеся компьютерные игры целесообразно рекомендовать к применению в образовательном процессе с младшими детьми, к использованию в семье. Специальный анализ таких игр выявил ряд ошибок, допускаемых разработчиками компьютерных игр для детей, которые следует учитывать при приобретении, использовании такого рода обучающей продукции, создании новых её вариантов.[64]

Назовем наиболее часто встречающиеся. Как известно, введение в образовательную среду компьютерной игры рекомендуется не ранее, чем с пяти лет. Однако компьютерная продукция, широко представленная на рынке, занижает этот показатель, предлагая игры для более младшего возраста. Нередко для получения желаемого результата программа требует от ребенка проявления способности, не свойственной данному возрасту. Так во многих играх завышен показатель скорости реакции, ожидаемой от игрока данного возраста, что может привести ребенка к повышенной нервозности. Сами игры не всегда дают развивающий эффект. Большинство из них исключает помощь в исправлении ошибок и тем самым лишает ребенка возможности самостоятельно корректировать свою деятельность. Многие компьютерные игры чисто коммерческого плана, развлекательные, не отвечающие психолого-педагогическим требованиям, могут нанести (и наносят!) вред ребенку (не предусматривают интеллектуальные задачи, актуализируют соревновательные мотивы, рассчитаны на внешний эффект, пропагандируют агрессивность и др.). Нередко такие программы (созданные с позиции максимального удобства и легкости), предлагают ребенку мир, в котором можно всё, в котором «всё дозволено», нет запретов и табу. Такого рода особенности развлекательных компьютерных программ, игр могут способствовать формированию склонности к зависимости, так как, попадая в такой мир, ребенок чувствует себя свободно, легко, более защищенным.

По мнению психологов и физиологов, детей дошкольного возраста наиболее целесообразно приобщать к работе на компьютере с помощью программ, содержащих набор интерактивных развивающих и обучающих заданий. Затягивающие, азартные сюжеты вредны для младших детей. Прислушаемся к мнению специалистов: эффективность КРП при достижении поставленной развивающей задачи должна быть выше, чем при использовании традиционных средств развития и обучения. Только в таком случае использование компьютера в дошкольном возрасте как средства развития может быть оправданным, так как работа на компьютере связана с большим количеством рисков для психического и физического развития ребенка.

v Об игрушках для самых маленьких

Учет возрастных особенностей детей при выборе игрушек значим, конечно же, не только в дошкольном возрасте. Ведь в игрушках и играх нуждается и малютка, ребенок раннего возраста. В числе самых первых игрушек, которые помогают ребенку познать окружающий мир, такие универсальные игрушки, как погремушки, игрушки-пищалки, свистульки… С помощью игрушек удается развлечь, позабавить малютку. Для нее хороши яркие игрушки, радующие цветом, привлекающие формой, при этом безопасные, удобные для захватывания. Важно, чтобы предлагаемые в этот период ребенку игрушки, его действия с ними были бы способны «задействовать» как можно более широкий круг органов чувств (зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса и др.) малышки.

Позже, в раннем возрасте, для нормального развития важно, чтобы в «игрушечном багаже» ребенка были игрушки для игр с водой и с песком, машинка, воздушные шары, корзинка, игрушки аутодидактические (для самообучения), набор матрешек, грибки, пирамидки и другие[65]. Играя с ними, используя их в процессе открытия нового для себя мира, ребенок теперь не только развивает свою сенсомоторную сферу, память, наглядно-действенное мышление; он познает и назначение, функцию предмета (в чем ему помогает, конечно, взрослый), свои возможности, утверждает свою «самость».

v Еще об одной типологии современных игрушек

Так какой же должна быть игрушка для ребенка? На какой из них остановиться при выборе ее для своих дочки? сына? внуков? О приобретении каких игрушек в группу детского сада прежде всего позаботиться педагогу?

Пытаясь найти ответы на эти вопросы (скорее подходы к ним), мы обращались пока преимущественно к психологам и педагогам, их позициям, исследованиям в области игрушки. Однако, думается, в поисках таковых и мнения представителей других специальностей об игрушке будут полезны, могут пригодиться. В числе таких специалистов – психотерапевты, для которых проблема игры и игрушки также актуальна. Небезынтересной нам показалась, например, одна из последних предлагаемых ими типологий современных детских игрушек (А.В. Локтионовой):

1. Игрушки, обладающие возможностями быть «переходным объектом», включают следующие подтипы:

1.1. Игрушки защитники-успокоители. К их числу относятся большие плюшевые медведи, добрые львы, мягкие тигры, большие собаки и даже (иногда) плюшевые крокодилы. Их можно обнять, прижаться к ним; всем своим обликом и позой они излучают спокойствие, силу, уверенность и, как взрослые, дают опору и защиту.

1.2. Игрушки-утешители. Это могут быть как игрушки-защитники, так и мягкие большие игрушки с особенно внимательным, дружелюбным и заботливым выражением физиономии. Зайцы, тюлени, плюшевые коровы, собачки, бобры и белки и т.д. Ребенок чувствует, что они принимают и понимают его, сочувствуют ему, они – не взрослые, не большие, они – такие же, как и он.

2. Игрушки, выполняющие символическую функцию, делятся на следующие категории:

2.1. Игрушки для идентификации в ролевой игре. В этих игрушках ребенок узнает себя, примеряет себя к ним, в них играет. Однако они не сопровождают ребенка в трудных ситуациях и не вступают в диалог. Это принцессы, с красотой которых можно идентифицироваться, это «Настоящая Барби», а также сильные герои – такие, как «Человек-паук», «Бэтмэн», «Супермен» или «Разбойник». Сюда можно отнести и игрушки, представляющие героев любимых книг и мультфильмов, а также их костюмы, которые можно надеть, чтобы на время «стать» этими героями. Оживляя и вчувствуясь в присущие данным персонажам качества, ребенок оживляет и ощущает эти качества и в самом себе, проигрывает их, проживает, примеривается к ним: «Как это мне?», «Мое – не мое?». Это могут быть и игрушки из перечисленных выше групп. Сюда же относится огромное многообразие игрушек, на которые можно легко проецировать как собственные достоинства, так и недостатки.

2.2. Игрушки для проявления заботы. Эта группа пересекается с группой игрушек для идентификации, но особенно сюда относятся «голыши» и «пупсики». Играя в них, ребенок идентифицируется с компетентным, сильным, заботящимся взрослым. Психологическая и гармонизирующая функция этой игрушки и состоит в том, чтобы дать ребенку пережить в чистом виде чувство заботы о другом и испытать первый опыт эмпатического понимания.

2.3. Агрессивные игрушки, способствующие канонализации агрессии, освоению социальных норм обращения с агрессией, а также отреагированию других негативных чувств:

а) игрушки-страшилки (их функция – справляться со своим страхом, испытывая удовольствие от испуга окружающих),

б) игрушечное оружие и доспехи,

в) негативные персонажи и полиция (как модель структурированной и структурирующей силы).

2.4. Агрессивные игрушки для символизации негативных чувств. Они служат выражению агрессии, как на кого-то, так и на саму игрушку без страха наказания: ведь она же – плохая, злая и опасная. В числе таковых зубастый волк, крокодил, Баба-Яга (в некоторых вариациях она может быть отнесена и к символическим игрушкам). Главная особенность агрессивной игрушки заключается в том, что она должна однозначно выражать агрессию и быть предназначенной для ответного нападения.

2.5. Игрушки-сувениры и талисманы. Как правило, это маленькая выразительная игрушка, подаренная любящим и понимающим взрослым или вымененная у друга.

3. Игрушки, обладающие свойствами объекта-посредника.

3.1. Игрушки, рассчитанные на создание социально-культурных ситуаций и овладение социальными ролями и выступающие как инструмент социализации. Это: а) мелкие куклы, представляющие семью, солдатики, ролевые персонажи (милиционер, водители транспорта, врач, продавец, футболисты), а также предметы, помогающие ребенку войти в социальную роль – посуда, транспорт, аптечка, шприцы, игрушечная мебель, предметы кухонного обихода, домик и т.д; б) различного рода конструкторы. Их цель – тренировка внимания и пространственного мышления, моторики рук, но также они могут имитировать сюжеты из социальной жизни (например, Лего).

4. Игрушки-однодневки, игрушечный мусор.

Они затем и придуманы взрослыми, чтобы на время и недорого занять ребенка, переключить его внимание, играя на потребности в новых впечатлениях. Это механизированные пластмассовые игрушки, которые легко ломаются, или заводные, или стереотипные мягкие игрушки, подобные тем, которые кучами навалены в детских игровых автоматах. Они не дают развиться любви к этой вещи и ведут к развитию потребительских тенденций в детях

5. Игрушки для коллекционирования.

К ним относятся, например, фарфоровые куклы, в которые нельзя играть, потому что они легко бьются; модели машинок, игрушки из киндер-сюрпризов, обычные игрушки, превращенные в часть коллекции. Они выпускаются сериями. В них нельзя играть, но ими можно и интересно обладать серией всех вариаций. Часто такими игрушками становятся Барби всех видов (например, сказочные героини-принцессы из Диснеевских мультфильмов)[66].

Как нетрудно заметить, основным критерием представленной выше классификации детских игрушек выступают функции, предназначение конкретной игрушки. В чем-то воплощенные здесь взгляды на игрушку созвучны, «пересекаются» и со взглядами детских психологов на игрушки; но присутствует в них и иное отношение к игрушке (прежде всего к агрессивной). Занимая позицию легитимизации таких игр, автор данной типологии (сторонник психоанализа), вместе с тем указывает и на такой критерий оценки детской игрушки: она не должна вызывать чрезмерной стимуляции сферы влечений (в частности – агрессивного влечения). Учитывая возможности деструктивного, негативного воздействия агрессивных игрушек на ребенка, он (автор) настаивает на том, чтобы в такого рода игрушки ребенок играл только при участии, присутствии взрослого, который является носителем и проводником безусловных человеческих ценностей.

И в таком подходе есть логика. И он имеет право на жизнь …

v С какими игрушками играют дети дома

Мы вели разговор о критериях, значимых при выборе игрушек, о видах игрушек. А с какими игрушками сегодня играют наши дети, на что ориентируются при их покупке родители современных дошкольников?

Обратимся вновь к результатам опроса родителей. Согласно ему, при покупке игрушки своему сыну (дочке) они руководствуется прежде всего интересами ребенка, развивающим эффектом игрушки, ее ценой, полом своего малыша. Приведем пример одного из типичных ответов родителей.

«Конечно, при покупке игрушек мы учитываем желания ребенка. Но все же стараемся не баловать ребенка, чтобы он ценил и бережно относился к игрушкам».

Примечателен тот факт, что многие из опрошенных нами родителей избегают покупки детям игрушек-монстров, считая их бессмысленными и не эстетичными. Характерной тенденцией для современного поколения детей является их возросший интерес к игрушкам, отражающий образы героев из любимых мультфильмов («Алеша Попович», «Мадагаскар», «Чип и Дейл» и т.д.), которые и приобретают родители для своих детей.

Ответы родителей на вопрос: «С какими игрушками любят играть дети дома?» имели выраженную «привязанность» к полу ребенка. Характеризуя домашний набор игрушек девочек младшего дошкольного возраста, родители назвали преимущественно образные игрушки (животные, куклы, веселые человечки), бытовые игрушки (мебель, посуда), игровые наборы для сюжетных игр (в магазин, парикмахерскую) – также часто; несколько реже – настольно-печатные (лото, домино), дидактические (кубики, пирамидки, вкладыши), музыкальные, заводные.

Многие родители девочек 5-6–летнего возраста в своих ответах признали, что их дети любят играть с образными, бытовыми игрушками, дидактическими, настольно-печатными играми, указали также на компьютерные, на музыкальные, некоторые – на электронные (в частности – «тамагочи») игрушки. По данным опроса у мальчиков младшего дошкольного возраста среди «любимых» игрушек – строительные наборы, конструкторы, лего-наборы и военные игрушки, бытовые и технические игрушки (машины, паровозы), далее – дидактические, настольно-печатные, компьютерные, музыкальные игрушки. Мальчики 5-6 лет, как отмечают многие родители, предпочитают играть с компьютерными, техническими (машины, паровозы) игрушками, с конструкторами, любят также военные (автоматы, пистолеты, танки) и дидактические игрушки. Еще реже в числе «любимых» детьми этого возраста указывались – образные, электронные (тетрис), музыкальные и игрушки-монстры.

Во многих семьях есть и игрушки, сделанные самими родителями (например, большой игрушечный дом, мамами сшитые куклы, мягкие игрушки, папой сконструированный самолет). На вопрос, проявляет ли ребенок интерес к созданию игрушек-самоделок, 73% родителей ответили утвердительно, 27% - отрицательно. Одна мама пишет: «Ксеня сама рисует и вырезает себе кукол для игры, иногда просит меня помочь нарисовать кукле красивое платье. А недавно Ксюша стала делать из спичечных коробков мебель в кукольный дом. Говорит, что в садике воспитательница их научила». Папа Игоря делится: «Недавно смастерили с сыном самолет из бумаги по специальной схеме, два вечера над ним старались, лаком покрыли. Теперь это любимая игрушка сына, всем её показывает».

Некоторые родители приобретают бумажные театры с целью создания игрушек для него с детьми. Опрос выявил и родителей, которые не осознают влияние игрушки-самоделки на развитие ребенка, у отдельных – пренебрежительное к ним отношение: «Мой ребенок не имеет необходимости в игрушках-самоделках, у него достаточно и купленных игрушек». Одна мама призналась: «Нет, мой ребенок не проявляет интерес к игрушкам-самоделкам. Упущение родителей – признаем свою вину».

… Игрушка… Как много она значит для ребенка! Но не только для него. Не без основания ряд психологов сегодня рассматривают игрушку как своеобразный язык детства, способный обозначить языковой мост между детьми, как «машину времени», которая позволяет ребенку стать взрослым, а взрослым – вернуться в детство [74]. Вот бы овладеть ею!

 



Литература

1. Абраменкова, В.В. Во что играют Наши дети? Игрушка и АНТИигрушка / В. Абраменкова. – М., 2006.

2. Абраменкова, В.В. Игра формирует душу ребенка / В.В. Абраменкова // Мир психологии. – 1998. – №4. – С. 74–81.

3. Авдулова, Т.П. Игра : ее развитие на современном этапе / Т. Авдулова // Дошкольное воспитание. – 2008. – №8. – С. 28–33.

4. Алешина, И.Н. Влияние игрушки на психику ребенка : история вопроса / И.Н. Алешина // Психолог в детском саду. – 2009. – №1. – С. 39–45.

5. Аллан, Д. Ландшафты детской души / Д. Аллан ; пер. с англ. – СПб., 1998.

6. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой : О психолого-педагогических возможностях игр / Н.П. Аникеева. – Новосибирск, 1994.

7. Антонова, Ю.А. Игры для всей семьи, или Долой скуку / Ю.А. Антонова. – М., 2006.

8. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин ; под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. – М., 1968.

9. Баева, Л. Сюжетно-ролевые игры детей в дошкольных учреждениях Англии / Л. Баева // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 1. – С. 65–70.

10. Башлакова, Л.Н. Психологические занятия-тренинги в детском саду / Л.Н. Башлакова, Л.А. Мартынова. – Мн., 2004.

11. Бендас, Т.В. Гендерная психология : учеб. пособие / Т.В. Бендас. – СПб., 2007.

12. Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр : учеб.-метод. пособие / В.М. Букатов. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2003.

13. Васильева, О.К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников / О.К. Васильева. – СПб., 2003.

14. Венгер, Л.А. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе / Л.А. Венгер // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях ; под ред. М.А. Васильевой. – М., 1986.

15. Воспитание дошкольников в игре / сост. А.Е. Бондаренко, А.И. Матусик. – М., 1983.

16. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. – М., 1991.

17. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2006.

18. Грабенко, Т.М. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.. – СПб., 2004.

19. Грабенко, Т.М. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Издательство «Речь», 2003.

20. Гударева, О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников : автореф. дис. … канд. психол. наук / О.В. Гударева. – М., 2005.

21. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. – 1992. – №1–2. – С. 22–33.

22. Давыдов, В.В. Развивающие образование : теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней / В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. – 1997. – №1. – С. 3–18.

23. Дедулевич, М.Н. Не пропустить миг игры : пособ. для педагогов / М.Н. Дедулевич. – Мозырь, 2002.

24. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника : учеб. пособие / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1997.

25. Дьяченко, О.М. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет / О.М. Дьяченко. – М., 1994.

26. Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец // Избранные психологические труды : в 2 т. – М., 1986. – Т.1.

27. Запорожец, И.Ю. Специальная организация игровых пространств как условие оптимизации детско-родительских отношений и формирования эмоционального благополучия дошкольников / И.Ю. Запорожец // Мир психологии. – 2009. – № 2. – С. 239–249.

28. Зауш-Годрон, Ш. Социальное развитие ребенка / Ш. Зауш-Годрон. – СПб., 2004.

29. Захаров, А.И. Игра как способ преодоления неврозов у детей / А.И. Захаров. – СПб., 2006.

30. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян [и др.] ; под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.

31. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности : сборник / под науч. ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб., 2007.

32. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте : материалы Международной научно-практической конференции 11-14 апреля 1995. – М., 1995.

33. Игра: мыслители прошлого и настоящего о ее природе и педагогическом потенциале : хрестоматия: учеб. пособие / авт.-сост. Е.А. Репринцева. – Москва-Воронеж, 2006.

34. Играют взрослые и дети / сост. Т.Н. Доронова. – М., 2006.

35. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру : иллюстрированный словарик игровых приемов / под общ. ред. В.М. Букатова. – СПб., М., 2009.

36. Игры с детьми раннего возраста / Т.В. Ермолова [и др.]. – М., 2008.

37. Каптерев, П.Ф. О природе детей: статьи, советы и рекомендации: избранное / П.Ф. Каптерев. – М., 2005.

38. Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О.А. Карабанова. – М., 1997.

39. Карлгрен, Ф. Воспитание к свободе: педагогика Р. Штейнера: Из опыта международного движения вальдорфских школ / Ф. Карлгрен ; пер. с нем. – М., 1993.

40. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. – М., 1986.

41. Коломинский, Я.Л. Социально-психологическая концепция онтогенеза в свете идей Л.С. Выготского // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. – М., 1981. – С. 77– 79.

42. Коломинский, Я.Л. Социально-психологический анализ конфликтов межу детьми в игровой деятельности / Я.Л. Коломинский, Б.П. Жизневский // Вопросы психологии. – 1990. – №2. – С. 35–42.

43. Коркина, А.Ю. Критерии психологической оценки компьютерных игр и развивающих компьютерных программ / А.Ю. Коркина // Психологическая наука и образование, 2008. – №3.– С. 99–106.

44. Коэн, Лоренс. Игры, которые воспитывают / Лоренс Коэн ; пер. с англ. – М., 2009.

45. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М., 1991.

46. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника / Е.Е. Кравцова. – М., 1996.

47. Крафт, А. Родители как психотерапевты : Прислушаться к игре своего ребенка / А. Крафт, Г. Лэндрет ; пер. с англ. – М., 2000.

48. Кэдьюсон, Х. Практикум по игровой психотерапии / Х. Кэдьюсон, Ч. Шефер ; пер. с англ. А. Копытин. – СПб., 2002.

49. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения : в 2 т. – М., 1983. – Т.1.

50. Лопатина, А. 600 творческих игр для больших и маленьких / А. Лопатина, М. Скребцова. – М., 2004.

51. Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия : искусство отношений / Г.Л. Лэндрет ; пер. с англ. – М., 1994.

52. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре /Д.В. Менджерицкая ; под ред. Т.А. Марковой. – М., 1982.

53. Миронова, Р.М. Игра в развитии активности детей / Р.М. Миронова. – Мн., 1989.

54. Михайленко, Н.Я. Игры с правилами в дошкольном возрасте / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – 4-е изд. – М., 2002.

55. Мустакас, К. Игровая терапия / К. Мустакас ; пер. с англ. – СПб., 2006.

56. Мухина, В.С. Дети и куклы : таинство взаимодействия / В.С. Мухина // Народное образование, 1997. – №5. – С. 28–33.

57. Недвецкая, Т.М. Дом как территория игры. Об игровой деятельности детей в современной семье / Т.М. Недвецкая // Пралеска. – 2009.– №4. – С.37–41.

58. Панфилова, М.А. Игротерапия общения : тесты и коррекционные игры / М.А. Панфилова. – М., 2000.

59. Панько, Е.А. Ребенок в своей стихии. Игра и ее место в программе «Пралеска» / Е.А. Панько // Пралеска. – 2002. –№7. – С. 8–13.

60. Панько, Е.А. «Мир игры» и педагог / Е.А. Панько, Е.П. Чеснокова // Работаем по программе «Пралеска» / Е.А. Панько [и др.]. – Минск, 2007.

61. Панько, Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения. Психология / Е.А. Панько. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск, 2006.

62. Панько, Е.А. Ребенок в своей стихии. Игра и ее место в программе «Пралеска» / Е.А. Панько // Пралеска. – 2002. – №7. – С.8–14.

63. Поддьяков, Н.Н. Формирование творчества у детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддьяков // Прикладная психология и психоанализ. – 1998. – №1. – С. 50-54.

64. Проблемы дошкольной игры : психолого-педагогический аспект / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Н.Я. Михайленко. – М., 1987.

65. Психология и педагогика игры дошкольника : материалы симпозиума / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. – М., 1966.

66. Работаем по программе «Пралеска» / Е.А. Панько [и др.]. – Минск, 2007.

67. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в двух томах / С.Л. Рубинштейн. – Том 2. – М., 1989. – С. 64–75.

68. Рубцов, В.В. Характеристики и проблемные ситуации современного дошкольника / В.В. Рубцов, Е.Г. Юдина // Мир психологии. – 2010. – №1. – С. 61–76.

69. Сакович, Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович. – СПб.: Речь, 2006.

70. Самоукина, Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании / Н.В. Самоукина. – М., 1996.

71. Семенова, Е.М. Психологическое здоровье ребенка и педагога / Е.М. Семенова, Е.П. Чеснокова ; под ред. проф. Е.А. Панько. – Мозырь, 2010.

72. Смирнова, Е.О. Игра и произвольность современных дошкольников / Е.О. Смирнова, О.В. Гударева // Вопросы психологии. – 2004.– №1. – С. 91–103.

73. Смирнова, Е.О. Игра с правилом как средство развития воли и произвольности дошкольника / Е.О. Смирнова // Мир психологии. – 1998. – №4. – С. 64–74.

74. Смирнова, Е.О. Исследования феномена игрушки в современной Западной науке / Е.О. Смирнова, М.В. Соколова // Психологическая наука и образование. – 2008. – №3.– С. 38–47.

75. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М., 2005.

76. Смирнова, Е.О. Образная игрушка как средство развития сознания дошкольника / Е.О. Смирнова, И.В. Филиппова // Психологическая наука и образование. – 2008. – №3. – С. 62–71.

77. Смирнова, Е.О. Психологическая экспертиза игрушки / Е.О. Смирнова, Н.Г. Салмина, И.Г. Тиханова // Психологическая наука и образование. – 2008. – №3.– С. 5–18.

78. Солнцева, О.В. Дошкольник в мире игры : сопровождение сюжетных игр детей / О.В. Солнцева. – СПб., 2010.

79. Социальная одаренность и коммуникативные способности : выявление и развитие в дошкольном возрасте / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мозырь, 2005.

80. Спиваковская, А.С. Игра – это серьезно / А.С. Спиваковская. – М., 1981.

81. Старжынская, Н.С. Сябруем і гуляем разам / Н.С. Старжынская. – Мінск, 1994.

82. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. – Мн., 1982.

83. Творчы патанцэал гульні: матэрыялы Рэспубліканскай навукова-практычнай канферэнцыі «Гульня і развіцце асобы дашкольніка. 20–21 снежня 1995. – Мн., 1995.

84. Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская. – 2-е изд. – М., 1994.

85. Универсальное и национальное в дошкольном детстве : материалы международного семинара / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М., 1994 (Раздел 3. Игра – ведущая деятельность в дошкольном детстве).

86. Фельдштейн, Д.И. Сущностные особенности современного детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования / Д.И. Фельдштейн // Педагогика. – 2009. – №1.– С. 8–14.

87. Фребель, Ф. Будем жить для наших детей / Ф. Фребель ; пер. с нем. – Екатеринбург, 2005.

88. Хейзинга, Й. Homo ludens: Человек играющий / Й. Хейзинга // Пер. с нидерл. В.В. Ошиса. – М., 2001.

89. Ходонович, Л.С. Воспитываем и развиваем дошкольников в музыкальных играх / Л.С. Ходонович ; под. ред. И.В. Житко, Е.А. Панько. – Минск, 1997.

90. Хризман, Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / Т.П. Хризман, В.Д. Еремеева. – СПб., 2003.

91. Хухлаева, О.В. Лесенка радости / О.В. Хухлаева. – М., 1998.

92. Чернецкая, Л.В. Психологические игры и тренинги в детском саду / Л.В. Чернецкая. – 2-е изд. – Ростов н/Д., 2005.

93. Чиркова, Т.В. Психологическая служба в детском саду: учеб. пособие. – М.:, 1998.

94. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова ; под ред. М.И. Буянова. – 2-е изд. – М., 1995.

95. Шебеко, В.Н. Развивающие игры по физической культуре для старших дошкольников: учебное наглядное пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / В.Н. Шебеко. - Минск, 2008.

96. Шмаков, С.А. Ее величество – игра / С.А. Шмаков. – М., 1992.

97. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М., 1994.

98. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М., 1999.

99. Эльконин, Д.Б. Психология игры в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин // Психология личности и деятельности дошкольника. – М., 1962. – С. 143.

100. Berg L. E. Toys and play in identity construction for preschool children.Toys as communication // Toy research in the late twentieth century. Раrt 2. 2003.

101. Cosby S.Rogers, Janet K. Sawers. Play in the lives of children. National association for the education of young children. Washington, D.C. Fourth printing. 1995.

102. Read K., Gardner P., Mahler, B.C. Early childhood programs: Humman Relationships and learning. New York. 1989.

103. Tan Sh. Toys of the Filipino child // Toys in educational and socio-cultural contexts. Part 1. 2003.

104. Wegener–Spohring G. Toys: mirror of the worid and worid of the children // Toys as communication. Part 2. 2003.


[1] Из воспоминаний Е.А. Панько.

[2]Далее из воспоминаний Я.Л. Коломинского.

[3] Эльконин, Д.Б. Размышления над проектом // Коммунист. – 1984. – №3. – С. 61.

[4] Ушинский, К.Д. Сочинения : в 3-х т. – М., 1979. – Т. 1. – С. 264.

[5] Гросс, К. Игра как естественное самовоспитание детей // Психология дошкольника : Хрестоматия : учеб. пособие / сост. Г.А. Урунтаева. – 2-е изд., перер. и дополн. – М., 2000. – С.309–313.

[6] О концепциях игровой деятельности см. подробнее, например: Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития ребенка. – М., 2006; Эльконин, Д.Б. Психология игры. – М., 1999; Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в двух томах. – Том 2. – М., 1989. – С. 64–75; Хейзинга, Й. Человек играющий. – М., 2001; Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М., 1994 и др.

[7] Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб., 2005. – С. 184.

[8] Выготский, Л.С. Конспект об игре // Психология развития ребенка. – М., 2006.

[9] Бажанова, Т.В. Развитие формы сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте : автореф. дис... канд. психол. наук / Т.В. Бажанова.– М., 2008.

 

[10] Роллан, Р. Жан-Кристоф. Книги первая–пятая / пер. с фр. – М., 1970. – С.42.

[11] Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М., 2005. – С. 186.

[12] Лях, Н. Народные гульні для дашкольнікаў // Минская школа сегодня. – 2009. – № 9, 10; Вількін, Л.Р. Беларускія народныя гульні. – Мн., 1996; Беларускія гульні ў дзіцячым садзе / склад. З.І. Ермакова, В.М. Шабека. – 2-е выд., дап. – Минск, 1987; Детские подвижные игры народов СССР / сост. А.В. Кенеман и др. ; под ред. Т.И. Осокиной. – М., 1998 и др.

[13] См. например: Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Игры с правилами в дошкольном возрасте. – Екатеринбург, 1999; Громова, О.Е. Спортивные игры для детей. – М., 2009; Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации : метод. пособие / Е.А. Тимофеева, Е.А. Сагайдачная, Н.Л. Кондратьева. – М., 2008. – Ч. 1.; Шишкина, В.А. Движение + движение. – М., 1992 и др.

[14] См. например: Развиваем в игре / О.А. Анищенко, Л.А. Вяткина, М.В. Мащенко. – Мн., 2000; Учись играя : тренировка интеллекта : игры и тесты для детей 5-7 лет / И.А. Барташникова, А.А. Барташников. – Харьков, 1997; Бондаренко, А.К. Теория дидактических игр и практика использования в детском саду : учеб. пособие для студентов. – М., 1985; Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская. – М., 1989; Оберландер, Д. Развивающие игры для детей до 5 лет. – Мн.: Попурри, 2009; Никашина, Г.А. В мире фантазии и звуков / Г.А. Никашина. – Мозырь, 2008.; Развивающие игры для дошкольников / И.В. Житко, А.А. Петрикевич, М.М. Ярмолинская. – Мн., 2007; Тропинка в мир музыки: учеб. наглядное пособие / О.Н. Анцыпирович, О.Н. Зыль. – Мн., 2009; Афонькина, Ю.А. Психолого-педагогические проблемы дидактической игры. Пособие к спецкурсу. – Мурманск. – 1999 и др.

[15] См. например: Дубинина, Д.Н. Игры с картинками для малышей: учеб. наглядное пособие. – Минск, 2009; Старжинская, Н.С. Играем со словами и звуками: учеб. наглядное пособие. – Минск, 2009; Дубинина, Д.Н. Путешествие в сказку: учеб. наглядное пособие. – Минск, 2010; Поздеева, Т.В. Уроки нравственности: учеб. наглядное пособие. – Минск, 2010; Стреха Е.А. Познаём мир природы: учеб. наглядное пособие. – Минск, 2010; Корнеев, А.Н. Игры, занятия, инсценировки для обучения чтения детей 5–6 лет. – СПб., 2009 и др.

[16]Т.М. Недвецкая, Е.А. Панько, Е.П. Чеснокова.

[17] Усова, А.П. Воспитание общественных качеств у ребенка в игре / Психология и педагогика игры дошкольников. – М., 1966.

[18] Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1965. – С.18.

[19] Финькевич, Л.В. Влияние совместной деятельности дошкольников на формирование их личности // Народная асвета, 1986. – № 6. – С. 10–13.

[20] См., например: Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мн., 1997.

[21] Щедровицкий, Г.П., Надежина, Р.Г. О двух типах отношений руко­водства в групповой деятельности детей // Вопросы психологии, 1973.– № 5. – С.75.

[22] См. последующие главы: 2.2 – 2.3; 3.1 – 3.2.

[23] Речь пойдет об исследовании, проведенном Я.Л. Коломинским и Б.П. Жизневским.

[24] См. например: Донченко, Е.А., Титаренко, Т.М. Личность, конфликт, гармония. – Киев, 1987; Радынова, И.И. Педагогические конфликты: пути преодоления. – Мн., 1998; Егидес, А.П. Психология конфликтов в деловом общении (концепции и технологии): автореф. дис…. докт. психол. наук. – М., 2004; Денисов, О.И. Развитие конфликтологической компетентности руководителей: автореф. дис…. канд. психол. наук. – М., 2001; Рудакова, О.Ю. Социально-психологические детерминанты конфликтного поведения руководителей образовательных учреждений: дис. … канд. психол. наук. – Ярославль, 2006 и др.

[25] См. например: Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М., 1988; Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. – М., 1986 и др.

[26] Представленны данные, полученные Я.Л. Коломинским и Б.П. Жизневским.

[27] Менджерицкая, Д.В. Творческая игра как средство нравственного воспитания // Вопросы нравственного и эстетического воситания детей дошкольного возраста. Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. – М., 1963. – С. 116.

[28] Гендер (англ. gender — пол, род) — это социальный пол, пол как продукт культуры. Термин «гендер» указывает на социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и возникают во взаимодействии с другими людьми в рамках определённой культуры. Психологический пол, или гендер, содержит когнитивные (гендерное самосознание), эмоциональные (гендерная идентичность) и поведенческие (гендерные роли и особенности поведения) компоненты [11].

[29] О гендерных особенностях см. подробнее: Алехнович, Е.Ч. Полоролевое воспитание детей в условиях дошкольного учреждения. – Мн., 2010; Берн, Ш. Гендерная психология. – СПб., 2001; Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчин и женщин. – СПб., 2007; Коломинский, Я.Л., Мелтсас, М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников // Вопросы психологии. – 1985. – С. 165 – 171; Репина, Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек // Психология дошкольника. Хрестоматия. – 2-е изд. – М., 2000 и др.

[30] Сенько Т. В. Психология взаимодействия: Диагностика и коррекция личностного поведения: Учеб. пособие. – Мн.: Карандашев, 1998. – Ч. 2.

Методика применяется для оценки на основании стандартизированного наблюдения форм личностного поведения детей, проявляющихся в межличностном взаимодействии в процессе игровой деятельности со сверстниками. Личностное поведение дошкольников оценивается по следующим характеристикам: доминирование-подчинение (основа деловых, сюжетно-ролевых и организационных отношений в игре), положительность-отрицательность (симпатия-антипатия определяют реальные личные отношения детей). Кроме того методика позволяет изучить и личностную поведенческую активность детей. Успешность межличностного взаимодействия в диаде определяется сочетанием выделенных 16 форм в личностном поведении. Для оценки выраженности форм поведения используется шкала значений: никогда, редко, иногда, часто, всегда (соответственно 0, 1, 2, 3, 4 балла).

[31] Речь пойдет об исследовании, проведенном Е.А. Панько и Т.М. Недвецкой.

[32] Активность в межличностном взаимодействии в подвижных играх определялась путем подсчета суммы баллов по частоте проявления показателей вербального и невербального общения детей в подвижных играх в соответствии со шкалой значений: 0 – никогда, 1 – редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – всегда, полученным ребенком.

[33] Дьяченко, М.И. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. – 5-е изд., испр. и допол., расшир.– М., 2009. – С. 320.

[34] Для изучения индивидуально-типологических особенностей старших дошкольников нами использовалась система методов, включающая в себя: наблюдение за поведением детей в разных видах деятельности; тест Г. Айзенка на выявление показателей экстраверсии-интроверсии и невротизма (детский вариант) и теппинг-тест О. Черниковой; экспериментальная методика «Перенос кубиков» Ю.А. Самарина.

[35] Данные дневниковых записей, наблюдений за игровой деятельностью.

[36] Сенько, Т.В. Психология взаимодействия: диагностика и коррекция личностного поведения / Т.В. Сенько. – Ч. 2. – Мн., 1998. – 272 с.

[37] Вяткина, Л.А. Общение в ролевых играх и темперамент у дошкольников // Психология общения. Республиканский научный сборник. - Мн., 1984.- С. 41-50.

[38] См. о ней выше, на стр. 70 – 71.

[39] Климов, Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. – Казань, 1969.

[40] См. главу 4. Значение игры и игрушки (4.4 – Детская игрушка: какой ей быть?).

[41] Груздова, Е.В. Научно-педагогические основы развития игровой позиции воспитателя : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Архангельск, 2001.

[42] См., например: Бондарчук, Е.В. Профессионально-педагогическое общение музыкального руководителя и развитие творческой личности дошкольника / Е.В. Бондарчук ; под науч. ред. Е.А. Панько. – Мн., 2009.

[43] Мануйленко, З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Известия АПН-РСФСР, 1948. – Вып. 14. – С. 89–123.

[44] Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. – С. 82.

[45] Сапогова, Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6-7 лет. Автореф. Дис. Канд психол. наук. – М., 1986.

[46] Юнг, Карл Г. Алхимия снов. – СПб., 1997.

[47] Панфилова, М.А. Игротерапия общения. – М., 2000; Поиграем? // Одаренный ребенок. 2002. – №4.

[48] См. подробнее: Готовность к школе: развивающие программы / под ред. И.В. Дубровиной. – 6 изд. – М., 2001; Белоус, А.Н. Учите детей познавать мир. – Мн., 2009; Житникова, Л.М. Учите детей запоминать. – М., 1985; Самоухина, Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М. 1993; Нижегородцева, Н.В., Шадриков, В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001; Венгер, М.Э. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников.– М., 2006.; Социальная одаренность и коммуникативные способности: выявление и развитие в дошкольном возрасте /под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Мозырь, 2005; Семенова, Е.М., Чеснокова, Е.П. Психологическое здоровье ребенка и педагога. / под ред. Е.А. Панько. – Мозырь, 2010; Панфилова, М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. – М., 2000; Чистякова, М.И. Психогимнастика / под ред. М.Н. Буянова. – М., 1990; Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1991; Недвецкая, Т.М. Коммуникативная компетентность: диагностика и развитие в старшем дошкольном возрасте / Т.М. Недвецкая // Пралеска. – 2010. – № 7.

[49] Панько, Е.А., Ходонович, Л.С. Игра как средство формирования «Я-концепции дошкольника» // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы международной научно-практической конференции МГГУ. – М., 1995. Ч.1; Панько, Е.А., Ходонович, Л.С. Музыкально-дидактическая игра как средство коррекции эмоционального состояния старших дошкольников // Творчы патэнцыял гульнi. Матерыалы рэспубликанскай навукова-практычная канферэнцыi. БДПУ. – М., 1995.

[50] См. например: Абраменкова, В.В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. – 1998. – №4. – С. 74–81; Аллан, Д. Ландшафты детской души / Пер. с англ. – СПб., 1998; Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Грабенко, Т.М. Чудеса на песке. – СПб., 2003; Штейнхард, Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб., 2001 и др.

 

[51] Представлен опыт работы участников семинара «Личность и ее формирование в дошкольном возрасте» (научный руководитель Е.А. Панько).

[52] Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Л.С. Выготский. Психология развития ребенка. – М., 2006.

[53] Запорожец, А.В. Изменение моторики ребенка-дошкольника в зависимости от условий и мотивов его деятельности // Изв. ПН РСФСР. 1948. – Вып. 14. – С. 166

[54] Из воспоминаний Е.А. Панько.

[55] Возможность воспользоваться данной системой расширилась после создания видеофильма «Жавараначкi, спявайце!», выхода в печати программы дошкольного образования «Пралеска» (в основу музыкального раздела которой она положена) и пособия Е.Р. Ремизовской «Солнышко: система, методика, опыт музыкального воспитания детей раннего и дошкольного возраста. – Мн., 1996, ряда статей, посвященных деятельности этого педагога (см., например: Панько Е.А., Гутковская Е.Л. Опыт психологического анализа деятельности педагога-новатора / «Псiхалогiя», – Вып. 1. – 1995, «Каштоўны вопыт творчасці з самага маленства», «Настаўніцкая газета», 16 ліпеня 2010 и др.).

[56] См., например: Гомза, С.Х. Обучающая и развивающая игра на английском языке для детей дошкольного возраста. – М., 2007; Гомза, С.Х. Кубики ABC английский алфавит : обучающая и развивающая игра на английском языке для детей дошкольного возраста. – М., 2007; Оловникова, Н.Г. Иностранный язык в детском саду / Н.Г. Оловникова, Е.П. Чеснокова, Е.С. Мнишкур, С.Ф. Герасимович. – Минск, 2001; Богуславская, З.М., Смирнова, Е.О. Развивающие игры для детей. – М., 1991; Гальскова, Н.Д., Пономарева, В.В., Пономарева, В.И. Иностранный язык для дошкольников. – М., 1997; Тарасюк, Н.А. Иностранный язык для дошкольников: уроки общения (на примере английского языка). – М., 2000; Двуязычный детский сад / под ред. Е. Ю. Протасовой, Н. М. Родиной и др. – М., 1996 и др.

[57] Своим опытом работы делится Е.П. Чеснокова.

[58] Из опыта работы Е.П. Чесноковой.

[59] Из воспоминаний Е.А. Панько.

[60] Хотя общепринятой методики обучения шахматам детей дошкольного возраста пока в Республике не существует, специальную литературу по раннему обучению шахматам сегодня все чаще можно встретить в книжных магазинах, библиотеке, интернете. См., например: В.Г. Гришин. Малыши играют в шахматы. М., 1991; В. Ностров, Д.Давлетов. Шахматы для детей и родителей. СПб., 1997; И.Г. Сухин. Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей. М., 2007; И. Петрович. Шахматы: гимнастика памяти, воли, ума // Пралеска. 2011, № 1 и др.

[61] Из воспоминаний Е.А. Панько.

[62] Френсис Бернетт «Маленькая принцесса». М., 2008. – С. 13–22.

[63] Абраменкова, В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и АНТИиигрушка. М., 2006. – С. 273– 275.

[64] См. подробнее, например: Новоселова, С.Л., Петку, П.П. Компьютерный мир дошкольника. М., 1997; Дошкольник и компьютер: Медико-гигиенические рекомендации / под ред. Л.А. Леоновой. М., 2004; Коркина, А.Ю. Критерии психологической оценки компьютерных игр и развивающих компьютерных программ // Психологическая наука и образование. 2008. – №3. – С. 20–28 и др.

[65] См. подробнее об игрушках и играх для детей раннего возраста: Абраменкова, В.В. Во что играют НАШИ дети? Игрушка и антиигрушка. – М., 2066; Дмитрева, В.Г. Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте. – СПб., 2009; Павлова, Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. – М., 2003; Лютова-Робертс, Е.К. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). – СПб., 2002; Ермолова, Т.В. Игры с детьми раннего возраста. – М., 2008; Балобанова, В.П. Здравствуй, малыш! От рождения до года. – М., 2005; Косенюк, Р.Р. Фольклор для детей: фольклорные произведения, колыбельные песни, игры для младенцев. – Минск, 2004; Сигал, М. Ребенок играет: от года до двух лет. – СПб., 1996; Левин, И. Развивающие игры-минутки для малышей от рождения до года. – М., 2010 и др.

 

[66] Локтионова, А.В. Игровая среда современного ребенка // Московский психотерапевтический журнал. – 2005. – №1. – С. 31–57.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 333.