Взаимодействие со взрослыми в игре дома
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Папа, мама, вы не спешите,

Все дела на завтра, на завтра отложите,

А сегодня поиграйте, как вчера, со мной.

Только, чур, не говорите,

Только, чур, не говорите:

«Завтра, милый, мой!»…

Папа, мама, будем играть

Все дела должны чуть подождать.

М. Чепелки («Папа, мама, давайте играть!»)

v С кем играет ребенок в семье

А теперь вновь «войдем» в семью ребенка. Кто там является его партнером по игре? Участвуют ли взрослые в играх малыша? Есть ли особенности во взаимодействии с ребенком в процессе игры матери? отца?

По мнению ряда исследователей здесь имеется немало различий, которые в значительной степени определяет специфичность вклада каждого из родителей в формирование личности ребенка. Выявлено, в частности: если оба родителя ухаживают за ребенком, то отцы предпочитают играть с ним, тогда как матери больше заняты непосредственным уходом за ребенком. Игры, предлагаемые ребенку отцом, имеют более выраженный физический и стимулирующий характер, они не опосредованы через предметы (Кларк-Стюарт, Пацэр, Бернс и др.). В ходе специального исследования выявлено 13 категорий физических игр, в которых родители играют со своими детьми (подбрасывают ребенка в воздух или подкидывают его на коленях, предлагают ему передвигаться на четвереньках, носят его на плечах, играют с ним в мяч, щекочут и др. Такие игры преобладают с детьми в возрасте от 1 до 4 лет. Высказывается предположение, что использование подвижных игр отражает «неудачу» попыток сосредоточить внимание ребенка, что такие игры в первые годы жизни предвосхищают последующие агонистическое поведение, в частности позднее – регулировку игр с равными партнерами (Мак–Дональд, Парк). В подвижные игры мальчики больше любят играть с отцом, нежели матерью.

По мнению ряда авторов игровая специфика отца дает основание назвать его «социальным мостом» – тем, кто дает возможность дистанцирования, открытия новых предметов и окружающего мира (Зауш Гордон).

Обратимся теперь к результатам нашего анкетирования родителей, точнее – к их ответам на вопросы, связанные с общением с ребенком в ходе игры с ним. Абсолютное большинство опрошенных родителей (96%) признает необходимость (целесообразность, желательность) участия взрослых членов семьи в детских играх. Многие при этом отмечают замеченную ими заинтересованность в такой совместной деятельности самого ребенка («он просит поиграть с ним»).

Ответы родителей свидетельствуют о разной степени их участия (и частоте) в детских играх: от «с удовольствием играю», «всегда стараюсь принять участие в его играх», «никогда не отказываю», до «если есть время», «когда как», «чаще отказываю», «иногда».

Наиболее часто, по данным опроса, в качестве игрового партнера ребенка выступают его родители – мама и папа (54%); мама (26%), папа (28%). При этом в полных семьях, в которых участие в воспитании принимают оба родителя, папа как партнер по игре указывается несколько чаще мамы. Папин особый вклад в игру при этом нередко признают и сами мамы. Одна мама по этому поводу пишет: «Всегда удивляюсь, как мой муж хорошо играет с дочкой. Помогает ей дом для куклы построить, а дочка его все учит каким нужно быть сыном, мужем для куклы. Да и спорит она с папой меньше в игре, чем со мной».

Братьев и сестер как партнеров по игре ребенка указало 25% респондентов; бабушек и дедушек – 21%. Мамы, в семьях которых растут двое (и более) детей выражают сомнение в целесообразности своего участия в детских играх детей («Когда у нас был один ребенок, то я много играла с ним. Сейчас уже Саше и так есть с кем играть – он с сестричкой играет» и др.). Часть родителей (17%) указало на домашнее животное как партнера ребенка по детским играм.

Как общаются в игре взрослые с ребенком? С какой целью включаются взрослые члены семьи в детские игры? Какие роли в них выполняют? Подавляющие большинство опрошенных родителей ответили, что инициатором и организатором игр дома чаще всего становится сам ребенок. В играх дети, как правило, берут на себя инициативу и в распределении ролей. Некоторые родители отмечали, что инициатором игры выступает ребенок, а организатором – взрослый. В играх детей младшего дошкольного возраста роли часто распределяют более старшие братья и сестры.

Девочки младшего и старшего дошкольного возраста чаще, чем мальчики, предпочитают ведущие роли в игре, а взрослым отдают второстепенные роли, подчиненных. Ведущие роли достаются мамам и папам в сюжетно–ролевых играх: это роли отца, матери, врача, милиционера, ведущего телепередачи и т.д. Нередко девочки предлагают своим мамам роль подружки. Мальчики предпочитают отдать взрослым роль животных и предметов (автомобиль, самолет).

Какие задачи стремятся решить родители, взаимодействуя в игре со своим сыном, дочерью? Разные. Наиболее часто свое участие в играх родители обосновывают стремлением поддержать игровой замысел ребенка, расширить, уточнить представления ребенка об отражаемой им сфере действительности, содействовать его интеллектуальному развитию, социализации, готовности к школе. Приведем несколько типичных в этом отношении высказываний родителей:

«Вика любит играть в больницу. Куклы у нее – пациенты, а она – врач. Но я иногда вижу, что она не правильно их лечит, например, делает УЗИ на руке. Тогда я ей объясняю, что это неверно, показываю, как нужно».

«Помощь Вере абсолютно не нужна, но участие кого-нибудь из нас (родителей) в игре дополнительно оживляет ее, повышает интерес к ней, фантазию ребенка, возбуждает».

«Когда играем с Машей в магазин или отправляемся в «зоопарк», то я стараюсь взять на себя главную роль, чтобы показать дочке, как работает продавец, какие у него обязанности. А в зоопарке становлюсь экскурсоводом, чтобы про разных животных дочке рассказать, таким образом, как бы учу ее в игре».

В семье, где воспитывается Ксюша, в особом почете компьютерные игры. Ее мама делится: «Это так удобно. Ребенок с таким увлечением играет, выполняет задания и параллельно обучается. Ксюша уже выучила все буквы, примеры сложные может решать. Да и к тому же такие игры развивают память, внимание, учат ребенка думать, к школе готовят».

К сожалению, такие функции игры как средство установления близости, доверия, единения, терапевтическую, «лекарства от эмоциональных ран» редко, по данным опроса, осознаются и используются родителями.

Участвуя в детских играх, родители занимают в ней разную позицию, воздействуют на ее развитие различными средствами – как прямыми, так и косвенными. При этом особой признательностью детей пользуются взрослые члены семьи, которые оказываются способными во взаимодействии с ребенком занять «игровую позицию», стать соучастником, партнером ребенка по игре.

Мама Юли пишет: «Дочке так нравится играть с папой. Она им руководит, предлагает разные роли: и мишкой побыть просит, и зайчиком, который лапку поранил, и капитаном на корабле. А он в игре с Юлей подыгрывает ей, забавляет».

В игровое общение с ребенком вступают не только родители. Нередко и дедушки и бабушки включаются в игры своих внуков.

10 апреля 2008 г. Маше недавно исполнилось 3 года и 6 мес. Уже человек. Игра – любимая ее деятельность, играет с увлечением. Любит, когда я включаюсь в ее игры. У нас с ней свои любимые сюжеты, темы… Сейчас самая любимая игра – больница. Но если бы только уколы были основным ее содержанием! Две недели сидели с ней –была ветрянка. Вот уж наигрались!

В «Больницу» по два–три часа играли. Каждый раз что–то новенькое вносилось.

Маша – обычно «мама», ее дети, как правило, – «звери–друзья». Их не так уж и много (динозаврик, жираф, кенгуру, носорог, крокодильчик (пластмассовые). Мне отдается роль врача (ветеринара). Есть у меня и помощник – Айболит (резиновый).

Я сажусь в кресло – передо мной – скамейка. Маша напоминает: «Рецепты не забудь и лекарства». Приносит сумочку, там «медицинские инструменты» – градусник, трубочка, ватка и др. Она «сажает» обычно в машину зверей – «это скорая помощь» и везет по полу – круга два–три, под стульями, со звукоподражанием – «Пи–пи!» сигналит. Ей это доставляет явное удовольствие. Если же игрушки большие – везет их в коляске в «Больницу». Начинается же игра с «Айболита».

Я (взрослый): Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться –

И корова, и волчица –

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит.

Так мы с Айболитом «извещаем», что больница (поликлиника) начала свою работу, больных ждут.

Когда «скорая» гудит, я обращаюсь к Айболиту: «Слышишь, Айболит, знакомые звуки? Это к нам скорая везет больных. Интересно, какие болезни у них? Подойдут ли наши лекарства? Лечение для них?

Маша (за своих «больных»):

Носорог. Здравствуйте, я не один (вынимает из машины других «больных» зверей (жирафа, динозавра и др.).

Врач. (По очереди беря в руки каждого больного): «На что жалуетесь, что болит?».

Вмешивается здесь и «мама» (Маша): «Животики, горлышко».

Взрослый. Давайте посмотрим (с помощью предметов–заместителей медприборов осуществляю осмотр). Откройте рот. О! Какое красное горлышко. Гланды воспалены! Наверное, ваш жиравчик съел много мороженного, вот у него и горло заболело.

Маша (мама). Он съел шесть порций мороженного.

Взрослый. У вашего жиравчика – ангина. Я вам выпишу рецепт (пишу на листике «Ангиноль»). Делайте полоскание теплой водичкой с ромашкой и т.д.

Диагнозы ставятся разные («ветрянка», «грипп», отит» и др.). Если переломы, ушибы, аппендициты, – то приглашаем Айболита к участию (он «делает операции», «накладывает гипс» и т.д.). Иногда (когда перелом), использую Корнея Чуковского: «Не беда! Подавайте его сюда! Я пришью ему новую ножку и он опять побежит по дорожке» и т.п. Способы лечения меняются. Иногда, когда грустные бывают больные, назначаю «смехотерапию», «танцетерапию», «арт-терапию» и т.д. Для этого у нас есть оборудование – детский музыкальный центр (китайский). Маша его уже освоила. Вначале я включала музыку, но, как правило, Маша «переключает» на другую мелодию сама.

На второй недели игры в больницу способы лечения обогатились за счет оборудования «процедурного кабинета» – теплолечение проходят звери (Маша взяла раздвижную папку для газет для этого. Застилает ее дно одеяльцем игрушечным, покрывальцем и т.д.).

Недавно еще одно средство лечения появилось – дельфинарий. Его «прописываем» тем детям, у кого болят ножки, у кого заикание, застенчивым. Машенька сделала «водоем» из голубого платочка, в нем плавает и лечит маленький игрушечный дельфинчик. Его появление в игре – особая история, тоже с игрой связаная.

Как-то, играя в больницу, «вылечив группу приехавших на «скорой помощи» «больных», мы с Айболитом долго ждали новых посетителей. В ожидании новых поступлений, говорю Айболиту: «Смотри, Айболит, никакой очереди нет у нас. Всех мы уже вылечили. Наверное, лекарства хорошие у нас, процедуры полезные. Да еще здоровый образ жизни наши больные теперь ведут – зубы чистят, физкультурой занимаются, руки моют, питаются правильно. Может, нам в другой город поехать, где еще много больных». Тут Маша и подхватила: «Только не в город, а в другую страну».

Взрослый. Может быть в Африку?

Маша. Нет, в Израиль.

Взрослый.. Почему?

Маша. Там Даша, она приходила к нам с мамой. (Действительно, подруга дочки (мамы Даши) живет в Израиле сейчас; два раза в год она приезжает и приходит с дочкой в гости.)

Взрослый.. А кто нас туда вызывает?

Маша (делает вид, что разговаривает по телефону). Хорошо, мы приедем. Уже собираемся. Надо билеты купить. (Дает мне бумажки – в сумочке нашла.) Ты будешь продавать билетики. Я пошла.

Выходит в коридор, оттуда слышу «Ля–ля!» Я иду и пою «Ля–ля!» Через одну–две минуты заходит в комнату, подходит ко мне (Я теперь работник – кассы.).

Я (в роли работника кассы). Здравствуйте. Мы рады Вас видеть. Куда вы хотите купить билеты? Каким транспортом вы хотите ехать? Какого числа? Сколько Вам нужно билетов?

Маша: Нам нужно три для людей и один для животных (это для ее игрушечного котенка Черныша). (Потом, в другие дни, вместо него бывали и другие игрушки.) Спасибо (снова уходит в коридор). Спустя одну–две минуты возвращается. И уже обращается ко мне как к бабушке (обнимает).

Маша (говорит мне). Ты меня тоже обнимай, я же сейчас твоя внучка. Вот я билеты купила. Надо срочно собираться в Израиль. Там же друзья ждут. Надо быстрее ехать, а то они могут умереть от болезни. (Собираемся и садимся в самолет.

Иногда, когда ездим в другие страны на поезде, пароходе, этот переходный период используется как время для обеда, полдника – «надо поторопиться, дорога длинная впереди»). Когда усаживаемся в кресла «самолета», то «летим»: руки – «крылья», рассматриваем, что внизу, за бортом видим.

Взрослый. Ты видишь какие облака, под нами!

Маша. Я вижу города.

Взрослый.. А я – море.

Маша. А я горы вижу… и т.д.

Так в одну из поездок (за бортом «корабля», на котором мы плыли в Африку), нам встретился «дельфин».

Взрослый. «Смотри, Маша, за бортом дельфинчик!»

Маша побежала к своему ящику с игрушками, быстро нашла там маленького дельфинчика; из мешочка с платками достала голубой платочек и постелила его на ковер, в центр положила дельфинчика.

Взрослый.. Какой симпатичный дельфинчик!

Маша. Давай он с нами будет?

Взрослый.. Между прочим, дельфины помогают людям. Они их спасают в море и иногда лечат даже малышей – у кого ножки болят, кому трудно говорить.

Маша. Вот и пусть нам тоже помогает (берет его)

Взрослый.Только ему вода нужна.

Маша: Тогда я его в этот платочек (голубой) заверну, это вода как будто (заворачивает). Вот в этом водоемчике он у нас и будет.

Усаживается на кресло в «самолете». «Полетели» дальше. По приезду в Израиль оборудовали «дельфинарий», где некоторые «больные друзья» проходили лечение. Но дня через три–четыре интерес Маши к нему охладел. На мой вопрос: «А дельфинарий у нас будет? Она ответила: «Дельфинчик сам заболел».

Путешествие же стало все притягательнее для нее. Лечить «по вызову» ездили «в разные страны». Сама она предложила – Африку. Потом меня спрашивает, подключает: «Ты скажи куда, ведь еще много стран разных» Нас «вызывали лечить» и в Италию, Болгарию, Францию, на север – в Финляндию. Когда в теплые страны – она брала веер от жары…, когда в холодные – брала и одевала перед выходом теплые носочки, шарфик.

Один раз разыгрались, так как «дорога длинная», легли спать «в спальном вагоне» (дневной сон); а проснулись через два часа. Маша встала и сразу: «Уже мы и приехали, пора лечить…»

Причем игрушки – больные остаются в основном те же. Она же мне напоминает: «Это уже совсем другой динозаврик, это другой носорог…» Или же динозаврик «африканский» в Турции, превращается в ящерицу. Режиссирует и когда нет очереди к врачу: «Ты же говори: «Правда хорошо, что нет очереди…».

Завершается игра обычно возвращением в Минск («Нас здесь дедушка ждет, другие друзья»). Постепенно вносит дополнения и изменения в игру «Больница». Так недавно в процессе игры (на этапе перехода от покупки билета и прихода домой), выходя из комнаты в коридор дает наставления: «Ты никого не впускай, если кто будет стучаться. Только уточку можно и рыбку!»

Ушла, через минуту стук в дверь:

Я. Кто там?

Маша (в роли Утки). Кря-кря. Это уточка пришла. Кря-кря».

Я сделала, как было указано – пустила. А где же Машенька?

Маша пошла к своим игрушкам. Несет куколку и говорит: «Вот, это теперь Маша будет».

18 апреля. Вчера забирала Машу из детского сада. Не хотела уходить – и там играли в больницу. В роли больного – сверстница. Только «долечив» ее, согласилась идти домой. Подходит ко мне и говорит: «Мы дома еще поиграем. И в разных странах будем лечить». Когда пришла, разделись, я хотела переключить ее внимание на глину, рисование – не получилось. «Это потом. Сначала в больницу». Когда же пришла мама с работы и «моя смена закончилась» вроде бы – требовала все равно продолжения игры, обиделась, что я вышла из нее …

(Из дневника Е.А. Панько.)

«Игровая позиция» значима не только в процессе непосредственного взаимодействия взрослых членов семьи и ребенка в игре. Трудно назвать жизненные ситуации, связанные с ребенком, когда бы она не смогла помочь, – даже при одевании ребенка на прогулку, организации его кормления.

«…Кормление детей для меня, пожалуй, самый сложный режимный момент. Особенно нелегко накормить Сергея. Но вчера эта «процедура» удалась мне без особого труда.

После сна дети затеяли игру «в военные учения». Инициатива и основные «деяния» исходили от Сергея. Расставили в ряд стулья и детские стульчики, табуретки; на полу потом оказались также булавы и обруч. Через все эти «препятствия» они перешагивали, переползали, перебирались. Первым – уже опытный «боец» – Сергей (4 г. 6 мес.), а за ним, пыхтя, карабкалась, стараясь не отстать его сестричка Леночка (2г. 8 мес.). Игра их явно увлекла. Но вот подошло время ужина. Мне не хотелось разрушать их «идиллию». Взяла «горн» и «протрубила»: «Бери ложку, бери хлеб и садись-ка за обед!» Мои «бойцы» не только быстренько сели за стол, но и с аппетитом, без всяких уговоров съели приготовленную кашу. По окончании ужина я похвалила их за это. Сергей же мне в ответ: «Ты что, мама, забыла разве? Мы же – солдаты!»

(Из дневника Е.А. Панько.)

Как часто родители используют «игровую позицию» во взаимодействии со своими детьми? Как оценивают свои умения играть с ними? В ходе опроса 61% родителей дошкольников к своим игровым умениям отнеслись самокритично («играю хуже, чем ребенок», «трудно включиться в игру», «у меня это плохо получается» и т.д.).

v Учимся играть

Большинство родителей (по данным опроса) испытывают трудности в игровом общении, им представляется сложным занять «игровую позицию», развить содержание детской игры вместе с ребенком. «Поле» для психологов и педагогов здесь широкое. И, как показывают специальные исследования и опыт (в том числе – авторов) деятельность по повышению психолого–педагогической культуры родителей, в этом направлении дает свои позитивные результаты. Не просто, нелегко дается игра взрослым, но дается. Важным условием успеха такой работы является ее нацеленность не только на обогащение репертуара детских развивающих игр, умений играть в конкретные игры, мастерить игрушки (что также значимо), но и на повышение чувствительности взрослых к эмоционально значимым переживаниям ребенка, на освоение, понимание ими основных закономерностей и факторов психического развития ребенка, овладение способами сопричастного, эмпатийного, игрового взаимодействия со своим сыном (дочерью).

К числу значимых принципов организации игрового пространства с этой целью И.Ю. Запорожец относит такие как:

- активизация форм эмоционального и телесного контакта взрослого и ребенка;

- активизация и расширение форм совместной деятельности детей и родителей;

- осознание взрослыми необходимости безусловного принятия ребенка;

- реально полной включенности родителей в игровое взаимодействие с детьми;

- осознание взрослыми значимости игры в развитии ребенка дошкольного возраста [27].

Этот перечень представляется целесообразным дополнить принципом оптимизма, мажорности, шутливости, за который так ратуют психотерапевты, работающие в сфере обучения взрослых игре с детьми. «Больше смейтесь вместе с ребенком!» – советуют они. Совместный смех рассматривается специалистами в этой сфере как один из важнейших методов сближения и создания взаимосвязи с ребенком, как «ключ», который «позволит отпереть ворота крепости одиночества» [44, с. 131].

Особо выделить нам бы хотелось и принцип «осознания взрослыми необходимости безусловного принятия ребенка». Конечно же, он значим и во взаимодействии педагога с детьми, но прежде всего – в общении родителей со своим ребенком. Малыши нуждаются именно в безусловной любви своих родителей. Любви, которая принимала бы его таким, какой он сейчас есть (озорной, плачущий, веселый, боящийся самостоятельно скатиться с горки, больной и т.п.). Безусловно принимающий ребенка взрослый поддерживает его просто потому, что считает это правильным. Соль» такой любви тонко подмечена В. Берестовым:

Любили тебя безо всяких причин,

За то, что ты внук, за то, что ты сын,

За то, что малыш, за то, что растёшь,

За то, что на папу и маму похож…

И эта любовь до конца твоих дней

Останется главной опорой твоей.

Обретение такой опоры, чувства защищенности, пожалуй, самые главные, весомые «плоды» безусловной любви. Именно такое безусловное внимание к ребенку, принятие его создает основу позитивного образа матери и отца, залог его положительного представления о себе, чувства самоценности. Оно во многом способствует возникновению и чувства защищенности у малыша, зарождению «базового доверия к миру» (Э. Эриксон). В основе же последнего – внутренняя уверенность ребенка: мир, в который ты пришел – добр, уютен, он ждет тебя, в нем есть для тебя свое особое место, ты можешь быть открыт этому миру. Все это значимо для игры, ощущения в ней свободы, поля для – «самости», самоутверждения, проявления творчества.

В процессе совместных игр родители начинают глубже понимать свою дочь (сына), осознавать, что игра – не такая уж пустая трата времени, приобретают умения игрового взаимодействия. Ребенок же ощущает свою важность, нужность для родителей, их заинтересованность в значимой для него деятельности. Снижается тревожность детей, возрастает эмоциональная близость родителей и ребенка, что так значимо для психологического здоровья членов семьи, полноценного развития малыша. «Игра – это нечто наиболее подходящее из всего, что было изобретено человечеством с целью установления тесного контакта», – утверждает Коэн Лоренс. И он прав. Какая же это радость – совместная игра ребенка и родителей.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 361.