Общение в игре детей с разными индивидуально-психологическими особенностями
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Смастерил я грузовик

Для сестры Катюшки.

Подняла Катюшка крик:

– Разве это грузовик?

Три пустых катушки

Я свернул два лоскутка.

– Ах, сказала Катя, –

Ах, какая красота:

кукла в пестром платье!

А. Барто («Кукла»).

v О специфике поведения мальчиков и девочек в игровой деятельности

Они такие разные – наши мальчики и девочки. По-разному они общаются и ведут себя в игре, в которой между ними возникают и развиваются близкие отношения, симпатия, дружба, а иногда и антипатия. Во многом эти отношения обусловлены не только возрастными особенностями дошкольников, но и их индивидуально-психологическими различиями. К числу таковых относят и гендерные[28] различия. Природные основы поведения мальчиков и девочек играют огромную роль в их жизни и деятельности, в немалой степени определяют особенности общения детей со сверстниками, их игровое взаимодействие, игровые стили, фантазии и роли, характер активности и интересы, устойчивость игровых группировок.

Еще до начала игры между дошкольниками возникают относительно стабильные межличностные отношения, на характер которых оказывают влияние их гендерные особенности[29]. Различия в отношении детей к сверстникам противоположного пола сказываются в выборе партнера для игры и общения в ней. По данным Е.Р. Слободской этого рода влияние имеется уже у детей 3 лет в играх со сверстниками. Первоначально, выбор ребенком нужной игрушки (машинки, куклы и пр.) косвенно определяет, кто из сверстников станет его партнером в игре – мальчик или девочка. Наблюдения показывают, что обычно дети берут игрушки, не занятые сверстниками. А если выбранная игрушка наиболее характерна их полу, то они чаще находят себе сверстников, которые хотят с ними играть. Игры, не свойственные для мальчиков (или девочек) заканчиваются скорее, нежели те, которые им характерны. Дети, играющие с игрушками, наиболее «подходящими», приемлемыми для другого пола, чаще всего остаются одни, никто к ним не присоединяется.

Диана (2,7 года) взяла для игры свою любимую куклу, сажает её за стол.

Марина (3 года) протягивает сверстнице игрушечную чашку и пробует напоить куклу.

Диана. Кукла хочет спать.

Диана и Марина вместе укладывают куклу спать.

К девочкам подходит Настя (3 года), которая везет за собой на веревочке большую машину.

Настя. Давайте катать куклу (показывает на машину и улыбается).

Девочки соглашаются. Вместе они сажают куклу в машину, но через две минуты забирают её.

Марина. Кукла устала кататься. Ей надо кормиться и спать.

Диана и Марина уходят опять играть с куклой (укладывают ее спать).

Настя остается одна, она берет себе другую куклу и катает её на машине, затем через несколько минут оставляет машину и идет играть к девочкам со своей куклой.

(Из наблюдений И.К. Свиридович.)

Дети дошкольного возраста при выборе сверстников для общения и игр ориентируются преимущественно на те личностные качества и модели поведения, которые соответствуют женскому и мужскому полу. Для мальчиков в отношениях со сверстниками важны организационные умения партнера, его активность, инициативность, смелость, способность достигать положительного результата в игре для команды, выигрывать, защищать себя и других. Девочек же привлекают такие качества, как отзывчивость, доброта, внимательность, эмоциональность, а также внешность. Они проявляют интерес к внутреннему миру человека, к установлению межличностных отношений, в центре их внимания – человек и сфера его непосредственного бытия. Как показывают наблюдения, девочки в большей степени ориентируются на партнера по игре, тогда как мальчики на сам ход игры [11 и др.].

Исследование детских игровых диад показало, что в возрасте около 3 лет девочки чаще выбирают для игр других девочек, в то время как мальчики проявляют гендерную нейтральность в играх (Э. Маккоби). Половая сегрегация (создание однополых игровых сообществ) возникает у мальчиков позже – в 4 года; но, появившись позднее, стремление играть отдельно от представителей противоположного пола у мальчиков более выражено. К концу дошкольного возраста половая консолидация не только укрепляется, но даже возрастает: 91 % избирательных контактов ребенок устанавливает со сверстниками своего пола и только 9 % – с детьми противоположного пола (Т.А. Репина).

Присмотримся к игровому процессу. Здесь мы можем увидеть проявление гендерных различий и в организации детьми игрового пространства. Мальчики занимают, как правило, центр игрового поля, девочки же – периферию. Первые интенсивнее используют свободное пространство группы (комнаты, улицы), тогда как девочки предпочитают находиться вблизи друг от друга, какого-либо предмета мебели, который часто задействуют в своей игре.

В совместной игровой деятельности дети активно вступают в контакт между собой, обращаются друг к другу. И здесь также проявляются различия в общении мальчиков и девочек. Так, девочки получают в значительной степени удовольствие от общения в диаде, а мальчики – от общения в больших по численности группах. При этом игровое общение в диадах у девочек распространено точно так же, как и у мальчиков, а вот больших группировок они обычно не создают.

Гендерные различия можно обнаружить как в вербальном, так и невербальном общении детей. Речевые обращения девочек к сверстникам в игре направлены преимущественно для поддержания дружеских отношений («Помоги мне, пожалуйста», «Тебе нравится?»), у мальчиков – для самоутверждения («Правда, у меня хорошо получилось?», «Это я придумал!»). В целом речь мальчиков характеризуется доминантностью, большим напором, использованием повелительного наклонения, приказов и запретов («Не делай этого!», «Стой!», «Я сказал так, я так хочу» и т.п.) [11].

Содержание общения мальчиков и девочек обусловлено также в значительной степени полоролевыми стереотипами и интересами, которые формируются под непосредственным влиянием взрослых (родителей, воспитателей) и старших детей, а также средств массовой информации, литературы, мультфильмов, кино. Девочки в общении часто обсуждают кукол, их одежду, собственный внешний вид, взаимоотношения виртуальных героев и т.д. Мальчики чаще всего общаются на темы, касающиеся техники, героических историй персонажей мультфильмов, их борьбы, сражений, конструирования построек и прочее.

Невербальное общение девочек в процессе игры более эмоциональное, чем у мальчиков. Девочки часто прикасаются друг к другу и обмениваются взглядами, ухаживают за внешностью сверстниц (причесывают волосы, надевают украшения). Мальчики менее склонны к физическим прикосновениям и контакту глаз, стараются соблюдать расстояние между собой и сверстником в игре.

Различны игровые стили детей. Так, используя для своих игр большое пространство, мальчики проявляют более динамичный игровой стиль, с физическими контактами, многочисленным количеством участников, сопровождающиеся, чаще всего, громким хохотом и положительными эмоциями. Группировки ребят характеризуются более четкой иерархией доминирования-подчинения. Из-за высокой конкурентности, свойственной играм мальчиков, их активность возрастает в присутствии сверстников своего пола. Вместе с тем, конкурентность мальчиков по отношению к чужой группе сочетается с кооперативностью к своей – мальчики больше девочек болеют за свою команду.

Девочки отдают предпочтение спокойным, статичным играм в помещении, в них меньше агрессивности. Как правило, дошкольницы редко играют в одиночестве, их партнерами становятся 2–3 сверстника. В группировках девочек доминантная структура является более размытой: они не так активно доминируют, но и не хотят подчиняться. Девочки менее конкурентны в играх, однако, в отличие от мальчиков, не так настойчиво болеют за «своих».

Различия в игровых стилях мальчиков и девочек, по мнению ряда психологов, обусловлены разными условиями социализации (К. Галлиган и др.). Начиная с 3-х лет, в ситуации образования однополых групп, дети чаще общаются с представителями своего пола. В играх мальчиков приняты одни нормы поведения: конкурентность, соревновательность, доминантность и прочее, а у девочек – близкая дружба и сотрудничество, стремление сохранять социальные взаимоотношения.

Психологические особенности полоспецифичного поведения дошкольников оказывают влияние не только на их личные взаимоотношения, возникающие до начала игры и во многом определяющих выбор игрового партнера, но и на сюжетно-ролевые отношения, возникающие между играющими детьми. Ребенок проигрывает весь доступный ему спектр социальных ролей, в том числе и гендерные роли. И если роли, отражающие профессиональную деятельность взрослых, более или менее диффузны в игре дошкольника, то гендерные роли отражаются в ней непосредственно без изменений. В игре в магазин продавцом могут быть и мальчик, и девочка, в игре в школу учителем скорее будет девочка, но в игре в семью папой будет только мальчик, а мамой – однозначно девочка.

Девочки организовывают сюжетно-ролевую игру «Семья».

Оля (4,5 лет) (обращается к подружке). Вика, давай у тебя заболел сын, и ты вызвала врача. Вика. (5 лет). А кто будет моим сыном? У нас нет такой куклы.

Оля. Позови Владика, он будет твоим сынком.

Оля зовет сверстника, но тот отказывается: он занят игрой с другими ребятами.

Вика. Хорошо, пусть у меня заболела дочка, а не сын.

Девочка предлагают эту роль подружке Даше. Та с радостью соглашается.

Вместе с тем, следует отметить, что при разыгрывании ролей девочки соглашаются не только на женские, но и на мужские роли (например, садовник, почтальон), тогда как мальчики крайне редко соглашались разыгрывать женские роли (Э. Маккоби).

Как показывают наблюдения, девочки больше подражают и отражают в своих играх особенности поведения тех людей, которых они видят в реальной жизни (мамы, бабушки, воспитательницы и др.), мальчики же – героев телеэкранов, т.е. воображаемых персонажей («Бетмен», «Спасатели» и др.).

Различия в субкультурах мальчиков и девочек часто являются причиной и разногласий между детьми, конфликтов, возникающих в ходе организационных отношений в играх. В большинстве случаев контакты и игровое взаимодействие дошкольников одного пола более продолжительны, и при этом в ходе его меньше возникает конфликтных ситуаций. Игровые контакты не нарушаются, если среди девочек играет один мальчик. Появление второго мальчика влечет за собой соперничество и рассогласованность в игровых действиях детей. Мальчики в свои игры также принимают девочек, но не любят, когда их много и не принимают девочек, которых отвергают эмоционально (И.В. Тельнюк).

Наблюдения за игровым взаимодействием дошкольников разного пола показали, что у мальчиков чаще всего возникают конфликты по поводу выбора общей темы игры, состава участников, разрушения игры, по поводу правильности игровых действий; у девочек же – преимущественно из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами, по поводу сюжета игры, из-за ролей.

Различия между мальчиками и девочками проявляются и в их поведении в ходе игрового конфликта. Девочки в конфликтной ситуации чаще стараются скрыть проявление своего гнева, идут на компромиссы, во многих случаях учитывают желания и чувства игрового партнера. В обращении к сверстнику дошкольницы избегают властных криков, реже, чем мальчики, используют оскорбительные слова. Некоторые девочки применяют и косвенную агрессию в игре, в частности, отдают пассивную, не требующую частных вербальных контактов роль сверстнице, к которой не проявляют особой симпатии.

Дети играют в «Больницу». Вероника не дружит с Викой, с нежеланием принимает её в игру. Дети распределяют роли. Саша выбирает себе роль врача, Рома хочет быть пациентом. Вероника предлагает себя на роль медсестры, а Вике отдает роль фармацевта, оговаривая её игровые действия: «Ты Вика, будешь смотреть за лекарствами, когда мы будем к тебе приходить, ты нам дашь то, что мы попросим, нужные таблетки, а пока вот здесь поработай (показывает Вике место, значительно отдаленное от других играющих детей). (Из наблюдений А.М. Голуб.)

Мальчики в игровом конфликте чаще ведут себя настойчиво, агрессивно, требовательно, часто игнорируя предложения сверстника. Их речь эгоистична, хвастлива, могут угрожать, оскорблять или унижать партнера по игре, давать ему прямые команды.

В речевом общении девочки часто используют стратегию «уменьшения конфликта» и «двойного голоса» (в обсуждении принимает участие другой партнер, с его желаниями считаются).

Девочка, играя в доктора, спрашивает у своей подружки: «Можно я возьму градусник? Мне надо измерить температуру». У мальчиков та же игра протекает несколько иначе: «Ты не доктор. Надень стетоскоп!». При этом, когда мальчик возмущается приказному тону партнера по игре, тот, в целях предотвращения конфликта, употребляет вопросительную мягкую форму: «Может быть, ты наденешь стетоскоп?» (Э. Шелдон).

Замечено, что для мальчиков сверстники своего пола, их оценка имеют большее значение, нежели для девочек, они более чувствительны к социальному «давлению» со стороны первых при демонстрации неприемлемого для их пола поведения даже в игре.

Дети играют в «Парикмахерскую». Лера в роли парикмахера. Она приглашает в игру своего друга Пашу, который охотно соглашается. Девочка надевает на Пашу пеньюар, берет в руки ножницы.

Лера. Вам какую стрижку сделать, модную?

Паша улыбается и выражает свое согласие. Ему нравится играть, он смеётся, воображает себя клиентом в парикмахерской. Лера «стрижет» Пашу, затем берет в руки кисточку и как будто снимает состриженные волосы с лица мальчика. В это время другие ребята начинают смеяться с Паши, проговаривая при этом: «Девочка, ему лицо пудрят, он красится».

Паша (обиженно). Я не девочка, я мальчик, меня постригли.

Паша смущается, снимает с себя пеньюар, отворачивается от Леры и уходит играть к мальчикам. (Из наблюдений А.М. Голуб.)

Таким образом, в результате половой сегрегации формируются различные субкультуры мальчиков и девочек со своими устойчивыми чертами в поведении, наиболее ярко проявляющимися в общении в процессе игры.

v Разные виды детских игр: гендерные проявления в общении

А как общаются мальчики и девочки дошкольного возраста в разных видах игровой деятельности?

Для выявления особенностей общения старших дошкольников разного пола в сюжетно-ролевых и дидактических играх было проведено наблюдение по специальной программе Т.В. Сенько[30], позволяющей зафиксировать и оценить ряд поведенческих реакций дошкольников, степень их выраженности. На основании полученных данных были составлены диаграммы, в которых наглядно представлена выраженность общей активности детей разного пола в общении, а также степень проявления активности по доминантным и подчинительным формам поведения в отношении к сверстникам в игре.

В исследовании[31] приняли участие 80 детей старшего дошкольного возраста. Наблюдение за особенностями общения дошкольников осуществлялось в процессе таких сюжетно-ролевых игр, как «Строители», «Моряки», «Гонщики», «Спасатели», «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Школа», «Магазин» и др.

Результаты наблюдения за общением детей в сюжетно-ролевых играх (обобщенные данные) представлены на рисунке 1:

Мальчики Девочки

Условные обозначения:0 – никогда, 1 – редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – всегда.

Рис.1. Общение мальчиков и девочек в сюжетно-ролевых играх

Выявлено, что в общем, как у мальчиков, так и у девочек выражено стремление помочь партнеру, руководить в игре, они часто воодушевляются новыми идеями, побуждая сверстников к активному взаимодействию. Вместе с тем, девочки более активны в общении в сюжетно-ролевых играх, чем мальчики. Дошкольницы чаще проявляют подчинительные формы поведения: «доверяются» своим друзьям, ищут у них поддержки и признания, соглашаются на менее престижные роли, уступают игрушки, иногда неуверенны в проявлении игровой инициативы. Также девочки чаще, чем мальчики, стараются похвалить, высказать свое одобрение, поддержать в игре своих сверстников, наставляют их на позитивное разрешение игровой ситуации.

У мальчиков в сюжетно-ролевых играх в большей степени выражено стремление к доминированию, чем подчинительное поведение. Они чаще берут на себя руководящие роли в игре («Капитан», «Главный герой» и т.д.), оказывают помощь играющим, чаще подбадривают, подсказывают выход из проблемной ситуации, возникшей во время игры. Мальчики проявляют и отрицательное доминирование в общении в ролевой игре; наиболее часто – в конфликтных ситуациях (заставляют партнеров по игре подчиниться их наставлениям, командуют и т.п.). В случае несогласия мальчики настойчиво требуют выполнения своих желаний сверстниками в приказном порядке, нередко обижают сверстника, а иногда могут применить и физическую агрессию. Мальчики редко когда уступают в игре предпочитаемые роли, подчиняются.

Игра «Морское путешествие». Корабль плывет по маршруту, на нем много пассажиров. Капитан Костя при управлении кораблем отвлекается.

Кирилл (возмущенно). Капитан должен быть внимательным, а то корабль попадет на мель и потерпит крушение!

Костя на некоторое время сосредотачивается, но потом опять отвлекается. Тогда Кирилл отдает приказ остановить корабль и выбирает другого капитана. Дети соглашаются.

(Из наблюдений С.И. Брылевой.)

С целью изучения у детей разного пола особенностей общения в дидактических играх были также проведены наблюдения за взаимодействием в диаде «ребёнок-сверстник» в таких играх, как «Домино», «Шашки», «Зоолото», «Парочки», «Да-нет», «Собери картинку», «Что изменилось?», «Игры с буквами и словами» и др.

Обобщенные данные, полученные в ходе наблюдений за общением мальчиков и девочек в дидактических играх представлены на рис. 2:

Мальчики Девочки

Условные обозначения:0 – никогда, 1 – редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – всегда.

Рис.2. Общение мальчиков и девочек в дидактических играх

В дидактических играх, требующих сосредоточения, проявления логического мышления (например, домино, шашки и т.д.), мальчики проявляют большую активность, нежели девочки. Они чаще девочек выступают инициаторами таких игр, организовывают их, воодушевляют сверстников на игру, компетентно осуществляют ее руководство. Мальчики в большей степени ориентированы на выполнение игрового задания, решения игровых задач. В таких играх в процессе общения мальчикам легче удается, чем девочкам, объяснить правила игры партнеру, обучить его игровым действиям. Над новичками в игре мальчики нередко берут «шефство», выручают, подсказывают правильное решение игровой задачи.

У девочек в общении в дидактических играх в большей степени преобладает положительное подчинение. Они проявляют особый интерес к словесным дидактическим играм (например, «Назови слово на заданный звук», «Да-нет»), к играм с мозаикой (выкладывать узоры по образцу), а также на классификацию и группировку («Одень куклу по погоде», «Профессии» и т.д.), в которых их поведенческая активность возрастает. Девочки часто «соглашаются» с партнером по игре, «слушаются» его советов, наставлений, доверяются подсказкам и действиям партнеров, ищут у них поддержки и признания. Решение познавательных задач воодушевляет таких детей, побуждая к активному взаимодействию. Отрицательное доминирование («ругает», «приказывает», «заставляет») проявляется у девочек в дидактической игре в меньшей степени.

Особенности общения детей разного пола в подвижных играх мы изучали с помощью специально разработанной программы наблюдения, которая позволяла оценить частоту использования вербальных и невербальных средств общения мальчиками и девочками, а также их активность в межличностном взаимодействии в играх такого рода[32]. Вербальное общение оценивали по выраженности следующих показателей: хвалит, руководит в игре, наставляет, использует юмор, считалки, ругает, нападает, заставляет, приказывает, подчиняется, обзывает, возмущается несоблюдением правил играющими. К показателям невербального общения были отнесены следующие: интонация, жесты, мимика, направление взгляда, такесика (общение с помощью прикосновений), проксемика (расположение играющих детей и дистанция между ними).

Для наиболее достоверного и точного анализа наблюдений за подвижными играми использовали видеозапись подвижных игр детей. Наблюдение за общением дошкольников в игре проводилось как в специально организованных условиях, так и в свободной игровой деятельности детей на прогулке.

В ходе исследования были проведены наблюдения за играми детей большой («Ловишки с хвостиком», «Хитрая лиса», «Кот и мыши», «Футбол»), и малой подвижности («День ночь», «Ходит Ваня», «В лесу»), играми с элементами сотрудничества и взаимовыручки («Разморозь замороженных», «Собери команду»).

Как показали наблюдения по специально разработанной программе, в целом для мальчиков и девочек в подвижных играх характерно проявление в большей степени невербальной активности. Вместе с тем, у мальчиков в подвижных играх более выражена вербальная активность, чем у девочек. Они чаще обращаются к сверстникам, обговаривают правила и действия партнеров по игре, руководят при организации игры.

В подвижных играх мальчики в большей степени, нежели девочки, стремятся проявить свое лидерство, самоутвердиться посредством победы. Они чаще, чем девочки, инициативны и активны при выборе конкретной подвижной игры, в распределении ролей, в разрешении конфликтных ситуаций. Невербальное общение мальчиков в процессе подвижной игры характеризуется интенсивной жестикуляцией, частым использованием жестов, привлекающих внимание, запрещающих определенные действия, предупреждающих об опасности, а также жестов угрозы.

Подвижные игры девочек, в отличие от игр мальчиков, проходят более спокойно с преобладанием в общении невербальной активности. В ходе игры дошкольницы часто используют жесты, предупреждающие об опасности, экспрессивно проявляют радость, переживание, воодушевление по поводу успехов в игре. В сравнении с мальчиками, девочки значительно чаще в подвижной игре выражают потребность в поддержке (ищут глазами взгляд играющего и т.п.). Замечено, что девочки чаще используют считалки, заклички, мирилки при организации подвижных игр, чаще, чем мальчики, хвалят сверстника за успехи в игре, участие в победе, за оказание помощи.

Наблюдения за общением дошкольников в подвижных играх позволили выявить гендерные различия и в пространственном расположении детей относительно друг друга. Мальчики значительно реже, чем девочки, проявляли страх в играх такого рода. Они часто находились на расстоянии от других детей, держались независимо, обособленно. У девочек же выражено стремление к тесным пространственным контактам в подвижных играх, склонность находиться на близком расстоянии от играющих; они чаще мальчиков проявляют желание дотронуться до играющего в ситуации опасности.

В целом при сравнительном анализе общения старших дошкольников с гендерными различиями в разных видах игр можно отметить следующее: мальчики более активны в подвижных и дидактических играх, тогда как девочки – в сюжетно-ролевых. Положительное доминирование в процессе общения («помогает», «хвалит», «одобряет», «наставляет», «руководит»), проявление сотрудничества в совместной игровой деятельности, взаимопомощи, поддержки, взаимного согласия чаще замечено у мальчиков в дидактических играх, у девочек – в сюжетно-ролевых. Девочки чаще мальчиков в разных играх проявляют склонность к подчинительным формам поведения, редко стремятся быть лидерами, доминировать: они избегают конфликтов, чаще выражают согласие с мнением товарищей; успех сверстников и свой личный успех в выполнении игровых заданий воодушевляет их. Мальчики чаще в играх проявляют интерес к предметам и действиям с предметами, а девочки – к взаимоотношениям со сверстниками.

v Об играх мальчиков и девочек в семье

А как играют мальчики и девочки дошкольного возраста в семье, в домашних условиях? Обратимся вновь к результатам нашего анкетирования.

В игровой деятельности детей отражаются результаты взаимодействия с родителями и другими взрослыми, которые становятся почвой для присвоения ролей.

Как отмечают опрошенные нами родители, гендерные различия детей проявляются прежде всего в выборе детьми игровых партнеров. Так мальчики в качестве таковых предпочитают папу, затем – маму, дедушку и бабушку. Игровыми же партнерами девочек становятся прежде всего – мама, бабушка, а уже потом – папа, дедушка.

Кто из членов семьи становится партнером ребенка по игре зависит и от его возраста, разновидности детской игры, заинтересовавшей малыша и в которой он хотел бы иметь соучастника, партнера. По данным опроса родителей, мальчики младшего дошкольного возраста любят играть с папами прежде всего в подвижные, строительные, сюжетно-ролевые игры, игры, связанные с физической активностью. Мальчики же старшего дошкольного возраста играют с папами чаще в подвижные и спортивные игры, затем сюжетно-ролевые, компьютерные игры. Мамы становятся игровыми партнерами для своих сыновей преимущественно в дидактических играх (лото, домино, шашки) и играх–драматизациях (разыгрывают сказки). С дедушками мальчики играют в самые разнообразные игры, тогда как с бабушками, в основном, – в дидактические.

Согласно результатам анкетирования, девочки предпочитают играть с мамами в сюжетно-ролевые игры («Дочки-матери», «Парикмахерская», «Детский сад» и др.) и дидактические (преимущественно словесные – «Города», «Животные», «Цветы», «Назови слово на нужную букву» и др.). Папы чаще всего играют с дочками младшего и среднего дошкольного возраста – в подвижные, строительные, компьютерные игры; с девочками же старшего возраста – в сюжетно–ролевые («Школа», «Больница»), компьютерные, подвижные игры.

Бабушки играют с внучками чаще в сюжетно-ролевые игры; дедушки становятся игровыми партнерами преимущественно в дидактических играх.

Как видим, между мальчиками и девочками дошкольного возраста много различий. Их общение в игровой деятельности имеет как общие, так и специфические индивидуальные особенности, которые проявляются в избирательности и характере их межличностного взаимодействия с разными партнерами по игре (сверстники, родители и др.), в игровых предпочтениях, игровых стилях.

v О свойствах темперамента, проявляемых в общении

Среди индивидуально-психологических особенностей личности, которые оказывают влияние на её поведение, общение, индивидуальный стиль деятельности, особое место принадлежит темпераменту. Темперамент чаще всего рассматривается «как индивидуально своеобразная совокупность динамических проявлений психики»[33]. Физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности. И.П. Павлов выделил три основных свойства нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозного процессов. Дальнейшие исследования темперамента привели к выявлению следующего ряда его свойств: сензитивность (чувствительность), реактивность, активность, эмоциональная возбудимость, пластичность и ригидность, экстравертированность и интровертированность, темп психических реакций (В.С. Мерлин и др.). Определенные сочетания закономерно связанных между собой свойств темперамента часто называют типом темперамента. Выделяют четыре основных темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

У детей еще в младенчестве становятся заметными и достаточно четко выраженными уже в дошкольном возрасте значительные различия по общей реактивности, глубине и интенсивности реакций, эмоциональной впечатлительности и ее модальности, энергичности и другим устойчивым динамическим особенностям познавательной, эмоциональной, волевой сфер и поведения в целом (Б.М. Теплов, В.Э. Чудновский, В.С. Мерлин и др.). Свойства темперамента в наибольшей степени проявляются в ситуациях общения в условиях совместной деятельности. У детей дошкольного возраста, прежде всего, – в игре, как ведущей деятельности данного периода детства. Каждый ребёнок обладает определенным запасом индивидуально-типологических качеств и свойств, помогающих ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость, своё собственное «Я». Напомним о некоторых из них.

Существенным показателем темперамента является экстравертированность и интровертированность. Дети-экстраверты, в числе которых сангвиники и холерики, открыты, жизнерадостны и общительны, легко вступают в контакт со сверстниками и взрослыми. Дети-интроверты – флегматики и меланхолики, напротив, малообщительны, с трудом включаются в игры других детей, могут относительно долго находиться в одиночестве.

О сензитивности, или чувствительности, обычно судят по тому, какова наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для того, чтобы у человека возникла та или иная психическая реакция. Иными словами, какой должна быть сила воздействия, чтобы до человека как говорят, «дошло». У меланхоликов и холериков сензитивность относительно высокая, они быстро воодушевляются, чувствительны к конфликтам между играющими, отрицательной, грубой оценке их игровых действий. У флегматиков же сензитивность выражена в меньшей степени (их трудно рассмешить, разгневать или опечалить).

Важными характеристиками темперамента являются, активность и эмоциональная возбудимость. Об активности судят по тому, с какой энергией ребенок сам воздействует на окружающий мир, по его настойчивости, сосредоточенности внимания. У детей холериков и сангвиников высокая активность, энергичность, живая мимика и выразительные движения, быстрый темп речи. Флегматики отличаются высокой работоспособностью, устойчивостью стремлений и игровых интересов, настойчивостью в достижении цели. Активность меланхоликов понижена, они легко утомляются, ненастойчивы в преодолении неудач. Эмоциональная возбудимость проявляется в эмоциональной реакции на определенное воздействие. Дети с высокой эмоциональной возбудимостью (чаще всего, это меланхолики, холерики) тонко реагируют на эмоциональные состояния окружающих людей, быстро и легко возникающие эмоциональные состояния либо стимулируют их деятельность, либо тормозят ее.

Пластичность и противоположное ему качество – ригидность проявляются в том, насколько легко и быстро ребенок приспосабливается к внешним воздействиям. Наличие пластичности позволяет относительно быстро и успешно адаптироваться к окружающей среде, легко войти в новую игру, игровое сообщество, приспособиться к новым требованиям, участникам в игре. При преобладании ригидности дети с трудом включаются в игры сверстников; им труднее приспособиться к окружающим, принять новую для себя роль; они отдают предпочтение знакомым играм, привычным для себя ролям.

Реактивность определяется тем, с какой силой и энергией ребенок реагирует на то или иное воздействие. Высокой реактивностью отличаются дети-холерики, сангвиники. Реактивность холериков преобладает над активностью, они могут быть несдержанны, вспыльчивы по отношению к сверстникам в игре. Детям-флегматикам и меланхоликам свойственна малая реактивность.

Являясь существенным компонентом детской индивидуальности, темперамент обнаруживает себя в направленности контактов ребенка (на себя, на сверстника, на совместные действия), их содержании, эмоциональном фоне разных видов его деятельности, в том числе – игровой.

v Общение в разных видах игр

Успешность совместной игровой деятельности детей во многом зависит от характера взаимодействия, общения в ней. Педагог С.А. Шмаков, плодотворно в течение многих лет совместно со своими учениками (О.С. Газман, Н.П. Аникеева, А.А. Католиков и др.) исследовавший игру, приходит к выводу:  «Очевидно, общение следует рассматривать и как основной энергетический источник игры, питающий ее эмоциональную сторону» [97, с. 66]. Мы уже не в первый раз обращаемся к этой идеи – отношения к общению как к энергетическому источнику игры, она представляется нам интересной и значимой для понимания тайны, скрывающейся внутри этой деятельности.

Если обратим внимание на играющих детей, нетрудно заметить – энергия эта «бьет» с разной силой – в одних случаях она быстро угасает, а в других, напротив, практически неиссякаема.

Посмотрим, какова эта энергия, каково ее влияние на разные виды игр, в которых взаимодействуют дошкольники с разными индивидуально-типологическими особенностями.

Вначале обратимся к результатам исследования особенностей общения старших дошкольников разного темперамента[34] в сюжетно-ролевых играх[35]. С этой целью нами было проведено наблюдение за общением детей по специальной программе Т.В. Сенько[36]. Ее использование позволило выявить особенности взаимодействия детей в игре по шкалам «доминирование – подчинение» и «положительность – отрицательность» (симпатия – антипатия).

Полученные данные свидетельствуют: общение дошкольников разного темперамента в условиях сюжетно-ролевой игры имеет как общие, так и специфические особенности (рис.3):

Рис. 3. Проявление доминирующих и подчинительных форм поведения у детей разных типов темперамента в сюжетно-ролевых играх

Как видим, у детей всех типов темперамента проявляются в поведении как положительное, так и отрицательное доминирование и подчинение, вместе с тем различна степень их выраженности. Дети-экстраверты (холерики и сангвиники) чаще доминируют в игре, руководят ее ходом. Для них характерно стремление и умение помочь при выполнении совместных игровых действий – «хвалят», «наставляют», «поддерживают», часто словесно или с помощью жестов (поглаживание по плечу, обнимания) одобряют действия других детей.

Дети-интроверты (флегматики и меланхолики) преимущественно подчиняются партнерам в сюжетно-ролевой игре, проявляют уступчивость, готовность соглашаться, доверительное отношение к сверстникам, сильное воодушевление, если их успехи (помощь герою в игре, внесение в игру необходимой игрушки, правильное выполнение игровых действий) замечены и признаны. Однако в целом, в общении у детей-интровертов в сюжетно-ролевых играх преобладает отрицательное подчинение: они чаще уступают главные роли сверстникам, подчиняются их требованиям в отношении выполнения игровых действий, менее активны и инициативны.

Различен и стиль общения детей-экстравертов и интровертов в сюжетно-ролевых играх. Наши наблюдения показали, что дети-экстраверты (холерики и сангвиники) более инициативны в начальной, организационной фазе игры, обсуждении выбора темы, распределении ролей и предпочтении собственной роли. Интроверты же, в числе которых флегматики и меланхолики, чаще «общаются» с игровыми атрибутами, «обращаются» к игрушке, спрашивают других, что делать дальше, планируют свои действия без побуждений со стороны других детей, чаще говорят, что они делают, какие игровые действия выполняют. Полученные данные согласуются с результатами исследования общения дошкольников разных типов темперамента в ролевых играх, полученными белорусским психологом Л.А. Вяткиной[37].

А как общаются дошкольники с разными индивидуально-типологическими особенностями в дидактических играх (настольно-печатных, словесных)? Пытаясь ответить на этот вопрос мы воспользовались теми же методами и методиками, что и при изучении общения старших дошкольников в процессе ролевой игры.

Анализ материалов наблюдений за поведением детей в этих играх свидетельствует: в дидактических играх общение детей разного темперамента также имеет как общие, так и специфические особенности. Так, у представителей всех типов темперамента наблюдается проявление как доминирующих («руководит», «помогает», «наставляет», «приказывает» и др.), так и подчинительных («слушается», «соглашается», «уступает», «терпит» и др.) форм поведения. При этом профиль же поведения, степень выраженности этих форм поведения оказался различным (см. ниже рис.4):

Рис.4. Проявление доминирующих и подчинительных форм поведения у детей разных темпераментов в дидактических играх

Наши наблюдения показали, что активными инициаторами дидактических игр становятся дети-интроверты (флегматики, меланхолики). В их общении в такого рода играх преобладает положительное доминирование и подчинение. В большей степени дидактические игры дают возможность самореализоваться детям-флегматикам. Они, как правило, чаще приглашают сверстников к участию в привлекательных для них играх, нередко и руководят ходом игры, помогают своему партнеру, советуют правильный удачный ход (не смотря на соперничество по игре).

Дети-меланхолики наиболее уверенно ведут себя, проявляют инициативу в спокойных дидактических играх (например, на классификацию и группировку предметов по определенному признаку, со слабо выраженным соревновательным мотивом: «Залатай коврик», «Кто чем питается?», «Найди отличия» и т.д.). Они в большинстве случаев «соглашаются» с мнением других участников игры, «хвалят» за верный ход, «воодушевляют» на выигрыш, оказывают поддержку.

Дети-экстраверты инициаторами дидактических игр (настольно-печатных, словесных) становятся редко; они, как правило, выступают организаторами дидактических игр, предполагающие наряду с интеллектуальной и двигательную активность («Краски», «Садовник» и др.). В дидактических играх у экстравертов вместе с положительными формами поведения проявляются и другие: у холериков – отрицательное доминирование («заставляют» уступить ход, согласиться с их мнением; часто несдержанно проявляют недовольство выигрышем партнера, спорят, «ругают» за неправильное выполнение правил игры, обзываются, «нападают», смеются над проигравшими); у сангвиников – отрицательное подчинение (нередко они безынициативны в случаях неуспеха, бросают игру до ее завершения, сознательно порой поддаются партнеру по игре, чтобы избежать конфликтной ситуации).

Игра «Шашки».

Леша (холерик в адрес партнера): Ходи, твой ход. Что ты все думаешь?

Даша (сангвиник): Сейчас похожу, мне надо подумать. (Девочка находит удачный ход, она в «дамках», выигрывает.)

Леша: Подожди, я тебя все равно обыграю. Я твою дамку сейчас побью. (Мальчик делает быстро ответный ход, но неверный.)

Даша: Так не честно! Разве так ходят? Это нельзя.

Леша (возмущенно, отталкивает руку сверстницы): Не трогай, так можно.

Даша (расстроена): Все равно так не честно.

Девочка теряет интерес к игре, дальше она сознательно поддается. Леша радуется своему успеху.

Леша: Ура, я выиграл!

Даша: А я не очень хотела выиграть.

Леша (воодушевленно): Еще будешь играть?

Даша: Нет, не хочу. Я устала. (Смотрит на девочек, которые играют в магазин.) Мне надо в магазин сходить.

А как общаются дети разных темпераментов в подвижных играх? Как показали наблюдения по специально разработанной программе[38], дети-экстраверты и интроверты по-разному проявляют поведенческую активность в подвижных играх, используют вербальные и невербальные средства общения в процессе игры.

Мы обобщили данные наблюдений за общением детей разных типов темперамента в процессе подвижных игр, что позволило определить степень выраженности их общей поведенческой активности в таких играх (табл. 2).

Таблица 1. Проявление активности в общении детей разных типов темперамента в подвижных играх (общее среднее)

Активность в общении

Экстраверты

Итого

Интроверты

Итого

холерики сангвиники меланхолики флегматики 82,6 79,8 81,3 63,6 67,25 65,43

Дошкольники-экстраверты (холерики и сангвиники) в силу особенностей своего темперамента (сильной эмоциональной возбудимости, высокой реактивности) более активны в подвижной игре, чем дети-интроверты (флегматики и меланхолики). Чаще всего именно они выступают инициаторами таких игр, их зачинщиками, руководят сверстниками и следят за соблюдением игровых правил. Дети-экстраверты проявляют в подвижных играх и высокую коммуникативную активность; они нередко спорят по поводу проигравших, отстаивают свое мнение, защищают сверстников. Наиболее активны в подвижных играх дети-холерики, наименее – меланхолики.

По-разному проявляется вербальная и невербальная активность дошкольников в подвижных играх. В целом, для детей всех типов темперамента характерно преобладание невербальной активности в общении в процессе игры: используют разную интонацию, активно жестикулируют, переглядываются, выражают эмоции (страх, радость, грусть) мимикой, часто прикасаются друг к другу. Вместе с тем замечено, что дети-экстраверты (холерики и сангвиники) в невербальном общении часто стремятся инициировать телесный контакт, дотронуться до партнера, находиться вблизи остальных играющих. Они интенсивно жестикулируют, привлекая тем самым к себе внимание, ярко экспрессивно выражают радость (подпрыгивают на месте, громко смеются, кричат), легко воодушевляются во время игры. Интроверты же, как правило, держатся обособленно от сверстников или находятся на близком расстоянии от своего друга. Дети-флегматики в ходе таких игр более сдержанны и осторожны – нежели представители других темпераментов. Они относительно активно используют жесты, предупреждающие об опасности. Меланхолики ярче флегматиков выражают радость, воодушевление, переживание, страх. Они чаще делятся со сверстниками доброжелательными улыбками, могут и расплакаться в случае проигрыша.

Вербальная активность детей-экстравертов в подвижной игре проявляется в похвале сверстников за правильность действий, выражении поддержки, предупреждении об опасности быть пойманным. Холерики проявляют в игре высокую реактивность, несдержанность, нетерпеливость, нередко вспыльчивы, что провоцирует конфликты в игре между детьми. Сангвиники, напротив, как правило, успешно решают возникшие спорные ситуации в подвижных играх с помощью шуток, детского фольклора – мирилок, считалок, дразнилок. Вот одна из типичных в этом отношении игровых ситуаций.

Дети на прогулке играют в подвижную игру «У медведя во бору».

Организатором игры выступил Макар (холерик). Он позвал детей; с помощью считалки «Мы делили апельсин…» стал выбирать «медведя». Но когда мальчик выбирал водящего, он сознательно при счете отдал предпочтение своему другу Мите. Света (меланхолик), которой по справедливости должен был достаться выбор, так как она стояла рядом, сильно огорчилась.

Эмилия (сангвиник). Макар, так не честно. Ты специально начал быстро считать, чтобы твой друг был «медведем».

Макар. Нет, так получилось. И вообще, я здесь главный, кого хочу, того и выбираю!

Эмилия (поддразнивая сверстника). Командир полка – нос до потолка, уши до дверей, а сам, как муравей!

Все дети засмеялись, так как Макар действительно был маленького роста.

Макар (смущенно). Ладно, пусть будет Света, посмотрим, как она нас всех переловит.

Дети продолжили игру в хорошем настроении.

Дети-интроверты в подвижной игре вербально менее активны. Вместе с тем они нередко относительно часто хвалят сверстников, благодарят за помощь, спасение; однако, крайне редко они отстаивают свою позицию, оспаривают неправильность действий партнеров по игре.

v Игры на семейной территории

А как проявляют себя в игре дети разных типов темперамента в условиях семьи? Обратимся вновь к материалам нашего анкетирования. Мы попросили родителей детей разных темпераментов ответить на вопросы «Во что и как играют дети дома?». Ответы были разными.

Большинство родителей отмечают, что их дети-экстраверты (сангвиники и холерики) любят играть в подвижные, сюжетно-ролевые игры. По данным опроса, холерики чаще сангвиников отдают предпочтение дидактическим и настольно-печатным играм, тогда как у сангвиников преобладает интерес к сюжетно-ролевым играм, особенно у девочек. Многие родителей указали, что их дети (экстраверты) чаще принимают в свои игры в качестве игровых партнеров сверстников, братьев и сестер, реже родителей, бабушек и дедушек. «Никита больше любит играть с братиком, чем с нами – родителями. С ним ему веселее, он любит командовать, говорит, как играть, что делать» – рассказала мама дочки-холерика.

Большинство родителей детей-холериков и сангвиников отметили, что их ребенок в игре предпочитает распределять роли сам. Холерики отдают родителям преимущественно подчинительные роли, тогда как дети-сангвиники одинаково соглашаются и на подчинительные, и на доминирующие. («Когда мы играем с Викой, то она всегда хочет быть доктором, учителем, бухгалтер. Ей так нравиться быть главной. Она в игре мои слова копирует, движения», – делится своими наблюдениями мама Наташи-холерика.)

Как показал опрос родителей, дети-холерики могут долгое время дома заниматься одной игрой. «Когда мы приходим с работы, Митя может весь вечер проиграть с железной дорогой, как увлечется – не оторвать. Еще и на следующий день может продолжить эту игру», –  рассказывает папа.

Многие родители холериков указали на то, что в игре их ребенок нередко проявляет агрессию, гнев, нетерпение, раздражительность. Согласно опросу родителей, у сангвиников в играх преимущественно преобладают положительные эмоции: смех, радость. Они предпочитают веселые игры, вносят элементы комичной драматизации в игру.

По мнению многих родителей дошкольников-экстравертов их дети любят играть преимущественно в группе. «Эвелина редко играет одна, всегда кого-нибудь просит с ней поиграть, даже просто посидеть «медсестрой» в регистратуре. Дает нам и куклам роли, иногда просит ей что-нибудь отвечать», – пишет одна из мам.

Большинство родителей детей-интровертов (в их числе флегматики и меланхолики) отмечают преобладание у своего ребенка игр спокойного характера: настольно-печатные игры, шашки, шахматы. Среди предпочитаемых игрушек родители детей-флегматиков называли военные, технические игрушки, строительные, настольно-печатные игры, конструкторы. Родители меланхоликов чаще указывали на образные, музыкальные игрушки, игровые наборы для сюжетных игр.

Кто становится партнером по игре у детей с разными индивидуально-психологическими особенностями? Чаще всего в качестве таковых в играх с ребенком-интровертом родители называли себя, затем – бабушку и дедушку, реже всего – брата и сестру. Многие родители отмечают и то, что их ребенок часто выступает инициатором игры, приглашает в нее других членов семьи, придумывает сюжет игры, сам распределяет роли, активен в игровом взаимодействии. «Вероника всегда тянется больше к взрослым, если дома будут бабушка и сестра, то она позовет скорее бабушку, чем Машу в игру», – рассказывает мама дочки-меланхолика. «Дедушка единственный, с кем Саша любит играть в шашки и домино. У них это так здорово получается», – делится своими наблюдениями папа сына-флегматика. Результаты опроса свидетельствуют: в условиях семьи, дома флегматики предпочитают игры-драматизации, игры со строительным материалом; меланхолики – как спокойные, тихие, уединенные режиссерские игры, так и игры-драматизации.

Как свидетельствуют ответы родителей, дети-флегматики отдают игровому партнеру чаще подчинительные роли, тогда как меланхолики – доминирующие.

Интересен и такой факт: согласно опросу родителей, дети-интроверты раскрепощено ведут себя дома; они в условиях семьи открыто выражают свои эмоции, активны и инициативны в игре. Это можно объяснить тем, что в семейной среде для ребенка-интроверта создаются, как правило, более благополучные условия для проявления его «самости» в игровой деятельности.

По данным опроса родителей, не всегда взаимодействие в игровой деятельности детей дома проходит бесконфликтно. Разные на то причины. Дети, как отмечают родители, возмущаются несоблюдением правил игры, ссорятся из-за обладания привлекательной игрушкой с сестрой, братом и др. Родители холериков нередко отмечают, что их ребенок в игре конфликтует. «Чуть что не так, Коля сразу злится, возмущается. Может даже на игрушку ругаться», – рассказывает мама одного из таких дошкольников. Большинство же родителей флегматиков и меланхоликов характеризуют общение своих детей в игре как бесконфликтное. Если конфликты и возникают, то очень редко: поводом их чаще всего служит, по данным опроса, разрушение игры, спор из-за привлекательной роли, а также нарушение правильности игровых действий.

Мы «понаблюдали» вместе с вами, и где-то с особым вниманием, за общением в процессе сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр детей с разными индивидуально-психологическими особенностями. Конечно, еще немало тайн осталось за пределами нашего «поля видения», но уже из увиденного напрашиваются выводы. Вот некоторые из них.

Общение «пропитывает» детские игры, выступает чрезвычайно значимой их составляющей. Есть основания присоединиться к тем, кто рассматривает общение как основной энергетический источник игры, питающий ее эмоциональную сторону. При этом активность детей в игре различна. Дети-экстраверты проявляют высокую активность в общении со сверстниками во всех видах игровой деятельности. Не отмечено существенных отличий в активности сангвиников и холериков в сюжетно-ролевых играх. Однако, в дидактических играх более активны в общении сангвиники, тогда как в подвижных играх – холерики. Дети-интроверты проявляют большую коммуникативную активность в процессе дидактических игр, в сюжетно-ролевых играх их активность значительно снижена.

Детская энергия, связанная с поддержанием интереса к игре, воплощением роли, реализацией игрового замысла с помощью игровых действий «бьет с разной силой» в зависимости от того, кто является партнером ребенка по игре, каков темперамент играющих, насколько они совместимы, в какой степени поведение партнеров по игре создает возможность для самовыражения в совместной игре каждому из них. В игровой деятельности дошкольники проявляют избирательность средств общения в зависимости от типа темперамента партнера по общению. Так успешность и высокая активность общения в игре наблюдается в диадах близких по темпераменту детей – «экстраверт – экстраверт» (сангвиник – холерик), «интроверт – интроверт» (флегматик – маланхолик). В общении в диаде «холерик – меланхолик», «сангвиник – флегматик» чаще проявляется отрицательное доминирование у детей-экстравертов: «приказывает», «заставляет», «нападает» и т.п. (прежде всего у холериков); и отрицательное подчинение: «терпит», «переживает», «подчиняется») у интровертов. При таком взаимодействии детям сложнее найти «ключик» к пониманию друг друга в силу различий и проявления свойств их темпераментов (эмоциональной возбудимости, активности, реактивности, пластичности – ригидности, темпа психических реакций и др.).

Педагог может содействовать созданию игровых группировок детей со схожими темпераментами, что совместимыми поможет его воспитанникам преодолеть трудности в общении с игровым партнером, легче понять друг друга, чаще переживать положительные эмоции в процессе совместной игры. Такая тактика представляется ценной, поскольку позволяет активизировать детскую энергию, направленную на поддержание игры за счет «слияния энергий», созвучных по тональности детей, их индивидуальности.

v Об индивидуальном подходе

Еще вначале своей психолого-педагогической деятельности наш великий соотечественник Л.С. Выготский отмечал: «… первым требованием воспитания является совершенно точное знание наследственных форм поведения, на основе которых придется подстраивать личную сферу опыта. И вот здесь знание индивидуальных различий выступает с особой силой» [16, с. 346]. В числе таковых – половые особенности, темперамент. «Идти за природой ребенка, а не против ее» – вот основа, которой важно следовать педагогам, родителям.

Мальчики и девочки характеризуются целым рядом физиологических и психологических особенностей [11; 90; 100 и др.], которые необходимо учитывать при организации и косвенном руководстве их игровой деятельностью, игровым взаимодействием, чтобы не ущемлять инициативность, «самость» ребенка, способствовать полноценному развитию его индивидуальности. Педагогу важно оказать поддержку детям с гендерными различиями в проявлении их игровых интересов, общении в игре. Так, для мальчиков чаще предоставлять возможность играть в активные игры с «захватом большего пространства». Проявлять терпимость к их нередко возникающим столкновениям, «трениям», учитывая при этом, что они предпочитают самостоятельно решать возникающие трудности. Обогащать игровую среду мальчиков многофункциональными игрушками, содействуя тем самым развитию их исследовательской активности. Для девочек важна помощь педагога в декорировании и обустройстве близкого пространства для игр, связанных с уходом и заботой. Девочки в большей степени, чем мальчики, испытывают потребность в поддержке их идей, руководстве взрослого при возникновении затруднительных ситуаций, конфликтов в игре. Оценка результатов их деятельности должна быть эмоционально окрашенной и содержать в себе похвалу. Не будем забывать, в силу особой чувствительности к эмоциональной стороне общения, девочки в большей степени, нежели мальчики, зависимы от мнения авторитетных для них людей, вследствие чего легче поддаются влиянию и внушению (в том числе – в ходе игровой деятельности).

Необходимость учета индивидуально-типологических особенностей отмечают и другие, рассматривая темперамент как одно из важных условий, с которым необходимо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию развивающейся личности. На практике это положение реализуется, однако, далеко не в той мере, как этого хотелось бы. Учет особенностей темперамента необходим не только в каких-то исключительных случаях, а постоянно и различно в зависимости от степени выраженности свойств, от уровня «созревания» (развертывания всех структурных компонентов) темперамента.

Как осуществить такой подход? В настоящее время разработан ряд стратегий и тактик такого подхода. Некоторые из них вызывают особый интерес  [39; 93 и др.]. Представляется полезным творчески воспользоваться ими с учетом специфики игровой деятельности, возраста детей, их индивидуальности. Здесь назовем лишь те, которые нам представляются наиболее привлекательными.

Ø  Обеспечение тех условий, которые требует ребенок в силу своих индивидуальных особенностей.

Эту наиболее простую и необходимую, особенно на ранних этапах развития ребенка, тактику нам хочется дополнить, развить.

Создание условий, способствующих благоприятному развитию личности, самоактуализации и самоутверждению детей с разными индивидуально-типологическими особенностями. Следуя этой тактике, подбирая для детей с низкой самооценкой, неуверенных в себе игры, для успеха в которых значимы их индивидуально-типологические качества, педагог получает возможность оказать содействие этим воспитанникам в формировании у них веры в себя, чувства самоценности. Так экстраверту легче самоутвердится в сюжетно-ролевой игре, выполняя роль, предполагающую непосредственное живое общение с партнером по игре; для малообщительных же интровертов предпочтительнее роли иного характера, основной смысл которых – общение с куклой или другим предметом. Вместе с тем, и экстраверты и интроверты могут самоутверждаться, проявляя свои организаторские способности, но … по-разному и, как правило, в разных видах игр. Для первых – наиболее «подходящими» для этого являются сюжетно-ролевые игры и подвижные; для вторых, как правило, – дидактические.

Ø Построение образовательного процесса на основе своеобразия индивидуально-психологического стиля деятельности ребенка. Под индивидуальным стилем обычно понимают всю систему отличительных признаков деятельности человека, обусловленных особенностями его личности. Иначе говоря, индивидуальный стиль есть индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания (типологически обусловленной) индивидуальности с предметами, внешними условиями деятельности[39]. Индивидуальный стиль деятельности уже заметен у дошкольников в процессе игры. Некоторые дети предварительно обдумывают (что характерно для флегматика), планируют развитие игры, организацию игрового пространства; другие ее начинают сразу, и всю корректировку (изменения в ее содержание) производят в процессе самой игры. Например, в дидактических играх особенно заметными становятся такие значимые для успеха в них качества флегматиков, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, самообладание, аккуратность. На эти качества следует опереться и при оказании помощи флегматику в выработке у нег индивидуального стиля игровой деятельности.

Ø Тактика предвосхищения, ожидания возможного поведенческого репертуара ребенка в игре и принятие соответствующих профилактических и коррекционно-развивающих мер. Работа не с последствиями, а предупреждение нежелательного проявления.

Реализуя индивидуальный подход с учетом индивидуально-психологических особенностей дошкольников, содействуя выработке индивидуального стиля будет способствовать повышению эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников, оптимизации межличностных отношений со сверстниками, и тем самым укреплению психологического здоровья.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 636.