– Какие занятия тебе нравятся в детском саду?
Ø Музыкальные люблю. Я раньше была никто, а теперь я – Стрекозка. (Наташа, 5 лет)
v В игре ребенок познает себя и мы его также
Ценность игры и в том, что в ходе ее ребенок может немало узнать о себе, своих резервах, ранее неизвестных ему качествах. Приобретая опыт совместной игры, он имеет возможность обрести и более реалистичное, более полное представление о самом себе как личности, индивидуальности, отличающейся от других. Конечно, и в семье он получает оценку близких. Но чтобы принадлежать к родной семье, не нужно доказывать свою ценность. В группе же сверстников, то место, которое займет каждый из детей, уже во многом зависит от его умений, качеств и прежде всего – от того, что он, ребенок, может предложить «детскому обществу» без того, что значимо для совместной детской деятельности. Конечно, благоприятная семейная микросреда дает возможность обрести ребенку чувство безопасности, оценить некоторые свои свойства, но далеко не все. Для развития самосознания дошкольника, осознания им социальной реальности наличие только семейного опыта недостаточно.
Совместная игра ребенка со сверстниками и есть та деятельность, которая поможет ему более адекватно, разносторонне познать себя. Ребенок в игре проверяет свою силу, ловкость, свои знания об окружающем мире, свое внимание, память. Игра побуждает ребенка к самопознанию, самопроверке своих сил и возможностей и одновременно создает условия внутренней его активности. Как важно, чтобы при этом рядом был понимающий детей и игру педагог, готовый оказать помощь в этом важном и непростом процессе каждому своему воспитаннику.
Педагог и сам при этом немало может узнать о них. Ведь здесь, в игре – «девятом вале развития ребенка» (Л.С. Выготский), как ни в какой другой деятельности проявляется потенциал дошкольника – двигательный, интеллектуальный, творческий …
Наблюдая за поведением играющих детей, воспитатель может приобрести немаловажную информацию об интересах, желаниях детей, темпераменте, зарождающихся жизненных позициях конкретных своих воспитанников.
«Таня и Юля вместе играют в «дом» в игровом домике. Вот они решили отправиться со своими «дочками» на прогулку. Уложили их в кукольные коляски и поехали в противоположный угол групповой комнаты. Пройдя половину пути, Юля оглянулась и увидела в игровом домике двух мальчиков. «Кто-то пробрался в наш дом. Это, наверное, воры», – с тревогой говорит она. В сторону домика оборачивается и Таня. «О, к нам гости пришли!»– радостно воскликнула она и поспешила назад к домику приветствовать гостей (мальчиков). Она настроена дружелюбно, приветливо, тогда как ее партнер по игре – Юля, по всей вероятности, ничего, кроме неприятности от изменившихся обстоятельств, и не ждет. Одна и та же ситуация, а восприятие ее девочками разное…
Взаимоотношения детей в «детском обществе» – сфера, нередко волнующая педагогов, и не без основания: с ней связано психологическое здоровье детей. Кому в нем легко дышится? Кому с трудом? И на эти немаловажные вопросы помогут ответить детские игры, наблюдения за ними – в том числе сюжетно-ролевыми, подвижными (особенно – игры с предусмотренными ими правом выбора – «Ручеек», «Колпачек», «Каравай» и др.).
Наблюдения за поведением детей в игре – прекрасная возможность обнаружить и их способности (особенно социальные, ярко проявляющиеся в этой деятельности в дошкольном возрасте), организаторов, их зарождающуюся направленность личности. Заметим, далеко не всегда такие дети берут на себя главные роли.
Группа 5-летних детей (Юра, Юля, Саша, Лена, Андрей) затевают игру в «Поликлинику», но никак не могут окончательно распределить роли. На роль врача претендуют Юля и Саша. Напористый Саша одержал вверх – эта роль досталась ему. Юле обидно, но из игры она не выходит, осталась в ней «медсестрой». Организовала обстановку для приема больных, фактически она руководит игрой. Саша увлекся действиями с «медицинскими инструментами» (фонендоскопом, термометром и др.). Юля напоминает Саше – «Усади больного на стул, спроси, как самочувствие, что болит у него». Саша же в это время готовит «приборы» для прививки …
А вот старшие дошкольники драматизируют «Морозко». Оля (6л. 2 мес.), будучи инициатором игры-сказки, взяла на себя роль собачки, выполняя которую выступает режиссером игры, координирует действия ее участников («Гав-гав! Хозяин, не пора ли в лес ехать?», «Тяв-тяв, хозяюшка, время гостей встречать, стол накрывать».
Но бывает ведь и по-другому.
В углу комнаты собрались мальчики. У них, кажется, затевается серьезное дело: строят корабль. Командует здесь белобрысый Гена. И еще как командует! Прикрикивает на ребят, назначает, кем кому быть, что кому делать. Со слезами на глазах уходит к девчонкам веснушчатый Вова. Гена его исключил: «Рулевые рыжими не бывают!» Такой маленький деспот есть почти в любой детской группе. Когда-то в двадцатые годы их называли в психолого-педагогических статьях «вожаками», а теперь по новой терминологии – это «лидеры»… А вот в группе появился и Вася с космонавтом в руках. Робко озирается по сторонам и направляется к группе мальчиков.
– Гена, – обращается он к хозяину игры, – а я тебе вот космонавта принес. Примешь меня? – Гена косится на подношение и милостиво роняет:
– Приму… Пусть билеты проверяет, – обращается он к своим приближенным.
– А ты еще клоуна заводного обещал.
Счастливый Вася кивает головой, место под солнцем куплено.
Да, куплено. Куплено путем взятки, при всем честном народе. Мы ошибаемся, когда думаем, что такое случается только у взрослых.
Преобладание во взаимодействии со своими сверстниками мотивов личной выгоды («возьму в игру, если дашь мне свой велосипед, игрушку…») может негативно сказаться как на «детском обществе», так и на самом лидере (нередко манипулирующем окружающими, унижающем других).
Материалы наблюдений за детскими играми могут оказаться полезными для размышлений педагога и относительно готовности его воспитанников к школе.
… В числе любимых игр старших дошкольников нередко игра в школу. Присмотримся к ней: что является основным содержанием этой игры? Приход в школу? Перемены? Уроки? какие именно уроки: чтения, письма, математики или же рисования, музыки – такие близкие «специфически дошкольным» видам деятельности? Преобладание в детской игре «перемен», а если и игр, то преимущественно второго типа – показатель пока еще слабой развитости социальной готовности к школе, позиции школьника, а возможно, и отсутствия ее у детей.
Ценную информацию для познания и самопознания психической жизни человека, особенно его эмоционально-потребностной сферы, дают песочные игры. Человеку (тем более дошкольного возраста) часто трудно словами выразить свои нереализованные желания, страх, другие еще до конца неосознанные переживания. Игра же с песком помогает этому, дает человеку возможность «вылить» затаенное в создаваемую картину на песке. Эти диагностические возможности песочных игр высоко оцениваются многими современными специалистами в области человеческой души. Так известный психотерапевт К. Юнг считает, что именно в песочной игре наиболее полно раскрывается «царство детства», и эта дверь – в глубокое бессознательное и его тайны». Создаваемые человеком песочные картины способны развязывать «узлы проблем», завязанных в детстве, активизировать к жизни чувства, а не рациональные структуры, обнаруживать скрытые источники страдания[46].
Конечно, чтобы «прочесть», увидеть эти тайны в песочной картине нужна специальная подготовка взрослого, взаимодействующего с ребенком. Заметим, вместе с тем, в последние годы все активнее разрабатываются специальные методики, игры, игры-упражнения (в том числе – проективные) позволяющие не только психологу, но и педагогу, логопеду, социальному работнику использовать песочные игры: в диагностической (а также развивающей, профилактической, коррекционной работе) [18; 19; 69 и др.].
v О коррекционных возможностях детских игр
Игровая деятельность ребенка – не только средство познания (и самопознания) ребенка, но и его коррекции, самореабилитации. В настоящее время термин «психологическая коррекция» широко и активно используется в практике работы как школы, так и дошкольных учреждений. А между тем, возникнув в дефектологии, он вначале применялся в отношении лишь детей с аномалиями в развитии. Коррекция чаще всего рассматривается сегодня как особая форма психолого-педагогической деятельности, направленная на создание наиболее благоприятных условий для оптимизации психического развития ребенка, оказания ему специальной помощи.
Замечено, стойкие аффективные барьеры, возникающие в жизни ребенка, преодолеваются им гораздо легче в игре. Игровая деятельность обладает особыми возможностями для перестройки эмоциональной сферы дошкольников с трудностями в развитии. Прежде всего, она является деятельностью привлекательной и близкой детям этого возраста, исходит из их интересов и потребностей. С помощью широкого использования игр можно победить страх (используя, например, игровую методику А.И. Захарова). Предметом коррекции игровой психотерапией могут быть и бедность эмоционального мира дошкольника, отсутствие эмпатии, запаздывание развития высших чувств, неадекватное эмоциональное реагирование и т.д. Разные игры с успехом используются при этом. Приведем некоторые из них, которые помогают, в частности, в снижении уровня детской агрессивности, которая нередко становится предметом озабоченности и тревог воспитывающих ребенка взрослых.
Игры для снятия общей агрессии [47]
Игра «ЗЛЫЕ – ДОБРЫЕ КОШКИ» (снятие общей агрессии) (5–6 лет)
Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения».
Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую-презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя.
Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее ...», — и ребенок, изображающий кошку, делает все более и более «злые» движения.
По повторному сигналу ведущего «превращение» заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок и игра повторяется.
Когда все дети побывают в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру.
По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами.
На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг с другом.
Игра «БОКС» (4–6 лет)
Всем известно, что одна из причин агрессивного поведения ребенка – накопившаяся энергия, которая требует своего выхода. Предложите ребенку поиграть в игру «Бокс». Она поможет ему избавится от излишнего напряжения. Проявите немного фантазии в экипировке маленького «боксера», сделав из старых варежек боксерские перчатки, а из старой, плотно набитой подушки – боксерскую грушу. Объясните ему, что многие великие олимпийские чемпионы, прежде чем стать победителями, много тренировались, отрабатывая боксерские удары на специальных тренажерах. Затем командуйте о начале «тренировки». В ней необходимо чередовать периоды напряжения и расслабления. Ребенок в течении 4-5 минут «боксирует», а затем 5 минут отдыхает, расслабляется.
Подобная игра поможет ребенку лучше контролировать свое состояние во время возбуждения и будет способствовать развитию его саморегуляции.
Игра «СНЕЖНАЯ БАБА» (4–5 лет)
Подвижные дети с повышенной агрессивностью частенько заставляют родителей задаваться вопросом о том, что можно сделать, чтобы снизить агрессию. Существует много различных способов, и один из них – поиграть с ребенком в игры, способствующие расслаблению его мышц. Освобождаясь от физического напряжения, ребенок «сбрасывает» груз накопившегося психологического раздражения. Как правило, в играх ребенку необходимо вообразить себя каким-либо предметом или животным, а воображение – хороший помощник для расслабления
Итак, предложите ребенку превратиться в снежную бабу. Опишите ее, помогая перевоплощению: «Представь, что ты огромная, красивая. У тебя есть голова, две торчащие в разные стороны руки. Ты стоишь на двух крепких ногах. Прекрасное утро, светит солнце. Но, вдруг, солнце начинает припекать, и ты чувствуешь, как начинаешь таять. Сначала тает голова, затем руки и, наконец, ты вся оседаешь под тяжестью намекнувшего снега и превращаешься в лужу».
В игру можно играть на прогулке, в лесу или дома, главное, чтобы она доставляла удовольствие и вам, и ребенку.
Игра «УПРЯМАЯ ПОДУШКА» (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства) (3-5 лет)
Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (подушка с темной наволочкой) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея (или другой любимый сказочный персонаж) подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давай прогоним упрямки».
Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (снимается стереотип и эмоциональный зажим).
Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется индивидуально — от нескольких секунд до 2-3 минут).
Взрослый предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети говорят, что «упрямки шепчутся», другие ничего не слышат. «Упрямки испугались и молчат в подушке», — отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).
(Данные игры рекомендуются только для психически здоровых детей).
Игра – адекватное средство коррекции не только отдельных негативных эмоций, состояний, но и личности ребенка, его самооценки, Я-концепции, взаимоотношений с окружающими, нарушений в психологическом здоровье в целом. Позитивный эффект при этом дает использование терапевтических игр, нацеленных на повышение уровня принятия себя, уверенности, эмпатии, преодоления эмоциональной эксцентричности, эмоциональной отгороженности, коммуникативной компетентности, саморегуляции («Зеркало», «Тень», «Мост дружбы», «Дракон кусает свой хвост» и др.).
Предметом коррекции посредством игры может быть и познавательная сфера ребенка, психологическая готовность к школе. В этом случае широко используются обучающие игры, нацеленные на достижение более высокого уровня развития и социализации детей[48].
Вместе с тем, отметим такую специфическую особенность использования игры в коррекционной работе, как многофункциональность (в числе первых обративших внимание на нее – известный специалист в области психокоррекции дошкольников А.С. Спиваковская). При помощи игры можно решать самые разные задачи: одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого – оказывать растормаживающий тонизирующий эффект, а для третьего стать школой коллективных взаимоотношений. Так, в процессе обучения старших дошкольников иностранному языку один из авторов данной книги игру «Лото» (Lotto) использовал как для совершенствования понимания и активной речи на английском языке у одних детей, так и для развития внимания и интереса к изучению иностранного языка у тех детей, у кого эти качества проявлялись слабо. Успешное же выполнение в данной игре роли ведущего флегматичными и малопопулярными Николаем и Андреем способствовало повышению их авторитета среди сверстников.
Богаты коррекционными возможностями не только дидактические, настольно-печатные игры, но и игры-драматизации. Разыгрывая ранее встречающиеся трудные ситуации в играх-драматизациях типа «Какая Я», «Какая наша группа», «Какой у меня папа (мама)», дети получают возможность выплеснуть чувства, подавляемые в конфликтных ситуациях.
В коррекционных целях могут быть использованы и другие разновидности детских игр. Так, в одном исследовании основным средством коррекции самооценки старших дошкольников служили музыкально-дидактические игры (как известные, так и специально разработанные). Система коррекционной работы учитывала как специфику отклонений в развитии личности детей, так и их музыкальные способности, интересы в области музыкальной деятельности. Опираясь на сильные стороны музыкального развития конкретных детей, подбирали соответствующие игры, в которых дошкольник мог бы добиться успеха, проявить свои достоинства, самоутвердиться, удовлетворить при этом и потребность в признании сверстников. Детям с развитым звуковысотным слухом предлагались игры «Незнайка в Музыкальном городе», «В стране принцессы Нотки», «Веселая поляна» и др. Девочкам, отличающимся достаточно развитым музыкально-ритмическим чувством, представлялась возможность проявить себя в таких играх, как «Танцующие снежинки», «Подарки принцессе Мелодии» и др. Мальчикам с развитым тембровым слухом, проявляющим интерес к технике, предлагались специально разработанные музыкально-дидактические игры «Плыви, плыви, кораблик», «Веселые шоферы», «Музыкальный компьютер» и др.
Возможность самоутвердиться в значимой для детей деятельности была предоставлена и тем, чьи музыкальные способности недостаточно развиты, но при этом они обладали относительно высоким уровнем знаний в сфере музыкального искусства, памятью, желанием заниматься музыкой. Благодаря этим качествам дети добивались успеха в музыкально-дидактических играх типа «Кто мы», «Музыкальный домик». Проведенная работа не только позитивно сказалась на музыкальном развитии дошкольников, но и на их самооценке, Я-концепции, эмоциональном состоянии детей.[49]
Не упустим из «поля» своего внимания и такую естественную для ребенка деятельность как игра с песком. О ней мы уже упоминали, когда речь шла о диагностических возможностях детских игр. Но, ведь, воспитывающему ребенка взрослому (психологу, педагогу, родителю) важно «познать, чтобы воспитывать», помочь ребенку, оказать содействие в его развитии и саморазвитии. Игры с песком, «песочная терапия» («sand play») обладает уникальными возможностями для этого[50].
Для песочных игр детей используются водонепроницаемый деревянный ящик, который подбирается с учетом величины играющей малой группы (3–4 чел.) или индивидуальной игры. Рекомендуемый специалистами размер – 50х70х8 см. Песочные терапевты называют ящик с песком – «подносом». Внутренняя поверхность подноса (дно и борта) окрашивают в синий или голубой цвет. Дно будет символизировать воду, борта – небо. Необходим и чистый, просеянный песок, которым заполняется меньшая часть ящика. Для детских песочных игр целесообразно, чтобы он был влажным. Песок создает символическую «линию горизонта». Используется в таких играх и «коллекция» миниатюрных фигурок (желательная высота – не более 8 см.). В нее могут войти: куклы – человечки разного возраста и пола, здания (дома, школы, церкви, замки и др.), машины (сухопутные, водные, космические, фантастические), наземные животные (дикие, домашние, доисторические, фантастические – из мультфильмов), летающие животные, водные обитатели, растения, аксессуары (пуговицы, монеты и т.п.), естественные природные объекты (ракушки, желуди, камни и др.). Российские специалисты предлагают такую коллекцию пополнить пластиковыми или деревянными буквами и цифрами, геометрическими фигурами (круги, треугольники, прямоугольники и т.д.), использовать игрушки из «киндер-сюрприза» [19].
Игры с песком (сухим и влажным), миниатюрными фигурками могут быть использованы не только для развития мелкой мускулатуры руки ребенка, его тактильных ощущений, активизации других познавательных процессов (пространственного воображения, образного мышления и др.). Многие специалисты придерживаются мнения, что песок поглощает «негативную психическую энергию»; игра же, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. И специальные исследования, и жизненные наблюдения свидетельствуют: песочные игры позитивно влияют на эмоциональное самочувствие как взрослых, так и детей. Они помогают ненавязчиво «настроить» ребенка на постижение, осознание морального пространства собственного бытия, избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и ряда других состояний, негативно ранее сказывающихся на детском развитии [18; 19; 69 и др.].
Для эффективности игр на песке детей младшего возраста важно, по мнению специалистов в данной сфере, соблюдения ряда принципов. К числу основных Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т.М. Грабенко относят следующие:
ü создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого подбирается задание, соответствующие возможностям ребенка; формулируется инструкция к играм в сказочной форме; исключается негативная оценка его действий, идей, результатов, поощряется фантазия и творческий подход.
ü «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур и пр. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к играм-занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
ü Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли спасателя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он «на деле» убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути [19].
Результативность коррекционной работы с использованием игр повышается, если она ведется совместно с педагогами дошкольного учреждения, родителями его воспитанников (под руководством психолога), особенно в случаях, когда предметом коррекции выступают межличностные отношения в «детском обществе», психологическое здоровье его членов. Средством коррекции при этом становятся самые разные виды игр, в том числе – сюжетно-ролевые. Приведем примеры такой психолого-педагогической деятельности. Вот что говорят о ней сами воспитатели:
Т.А. Перепечко: Есть у меня в группе Дима Ч. К детям относится доброжелательно, но уж очень осторожный, недоверчивый малообщительный. Не уверен в своих возможностях. Дети это чувствуют и редко принимают его в свои игры. Мальчику очень нравится игра «Моряки». Дети иногда принимают его в игру, но никогда ему не достается никакой иной роли, кроме «моряка». Он не сопротивляется — и этому рад. Решили помочь Диме. Чувствуя его большой интерес к игре в «Моряки», спросили: «Хотел бы ты быть сигнальщиком или радистом?» Желание, как и предполагали, у мальчика было, но как стать сигнальщиком, радистом, пусть даже только в игре, если нет соответствующих умений? Мы предложили помощь: «Ты приходи пораньше в детский сад — будем учиться».
Рассказали о сигнальщике, радисте, об их роли на корабле, картинки показали. Учили Диму, как надо передавать манипуляции радиста. Через несколько таких занятий мальчик стал обучать наиболее близких ему сверстников «знакам» сигнальщика и «действиям» радиста. Теперь, когда ребята затевают игру в «Моряки», Дима нередко бывает радистом или сигнальщиком. Первую роль выполняет с особым интересом. Стал несколько смелее, увереннее в общении со сверстниками. Поверил в себя, в свои возможности быть интересным, нужным сверстникам. Статус ребенка в группе стал более благоприятным.
Н.Г. Бобко: В числе непопулярных оказался Слава. Он часто болел, был не очень общителен, близких отношений со сверстниками у него не было. Детский сад посещал неохотно. Заметили – любит игры, особенно спортивные, неплохо владеет клюшкой, мячом. В игры спортивного характера (типа «Хоккей», «Баскетбол») решили включать Славу активнее. Не сразу, но авторитет его у мальчиков стал повышаться. В игре «Хоккей» они обратили внимание, что Слава очень внимательный и умеет отбить вовремя удар. Иногда стали поручать ему роль вратаря. Слава помогал и некоторым мальчикам лучше овладеть приемами ведения клюшкой шайбы. Я поощряла это, хвалила его. Но у девочек он по-прежнему авторитетом не пользовался (что для них хоккей?). Хотелось, чтобы отношение к нему девочек было более теплое, доброжелательное. Заметила, что на занятиях, посвященных обучению элементам игры в баскетбол, он неплохо владеет ведением мяча. Решила использовать это его качество. Со Славой были проведены индивидуальные занятия для лучшего овладения техникой игры с мячом. На физкультурных занятиях он стал одним из моих помощников при проведении игр с мячом. Девочки «не устояли» – тоже стали обращаться к нему за помощью. И среди них его авторитет повысился. Когда проводили последний раз «выбор в действии», – у него было уже 3 выбора – вошел в число «предпочитаемых». И в детский сад идет теперь с желанием.
Труднее обстояло дело с Галей, Оксаной и Олей. На виду у взрослых эти девочки были послушны, скромны, но среди своих сверстников они нередко могли исподтишка ударить, ущипнуть, отобрать игрушки. Особых способностей, в том числе двигательных, не проявляли. Работу с этими детьми мы начали с вовлечения их в игры с небольшой двигательной активностью («Сделай фигуру», «Пустое место» и т. п.). У девочек плохо были развиты выносливость, ловкость, быстрота, ориентировка в пространстве, прыгучесть. Для упражнений в прыжках широко использовали в работе с ними игры («С кочки на кочку», «Лягушка», «Удочка» и др.), игровые упражнения («Поймай комара», «Ударь в бубен», «Перепрыгни через ручеек» и т. п.). С наступлением теплых дней девочки стали использовать «классики», игры с мячом. Чаще, даже за малейшие успехи, мы стремились похвалить девочек — в одних случаях за быстроту, в других — за ловкость, а иногда и просто за старание или внимательность к товарищам, помощь им и т. д.
Постепенно движения девочек становились совершеннее. Мы заметили, что они стали более активными, уверенными в подвижных играх. Зимой во время выполнения упражнений по скольжению, ходьбе на лыжах старались обратить внимание детей на Оксану. Легко и красиво скользила она по ледяной дорожке. Дети стали по-другому, по-дружески относиться к этим девочкам. Да и сами они добрее, теплее как-то к сверстникам стали.
А вот Инне, тоже малопопулярной девочке, помогла скакалочка. Она научилась так ловко прыгать через нее разными способами, лучше всех! И других начала учить. Увереннее стала, общительнее. По результатам эксперимента в конце года уже была в числе предпочитаемых[51].
Трудно представить более адекватный способ коррекции дошкольника, нежели игра.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 440.