Во что и как играют современные дошкольники
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В какие игры любишь играть?

Ø В куклы нравится играть, Барби, в разные пазлы, в собачек еще.

Ø В прятки, догонялки, в Лунтика. Дома в компьютер с папой играть люблю.

(Из беседы с шестилетними дошкольникам.)

v Игра уходит. Куда?

А теперь обратимся к современным дошкольникам. Что характерно для их игр? Изменилась ли культура игры? Каково место игровой деятельности в жизни современного ребенка?

Игра дошкольников, которая уже давно признана как сильнейшее средство социализации, самореализации ребенка, как его ведущая деятельность, в реальной детской жизнедеятельности, к сожалению, утрачивает свои позиции. Дети в наших дошкольных учреждениях играют мало, особенно в самостоятельные сюжетно-ролевые игры.

Как ни парадоксально на первый взгляд, но нашим воспитанникам в детском саду часто некогда играть. Да, они заняты, заняты деятельностью, нередко полезной, насыщенной, интересной, развивающей, но преимущественно … организованной взрослыми. Не так просто, оказывается, педагогам на практике отойти от сложившегося стереотипа в работе и отнестись к ребенку как к субъекту деятельности. Необходима перестройка педагогического сознания воспитателя, изменение акцента в его работе: перенос его с организованной им деятельности на самостоятельную деятельность детей и прежде всего – игру.

Мы в этом не одиноки. Идентичной ситуацией в своих дошкольных учреждениях обеспокоены, в частности, и наши российские коллеги [1; 3; 72 и др.]. Тревогу детских психологов вызывает проявляющаяся тенденция современного дошкольного образования: все большая ориентация на ускорение (акселерацию) развития в ущерб его обогащения (амплификацию). Развитие же ребенка при этом все чаще отождествляется с формированием ЗУНов (знаний, умений, навыков). А это приводит к его явному упрощению (симплификации) [3; 20; 60; 62; 72 и др.].

Мы начали с того, что нас особенно беспокоит, огорчает («у кого что болит – тот о том и говорит»). Но это, конечно же, не означает, что наши дети вообще перестали играть. Игра, по-прежнему, в числе любимых дошкольниками видов деятельности.

v Какие сюжеты игр популярны

Во что играют наши воспитанники, какие игры предпочитают? Согласно исследованиям последних лет, жизненным наблюдениям – дошкольники играют в самые разные игры. Популярностью у детей пользуются, прежде всего, традиционные игры на бытовые сюжеты («Магазин», «Кафе», «Парикмахерская» и др.). Затем следуют игры, объединенные сюжетной линией «Дочки-матери» (кормление, прогулка, укладывание спать, купание «дочки» и др., «Семья куклы Барби»). Сюжеты мальчиков отличаются остротой, воинственностью («Погоня», «Бандиты и наши», «Спасатели», «Пожарные» и др.).

Наряду с традиционными сюжетами у современных дошкольников появляется совершенно новый пласт сюжетов, заимствованный из мультфильмов и телепередач («Человек-Паук», «Телепузики», «Космические пришельцы», «Черепашки-ниндзя», «Роботы-Бионики», «Бригада», «Собака-Рекс», «Пингвины из Мадагаскара» и др.) [57; 72; 78 и др.]. Число таких игр среди сюжетно-ролевых относительно велико (15-24%). Приведем пример одной из таких игр.

Тимофей и Ян строят из конструктора космический корабль. Они – космические пришельцы. Мальчики берут игрушки, которые принесли из дома – маленьких героев мультфильмов «Трансформеры» и «Соник Икс».

Ян. Я буду Соник, а ты давай будешь Шэдоу. Мы попали на планету. Моими друзьями будут трансформеры, которым я буду помогать спасать их планету.

Тимофей. Ага, давай. Я – бесстрашный злодей проберусь на секретную базу и заберу у вас волшебный изумруд в капсуле. Я буду повелителем всего мира. Ага! (зло смеется).

Ян. Не заберешь, мы тебя победим! Посмотри, какие у меня трансформеры, тебе с нами не справиться!

Тимофей берет космический корабль и пролетает мимо «Соника» (Ян держит игрушку в руке.).

Ян. Ого, ты меня чуть не сбил, ну берегись, сейчас я тебя догоню на своем космическом корабле.

Мальчики имитируют полет «космических кораблей» в воздухе.

Тимофей (останавливается). До меня дошли слухи, что профессор Роботник захватил вашу базу с помощью нового изобретения.

Ян. О, нет! Трансформеры, в атаку, нас хотят захватить.

Ян откладывает игрушку «сонника» и берет двух трансформеров. Тимофей при этом подходит все ближе к базе с волшебным изумрудом. Два трансформера «вступают» в «бой» с Шедоу (пластмассовой игрушкой).

Тимофей. Я ранил одного трансформера (забирает у Яна одну игрушку, откладывает ее и продолжает игру один на один).

Ян берет игрушку Блек Дум и обращается от его имени: «Стойте, изумруд украли».

Тимофей. Кто украл?

Ян. Доктор Эгман.

Тимофей. Тогда нам надо найти этого доктора Эгмана. Быстрей, за мной, я знаю, где он может быть…

Героя мультфильма дети изображают в такой игре, пользуясь преимущественно набором специфических для него фраз, действий. Иногда сюжеты привлекательных, «зацепивших» их мультфильмов дети разыгрывают в режиссерских играх, играх-драматизациях, используя наборы специальных игрушек.

Ира и Юля играют в игру «Маша и Медведь». У Иры в руках игрушка «Медведя» (идентичный образ мультипликационного героя), у Юли – игрушка «Маша».

Ира. Так, я – Медведь. Вот я проснулся и иду в лес собирать малину.

Юля. Мишка, я с тобой.

Ира. Нет, Машенька, сиди дома. Вот тебе телефон, если что, звони!

«Мишка» уходит в «лес» (девочки из игрушек сконструировали поляну).

Юля (прикладывает игрушку Машу к своему уху). Набираю номерок… (ждет) Миша, Миша, я есть хочу.

Ира. Иду, иду. Еще не всю малину насобирал.

Юля тем временем играет с «Машей». Затем берет игрушку – волка и делает вид, что он напал на нее.

Юля. Миша, Миша, на меня волки напали.

Ира. Иду, иду. Где эти волки? А ну разбойники, я вам сейчас покажу, как мою Машу обижать (грозно машет рукой волку).

Юля показывает, как волк убегает, испугавшись медведя.

Ира. Иди сюда Маша, будем с тобой обед варить.

Юля. Есть хочу, есть хочу (говорит как в мультике).

Ира. Подожди, Машенька. Что будем готовить? Суп или кашу?

Юля. И суп и кашу. Я пойду лука на суп на огороде сорву.

Ира. Иди, иди, а я пока кашу стану варить.

Юля идет на поляну и делает движения игрушкой (Машей) как будто та собирает лук.

Юля. О, я еще морковки возьму. А Мише малинку сорву.

Затем девочка идет в дом, к медведю. Ира, тем временем, показывает как медведь кашу мешает.

Юля. Миша, я тебе малинки принесла, бери (игрушка Маша кормит медведя малинкой).

Ира. Спасибо, дорогая. А я тебе уже каши сварил. Сейчас и суп будет готов. Где твой лук?

Юля. А вот он (игрушка Маша «протягивает» воображаемый лук).

Затем Ира расставляет на стол посуду, к ней обращается Юля (уже без игрушки в руках): «Миша, тебе большую тарелку надо, а мне маленькую, я же маленькая».

Медведь и Маша «кушают» суп и кашу. Девочки ставят игрушки рядом, а сами берут ложки, чашки и воображают обед.

Юля (берет игрушку). Спасибо, Миша. Я иду спать.

Девочка укладывает куклу спать, к ней подходит Ира и от лица Медведя желает спокойной ночи.

Еще одна своеобразная группа сюжетных игр современных дошкольников –игры в домашних животных (по данным О.В. Гударевой они составляют примерно 10%). В таких играх дети берут на себя роли кошечек, собачек, их хозяев и разыгрывают отношения между ними (кормление, прогулки, лечение и др.).

И специальные исследования и жизненные наблюдения свидетельствуют: у современных детей даже в старшем дошкольном возрасте доминируют бытовые сюжеты; профессиональные же и общественно-политические «вытесняются» телевизионными. Жизнь взрослых людей перестает быть основным содержанием детских игр, как это предполагалось в отечественной психологии игровой деятельности. Место значимых близких взрослых начинают все чаще занимать домашние животные, виртуальные персонажи [3; 20 и др.].

Дима (5 лет) принес в группу игрушку «Человек-Паук». Вадим (5,5 лет) и Саша (5 лет) заинтересовались новой игрушкой.

Вадим. Покажи мне. Классная!

Дима. Давайте играть, я буду спасать тебя, Саша, от песочного человека. Помнишь, как он хотел всех засыпать?

Вадим. Ага, помню. А я буду песочным человеком, и ты со мной будешь сражаться. Смотри, какой я сильный и страшный (мальчик берет в руки робота и воображает, что это песочный человек).

Дима. Я – Человек-Паук. Смотри, как я быстро прыгаю! Я выпущу свои нити и смогу тебя победить и спасти весь город.

Вадим. Нет, не сможешь, я большой и песочный, я рассыплюсь, а потом снова превращусь в большого человека.

Дима. Тогда я сплету паутину, обкручу её вокруг домов, потом потяну и смогу тебя поймать... (Из наблюдений И.К. Свиридович.)

v О некоторых причинах снижения уровня детской игры

Детские психологи констатируют: уровень развития игровой деятельности современных дошкольников в целом значительно ниже, нежели был у их сверстников середины прошлого века. Так по данным Е.О. Смирновой и О.В. Гударевой у современных детей 4-х – 5 лет (возраст пика сюжетно-ролевой игры) преобладает «игра-действие» (47%), характерная для низкого уровня развития игровой деятельности (смысловой центр ее – игровые действия предметом; игра кратковременна, слабо эмоционально насыщенна).

Игра «Гаражи».

Данила (обращаясь к Владику). Давай играть в водителей.

Владик. Хорошо. Только у водителей машины стоят в гараже. Давай построим гаражи.

Мальчики достают коробку с конструктором и начинают строить гараж.

Данила. Я поехал работать. (Берет машину и начинает возить ее по комнате.)

Владик в это время достраивает гараж.

Данила. Ночь наступила. Я поставлю машину в гараж.

На некоторое время мальчики отвлеклись.

Владик. Уже утро. Нам надо работать. (Достают машины и начинают возить по комнате наперегонки.)

Через некоторое время игра прервалась, так как мальчики стали играть в перекатывание мяча. (Из наблюдений О.М. Мукосей.)

Игра-роль (с характерным проговариванием и устойчивым развернутым представлением роли) встречается все реже. Крайне редко можно наблюдать игры-отношения, которые соответствуют высокой, наиболее развитой форме ролевой игры: главным содержанием становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети; ярко выражена эмоциональная вовлеченность в игру. Такие игры появляются только у отдельных детей после 5 лет (по данным О.В. Гударевой они составляют 18%).

Специалисты констатируют: игра перестает быть способом вхождения ребенка в мир взрослых и освоения им социальных отношений. При пристальном изучении материалов игр современных дошкольников обнаруживается: из игры уходит «правилосообразность», непосредственно связанная с осознанностью и ответственностью своего поведения. Наши воспитанники все меньше ориентируются на образ взрослого и нормативные модели поведения, предлагаемые обществом; они далеко не всегда выделяют правила социального взаимодействия, присваиваемые в ролевой игре (В.С. Собкин и Е.О. Смирнова), что сказывается на специфике игр современных дошкольников, их сюжетах и содержании.

Различны причины снижения уровня детской игры (о некоторых из них уже говорилось выше). Ряд психологов связывают это со значительными изменившимися за последнее десятилетие социокультурными условиями жизни детей, наблюдающимся разрывом между поколениями детей и родителей (А.Л. Венгер, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин). Высокая степень занятости родителей снижает возможность их участия в воспитании детей, приводит к отчуждению от них (М.Cuddemi, R. Moore и др.). Кроме того, за последние годы появились новые профессии, суть которых «закрыта» для ребенка (менеджер, программист, дизайнер, стилист и др.), характер, поведение взрослого в этих случаях не может быть смоделированы ребенком в игре (Л.И. Эльконинова). Мир взрослых, считают ученые, стал еще более закрыт для детского понимания, и еще более сузилась сфера возможного участия детей в труде взрослых (Г.Г. и Е.Е. Кравцовы). Это сказывается и на детях – утрачивается представленность идеального образа взрослого; совместная жизнь со взрослым не дает содержания (либо крайне ограниченное, искаженное) для игровой деятельности ребенка. Ситуация усугубляется и тем, что, как правило, сегодня дети разного возраста разобщены, дворовое и соседское общение, характерные для прошлого, сейчас становятся редкостью. Это затрудняет естественную трансляцию игровой деятельности от одного поколения к другому. В то же время в современное детство активно внедряются новые информационные технологии. Просмотр телевизионных передач, видеофильмов становится привычной формой досуга и часто основным источником впечатлений для современного ребенка.

К причинам, способствующим разрушению, обеднению детской игры некоторые психологи относят и ограниченные возможности многих дошкольников проникновения во внутренний, чувственный мир взрослых, скрывающих свои переживания. Их тревогу, не без основания, вызывает тот факт, что мир социальных связей, знакомство с которыми так значимо, необходимо для развития ролевой игры, представлен для многих детей фактически единственным вариантом отношений с единственным родителем. С одной стороны, социальный мир становится все сложнее и требует от ребенка дополнительных усилий в своем освоении, с другой же – этот мир все более становится закрытым для ребенка [3 и др.].

Снижение уровня развития ролевой игры не может не сказаться негативно (и уже сказывается) на развитии наших детей, на статусе самой игры как ведущей в дошкольном возрасте. Задумаемся… и вместе поищем пути, подходы к решению этой непростой проблемы.

v Разные игры привлекают ребенка

А теперь вновь понаблюдаем за нашими воспитанниками. Они играют, ведь, не только в сюжетно-ролевые игры, а и в подвижные игры («Пузырь», «Ловишки», «Хитрая лиса», «Краски», футбол, различного рода эстафеты, игры с мячом и др.). С не меньшим удовольствием занимаются дети и настольно-печатными играми («Логический поезд», «Подбери картинку», «Найди половинку», «Что из чего сделано?», «Лабиринты», «Шнурочки», лото, домино, пазлы, игры-путешествия, шашки и др.), играют и в музыкально-дидактические, словесные игры («Имена», «Назови слово на заданный звук», «Цепочка», «Да-нет», «Угадай по описанию», «Музыкальные игрушки» и др.).

Все большее место в их жизнедеятельности занимают видеоигры, компьютерные («Лунтик. Подготовка к школе», «Лунтик учится рисовать», «Красная Шапочка. Математика для дошкольников», «Баба-Яга учится читать» и др.). Мы еще поговорим о них особо, но уже и здесь не можем не отметить, что интерес к последним из названных игр становятся все более выраженным у наших детей и устойчивым. Не без основания некоторые специалисты видят в видеоиграх серьезного конкурента играм традиционным. Чрезмерную же увлеченность детей такими играми признают опасной для их здоровья и психического развития [4; 58 и др.].

v В какие игры дети играют сегодня дома

Есть ли особенности в игровой деятельности современных дошкольников в семье, в чем их специфика? С этой целью нами[16] был использован опрос, в котором приняло участие 100 родителей воспитанников детских дошкольных учреждений г. Минска и анализ родительских дневников. Разработанные нами анкеты включали в себя вопросы, нацеленные на выявление позиции родителей по отношению к детским играм, видов и содержания игр ребенка в семье, взаимодействия в игровой деятельности, использованных игрушек и т.д. Представим здесь некоторые результаты опроса.

На вопрос «Любит ли играть ребенок?» 98% родителей ответили утвердительно, 1% затруднились ответить, 1% дали отрицательный ответ. Многие родители отметили, что их дети любят играть и активно привлекают к этому взрослых (мам, пап, бабушек, дедушек). Дома они играют в основном в вечернее время, когда родителям после работы приходиться заниматься домашними делами. Поэтому те, у кого есть братья и сестры, без сомнения, в лучшем положении. Друзьями же детей, которые растут в семье одни, часто становятся игрушки и телевизор.

Ответы на вопрос: «В какие игры любит играть ваш ребенок?» обнаружили невысокий уровень осведомленности родителей относительно детской игры, расплывчатые представления о ней. Многие родители, отвечая на него, указывали виды деятельности ребенка, которыми он любит заниматься, не имеющие прямого отношения к игре («вырезает», «любит лепить» и т.д.), либо «привязывали» свои ответы к видам игрушек («любит велосипед», «играет с конструктором» и т.д.).

Немало было и родителей, ответивших неопределенно на данный вопрос («играют в разные игры», «играет в то же, во что и старший брат (сестра)» и т.д.). По мнению родителей младших дошкольников, наиболее любимыми играми их детей являются сюжетно-ролевые («дочки-матери», «водители»), игры по сюжетам любимых мультфильмов, игры со строительным материалом.

У детей 5–6 лет, по данным опроса, в числе любимых игр – сюжетно-ролевые («гонщики», «строители», «дальнобойщики», «войнушка», «больница», «кафе»), «игры-перевоплощения» в принцесс и героев сказок, мультфильмов, режиссерские игры, дидактические, настольно-печатные (лото, домино, шашки, шахматы, пазлы, лего-наборы и т.д.). Одинаково любимы всеми детьми подвижные игры.

Результаты анкетного опроса показали, что дети придумывают разнообразные игровые сюжеты. Так, например, мальчики любят придумывать сюжеты на производственную и общественную тематику: игры-путешествия в «разные страны на различном транспорте», «полеты в космос», игры, связанные с военными профессиями («летчики», «спасатели», «солдаты», «милиционеры»). Интересуют их и фантастические (50%), и семейно-бытовые (13%) сюжеты. Как отмечают 56% родителей, особо популярны у мальчиков игры по мотивам знакомых мультфильмов («Шрек», «Русалочка», «Алеша Попович», «Король лев», «Карлсон», «Простаквашино» и т.д.).

В играх же девочек, по данным анкетирования, преобладают бытовые сюжеты, связанные с семьей, детским садом («Кукла идет в детский сад», «День рождения», «Котик заболел» и т.д.). Одна из участниц опроса пишет: «Светочка всегда после какого-нибудь события в нашей семье переносит это в свои игры. Недавно был юбилей у нашей бабушки. Дочка на следующий день праздновала день рождения куклы, говорила ей те же поздравительные слова, что и мы взрослые». Также девочки любят играть в «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», придумывают сюжеты игр, связанные с профессиями артистки, фотомодели, танцовщицы.

Особое предпочтение, по данным опроса, дети отдают компьютерным играм. 47% родителей признали, что их дети любят именно эти игры. Многие родители приобретают развивающие компьютерные игры с целью подготовки ребенка к школе и считают такие игры важными для когнитивного развития детей.

Как свидетельствуют материалы анкетирования, современные дошкольники и дома играют в разные игры. В этих играх проявляются в целом те ж тенденции, специфические особенности, что и в детских играх в условиях дошкольного учреждения.

Итак, игровая субкультура дошкольников изменилась. Ее нужно изучать и учитывать, как и позицию родителей по отношению к детской игре. Сегодня здесь преобладает отношение к ней как к приятному для детей времяпровождению и ценностное отношение преимущественно пока лишь к дидактическим, обучающим играм, которые рассматриваются родителями как удобное средство для подготовки ребенка к школе. Такая позиция самих близких ребенку в семье взрослых по отношению к самой значимой для него деятельности не способствует ни продлению детства, ни полноценному его проживанию. И здесь есть поле для осмысления, психолого-педагогического воздействия, взаимодействия в интересах ребенка.

… Один из современных английских психологов профессор Т. Брюс сравнивает детскую игру с резервуаром, наполненном водой: «Чем глубже резервуар, тем больше ее может быть использовано в периоды засухи» [9]. Хочется, чтобы этот «резервуар» у наших детей был глубок и полон.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 528.