Ответственность за нарушение обязательств при перевозке багажа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Законом предусмотрена ответственность как перевоз­чика, так и пассажира при перевозке багажа. Перевозчик несет ответственность за несохранность багажа, а пассажир — за искажение сведений о нем и отправление предметов, пере­возка которых в качестве багажа запрещена.

Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и по­вреждение (порчу) багажа установлена ст. 796 ГК. Эта статья содержит общую формулировку ответственности перевозчика как за несохранность груза, так и багажа. Поэтому рассмотрен­ные основные положения его ответственности за указанное нарушение обязательств при перевозке груза относятся и к от­ветственности в связи с перевозкой багажа.

Закон устанавливает рамки ответственности перевозчика. В соответствии с п. 1 ст. 796 ГК он отвечает за несохранность багажа после принятия его к перевозке и до выдачи лицу, упол­номоченному на получение багажа.

Подтверждением принятия багажа от пассажира к пере­возке является выдача ему оформленной багажной квитан­ции, а фиксацией момента начала ответственности — дата и подпись перевозчика на этом документе. Моментом выдачи багажа является вручение его уполномоченному лицу, предъ­явившему перевозчику багажную квитанцию.

Возмещение причиненного ущерба осуществляется в сле­дующих размерах:

— в случае утраты или недостачи багажа — в размере сто­имости утраченного или недостающего багажа;

— в случае повреждения (порчи) багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможно­сти восстановления поврежденного багажа — в размере его стоимости;

— в случае утраты багажа, сданного с объявлением его цен­ности, — в размере объявленной стоимости багажа.

Имеются некоторые особенности в регулировании транс­портными законами вопросов ответственности перевозчика за несохранность багажа. Прежде всего это касается ВК. В нем содержится формулировка оснований, при которых перевоз­чик не несет ответственности за указанное нарушение обяза­тельств, отличающаяся от формулировки п. 1 ст. 796 ГК. В соот­ветствии с п. 1 ст. 118 ВК перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа в слу­чае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять. Оценка несовпадения формулиро­вок ст. 118 ВК и ст. 796 ГК дана при рассмотрении ответствен­ности воздушного перевозчика за несохранность груза[185].

Сделанный в рамках этого анализа вывод о необходимости при решении вопроса об ответственности воздушного пере­возчика за несохранность груза руководствоваться п. 1 ст. 796 ГК, а не противоречащим ему п. 1 ст. 118 ВК, полностью отно­сится и к вопросу об ответственности воздушного перевозчика за несохранность багажа.

Особенности регулирования КТМ ответственности пере­возчика за несохранность багажа заключаются в том, что зако­ном отдельно установлена его ответственность при осущест­влении каботажных перевозок и ответственность при перевоз­ках в заграничном сообщении (п. 1, 3 ст. 197). При перевозках багажа в каботаже ответственность перевозчика за утрату или повреждение багажа определяется в соответствии с п. 1 ст. 796 ГК. Иная ситуация, если перевозка осуществляется в загра­ничном сообщении. Здесь ответственность перевозчика зави­сит от того, относится ли багаж к каютному или не является таковым.

Нормы КТМ, закрепляющие ответственность перевозчика за несохранность багажа, перевозимого в заграничном сооб­щении, по сути, воспроизводят положения Международной конвенции об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем, от 29 апреля 1961 г., в том числе касающихся и пределов ответственности[186].

В отдельных транспортных законах, помимо ответственно­сти перевозчика за несохранность багажа, закреплена также его ответственность за несохранность вещей, находящихся при пассажире, а также ручной клади. Так, в соответствии с п. 2 ст. 118 ВК перевозчик несет ответственность за несохран­ность находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) этих вещей прои­зошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира.

Любопытно, что в отличие от проанализированной ответ­ственности перевозчика за несохранность багажа, несение которой увязано ВК с невозможностью для перевозчика дока­зать, что им были приняты все необходимые меры по предот­вращению причинения вреда или что такие меры нельзя было принять, условия наступления ответственности перевозчика за несохранность находящихся при пассажире вещей полно­стью совпадают с условиями, закрепленными в п. 1 ст. 796 ГК, что можно только приветствовать. Сам же факт различного подхода ВК к регулированию однопорядковых транспортных правонарушений является свидетельством непоследовательно­сти законодателя и необъяснимой противоречивости. В УАТГНЭТ, помимо ответственности перевозчика за несо­хранность багажа, установлена еще и ответственность за несохранность ручной клади пассажира. Но приведенная в законе формулировка основания освобождения перевозчика от ответственности несовершенна. В ч. 10 ст. 34 УАТГНЭТ ука­зывается, что перевозчик освобождается от ответственности за несохранность ручной клади, перевозимой пассажиром, если пассажир не докажет, что ее несохранность произошла по вине перевозчика. Во-первых, возложение доказывания вины перевозчика на пассажира противоречит п. 2 ст. 401 ГК, согласно которому отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Во-вторых, Устав не определяет размеры возмещения причиненного несохранностью ручной клади ущерба.

Следует отметить, что отдельными транспортными зако­нами заленадлежащее исполнение обязательств при пере­возке багажа предусмотрена ответственность не только пере­возчика, но и пассажира. Так, УЖТ установлена ответствен­ность пассажира за искажение сведений о багаже (ч. 1 ст. 111). Кроме того, УЖТ, а также УАТГНЭТ предусмотрена ответствен­ность за отправку в сданном багаже предметов, перевозка которых в составе багажа запрещена (ч. 2 ст. 111 УЖТ, ч. 9 ст. 35 УАТГНЭТ).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение ответственности за нарушение обязательств по перевозке.

2. Каковы признаки ответственности за нарушение обязательств по перевозке?

3. Какие особенности присущи ответственности за нарушение обя­зательств по перевозке?

4. В чем заключается ограниченный характер ответственности пере­возчика?

5. Что является основанием ответственности за нарушение обяза­тельств по перевозке?

6. Каковы условия ответственности за нарушение обязательств по перевозке?

7. Какие нарушения обязательств могут быть допущены сторонами при невыполнении заявки на перевозку Груза?

8. В чем выражается несохранность груза и какая установлена за нее ответственность?

9. Что является просрочкой доставки груза?

10. Какова ответственность грузоотправителя за искажение сведе­ний о грузе?

11. Какую ответственность несет перевозчик за задержку отправле­ния или опоздание прибытия транспортного средства, перевоз­ящего пассажира?

 

I I Особенная часть

ГЛАВА 9 Перевозки автомобильным транспортом

9.1 Обязательства по подаче автомобильного транспорта и предъявлению груза к перевозке

Особенности перевозок грузов автомобильным транспортом заключаются в том, что: во-первых, в отличие от железнодо­рожных и внутренних водных перевозок они могут осущест­вляться как на основании договора перевозки груза по транс­портной накладной, так и договора фрахтования для пере­возки груза; во-вторых, если при перевозках другими видами транспорта груз доставляется для погрузки (выгрузки) на железнодорожную станцию, в порт (на пристань), в аэро­порт, то при автомобильных перевозках подача транспортных средств осуществляется: для погрузки — к местам нахожде­ния грузов грузоотправителей, а для разгрузки — к складам грузополучателей, за исключением перевозок грузов со скла­дов и доставки на склады грузовых автостанций, терминалов перевозчика.

С одной стороны, подача транспорта к месту нахождения груза для погрузки, к месту, указанному грузополучателем, для разгрузки требует от перевозчика дополнительных уси­лий по установлению места выполнения погрузочных и раз­грузочных работ, определению возможности подъезда к нему, согласованию и обеспечению точного времени подачи транс­порта с учетом необходимости устранения имеющихся пре­пятствий и т.п.

С другой стороны, эта особенность возлагает и на грузоот­правителя, и на грузополучателя дополнительные обязанно­сти иметь подъездные пути от автомобильных дорог к пунктам погрузки и выгрузки, содержать их в состоянии, обеспечива­ющем беспрепятственное и безопасное движение автомоби­лей и свободное маневрирование их в любое время осущест­вления погрузочно-разгрузочных работ и др.

Следующий существенный момент связан с тем, что УАТГНЭТ не урегулированы вопросы, касающиеся договора об организации осуществления перевозок грузов автомобиль­ным транспортом. В ранее действовавшем УАТ РСФСР им был посвящен разд. III «Планирование и организация перевозок грузов». В нем, в частности, нашел регламентацию годовой договор на перевозку грузов автомобильным транспортом (ст. 36), а в Общих правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., приведен Типовой годовой договор на перевозку гру­зов автомобильным транспортом.

УАТГНЭТ содержит лишь упоминание о договоре об орга­низации перевозок грузов в связи с подачей грузоотправите­лем на его основе заявки на перевозку груза (ч. 5 ст. 8). Устав не регламентирует ни его структурные элементы, ни суще­ственные условия, ни порядок и сроки заключения. Следует отметить, что, к сожалению, и в принятых новых Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом не нашел уре­гулирования договор об организации перевозок грузов этим видом транспорта.

Как уже отмечалось, новацией УАТГНЭТ является норма, согласно которой договор перевозки груза может быть заклю­чен посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа или заявки грузоотправителя. Такой нормы не содер­жит ни один транспортный закон[187].

Обязанности сторон при подаче транспорта, предъяв­лении и приеме груза к перевозке. Для перевозки груза гру­зоотправитель предоставляет перевозчику заказ, а при нали­чии договора об организации перевозки грузов — заявку. Перевозчик обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок до трех дней со дня его (ее) принятия сообщить грузоотправителю свое решение. В случае отказа в принятии заказа (заявки) он должен его вернуть с письменным обоснованием причины отказа (п. 7 Правил перевозок грузов автомобильным транс­портом, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).

При принятии заказа (заявки) перевозчик по согласова­нию с грузоотправителем определяет условия перевозки груза, которые в качестве отдельных пунктов указывает в транспорт­ной накладной. Это, в частности, сведения об условиях пере­возки, транспортном средстве, стоимости услуги, порядке рас­чета провозной платы и дате.

В установленный срок перевозчик подает грузоотправи­телю под погрузку исправное транспортное средство в состо­янии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Пригодными признаются транспортные средства и контей­неры, соответствующие установленным назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные соответствующим оборудованием (п. 23 Правил перевозок грузов автомобиль­ным транспортом).

Со своей стороны грузоотправитель обязан предъявить перевозчику груз, отвечающий требованиям правил, стандар­тов, технических условий. Они касаются массы груза, тары, упаковки, маркировки груза. В соответствии с п. 30 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом состояние груза при его предъявлении к перевозке признается соответ­ствующим установленным требованиям, если:

а) груз подготовлен, упакован и затарен в соответствии со стандартами, техническими условиями и иными нор­мативными документами на груз, тару и упаковку;

б) при перевозке груза в таре или упаковке груз маркиро­ван в соответствии с установленными требованиями;

в) масса груза соответствует массе, указанной в транспорт­ной накладной.

При предъявлении для перевозки груза в таре или упа­ковке грузоотправитель маркирует каждое грузовое место.

Маркировка грузовых мест состоит из основных, дополни­тельных и информационных надписей, а также манипуляци­онных знаков.

К основным маркировочным надписям относятся:

— полное или сокращенное наименование грузоотправи­теля и грузополучателя;

— количество грузовых мест в партии груза и их номера;

— адреса пунктов погрузки и выгрузки.

Дополнительные маркировочные надписи включают маши­ночитаемую маркировку с использованием символов линей­ного штрихового кода, двумерные символы, радиочастотные метки, в том числе символы автоматической идентификации и сбора данных о грузе.

Информационные маркировочные надписи содержат ука­зания на массу грузового места (брутто и нетто) в килограм­мах (тоннах) и линейные размеры грузового места, если один из параметров превышает 1 метр.

По соглашению сторон маркировка грузовых мест может осуществляться перевозчиком (фрахтовщиком).

Манипуляционные знаки являются условными знаками, наносимыми на тару или упаковку для характеристики спосо­бов обращения с грузом при транспортировке, хранении, пере­возке и определяют способы обращения с грузовым местом при погрузке и выгрузке, перевозке и хранении груза.

При предъявлении грузоотправителем и приеме перевоз­чиком грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом или в контейнерах, определяется масса груза, которая указывается в соответствующих транспортных накладных. Если к перевозке предъявляются грузы в таре или упаковке, а также штучные грузы, они принимаются с указанием в транспортных наклад­ных не только массы, но и количества грузовых мест. При этом масса перечисленных грузов определяется грузоотправителем до предъявления их к перевозке. Порядок установления массы груза закреплен в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, в соответствии с которыми масса груза опреде­ляется такими способами, как взвешивание и расчет на осно­вании данных геометрического обмера согласно объему загру­женного груза и (или) технической документации на него. В транспортной накладной данные о весе груза фиксируются с указанием способа его определения (п. 55 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом).

При объявлении грузоотправителем ценности груза груз принимается к перевозке в порядке, установленном прави­лами, с указанием в транспортной накладной его ценности. Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза. При перевозке груза навалом, насыпью или наливом, груза, опломбированного грузоотправителем, скоро­портящегося и опасного груза, а также части груза, перевози­мого по одной транспортной накладной, объявление ценно­сти груза не допускается.

Погрузка груза. Опломбирование транспортного сред­ства и контейнера. Погрузка груза в транспортное сред­ство, контейнер является обязанностью грузоотправителя, а выгрузка — обязанностью грузополучателя, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. При осу­ществлении погрузки грузоотправитель должен соблюдать сроки ее выполнения, определенные договором перевозки груза, а если они не указаны в договоре, то сроки, установ­ленные правилами перевозок грузов. Отсчет этих сроков осуществляется с момента подачи транспортного средства, контейнера под погрузку. Им считается время предъявле­ния водителем транспортного средства грузоотправителю документа, удостоверяющего личность, и путевого листа. В сроки погрузки и выгрузки груза не включается время, необходимое для выполнения работ по подготовке груза к перевозке (п. 39 Правил перевозок грузов автомобиль­ным транспортом).

Если погрузка груза в контейнер или выгрузка из него груза осуществляются посредством снятия контейнера с транспорт­ного средства, подача порожнего контейнера грузоотправи­телю или груженого контейнера грузополучателю оформля­ется сопроводительной ведомостью, составляемой перевозчи­ком. В ней он заполняет соответствующие пункты с указанием данных о грузоотправителе, грузополучателе и перевозчике, а также сведений о грузе, контейнере (его номере, грузо­подъемности, времени и месте сдачи и приеме под погрузку и выгрузку), транспортном средстве (типе, марке, грузоподъ­емности, регистрационном номере), дате составления сопро­водительной ведомости.

При подаче транспортного средства под погрузку грузо­отправитель отмечает в сопроводительной ведомости в при­сутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи (убытия) транспортного средства под погрузку, состояние контейнера и его опломбирование после загрузки на транспортное средство, а также ставит подпись и печать. В случае необходимости грузоотправитель указывает в сопроводительной ведомости сведения, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных, таможенных и прочих требований, установленных законо­дательством РФ, а также рекомендации о предельных сро­ках и температурном режиме перевозки и сведения о ЗПУ контейнера.

Сопроводительная ведомость составляется в трех экземпля­рах (оригиналах) — для грузополучателя, грузоотправителя и перевозчика.

Любые исправления в сопроводительной ведомости заве­ряются подписями грузоотправителя или грузополучателя и перевозчика, а в случае если грузоотправитель и грузопо­лучатель являются юридическими лицами или индивидуаль­ными предпринимателями, — также печатями грузоотправи­теля, грузополучателя и перевозчика.

К обязанностям грузоотправителя относится также пре­доставление приспособлений, необходимых для погрузки, выгрузки груза. Следует отметить, что нормы УАТГНЭТ, закрепляющие обязанности по погрузке груза и предо­ставлении необходимых приспособлений для его погрузки и выгрузки, являются факультативными. Это значит, что стороны вправе своим соглашением возложить выполнение указанных действий на перевозчика. Как правило, перевоз­чик выполняет их на возмездной основе. При выполнении работ по погрузке груза в транспортное средство, контейнер, установке и креплению его грузоотправитель обязан строго соблюдать порядок, установленный правилами перевозок гру­зов. Перечисленные виды работ должны выполняться таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозок грузов, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера.

При совершении нарушений установленного порядка гру­зоотправитель по требованию перевозчика обязан устранить их. Если он не выполняет указанные требования, перевозчик вправе отказаться от осуществления перевозки.

По окончании погрузки кузова крытых транспортных средств и контейнеры, предназначенные одному грузополу­чателю, должны быть опломбированы, если иное не установ­лено договором перевозки груза. Опломбирование кузовов транспортных средств и контейнеров осуществляется грузо­отправителем, если иное не предусмотрено договором пере­возки груза.

Оттиск пломбы должен иметь контрольные знаки (сокра­щенное наименование владельца пломбы, торговые знаки или номер тисков) либо уникальный номер.

Пломбы, навешиваемые на кузова транспортных средств, фургоны, цистерны или контейнеры, их секции и отдельные грузовые места, не должны допускать возможности доступа к грузу и снятия пломб без нарушения их целостности.

Сведения об опломбировании груза (вид и форма пломбы) указываются в транспортной накладной.

Опломбирование отдельных видов грузов может осущест­вляться способом их обандероливания, если это предусмотрено договором перевозки груза.

Применяемые для обандероливания грузов бумажная лента, тесьма и другие материалы не должны иметь узлы и наращивания. При обандероливании каждое место скре­пления между собой используемого упаковочного матери­ала должно маркироваться штампом или оттиском печати грузоотправителя.

Обандероливание должно исключать доступ к грузу без нарушения целостности используемого упаковочного мате­риала.

9.2 Договор перевозки груза автомобильным транспортом

Перевозка груза может осуществляться в рамках городской, пригородной, междугородной и международной перевозок (ч. 1 ст. 4 УАТГНЭТ). При этом в соответствующих случаях заключается договор перевозки груза или договор фрахтова­ния для перевозки груза. Наиболее распространенным на прак­тике является договор перевозки груза, который оформляется транспортной накладной.

Устав в отличие от других транспортных законов не содер­жит определения договора перевозки груза. Такая позиция законодателя вполне оправданна. Лишено смысла дублирова­ние определения договора, если в нем отсутствуют какие-либо специфические особенности.

Договору перевозки грузов автомобильным транспортом присущи все признаки, характерные для данного вида дого­вора. По своей правовой природе он является реальным, вза­имным, возмездным, срочным и формальным. Он относится к числу договоров присоединения, так как грузоотправи­тель присоединяется к условиям, предложенным перевозчи­ком и закрепленным в транспортной накладной — документе, которым в соответствии с ч. 1 ст. 8 УАТГНЭТ подтверждается заключение договора. Этот договор может быть публичным, если перевозка груза осуществляется транспортом общего пользования.

Предмет договора перевозки грузов автомобильным транспортом имеет некоторые особенности. В ранее действо­вавшем УАТ РСФСР основное требование, предъявляемое к услуге по транспортировке груза, заключалось в осущест­влении ее по кратчайшему маршруту, открытому для движе­ния автомобильного транспорта. Исключение составляли слу­чаи, когда по дорожным условиям более рациональной явля­лась перевозка с увеличением пробега. При этом перевозчик должен был поставить грузоотправителя в известность об уве­личении расстояния перевозки (ст. 70). В УАТГНЭТ содержится лишь положение об услуге по доставке груза в сроки, установ­ленные договором (ч. 1 ст. 14).

Услуга, касающаяся хранения груза, заключается в том, что, как и на других видах транспорта, перевозчик хранит достав­ленный в терминал груз временно в течение суток со дня направления извещения грузополучателю о доставке груза. Особенность же этой услуги заключается в определении пре­дельного срока хранения (30 суток), который оплачивается по ставке, определенной договором перевозки груза.

Сторонами договора перевозки груза автомобильным транспортом являются перевозчик и грузоотправитель. Перевозчик — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или физическое лицо, осуществля­ющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, принявшее на себя по договору перевозки обязанность доставить груз в пункт назначения. В отличие от перевозок другими видами транспорта деятельность пере­возчика по перевозке грузов автомобильным транспортом не лицензируется[188]. Поэтому здесь отсутствует обязательное на других видах транспорта требование к перевозчику иметь лицензию.

Грузоотправителем по договору перевозки груза автомо­бильным транспортом является физическое или юридиче­ское лицо, которое по договору выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной (п. 4 ст. 2 УАТГНЭТ). В отличие от транспортных источников, регулирующих перевозки железнодорожным и внутренним водным транспортом, УАТГНЭТ не содержит оговорки о том, что грузоотправитель может быть физиче­ским лицом только при перевозке груза для личных (семей­ных) нужд.

Содержание договора.

Обязанности перевозчика. Важнейшей обязанностью пере­возчика при осуществлении перевозки груза является соблю­дение сроков перевозки. Доставка груза в пункт назначения должна быть осуществлена в сроки, установленные договором перевозки груза. Если они в договоре не определены, груз дол­жен быть доставлен в сроки, установленные правилами пере­возок грузов.

В соответствии с п. 63 Правил перевозок грузов автомо­бильным транспортом доставка груза осуществляется:

а) в городском, пригородном сообщении — в суточный срок;

б) в междугородном или международном сообщениях — из расчета одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки.

Срок доставки груза исчисляется с 24 часов дня приема груза к перевозке.

В случае задержки доставки груза перевозчик должен про­информировать об этом грузоотправителя, грузополучателя. Законом установлен максимальный срок задержки выдачи груза, по истечении которого он считается утраченным с выте­кающими правовыми последствиями. В ч. 3 ст. 14 УАТГНЭТ указывается, что если иное не установлено договором пере­возки груза, грузоотправитель вправе считать груз утрачен­ным и потребовать возмещения ущерба, если он не был выдан грузополучателю по его требованию:

1) в течение 10 дней со дня приема груза для перевозки в городском и пригородном сообщениях;

2) в течение 30 дней со дня, когда груз должен был быть доставлен грузополучателю при перевозке в междуго­родном сообщении.

Установленный законом порядок выдачи груза при доставке его в пункт назначения возлагает на перевозчика ряд обязан­ностей. Перевозчик должен выдать грузополучателю груз по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной.

Если грузополучатель отказался принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе доставить его по указанному грузоотправителем новому адресу, а в случае невозможности доставки груза по этому адресу возвратить груз грузоотправителю. При этом перевозчик должен предва­рительно уведомить его о возврате груза.

УАТГНЭТ квалифицирует указание нового адреса как пере­адресовку груза (ч. 3 ст. 15). Однако закрепленный в транс­портном законодательстве институт переадресовки груза[189] имеет совсем иную правовую природу. В соответствии с транс­портными законами переадресовка означает изменение грузо­получателя и (или) пункта назначения по инициативе грузо­отправителя или грузополучателя. Она включает, во-первых, подачу письменного заявления грузоотправителем или гру­зополучателем об изменении грузополучателя и (или) пун­кта назначения, во-вторых, получение письменного согласия нового грузополучателя.

Кроме того, переадресовка грузоотправителем осущест­вляется до момента вручения перевозчиком грузополучателю транспортной накладной, а грузополучателем — с момента получения транспортной накладной и до момента выдачи груза. Выполнение перечисленных действий является для пере­возчика гарантией принятия новым грузополучателем достав­ленного ему груза.

Ничего этого нет в ситуации, когда грузополучатель отка­зался от принятия груза и грузоотправитель по требова­нию перевозчика вынужден указать новый адрес доставки груза. Поэтому не случайно в других транспортных законах действия грузоотправителя по распоряжению грузом (в том числе по отправке его другому грузополучателю), который отказался принять грузополучатель, не именуются переадре­совкой груза. Но и переадресовка, как она определена дру­гими транспортными законами, не нашла регламентации в УАТГНЭТ.

Порядок проверки массы груза и количества грузовых мест при выдаче груза должен соответствовать порядку про­верки массы груза и количества грузовых мест при приеме груза от грузоотправителя в пункте отправления. Если груз доставлен в исправных крытых транспортных средствах, кон­тейнерах, при наличии исправных пломб грузоотправите­лей, его выдача грузополучателю осуществляется без про­верки массы, состояния груза, количества грузовых мест. В УАТГНЭТ закреплены случаи выдачи перевозчиком груза с обязательной проверкой его массы, состояния и количества грузовых мест. К ним относятся: 1) доставка груза в крытом транспортном средстве, контейнере, принятом для перевозки без пломб; 2) доставка груза в неисправных кузове транс­портного средства, контейнере или в исправных кузове, кон­тейнере, но с поврежденными пломбами грузоотправителя; 3) доставка скоропортящегося груза с нарушением срока доставки, установленного договором перевозки груза, или температурного режима при перевозке, установленного пра­вилами перевозок грузов.

Если при выдаче груза в таре или упаковке обнаружено их повреждение, а также выявлены другие обстоятельства, кото­рые могли оказать влияние на изменение состояния груза, перевозчик обязан провести проверку массы, состояния груза, находящегося в поврежденной таре или упаковке. При обнаружении недостачи, повреждения (порчи) груза пере­возчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза. В случае возникновения необ­ходимости проведения экспертизы в целях определения раз­мера фактической недостачи, повреждения (порчи) груза, грузополучатель либо по его требованию или по своей ини­циативе перевозчик приглашают экспертов в соответству­ющей области.

Инициатор проведения экспертизы обязан уведомить вторую сторону о приглашении экспертов. В противном слу­чае результаты экспертизы будут считаться недействитель­ными. О времени проведения экспертизы инициатор обя­зан известить вторую сторону в письменной форме, если иная форма не предусмотрена договором перевозки груза. Если перевозчик уклоняется от вызова экспертов, а также если перевозчик или грузополучатель уклоняется от уча­стия в проведении экспертизы, инициатор вправе прове­сти экспертизу без участия уклоняющейся стороны. Услуги экспертов подлежат оплате. Все расходы по проведению экспертизы оплачивает лицо, которое заказало экспертизу. УАТГНЭТ предусмотрено последующее отнесение этих рас­ходов на сторону, виновную в недостаче, повреждении (порчи) груза (ч. 15 ст. 15).

Обязанность перевозчика по хранению груза имеет свои особенности: во-первых, она выполняется, если груз достав­лен в его терминал; во-вторых, закон устанавливает предель­ный срок хранения груза в терминале перевозчика, кото­рый составляет 30 дней (ч. 2 ст. 16 УАТГНЭТ). Поскольку эта норма носит диспозитивный характер, стороны могут преду­смотреть в договоре перевозки иной срок хранения. По исте­чении предельного срока хранения груза перевозчик направ­ляет грузоотправителю запрос по поводу его указаний отно­сительно груза. Если указания не поступят в течение четырех суток после получения грузоотправителем запроса, перевоз­чик вправе возвратить груз грузоотправителю за его счет или реализовать груз в установленном порядке. Как ука­зано в ч. 4 ст. 16 УАТГНЭТ, реализация груза осуществляется по договору купли-продажи с учетом подтвержденной доку­ментами цены груза, а при их отсутствии — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, либо по цене, определенной на осно­вании экспертной оценки. Вырученная сумма за вычетом причитающихся перевозчику платежей, связанных с пере­возкой и хранением груза, а также затрат на его реализа­цию, возвращается грузоотправителю. Обычно она перечис­ляется на счет грузоотправителя, указанный в перевозочных документах.

После завершения выгрузки груза транспортное средство, контейнер подлежат очистке. Это обязанность возлагается на грузополучателя. В случае же перевозки грузов, перечень которых дается в правилах перевозок грузов, транспортное средство, контейнер должны быть промыты, а при необходи­мости продезинфицированы. По соглашению сторон перевоз­чик может выполнить эту работу за отдельную плату.

Обязанности грузоотправителя, грузополучателя. Регу­лирование УАТГНЭТ обязанностей грузоотправителя, грузополучателя не имеет существенных особенностей. Обязанности грузоотправителя касаются главным образом оформления транспортной накладной и оплаты перевозки груза. Возлагая на грузоотправителя обязанность по пра­вильному заполнению транспортной накладной, УАТГНЭТ в отличие от УЖТ и КВВТ более сжато формулирует требо­вания к ее оформлению. Они сводятся к указанию в ней осо­бых отметок или необходимых при перевозке груза мер пре­досторожностей, точной, без искажений, фиксации сведений о его свойствах.

В Уставе отсутствует норма, устанавливающая порядок оплаты грузоотправителем услуги по перевозке груза, поэтому выполнение данной обязанности базируется на положениях ст. 790 ГК и условиях договора перевозки груза.

Что касается обязанностей грузополучателя, то одной из них является определение совместно с перевозчиком при обнаружении несохранности доставленного груза размеров его фактической недостачи, повреждения. В случае необходи­мости грузополучатель либо по его требованию перевозчик приглашает экспертов для определения размеров фактической недостачи, повреждения груза. Расходы, связанные с проведе­нием экспертизы, оплачивает заявившее лицо с последующим отнесением расходов на виновного в недостаче, повреждении груза.

Обязанностью грузополучателя является также осуществле­ние выгрузки груза с соблюдением установленных нормати­вов. Не допускается задержка поданных под выгрузку транс­портных средств, контейнеров. Как уже отмечалось, после выгрузки груза транспортное средство, контейнеры должны быть промыты грузополучателем и при необходимости про­дезинфицированы. Закон допускает выполнение этой работы перевозчиком при ее оплате грузополучателем.

Срок действия договора перевозки груза автомобиль­ным транспортом не имеет особенностей. Его регулированию посвящена ст. 14 УАТГНЭТ. В ней определены действия пере­возчика при несоблюдении установленных сроков. В случае задержки доставки груза он обязан проинформировать об этом грузоотправителя, грузополучателя. Но в отличие от других транспортных законов ни в УАТГНЭТ, ни в Общих правилах перевозок грузов автомобильным транспортом не конкретизи­ровано время информирования о задержке, например, в меж­дугородных перевозках.

Форма договора. Документом, подтверждающим заклю­чение договора перевозки груза автомобильным транспор­том, является транспортная накладная. Ее форма, реквизиты и порядок заполнения устанавливаются правилами перевозок грузов. Лицевая сторона транспортной накладной содержит сведения, относящиеся к грузоотправителю, грузополуча­телю, грузу, транспорту и условиям перевозки. В ней указыва­ются наименования и адреса грузоотправителя, грузополуча­теля, необходимые данные о грузе, такие как: наименование, масса, количество грузовых мест, а также сопроводитель­ные документы на груз. Кроме того, имеются отметки о при­еме и сдаче груза с указанием сведений о местах погрузки и выгрузки и фактической дате (и времени) прибытия. Что касается данных о транспорте, то это указания грузоотправи­теля о его параметрах.

Лицевая сторона включает следующий перечень условий перевозки:

— сроки, по истечении которых грузоотправитель, грузо­получатель вправе считать груз утраченным;

— форма уведомления о проведении экспертизы для опре­деления характера повреждений и стоимости повреж­денного груза;

— размеры платы за хранение груза и предельные сроки его хранения в терминале перевозчика;

— порядок выполнения погрузочно-разгрузочных работ и работ по промывке и дезинфекции транспортных средств;

— размеры штрафа за непредъявление транспорта для перевозки груза, за задержку транспорта, за простой специализированных транспортных средств.

Оборотная сторона транспортной накладной содержит данные: 1) о перевозчике: фамилия, имя, отчество и адрес места жительства водителя, сведения о месте нахождения юридического лица — перевозчика; 2) о транспортных сред­ствах: количество, тип, марка, грузоподъемность в тоннах, вместимость.

В ней имеются оговорки и замечания, касающиеся фак­тического состояния груза, тары, упаковки, маркировки и пломб. На оборотной стороне отмечается переадресовка груза, а также указываются стоимость услуг перевозчика и порядок расчетов, дата составления транспортной накладной, простав­ляются подписи и печати грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика.

Обязанность по заполнению транспортной накладной воз­лагается на грузоотправителя. В целях беспрепятственного осуществления перевозки груза закон возлагает на грузоот­правителя обязанность приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, карантинными и иными правилами в соответствии с требованиями законо­дательства РФ.

Как уже отмечалось, в установленных случаях перевозчик составляет также сопроводительную ведомость (ч. 3 ст. 11 УАТГНЭТ). Ее форма и порядок заполнения устанавливаются правилами перевозок грузов.

9.3 Договор фрахтования для перевозки груза автомобильным транспортом

УАТГНЭТ ввел новый для автомобильного транспорта дого­вор перевозки груза — договор фрахтования. Такой дого­вор заключается в двух случаях: первый касается пере­возок грузов, осуществляемых с сопровождением предста­вителя грузовладельца, второй связан с перевозками грузов, в отношении которых не ведется учет движения товарно­материальных ценностей. В Уставе отсутствует определение договора фрахтования, заключаемого при перевозке груза автомобильным транспортом. Поэтому при рассмотрении отношений, возникающих при его заключении, следует опи­раться на дефиницию договора фрахтования, сформулиро­ванную в ст. 787 ГК.

_
В отличие от договора перевозки, оформляемого транспорт­ной накладной, этот договор является консенсуальным. Он счи­тается заключенным с момента, когда стороны достигли согла­сия по всем существенным условиям и надлежащим образом его оформили.

Предметом договора фрахтования является предостав­ление вместимости автомобильного транспорта соответству­ющего типа для перевозки грузов. Он может также включать указание на предоставление вместимости нескольких автомо­бильных транспортных средств, на один или несколько рейсов для перевозки груза.

Условия договора фрахтования определяются исходя из тех данных, которые должен содержать договор (ч. 2 ст. 18 УАТГНЭТ). Это: сведения о фрахтовщике и фрахтователе; наименование груза; тип предоставляемого транспортного средства; маршрут и место подачи транспортного средства; сроки выполнения перевозки; размер платы за пользование транспортным средством.

Помимо перечисленных, стороны могут включить в дого­вор фрахтования и другие условия. К ним могут быть отне­сены, в частности, условия о роде и виде перевозимого груза, а также о месте назначения (месте доставки) груза.

Содержание договора. В УАТГНЭТ среди обязанностей фрахтовщика выделены две основные: 1) предоставление для перевозки грузов транспортного средства, соответству­ющего условиям договора; 2) предоставление его в установ­ленный срок. Что касается соблюдения требований к транс­порту, то типовой их перечень включает техническую исправ­ность транспорта, его пригодность для перевозки конкретного груза (исправность транспорта в коммерческом отношении) и соответствие его грузоподъемности, указанной в договоре, или перевозимой массе груза.

Транспортное средство должно быть предоставлено фрах­тователю в установленный договором срок. Исчисление вре­мени его подачи к месту, предусмотренному договором фрах­тования, осуществляется с момента предъявления водителем транспортного средства фрахтователю документа, удостоверя­ющего личность, а также путевого листа.

УАТГНЭТ предъявляет жесткие требования к выполнению фрахтовщиком указанных обязательств. В нем закреплено положение, согласно которому предоставление фрахтовщиком для перевозки груза транспортного средства, не соответствую­щего условиям договора фрахтования, или с опозданием счита­ется непредоставлением транспортного средства (ч. 5 ст. 18).

При этом фрахтователь вправе отказаться от исполнения дого­вора и взыскать с фрахтовщика штраф, предусмотренный Уставом.

Следует отметить, что положение нормы, приравниваю­щей предоставление фрахтовщиком транспортного средства с опозданием к его непредоставлению, недостаточно кон­кретно. Это может негативно отразиться на практике его при­менения. Устав не содержит какой-либо конкретизации поня­тия «опоздание предоставления транспортного средства». Такая ситуация иногда служит источником споров между сторонами договора, в частности, когда допущено незначи­тельное опоздание в пределах 1—20 минут, обусловленное, как правило, напряженной дорожной обстановкой, особенно в крупных городах.

Если принять формальную позицию, то опоздание даже на одну минуту против установленного договором времени уже является основанием приравнивать данное нарушение к непредоставлению транспортного средства для перевозки груза, дающему право фрахтователю не только расторгнуть договор фрахтования, но и взыскать с фрахтователя штраф. Следовательно, не имеет значения, предоставлен ли транс­порт с опозданием на одну минуту или, например, на 20 минут. Абсурдность такой ситуации вполне очевидна.

В связи с этим было бы целесообразно в законодательном порядке закрепить определенную временную градацию опо­здания предоставления транспортного средства для перевозки груза (например, на 20, 30, 40 минут) и соответствующую ей градацию по возрастающей санкции, а также установить пре­дельный срок опоздания, после которого оно должно прирав­ниваться к непредоставлению транспортного средства и влечь за собой те правовые последствия, которые действуют в насто­ящее время.

В отличие от обязанностей фрахтовщика, обязанности фрахтователя в УАТГНЭТ не нашли четкого урегулирова­ния. Основная его обязанность заключается в оплате предо­ставления транспортного средства для перевозки груза. Сроки оплаты устанавливаются договором фрахтования. Обычно они совпадают с моментом предоставления транспортного сред­ства фрахтователю.

Следующей обязанностью фрахтователя является предъ­явление для перевозки груза, указанного в договоре фрах­тования. Он должен отвечать установленным требованиям. Как указанно в Уставе, грузом, предъявляемым для пере­возки по договору фрахтования, должен быть такой груз, в отношении которого не ведется учет движения товарно­материальных ценностей. Предъявление иного груза для перевозки в нарушение договора фрахтования считается отказом фрахтователя от использования предоставленного фрахтовщиком транспортного средства.

Законом урегулированы правовые последствия отказа фрахтователя от использования предоставленного транс­портного средства. В соответствии с ч. 8 ст. 18 УАТГНЭТ такое решение дает право фрахтовщику отказаться от исполнения договора фрахтования и применить к фрахтователю установ­ленные законом санкции. Эти санкции такие же, как и приме­няемые к фрахтовщику в случае непредоставления им транс­портного средства для перевозки груза1.

По договору фрахтования при перевозке груза с сопровож­дением представителя грузовладельца условием его заключе­ния является осуществление такого сопровождения. Это еще одна обязанность фрахтователя.

Сопровождающее груз лицо должно обладать полномочи­ями представителя грузовладельца. Документом, подтвержда­ющим статус представителя грузовладельца, является выдан­ная ему доверенность. Этот участник перевозочного процесса допускается к сопровождению груза при перевозке только по предъявлении документа, удостоверяющего его личность, и доверенности.

Форма договора фрахтования. Данный договор заключа­ется в письменной форме. УАТГНЭТ закреплена особая форма договора фрахтования, именуемая заказом-нарядом. Его рек­визиты и порядок заполнения устанавливаются правилами перевозок грузов. Заказ-наряд подписывается обеими сторо­нами договора.

Норма, определяющая форму договора фрахтования, явля­ется диспозитивной. Поэтому стороны могут заключить дого­вор фрахтования и в другой форме. Но при этом такой дого­вор должен содержать все условия, присущие договору фрах­тования и закрепленные в УАТГНЭТ.

Цену договора составляет плата за пользование транспорт­ным средством, предоставленным фрахтовщиком для пере­возки груза. Размер цены устанавливается сторонами.

Порядок заключения договора фрахтования для пере­возки груза включает подачу фрахтователем заказа-наряда фрахтовщику, который обязан рассмотреть этот документ и в срок до трех дней со дня его принятия проинформировать фрахтователя о принятии или об отказе в принятии заказа- наряда с письменным обоснованием причин отказа и возвра­тить заказ-наряд.

При положительном решении вопроса фрахтовщик по согла­сованию с фрахтователем определяет условия фрахтования транспортного средства, которые указывает в заказе-наряде. Это сведения о фрахтовщике, транспортном средстве, путевом листе, порядке выполнения погрузочно-разгрузочных работ, работ по промывке и дезинфекции транспортного средства, дан­ные о водителе и режиме его работы в пути следования, размере платы за пользование транспортным средством. Это также ука­зание размера штрафа за непредоставление транспортного сред­ства, отказ от пользования транспортным средством.

Со своей стороны фрахтователь, подавая фрахтовщику заказ-наряд, заполняет в нем пункты, относящиеся к фрах­тователю, грузу (наименование, состояние, количество грузо­вых мест, маркировка и др.), указаниям фрахтователя, каса­ющимся параметров транспортного средства, а также выпол­нения фитосанитарных, карантинных, таможенных и прочих требований, установленных законодательством.

Любые исправления в заказе-наряде заверяются подписями и печатями как фрахтователя, так и фрахтовщика.

Заказ-наряд составляется в трех экземплярах (оригина­лах), подписанных фрахтователем и фрахтовщиком, а в слу­чае если фрахтователь и фрахтовщик являются юридиче­скими лицами или индивидуальными предпринимателями, экземпляры заказа-наряда также заверяются печатями фрах­тователя и фрахтовщика. Первый экземпляр заказа-наряда остается у фрахтователя, второй и третий — вручаются фрах­товщику (водителю). При этом третий экземпляр заказа- наряда с необходимыми отметками в последующем прилага­ется к счету за фрахтование транспортного средства для пере­возки груза и направляется фрахтователю.

 

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 272.