Законом предусмотрена ответственность как перевозчика, так и пассажира при перевозке багажа. Перевозчик несет ответственность за несохранность багажа, а пассажир — за искажение сведений о нем и отправление предметов, перевозка которых в качестве багажа запрещена.
Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) багажа установлена ст. 796 ГК. Эта статья содержит общую формулировку ответственности перевозчика как за несохранность груза, так и багажа. Поэтому рассмотренные основные положения его ответственности за указанное нарушение обязательств при перевозке груза относятся и к ответственности в связи с перевозкой багажа.
Закон устанавливает рамки ответственности перевозчика. В соответствии с п. 1 ст. 796 ГК он отвечает за несохранность багажа после принятия его к перевозке и до выдачи лицу, уполномоченному на получение багажа.
Подтверждением принятия багажа от пассажира к перевозке является выдача ему оформленной багажной квитанции, а фиксацией момента начала ответственности — дата и подпись перевозчика на этом документе. Моментом выдачи багажа является вручение его уполномоченному лицу, предъявившему перевозчику багажную квитанцию.
Возмещение причиненного ущерба осуществляется в следующих размерах:
— в случае утраты или недостачи багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего багажа;
— в случае повреждения (порчи) багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного багажа — в размере его стоимости;
— в случае утраты багажа, сданного с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости багажа.
Имеются некоторые особенности в регулировании транспортными законами вопросов ответственности перевозчика за несохранность багажа. Прежде всего это касается ВК. В нем содержится формулировка оснований, при которых перевозчик не несет ответственности за указанное нарушение обязательств, отличающаяся от формулировки п. 1 ст. 796 ГК. В соответствии с п. 1 ст. 118 ВК перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять. Оценка несовпадения формулировок ст. 118 ВК и ст. 796 ГК дана при рассмотрении ответственности воздушного перевозчика за несохранность груза[185].
Сделанный в рамках этого анализа вывод о необходимости при решении вопроса об ответственности воздушного перевозчика за несохранность груза руководствоваться п. 1 ст. 796 ГК, а не противоречащим ему п. 1 ст. 118 ВК, полностью относится и к вопросу об ответственности воздушного перевозчика за несохранность багажа.
Особенности регулирования КТМ ответственности перевозчика за несохранность багажа заключаются в том, что законом отдельно установлена его ответственность при осуществлении каботажных перевозок и ответственность при перевозках в заграничном сообщении (п. 1, 3 ст. 197). При перевозках багажа в каботаже ответственность перевозчика за утрату или повреждение багажа определяется в соответствии с п. 1 ст. 796 ГК. Иная ситуация, если перевозка осуществляется в заграничном сообщении. Здесь ответственность перевозчика зависит от того, относится ли багаж к каютному или не является таковым.
Нормы КТМ, закрепляющие ответственность перевозчика за несохранность багажа, перевозимого в заграничном сообщении, по сути, воспроизводят положения Международной конвенции об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем, от 29 апреля 1961 г., в том числе касающихся и пределов ответственности[186].
В отдельных транспортных законах, помимо ответственности перевозчика за несохранность багажа, закреплена также его ответственность за несохранность вещей, находящихся при пассажире, а также ручной клади. Так, в соответствии с п. 2 ст. 118 ВК перевозчик несет ответственность за несохранность находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) этих вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира.
Любопытно, что в отличие от проанализированной ответственности перевозчика за несохранность багажа, несение которой увязано ВК с невозможностью для перевозчика доказать, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или что такие меры нельзя было принять, условия наступления ответственности перевозчика за несохранность находящихся при пассажире вещей полностью совпадают с условиями, закрепленными в п. 1 ст. 796 ГК, что можно только приветствовать. Сам же факт различного подхода ВК к регулированию однопорядковых транспортных правонарушений является свидетельством непоследовательности законодателя и необъяснимой противоречивости. В УАТГНЭТ, помимо ответственности перевозчика за несохранность багажа, установлена еще и ответственность за несохранность ручной клади пассажира. Но приведенная в законе формулировка основания освобождения перевозчика от ответственности несовершенна. В ч. 10 ст. 34 УАТГНЭТ указывается, что перевозчик освобождается от ответственности за несохранность ручной клади, перевозимой пассажиром, если пассажир не докажет, что ее несохранность произошла по вине перевозчика. Во-первых, возложение доказывания вины перевозчика на пассажира противоречит п. 2 ст. 401 ГК, согласно которому отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Во-вторых, Устав не определяет размеры возмещения причиненного несохранностью ручной клади ущерба.
Следует отметить, что отдельными транспортными законами заленадлежащее исполнение обязательств при перевозке багажа предусмотрена ответственность не только перевозчика, но и пассажира. Так, УЖТ установлена ответственность пассажира за искажение сведений о багаже (ч. 1 ст. 111). Кроме того, УЖТ, а также УАТГНЭТ предусмотрена ответственность за отправку в сданном багаже предметов, перевозка которых в составе багажа запрещена (ч. 2 ст. 111 УЖТ, ч. 9 ст. 35 УАТГНЭТ).
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте определение ответственности за нарушение обязательств по перевозке.
2. Каковы признаки ответственности за нарушение обязательств по перевозке?
3. Какие особенности присущи ответственности за нарушение обязательств по перевозке?
4. В чем заключается ограниченный характер ответственности перевозчика?
5. Что является основанием ответственности за нарушение обязательств по перевозке?
6. Каковы условия ответственности за нарушение обязательств по перевозке?
7. Какие нарушения обязательств могут быть допущены сторонами при невыполнении заявки на перевозку Груза?
8. В чем выражается несохранность груза и какая установлена за нее ответственность?
9. Что является просрочкой доставки груза?
10. Какова ответственность грузоотправителя за искажение сведений о грузе?
11. Какую ответственность несет перевозчик за задержку отправления или опоздание прибытия транспортного средства, перевозящего пассажира?
I I Особенная часть
ГЛАВА 9 Перевозки автомобильным транспортом
9.1 Обязательства по подаче автомобильного транспорта и предъявлению груза к перевозке
Особенности перевозок грузов автомобильным транспортом заключаются в том, что: во-первых, в отличие от железнодорожных и внутренних водных перевозок они могут осуществляться как на основании договора перевозки груза по транспортной накладной, так и договора фрахтования для перевозки груза; во-вторых, если при перевозках другими видами транспорта груз доставляется для погрузки (выгрузки) на железнодорожную станцию, в порт (на пристань), в аэропорт, то при автомобильных перевозках подача транспортных средств осуществляется: для погрузки — к местам нахождения грузов грузоотправителей, а для разгрузки — к складам грузополучателей, за исключением перевозок грузов со складов и доставки на склады грузовых автостанций, терминалов перевозчика.
С одной стороны, подача транспорта к месту нахождения груза для погрузки, к месту, указанному грузополучателем, для разгрузки требует от перевозчика дополнительных усилий по установлению места выполнения погрузочных и разгрузочных работ, определению возможности подъезда к нему, согласованию и обеспечению точного времени подачи транспорта с учетом необходимости устранения имеющихся препятствий и т.п.
С другой стороны, эта особенность возлагает и на грузоотправителя, и на грузополучателя дополнительные обязанности иметь подъездные пути от автомобильных дорог к пунктам погрузки и выгрузки, содержать их в состоянии, обеспечивающем беспрепятственное и безопасное движение автомобилей и свободное маневрирование их в любое время осуществления погрузочно-разгрузочных работ и др.
Следующий существенный момент связан с тем, что УАТГНЭТ не урегулированы вопросы, касающиеся договора об организации осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом. В ранее действовавшем УАТ РСФСР им был посвящен разд. III «Планирование и организация перевозок грузов». В нем, в частности, нашел регламентацию годовой договор на перевозку грузов автомобильным транспортом (ст. 36), а в Общих правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., приведен Типовой годовой договор на перевозку грузов автомобильным транспортом.
УАТГНЭТ содержит лишь упоминание о договоре об организации перевозок грузов в связи с подачей грузоотправителем на его основе заявки на перевозку груза (ч. 5 ст. 8). Устав не регламентирует ни его структурные элементы, ни существенные условия, ни порядок и сроки заключения. Следует отметить, что, к сожалению, и в принятых новых Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом не нашел урегулирования договор об организации перевозок грузов этим видом транспорта.
Как уже отмечалось, новацией УАТГНЭТ является норма, согласно которой договор перевозки груза может быть заключен посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа или заявки грузоотправителя. Такой нормы не содержит ни один транспортный закон[187].
Обязанности сторон при подаче транспорта, предъявлении и приеме груза к перевозке. Для перевозки груза грузоотправитель предоставляет перевозчику заказ, а при наличии договора об организации перевозки грузов — заявку. Перевозчик обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок до трех дней со дня его (ее) принятия сообщить грузоотправителю свое решение. В случае отказа в принятии заказа (заявки) он должен его вернуть с письменным обоснованием причины отказа (п. 7 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272).
При принятии заказа (заявки) перевозчик по согласованию с грузоотправителем определяет условия перевозки груза, которые в качестве отдельных пунктов указывает в транспортной накладной. Это, в частности, сведения об условиях перевозки, транспортном средстве, стоимости услуги, порядке расчета провозной платы и дате.
В установленный срок перевозчик подает грузоотправителю под погрузку исправное транспортное средство в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Пригодными признаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие установленным назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные соответствующим оборудованием (п. 23 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом).
Со своей стороны грузоотправитель обязан предъявить перевозчику груз, отвечающий требованиям правил, стандартов, технических условий. Они касаются массы груза, тары, упаковки, маркировки груза. В соответствии с п. 30 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом состояние груза при его предъявлении к перевозке признается соответствующим установленным требованиям, если:
а) груз подготовлен, упакован и затарен в соответствии со стандартами, техническими условиями и иными нормативными документами на груз, тару и упаковку;
б) при перевозке груза в таре или упаковке груз маркирован в соответствии с установленными требованиями;
в) масса груза соответствует массе, указанной в транспортной накладной.
При предъявлении для перевозки груза в таре или упаковке грузоотправитель маркирует каждое грузовое место.
Маркировка грузовых мест состоит из основных, дополнительных и информационных надписей, а также манипуляционных знаков.
К основным маркировочным надписям относятся:
— полное или сокращенное наименование грузоотправителя и грузополучателя;
— количество грузовых мест в партии груза и их номера;
— адреса пунктов погрузки и выгрузки.
Дополнительные маркировочные надписи включают машиночитаемую маркировку с использованием символов линейного штрихового кода, двумерные символы, радиочастотные метки, в том числе символы автоматической идентификации и сбора данных о грузе.
Информационные маркировочные надписи содержат указания на массу грузового места (брутто и нетто) в килограммах (тоннах) и линейные размеры грузового места, если один из параметров превышает 1 метр.
По соглашению сторон маркировка грузовых мест может осуществляться перевозчиком (фрахтовщиком).
Манипуляционные знаки являются условными знаками, наносимыми на тару или упаковку для характеристики способов обращения с грузом при транспортировке, хранении, перевозке и определяют способы обращения с грузовым местом при погрузке и выгрузке, перевозке и хранении груза.
При предъявлении грузоотправителем и приеме перевозчиком грузов, перевозимых навалом, насыпью, наливом или в контейнерах, определяется масса груза, которая указывается в соответствующих транспортных накладных. Если к перевозке предъявляются грузы в таре или упаковке, а также штучные грузы, они принимаются с указанием в транспортных накладных не только массы, но и количества грузовых мест. При этом масса перечисленных грузов определяется грузоотправителем до предъявления их к перевозке. Порядок установления массы груза закреплен в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом, в соответствии с которыми масса груза определяется такими способами, как взвешивание и расчет на основании данных геометрического обмера согласно объему загруженного груза и (или) технической документации на него. В транспортной накладной данные о весе груза фиксируются с указанием способа его определения (п. 55 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом).
При объявлении грузоотправителем ценности груза груз принимается к перевозке в порядке, установленном правилами, с указанием в транспортной накладной его ценности. Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза. При перевозке груза навалом, насыпью или наливом, груза, опломбированного грузоотправителем, скоропортящегося и опасного груза, а также части груза, перевозимого по одной транспортной накладной, объявление ценности груза не допускается.
Погрузка груза. Опломбирование транспортного средства и контейнера. Погрузка груза в транспортное средство, контейнер является обязанностью грузоотправителя, а выгрузка — обязанностью грузополучателя, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. При осуществлении погрузки грузоотправитель должен соблюдать сроки ее выполнения, определенные договором перевозки груза, а если они не указаны в договоре, то сроки, установленные правилами перевозок грузов. Отсчет этих сроков осуществляется с момента подачи транспортного средства, контейнера под погрузку. Им считается время предъявления водителем транспортного средства грузоотправителю документа, удостоверяющего личность, и путевого листа. В сроки погрузки и выгрузки груза не включается время, необходимое для выполнения работ по подготовке груза к перевозке (п. 39 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом).
Если погрузка груза в контейнер или выгрузка из него груза осуществляются посредством снятия контейнера с транспортного средства, подача порожнего контейнера грузоотправителю или груженого контейнера грузополучателю оформляется сопроводительной ведомостью, составляемой перевозчиком. В ней он заполняет соответствующие пункты с указанием данных о грузоотправителе, грузополучателе и перевозчике, а также сведений о грузе, контейнере (его номере, грузоподъемности, времени и месте сдачи и приеме под погрузку и выгрузку), транспортном средстве (типе, марке, грузоподъемности, регистрационном номере), дате составления сопроводительной ведомости.
При подаче транспортного средства под погрузку грузоотправитель отмечает в сопроводительной ведомости в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи (убытия) транспортного средства под погрузку, состояние контейнера и его опломбирование после загрузки на транспортное средство, а также ставит подпись и печать. В случае необходимости грузоотправитель указывает в сопроводительной ведомости сведения, необходимые для выполнения фитосанитарных, санитарных, карантинных, таможенных и прочих требований, установленных законодательством РФ, а также рекомендации о предельных сроках и температурном режиме перевозки и сведения о ЗПУ контейнера.
Сопроводительная ведомость составляется в трех экземплярах (оригиналах) — для грузополучателя, грузоотправителя и перевозчика.
Любые исправления в сопроводительной ведомости заверяются подписями грузоотправителя или грузополучателя и перевозчика, а в случае если грузоотправитель и грузополучатель являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, — также печатями грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.
К обязанностям грузоотправителя относится также предоставление приспособлений, необходимых для погрузки, выгрузки груза. Следует отметить, что нормы УАТГНЭТ, закрепляющие обязанности по погрузке груза и предоставлении необходимых приспособлений для его погрузки и выгрузки, являются факультативными. Это значит, что стороны вправе своим соглашением возложить выполнение указанных действий на перевозчика. Как правило, перевозчик выполняет их на возмездной основе. При выполнении работ по погрузке груза в транспортное средство, контейнер, установке и креплению его грузоотправитель обязан строго соблюдать порядок, установленный правилами перевозок грузов. Перечисленные виды работ должны выполняться таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозок грузов, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера.
При совершении нарушений установленного порядка грузоотправитель по требованию перевозчика обязан устранить их. Если он не выполняет указанные требования, перевозчик вправе отказаться от осуществления перевозки.
По окончании погрузки кузова крытых транспортных средств и контейнеры, предназначенные одному грузополучателю, должны быть опломбированы, если иное не установлено договором перевозки груза. Опломбирование кузовов транспортных средств и контейнеров осуществляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.
Оттиск пломбы должен иметь контрольные знаки (сокращенное наименование владельца пломбы, торговые знаки или номер тисков) либо уникальный номер.
Пломбы, навешиваемые на кузова транспортных средств, фургоны, цистерны или контейнеры, их секции и отдельные грузовые места, не должны допускать возможности доступа к грузу и снятия пломб без нарушения их целостности.
Сведения об опломбировании груза (вид и форма пломбы) указываются в транспортной накладной.
Опломбирование отдельных видов грузов может осуществляться способом их обандероливания, если это предусмотрено договором перевозки груза.
Применяемые для обандероливания грузов бумажная лента, тесьма и другие материалы не должны иметь узлы и наращивания. При обандероливании каждое место скрепления между собой используемого упаковочного материала должно маркироваться штампом или оттиском печати грузоотправителя.
Обандероливание должно исключать доступ к грузу без нарушения целостности используемого упаковочного материала.
9.2 Договор перевозки груза автомобильным транспортом
Перевозка груза может осуществляться в рамках городской, пригородной, междугородной и международной перевозок (ч. 1 ст. 4 УАТГНЭТ). При этом в соответствующих случаях заключается договор перевозки груза или договор фрахтования для перевозки груза. Наиболее распространенным на практике является договор перевозки груза, который оформляется транспортной накладной.
Устав в отличие от других транспортных законов не содержит определения договора перевозки груза. Такая позиция законодателя вполне оправданна. Лишено смысла дублирование определения договора, если в нем отсутствуют какие-либо специфические особенности.
Договору перевозки грузов автомобильным транспортом присущи все признаки, характерные для данного вида договора. По своей правовой природе он является реальным, взаимным, возмездным, срочным и формальным. Он относится к числу договоров присоединения, так как грузоотправитель присоединяется к условиям, предложенным перевозчиком и закрепленным в транспортной накладной — документе, которым в соответствии с ч. 1 ст. 8 УАТГНЭТ подтверждается заключение договора. Этот договор может быть публичным, если перевозка груза осуществляется транспортом общего пользования.
Предмет договора перевозки грузов автомобильным транспортом имеет некоторые особенности. В ранее действовавшем УАТ РСФСР основное требование, предъявляемое к услуге по транспортировке груза, заключалось в осуществлении ее по кратчайшему маршруту, открытому для движения автомобильного транспорта. Исключение составляли случаи, когда по дорожным условиям более рациональной являлась перевозка с увеличением пробега. При этом перевозчик должен был поставить грузоотправителя в известность об увеличении расстояния перевозки (ст. 70). В УАТГНЭТ содержится лишь положение об услуге по доставке груза в сроки, установленные договором (ч. 1 ст. 14).
Услуга, касающаяся хранения груза, заключается в том, что, как и на других видах транспорта, перевозчик хранит доставленный в терминал груз временно в течение суток со дня направления извещения грузополучателю о доставке груза. Особенность же этой услуги заключается в определении предельного срока хранения (30 суток), который оплачивается по ставке, определенной договором перевозки груза.
Сторонами договора перевозки груза автомобильным транспортом являются перевозчик и грузоотправитель. Перевозчик — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, принявшее на себя по договору перевозки обязанность доставить груз в пункт назначения. В отличие от перевозок другими видами транспорта деятельность перевозчика по перевозке грузов автомобильным транспортом не лицензируется[188]. Поэтому здесь отсутствует обязательное на других видах транспорта требование к перевозчику иметь лицензию.
Грузоотправителем по договору перевозки груза автомобильным транспортом является физическое или юридическое лицо, которое по договору выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной (п. 4 ст. 2 УАТГНЭТ). В отличие от транспортных источников, регулирующих перевозки железнодорожным и внутренним водным транспортом, УАТГНЭТ не содержит оговорки о том, что грузоотправитель может быть физическим лицом только при перевозке груза для личных (семейных) нужд.
Содержание договора.
Обязанности перевозчика. Важнейшей обязанностью перевозчика при осуществлении перевозки груза является соблюдение сроков перевозки. Доставка груза в пункт назначения должна быть осуществлена в сроки, установленные договором перевозки груза. Если они в договоре не определены, груз должен быть доставлен в сроки, установленные правилами перевозок грузов.
В соответствии с п. 63 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом доставка груза осуществляется:
а) в городском, пригородном сообщении — в суточный срок;
б) в междугородном или международном сообщениях — из расчета одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки.
Срок доставки груза исчисляется с 24 часов дня приема груза к перевозке.
В случае задержки доставки груза перевозчик должен проинформировать об этом грузоотправителя, грузополучателя. Законом установлен максимальный срок задержки выдачи груза, по истечении которого он считается утраченным с вытекающими правовыми последствиями. В ч. 3 ст. 14 УАТГНЭТ указывается, что если иное не установлено договором перевозки груза, грузоотправитель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба, если он не был выдан грузополучателю по его требованию:
1) в течение 10 дней со дня приема груза для перевозки в городском и пригородном сообщениях;
2) в течение 30 дней со дня, когда груз должен был быть доставлен грузополучателю при перевозке в междугородном сообщении.
Установленный законом порядок выдачи груза при доставке его в пункт назначения возлагает на перевозчика ряд обязанностей. Перевозчик должен выдать грузополучателю груз по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной.
Если грузополучатель отказался принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе доставить его по указанному грузоотправителем новому адресу, а в случае невозможности доставки груза по этому адресу возвратить груз грузоотправителю. При этом перевозчик должен предварительно уведомить его о возврате груза.
УАТГНЭТ квалифицирует указание нового адреса как переадресовку груза (ч. 3 ст. 15). Однако закрепленный в транспортном законодательстве институт переадресовки груза[189] имеет совсем иную правовую природу. В соответствии с транспортными законами переадресовка означает изменение грузополучателя и (или) пункта назначения по инициативе грузоотправителя или грузополучателя. Она включает, во-первых, подачу письменного заявления грузоотправителем или грузополучателем об изменении грузополучателя и (или) пункта назначения, во-вторых, получение письменного согласия нового грузополучателя.
Кроме того, переадресовка грузоотправителем осуществляется до момента вручения перевозчиком грузополучателю транспортной накладной, а грузополучателем — с момента получения транспортной накладной и до момента выдачи груза. Выполнение перечисленных действий является для перевозчика гарантией принятия новым грузополучателем доставленного ему груза.
Ничего этого нет в ситуации, когда грузополучатель отказался от принятия груза и грузоотправитель по требованию перевозчика вынужден указать новый адрес доставки груза. Поэтому не случайно в других транспортных законах действия грузоотправителя по распоряжению грузом (в том числе по отправке его другому грузополучателю), который отказался принять грузополучатель, не именуются переадресовкой груза. Но и переадресовка, как она определена другими транспортными законами, не нашла регламентации в УАТГНЭТ.
Порядок проверки массы груза и количества грузовых мест при выдаче груза должен соответствовать порядку проверки массы груза и количества грузовых мест при приеме груза от грузоотправителя в пункте отправления. Если груз доставлен в исправных крытых транспортных средствах, контейнерах, при наличии исправных пломб грузоотправителей, его выдача грузополучателю осуществляется без проверки массы, состояния груза, количества грузовых мест. В УАТГНЭТ закреплены случаи выдачи перевозчиком груза с обязательной проверкой его массы, состояния и количества грузовых мест. К ним относятся: 1) доставка груза в крытом транспортном средстве, контейнере, принятом для перевозки без пломб; 2) доставка груза в неисправных кузове транспортного средства, контейнере или в исправных кузове, контейнере, но с поврежденными пломбами грузоотправителя; 3) доставка скоропортящегося груза с нарушением срока доставки, установленного договором перевозки груза, или температурного режима при перевозке, установленного правилами перевозок грузов.
Если при выдаче груза в таре или упаковке обнаружено их повреждение, а также выявлены другие обстоятельства, которые могли оказать влияние на изменение состояния груза, перевозчик обязан провести проверку массы, состояния груза, находящегося в поврежденной таре или упаковке. При обнаружении недостачи, повреждения (порчи) груза перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза. В случае возникновения необходимости проведения экспертизы в целях определения размера фактической недостачи, повреждения (порчи) груза, грузополучатель либо по его требованию или по своей инициативе перевозчик приглашают экспертов в соответствующей области.
Инициатор проведения экспертизы обязан уведомить вторую сторону о приглашении экспертов. В противном случае результаты экспертизы будут считаться недействительными. О времени проведения экспертизы инициатор обязан известить вторую сторону в письменной форме, если иная форма не предусмотрена договором перевозки груза. Если перевозчик уклоняется от вызова экспертов, а также если перевозчик или грузополучатель уклоняется от участия в проведении экспертизы, инициатор вправе провести экспертизу без участия уклоняющейся стороны. Услуги экспертов подлежат оплате. Все расходы по проведению экспертизы оплачивает лицо, которое заказало экспертизу. УАТГНЭТ предусмотрено последующее отнесение этих расходов на сторону, виновную в недостаче, повреждении (порчи) груза (ч. 15 ст. 15).
Обязанность перевозчика по хранению груза имеет свои особенности: во-первых, она выполняется, если груз доставлен в его терминал; во-вторых, закон устанавливает предельный срок хранения груза в терминале перевозчика, который составляет 30 дней (ч. 2 ст. 16 УАТГНЭТ). Поскольку эта норма носит диспозитивный характер, стороны могут предусмотреть в договоре перевозки иной срок хранения. По истечении предельного срока хранения груза перевозчик направляет грузоотправителю запрос по поводу его указаний относительно груза. Если указания не поступят в течение четырех суток после получения грузоотправителем запроса, перевозчик вправе возвратить груз грузоотправителю за его счет или реализовать груз в установленном порядке. Как указано в ч. 4 ст. 16 УАТГНЭТ, реализация груза осуществляется по договору купли-продажи с учетом подтвержденной документами цены груза, а при их отсутствии — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, либо по цене, определенной на основании экспертной оценки. Вырученная сумма за вычетом причитающихся перевозчику платежей, связанных с перевозкой и хранением груза, а также затрат на его реализацию, возвращается грузоотправителю. Обычно она перечисляется на счет грузоотправителя, указанный в перевозочных документах.
После завершения выгрузки груза транспортное средство, контейнер подлежат очистке. Это обязанность возлагается на грузополучателя. В случае же перевозки грузов, перечень которых дается в правилах перевозок грузов, транспортное средство, контейнер должны быть промыты, а при необходимости продезинфицированы. По соглашению сторон перевозчик может выполнить эту работу за отдельную плату.
Обязанности грузоотправителя, грузополучателя. Регулирование УАТГНЭТ обязанностей грузоотправителя, грузополучателя не имеет существенных особенностей. Обязанности грузоотправителя касаются главным образом оформления транспортной накладной и оплаты перевозки груза. Возлагая на грузоотправителя обязанность по правильному заполнению транспортной накладной, УАТГНЭТ в отличие от УЖТ и КВВТ более сжато формулирует требования к ее оформлению. Они сводятся к указанию в ней особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожностей, точной, без искажений, фиксации сведений о его свойствах.
В Уставе отсутствует норма, устанавливающая порядок оплаты грузоотправителем услуги по перевозке груза, поэтому выполнение данной обязанности базируется на положениях ст. 790 ГК и условиях договора перевозки груза.
Что касается обязанностей грузополучателя, то одной из них является определение совместно с перевозчиком при обнаружении несохранности доставленного груза размеров его фактической недостачи, повреждения. В случае необходимости грузополучатель либо по его требованию перевозчик приглашает экспертов для определения размеров фактической недостачи, повреждения груза. Расходы, связанные с проведением экспертизы, оплачивает заявившее лицо с последующим отнесением расходов на виновного в недостаче, повреждении груза.
Обязанностью грузополучателя является также осуществление выгрузки груза с соблюдением установленных нормативов. Не допускается задержка поданных под выгрузку транспортных средств, контейнеров. Как уже отмечалось, после выгрузки груза транспортное средство, контейнеры должны быть промыты грузополучателем и при необходимости продезинфицированы. Закон допускает выполнение этой работы перевозчиком при ее оплате грузополучателем.
Срок действия договора перевозки груза автомобильным транспортом не имеет особенностей. Его регулированию посвящена ст. 14 УАТГНЭТ. В ней определены действия перевозчика при несоблюдении установленных сроков. В случае задержки доставки груза он обязан проинформировать об этом грузоотправителя, грузополучателя. Но в отличие от других транспортных законов ни в УАТГНЭТ, ни в Общих правилах перевозок грузов автомобильным транспортом не конкретизировано время информирования о задержке, например, в междугородных перевозках.
Форма договора. Документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза автомобильным транспортом, является транспортная накладная. Ее форма, реквизиты и порядок заполнения устанавливаются правилами перевозок грузов. Лицевая сторона транспортной накладной содержит сведения, относящиеся к грузоотправителю, грузополучателю, грузу, транспорту и условиям перевозки. В ней указываются наименования и адреса грузоотправителя, грузополучателя, необходимые данные о грузе, такие как: наименование, масса, количество грузовых мест, а также сопроводительные документы на груз. Кроме того, имеются отметки о приеме и сдаче груза с указанием сведений о местах погрузки и выгрузки и фактической дате (и времени) прибытия. Что касается данных о транспорте, то это указания грузоотправителя о его параметрах.
Лицевая сторона включает следующий перечень условий перевозки:
— сроки, по истечении которых грузоотправитель, грузополучатель вправе считать груз утраченным;
— форма уведомления о проведении экспертизы для определения характера повреждений и стоимости поврежденного груза;
— размеры платы за хранение груза и предельные сроки его хранения в терминале перевозчика;
— порядок выполнения погрузочно-разгрузочных работ и работ по промывке и дезинфекции транспортных средств;
— размеры штрафа за непредъявление транспорта для перевозки груза, за задержку транспорта, за простой специализированных транспортных средств.
Оборотная сторона транспортной накладной содержит данные: 1) о перевозчике: фамилия, имя, отчество и адрес места жительства водителя, сведения о месте нахождения юридического лица — перевозчика; 2) о транспортных средствах: количество, тип, марка, грузоподъемность в тоннах, вместимость.
В ней имеются оговорки и замечания, касающиеся фактического состояния груза, тары, упаковки, маркировки и пломб. На оборотной стороне отмечается переадресовка груза, а также указываются стоимость услуг перевозчика и порядок расчетов, дата составления транспортной накладной, проставляются подписи и печати грузоотправителя, грузополучателя, перевозчика.
Обязанность по заполнению транспортной накладной возлагается на грузоотправителя. В целях беспрепятственного осуществления перевозки груза закон возлагает на грузоотправителя обязанность приложить к транспортной накладной документы, предусмотренные санитарными, карантинными и иными правилами в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Как уже отмечалось, в установленных случаях перевозчик составляет также сопроводительную ведомость (ч. 3 ст. 11 УАТГНЭТ). Ее форма и порядок заполнения устанавливаются правилами перевозок грузов.
9.3 Договор фрахтования для перевозки груза автомобильным транспортом
УАТГНЭТ ввел новый для автомобильного транспорта договор перевозки груза — договор фрахтования. Такой договор заключается в двух случаях: первый касается перевозок грузов, осуществляемых с сопровождением представителя грузовладельца, второй связан с перевозками грузов, в отношении которых не ведется учет движения товарноматериальных ценностей. В Уставе отсутствует определение договора фрахтования, заключаемого при перевозке груза автомобильным транспортом. Поэтому при рассмотрении отношений, возникающих при его заключении, следует опираться на дефиницию договора фрахтования, сформулированную в ст. 787 ГК.
_ |
Предметом договора фрахтования является предоставление вместимости автомобильного транспорта соответствующего типа для перевозки грузов. Он может также включать указание на предоставление вместимости нескольких автомобильных транспортных средств, на один или несколько рейсов для перевозки груза.
Условия договора фрахтования определяются исходя из тех данных, которые должен содержать договор (ч. 2 ст. 18 УАТГНЭТ). Это: сведения о фрахтовщике и фрахтователе; наименование груза; тип предоставляемого транспортного средства; маршрут и место подачи транспортного средства; сроки выполнения перевозки; размер платы за пользование транспортным средством.
Помимо перечисленных, стороны могут включить в договор фрахтования и другие условия. К ним могут быть отнесены, в частности, условия о роде и виде перевозимого груза, а также о месте назначения (месте доставки) груза.
Содержание договора. В УАТГНЭТ среди обязанностей фрахтовщика выделены две основные: 1) предоставление для перевозки грузов транспортного средства, соответствующего условиям договора; 2) предоставление его в установленный срок. Что касается соблюдения требований к транспорту, то типовой их перечень включает техническую исправность транспорта, его пригодность для перевозки конкретного груза (исправность транспорта в коммерческом отношении) и соответствие его грузоподъемности, указанной в договоре, или перевозимой массе груза.
Транспортное средство должно быть предоставлено фрахтователю в установленный договором срок. Исчисление времени его подачи к месту, предусмотренному договором фрахтования, осуществляется с момента предъявления водителем транспортного средства фрахтователю документа, удостоверяющего личность, а также путевого листа.
УАТГНЭТ предъявляет жесткие требования к выполнению фрахтовщиком указанных обязательств. В нем закреплено положение, согласно которому предоставление фрахтовщиком для перевозки груза транспортного средства, не соответствующего условиям договора фрахтования, или с опозданием считается непредоставлением транспортного средства (ч. 5 ст. 18).
При этом фрахтователь вправе отказаться от исполнения договора и взыскать с фрахтовщика штраф, предусмотренный Уставом.
Следует отметить, что положение нормы, приравнивающей предоставление фрахтовщиком транспортного средства с опозданием к его непредоставлению, недостаточно конкретно. Это может негативно отразиться на практике его применения. Устав не содержит какой-либо конкретизации понятия «опоздание предоставления транспортного средства». Такая ситуация иногда служит источником споров между сторонами договора, в частности, когда допущено незначительное опоздание в пределах 1—20 минут, обусловленное, как правило, напряженной дорожной обстановкой, особенно в крупных городах.
Если принять формальную позицию, то опоздание даже на одну минуту против установленного договором времени уже является основанием приравнивать данное нарушение к непредоставлению транспортного средства для перевозки груза, дающему право фрахтователю не только расторгнуть договор фрахтования, но и взыскать с фрахтователя штраф. Следовательно, не имеет значения, предоставлен ли транспорт с опозданием на одну минуту или, например, на 20 минут. Абсурдность такой ситуации вполне очевидна.
В связи с этим было бы целесообразно в законодательном порядке закрепить определенную временную градацию опоздания предоставления транспортного средства для перевозки груза (например, на 20, 30, 40 минут) и соответствующую ей градацию по возрастающей санкции, а также установить предельный срок опоздания, после которого оно должно приравниваться к непредоставлению транспортного средства и влечь за собой те правовые последствия, которые действуют в настоящее время.
В отличие от обязанностей фрахтовщика, обязанности фрахтователя в УАТГНЭТ не нашли четкого урегулирования. Основная его обязанность заключается в оплате предоставления транспортного средства для перевозки груза. Сроки оплаты устанавливаются договором фрахтования. Обычно они совпадают с моментом предоставления транспортного средства фрахтователю.
Следующей обязанностью фрахтователя является предъявление для перевозки груза, указанного в договоре фрахтования. Он должен отвечать установленным требованиям. Как указанно в Уставе, грузом, предъявляемым для перевозки по договору фрахтования, должен быть такой груз, в отношении которого не ведется учет движения товарноматериальных ценностей. Предъявление иного груза для перевозки в нарушение договора фрахтования считается отказом фрахтователя от использования предоставленного фрахтовщиком транспортного средства.
Законом урегулированы правовые последствия отказа фрахтователя от использования предоставленного транспортного средства. В соответствии с ч. 8 ст. 18 УАТГНЭТ такое решение дает право фрахтовщику отказаться от исполнения договора фрахтования и применить к фрахтователю установленные законом санкции. Эти санкции такие же, как и применяемые к фрахтовщику в случае непредоставления им транспортного средства для перевозки груза1.
По договору фрахтования при перевозке груза с сопровождением представителя грузовладельца условием его заключения является осуществление такого сопровождения. Это еще одна обязанность фрахтователя.
Сопровождающее груз лицо должно обладать полномочиями представителя грузовладельца. Документом, подтверждающим статус представителя грузовладельца, является выданная ему доверенность. Этот участник перевозочного процесса допускается к сопровождению груза при перевозке только по предъявлении документа, удостоверяющего его личность, и доверенности.
Форма договора фрахтования. Данный договор заключается в письменной форме. УАТГНЭТ закреплена особая форма договора фрахтования, именуемая заказом-нарядом. Его реквизиты и порядок заполнения устанавливаются правилами перевозок грузов. Заказ-наряд подписывается обеими сторонами договора.
Норма, определяющая форму договора фрахтования, является диспозитивной. Поэтому стороны могут заключить договор фрахтования и в другой форме. Но при этом такой договор должен содержать все условия, присущие договору фрахтования и закрепленные в УАТГНЭТ.
Цену договора составляет плата за пользование транспортным средством, предоставленным фрахтовщиком для перевозки груза. Размер цены устанавливается сторонами.
Порядок заключения договора фрахтования для перевозки груза включает подачу фрахтователем заказа-наряда фрахтовщику, который обязан рассмотреть этот документ и в срок до трех дней со дня его принятия проинформировать фрахтователя о принятии или об отказе в принятии заказа- наряда с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ-наряд.
При положительном решении вопроса фрахтовщик по согласованию с фрахтователем определяет условия фрахтования транспортного средства, которые указывает в заказе-наряде. Это сведения о фрахтовщике, транспортном средстве, путевом листе, порядке выполнения погрузочно-разгрузочных работ, работ по промывке и дезинфекции транспортного средства, данные о водителе и режиме его работы в пути следования, размере платы за пользование транспортным средством. Это также указание размера штрафа за непредоставление транспортного средства, отказ от пользования транспортным средством.
Со своей стороны фрахтователь, подавая фрахтовщику заказ-наряд, заполняет в нем пункты, относящиеся к фрахтователю, грузу (наименование, состояние, количество грузовых мест, маркировка и др.), указаниям фрахтователя, касающимся параметров транспортного средства, а также выполнения фитосанитарных, карантинных, таможенных и прочих требований, установленных законодательством.
Любые исправления в заказе-наряде заверяются подписями и печатями как фрахтователя, так и фрахтовщика.
Заказ-наряд составляется в трех экземплярах (оригиналах), подписанных фрахтователем и фрахтовщиком, а в случае если фрахтователь и фрахтовщик являются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, экземпляры заказа-наряда также заверяются печатями фрахтователя и фрахтовщика. Первый экземпляр заказа-наряда остается у фрахтователя, второй и третий — вручаются фрахтовщику (водителю). При этом третий экземпляр заказа- наряда с необходимыми отметками в последующем прилагается к счету за фрахтование транспортного средства для перевозки груза и направляется фрахтователю.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 312.