Ограниченный характер ответственности перевозчика при перевозке пассажира касается и такого нарушения обязательства, как задержка отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия его в пункт назначения. Он заключается в применяемых санкциях и ограничении верхнего потолка размера штрафа либо суммой проездной платы (УЖТ, УАГТНЭТ) либо даже половиной суммы проездной платы (ВК, КТМ, КВВТ). Возникает вопрос: могут ли такие штрафные санкции компенсировать последующие издержки пассажира, вызванные указанными нарушениями обязательств со стороны перевозчика? В ряде случаев, безусловно, нет. Нередко несвоевременное прибытие транспортного средства в пункт назначения влечет за собой опоздание пассажира на последующие маршруты, срыв важных деловых встреч, нарушение сроков и условий запланированного отдыха и т.п.
Законодатель, учитывая очевидную необходимость справедливого решения проблемы защиты интересов «слабой» стороны договора перевозки пассажира, в качестве дополнительной гарантии ввел в последние транспортные законы специальную норму, дающую право пассажиру требовать от перевозчика возмещения убытков в порядке, установленном законодательством РФ. Такая норма закреплена в УЖТ (ч. 3 ст. 110) и УАТГНЭТ(ч. 13 ст. 34).
В соответствии со ст. 795 ГК ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира или опоздание прибытия в пункт назначения наступает, если перевозчик не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
За допущенные правонарушения перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом. В транспортных законах предусмотрены разные штрафные санкции. Так, КВВТ, УЖТ и УАТГНЭТ устанавливают штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда.
КТМ устанавливает штраф в размере до 50% платы за проезд пассажира и платы за провоз багажа. Как видим, здесь нет градации размера санкций в зависимости от временных параметров задержки отправления пассажира или опоздания прибытия транспортного средства в пункт назначения. Это создает на практике проблемы, связанные с определением конкретных размеров санкции. В литературе предлагают разные варианты ее решения. Так, в Комментарии к Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации высказана мысль о регулировании данного вопроса в правилах, т.е. в подзаконном акте[178].
Однако, как справедливо отмечает В. В. Витрянский, вопрос о санкциях должен регулироваться законом, а не подзаконным актом, так как в соответствии с п. 1 ст. 795 ГК размеры штрафа, который перевозчик уплачивает пассажиру, устанавливаются соответствующим транспортным уставом или кодексом. К тому же в КТМ нет отсылки к правилам по поводу регулирования в них санкций, применяемых к перевозчику в зависимости от времени задержки отправления пассажира или опоздания прибытия судна в порт назначения.
Вместе с тем мнение В. В. Витрянского о том, что «при взыскании штрафа с морского перевозчика в судебном порядке суд вправе исходить из того, что его размер составляет именно 50% платы за проезд пассажира и платы за провоз его багажа»[179], также не соответствует сформулированному в ст. 196 КТМ положению об уплате перевозчиком пассажиру штрафа «в размере до пятидесяти процентов (курсив наш. — В. Г.) платы за проезд пассажира и платы за провоз его багажа». Другими словами, закон указывает на то, что разные временные параметры данного правонарушения должны влечь и различные размеры штрафа. Выход здесь видится в дополнении ст. 196 КТМ нормой, устанавливающей соответствующие параметры.
Совсем иные цифры по сравнению с закрепленными в других транспортных законах фигурируют в ВК. Штраф в ст. 120 ВК привязан не к провозной плате, а к МРОТ. Однако самое главное отличие заключается в том, что ВК не устанавливает ответственность за задержку отправления транспортного средства. Безусловно, это следует расценивать как пробел в воздушном законодательстве. Ведь ГК делегирует транспортным уставам и кодексам лишь определение размера штрафа, уплачиваемого перевозчиком пассажиру, но не право устанавливать или не устанавливать ответственность за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения, так как оставляет за собой эту прерогативу (п. 1 ст. 795).
Как уже отмечалось, помимо возложения на перевозчика уплаты штрафа за допущенное правонарушение УЖТ и УАТГНЭТ предоставляют пассажиру также право требовать возмещения иных причиненных ему убытков в порядке, установленном законодательством РФ.
Существенной проблемой, касающейся ответственности перевозчика за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения, является возмещение морального вреда. В ряде работ цивилистов, в том числе В. Залесского и О. Н. Садикова, решительно поддержана идея о праве пассажира на компенсацию морального вреда, причиненного ему вследствие указанного нарушения обязательства со стороны перевозчика. Их главный аргумент заключается в ссылке на ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», устанавливающей компенсацию потребителю морального вреда вследствие нарушений его прав, предусмотренных законами и правовыми актами РФ[180]. В частности, О. Н. Садиков пишет: «Пассажир, потерпевший в результате задержки отправления и прибытия транспортного средства, вправе обращаться к способам защиты, предусмотренным Законом о защите прав потребителей в редакции 1995 г., в частности, вправе требовать возмещения ему на основании ст. 15 Закона причиненных моральных убытков»[181].
Другие цивилисты более осторожны в своих оценках данной проблемы. Так, В. В. Витрянский отмечает, что этот вопрос «представляется не столь однозначным, как это принято считать в юридической литературе», так как «основополагающие правила о компенсации морального вреда установлены не законодательством о защите прав потребителей, а ГК»[182]. Далее в своих рассуждениях автор опирается на положения, приведенные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда». В нем дано разъяснение о том, что «под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (п. 2).
Оценивая приведенный перечень, В. В. Витрянский приходит к противоречивым выводам. С одной стороны, он обращает внимание на то, что в указанном перечне не значатся нарушения договорных обязательств, к которым относятся обязательства из договора перевозки пассажира, и тем самым подталкивает к мысли, что, следовательно, нет оснований для компенсации пассажиру морального вреда при задержке его отправления или опоздании его прибытия в пункт назначения, вызванных нарушением перевозчиком условий договора перевозки.
С другой стороны, он допускает в исключительных случаях положительное решение этого вопроса. Автор пишет: «Очевидно, что могут быть ситуации, когда неисполнение или ненадлежащее исполнение перевозчиком обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажира, причиняет гражданину физические и нравственные страдания, которые могут быть компенсированы путем возмещения морального вреда (например, когда задержка прибытия в пункт назначения привела к опозданию пассажира на похороны родственника) . Но такие ситуации скорее представляют собой исключение из общих правил»[183].
Все же следует отметить, что в перечне случаев, рассматриваемых в постановлении Пленума Верховного Суда РФ как моральный вред, содержатся некоторые, имеющие отношение к моральному вреду при задержке отправления или прибытия пассажира в пункт назначения, например, физические страдания пассажира в связи с заболеванием в результате стрессовой ситуации, переживаний, дискомфортных условий длительного вынужденного нахождения на станции (в порту, аэропорту и т.п.). Это также могут быть нравственные страдания, о которых упоминает В. В. Витрянский в приведенном примере, и в других случаях (срыв деловых переговоров, запланированного отдыха и т.п.).
Кроме того, как следует из приведенного в постановлении перечня, он не является исчерпывающим, и дело Верховного Суда РФ при необходимости дополнить его в установленном порядке, в том числе включить отсутствующие в нем нарушения договорных обязательств, на которые указывает В. В. Витрянский. Но все же главным является определение критериев отнесения тех или иных обстоятельств к моральному вреду, подлежащему компенсации.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 301.